Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что может вызвать тревогу?



Для того, чтобы обеспечить профилактику наркотизма, взрослый должен иметь представление о тех факторах, которые способны подтолкнуть малыша к знакомству с дурманом. Риск приобщения к одурма­нивающим веществам неодинаков для различных групп детей.

Специалисты традиционно выделяют три группы факторов риска: биологические, психологические и социальные.

Ученые до сих пор не могут точно ответить на воп­рос, существует ли генетическая предрасположен­ность к использованию наркогенных веществ. Да, дей­ствительно, в семьях алкоголиков и наркоманов ре­бята гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но гены ли здесь виноваты или это резуль­тат домашнего воспитания?

Дети страдающих наркогенной зависимостью, как правило, имеют различные нарушения здоровья, по­рождающие у организма ощущения физиологическо­го дискомфорта (который может даже до конца не осознаваться малышом). Наркотизация при этом вы­ступает как один из способов избавления от непри­ятных ощущений. Поэтому для сыновей или дочерей поклонников дурмана наркотизация оказывается весьма привлекательной, они раньше знакомятся с наркогенными веществами, быстрее втягиваются в их использование. Но не следует считать, что судьба ребенка из такой семьи предрешена. Внимание и лю­бовь взрослых, озабоченных его будущим, способны защитить его от сетей дурмана.

Нарушения физического развития могут быть выз­ваны не только наркотизацией родителей, но и раз­личными инфекционными заболеваниями, перенесен­ными ребенком, травмами, болезнями матери во вре­мя беременности и т. д. Все это порождает ощущение нездоровья, а значит, может быть отнесено к факто­рам риска ранней наркотизации.

К психологическим факторам риска относятся так называемые возрастные ситуационно-личностные ре­акции детей на окружающее. Прежде всего, здесь сле­дует упомянуть о реакции имитации. Через стадию «ма­леньких обезьянок», копирующих определенного че­ловека или образ, проходят практически все. Ребенок может подражать походке, манере одеваться, голосу своего кумира. Однако при этом ребенок не способен критически относиться к копируемому образу и усва­ивает не только положительные, но и отрицательные характеристики. В полной мере это относится и к нар­котизации.

Определенную роль в приобщении к ней играет и, реакция оппозиции. Ребенок знает, что алкоголь и сигареты вредны, опасны. Однако использует их «назло», чтобы привлечь к себе внимание, «наказать» кого-то из членов семьи за грубость, несправедли­вость по отношению к себе. Обычно такое приобще­ние к одурманиванию происходит в семьях, где дети оказываются заброшенными, родителям на них про­сто не хватает времени, к проблемам малышей папы и мамы относятся невнимательно, пренебрежитель­но. В такой ситуации ребенок нередко начинает ру­ководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше» — «пусть мне будет плохо, зато они (взрослые) будут за меня переживать!»

Для многих старших дошкольников (главным об­разом, мальчиков) факторы внешнего мира, облада­ющие повышенной опасностью, зачастую оказываются весьма привлекательными. При этом поведение ребёнка может просто пугать взрослого: отчаянный сорвиголова перебегает дорогу прямо перед мчащей­ся машиной, бесстрашно взбирается на высокие де­ревья и т. д. Таким образом, малыш проверяет себя на прочность, пытается узнать, какой он, на что спо­собно его тело. В силу возрастных особенностей мышления он нередко не в состоянии прогнозировать возможные плачевные результаты такого поведения. По этой же причине дети начинают экспериментиро­вать с одурманивающими веществами, пытаясь испы­тать новые ощущения. И опасение за собственное здо­ровье не всегда способно выполнить здесь защитную функцию.

Реакции, перечисленные выше, являются приме­той определенного возраста. Но у ребенка могут по­являться и индивидуальные черты, способные сделать его уязвимым к наркогенному соблазну.

Так, например, дополнительного внимания со сто­роны родителей и воспитателей требуют неусидчи­вые дети, которым трудно сосредоточиться на выпол­нении даже не очень сложного задания. Обычно их называют шалунами, непоседами. Однако такая не­поседливость не столь уж и безобидна. Жажда лег­ких развлечений становится неотъемлемой чертой характера. Но сами себя занять такие дети не могут и постоянно нуждаются в источнике развлечений, по­лучении новых ощущений, в том числе и за счет одур­манивания.

Высок риск ранней наркотизации и для детей с за­вышенной самооценкой. Они подвижны, решитель­ны, любят привлекать к себе внимание. При обще­нии со взрослыми им не всегда удается соблюдать дистанцию, отсюда нередко возникают конфликты. Такие дети плохо переносят однообразие обстанов­ки, монотонность работы, изоляцию от сверстников. Они быстро адаптируются в «плохих» компаниях, лег­ко соглашаются на предложение попробовать нар­когенное вещество.

Дети с истероидными чертами характера стремят­ся постоянно быть в центре событий, чрезвычайно контактны, эмоционально неустойчивы. Поведение их сплошь и рядом демонстративно, они очень внушае­мы и склонны к фантазированию. В группе редко за­нимают роль лидера, чаще всего их устраивает роль «шута». Наркотизация для истероидного ребенка слу­жит одним из способов привлечения к себе внима­ния.

Среди социальных факторов возникновения, нар­котизации самый главный — нарушение взаимоотно­шений в семье. Принято считать, что раньше подпа­дают под влияние дурмана дети из неполных семей. Однако, как показывает практика, важна не столько формальная структура семьи, сколько характер от­ношений между ее членами. Отсутствие отца или ма­тери вовсе не обрекает ребенка на наркотизацию, точно так же, как и полная семья не гарантирует за­щиту от наркогенного соблазна.

Подвержены ранней наркотизации дети из дефор­мированных, распадающихся семей. Здесь ребенок оказывается свидетелем постоянных ссор между ро­дителями, нередко выполняя роль переходящего при­за, которым взрослые шантажируют друг друга. Сами родители зачастую искренне считают, что сохранят семью ради интересов ребенка, не осознавая, что -постоянное пребывание «на поле боя» оказывается тяжелейшей психологической травмой для их сына или дочери.

Определенную роль в развитии наркотизации мо­жет сыграть и семейное воспитание по типу гипопротекции и гиперпротекции. Понятно, как отсутствие контроля и внимания со стороны родителей может спровоцировать раннее приобщение к одурманива­ющим веществам. Однако не менее опасна и повы­шенная опека, когда ребенка с малых лет постоянно балуют, контролируют, восхищаются действительны­ми и мнимыми талантами, избавляют от малейших трудностей и необходимости самому чего-либо доби­ваться. В этом случае дети привыкают к тому, что все желаемое им будет преподноситься на блюдечке с го­лубой каемочкой. Но в реальной жизни им приходит­ся испытывать разочарование: окружающие люди ведут себя иначе, чем родители. Поэтому дети из гиперпротекционных семей сталкиваются с серьезными трудностями, когда они вынуждены встречаться с проблемой один на один. Попадая в непривычную обстановку, они легко поддаются влиянию сверстников, подчиняются любому внешнему давлению, в том числе и наркогенному.

Важным в профилактике наркотизма является организация совместных мероприятий школы и ро­дителей. Дети в этих мероприятиях рассматриваются как полноправные участники и чувствуют себя почти как в домашней атмосфере.

Почему это опасно?

Даже маленький глоток алкогольного напитка, сде­ланный ребенком, способен оказать серьезное воз­действие на его организм. Алкоголь быстро всасыва­ется в кровь, поэтому опьяняющий эффект у детей возникает очень скоро. Угрозу здоровью и даже жиз­ни может представлять незначительная, с точки зре­ния взрослого, порция напитка, в которой содержит­ся 20-25 г чистого спирта. В первую очередь атаке подвергаются стенки желудка, для него такое воздей­ствие равносильно химическому ожогу. Особенно это опасно для детей, страдающих нарушениями Пище­варения.

Процесс переработки алкоголя в организме свя­зан с колоссальными энергетическими затратами, при этом расходуется значительное количество кислоро­да (у ребенка может возникнуть симптом «нехватки воздуха» — он начинает задыхаться), выделяется большое количество тепла (а это, в свою очередь, нару­шает терморегуляцию, вызывает повышение темпе­ратуры тела).

Основные усилия по обезвреживанию алкоголя бе­рут на себя печень и почки, но происходит это за счет разрушения их клеток, что в дальнейшем может спро­воцировать заболевание печени.

Мощный эффект оказывает алкоголь на структу­ры нервной системы. Он нарушает механизм воспри­ятия и переработки импульсов нервными клетками, в связи с чем возникает специфическое ощущение «бесчувственности», нарушается координация движе­ний. У ребенка механизмы регуляции психического состояния еще только формируются, поэтому даже незначительные дозы алкоголя способны вызвать неадекватное поведение: истерический хохот, пани­ческий страх, плач и т. д. Вообще результат испробо­вания малышом алкогольного напитка (даже в при­сутствии родителей) трудно предсказать. Это зависит от возраста, состояния здоровья ребенка, даже от его пола.

Но что делать, если все же возникла критическая ситуация и ребенок нуждается в срочной помощи? При алкогольном отравлении малыш может дышать с трудом, испытывает онемение и покалывание в паль­цах рук и ног, головокружение и тошноту. Взрослому необходимо успокоить его, объяснить, что ниче­го страшного не происходит, научить правильно ды­шать — делать глубокие вдохи и выдохи на счет «три». Бывает, что алкогольное отравление сопровождает­ся судорогами. Приступ судорог нельзя прервать. И хотя очень тяжело видеть это, единственное, что может сделать взрослый в такой ситуации — обеспе­чить безопасность ребенка. Нужно отодвинуть все твердые предметы, о которые малыш может ударить­ся, попытаться сдерживать его движения (но не пы­таться их предотвратить). Нельзя ничего вставлять малышу в зубы. Это очень опасно, ведь он может от­кусить и вдохнуть отломанный кусочек предмета.

И самое главное! Все, о чем говорилось выше, это мероприятия по неотложной помощи. Ребенок остро нуждается в помощи врача. Обязательно следует вызвать специалиста.

А теперь посмотрим, чем чревато знакомство с си­гаретой. В ней содержится более 400 газов, большинство из них чрезвычайно вредны для организма. Удивительно, но факт, негативный эффект, который оказывает сигарета на самого курильщика, меньше, чем, вред, причиняемый окружающим. Дело в том, что вдыхаемый курильщиком дым фильтруется (большинство сигарет имеют специальные фильтры), выдыха­емый же дым представляет собой настоящий букет из вредных газов. Об этом стоит задуматься родителям, привыкшим дымить в присутствии детей или формально соблюдающим не очень действенные правила, предосторожности (из отдельной комнаты или из кухни дым все равно расползается по всей квартире).

Сигаретный дым, попадая в организм (при актив­ном или пассивном курении) воздействует на слизис­тые стенки дыхательных путей и приводит к суже­нию сосудов. Это, в свою очередь, вызывает защит­ную реакцию — кашель. Он может быть таким сильным, что ведет к расстройству дыхания, вплоть до его остановки.

Сигаретный дым оказывает негативное воздей­ствие на органы очистки организма (печень и поч­ки), способен нарушить работу сердца. Резкое уча­щение сердцебиения — типичная реакция начинаю­щего курильщика. Даже одна сигарета способна вызвать у ребенка спазмы желудка и боли в области живота.

Значительному разрушительному воздействию под­вергаются структуры нервной системы. Сигарета де­лает малыша очень возбудимым, однако период по­вышенной активности быстро сменяется состояни­ем пассивности, апатии. Такие перепады настроения, не находящие внешнего объяснения, должны заста­вить взрослых задуматься, поскольку они могут сви­детельствовать о том, что дошкольник уже испытал влияние дурмана.

Кстати, повышенное беспокойство, раздражитель­ность проявляются не только у ребенка, самого попробовавшего сигарету, но и у малыша — пассивно­го курильщика. Порой родителям даже в голову не приходит, что причиной тревожного сна, возбужден­ного состояния сына или дочери является табачный дым, разносящийся по квартире.

Нужно помнить и о том, что табачный дым — силь­ный аллерген. Постоянное его вдыхание делает им­мунную систему ребенка весьма уязвимой и способ­ствует возникновению различных аллергических за­болеваний. По статистике, более чем у 70% детей-аллергиков родители курили.

Мы надеемся, что все сказанное выше, заставит задуматься взрослых и поможет им защитить своих детей от одурманивающих веществ.

Если спросить родителей, чего они боятся больше всего, то ответом будет: «Наркомании и алкоголиз­ма». На фоне таких привычек курение, конечно, мерк­нет — но лишь потому, что негативные последствия табака не так быстро проявляются, как при употреб­лении наркотиков и спиртного.

ВОЗ подсчитала, что от болезней, вызванных ку­рением, ежегодно в мире умирают 3,5 млн человек. Количество курильщиков постоянно увеличивается, к 2020 году табак может уносить по 10 млн в год — это будут взрослые люди, сегодняшние дети и под­ростки.

Первую сигарету обычно предлагает хороший при­ятель. Причины, по которым подросток соглашается ее выкурить:

• любопытство;

• стадное чувство;

• боязнь показаться белой вороной;

• желание сделать назло родителям (особенно если накануне была ссора).

Почти у всех первая затяжка вызывает головокру­жение, у некоторых — рвоту. Больших бед для здоро­вья в этом нет, если процесс не повторять. Ковар­ство никотина в том, что у подростка (в отличие от взрослого) физическая зависимость может развить­ся быстрее, чем психологическая. То есть подрос­ток еще не научился толком пользоваться зажигалкой, т организм уже требует: подать мне мою дозу никотина!

Организм страдает по никотину, а основной вред здоровью приносят смолы. Именно в дыме содержит­ся формальдегид, бензол и другие высокотоксичные вещества, вызывающие рак. Подсчитано, что у лю­дей, начавших курить с 15-летнего возраста, он воз­никает в пять раз чаще, чем у тех, кто закурил после 25. Если бросить курить, то через 5 лет шансы забо­леть очень серьезно снижаются.

Когда дым достигает легких, он осаждается в виде смол. Тот, кто стоит рядом фильтрует собственными легкими помещение. Здесь не только риск возникно­вения рака, но также пневмонии, эмфиземы, хрони­ческого бронхита.

Для подростка любое страшное заболевание ка­жется событием, которое его не коснется. Можно предложить им занятный опыт: плотно прижать губы к руке и выдохнуть дым. Темно-коричневое пятно, оставшееся на коже, — хорошая иллюстрация того, что остается в легких.

Во время курения в кровь попадает окись углеро­да — как в автомобильном выхлопе. Окись замещает кислород в крови, и это приводит к недостатку его во всех органах, включая мозг. Если курить долго, стенки сосудов теряют эластичность, на них образу­ется множество трещин. Внутренняя поверхность вместо гладкой становится шершавой, к ней хорошо прилипают частички жира и извести — получаются холестериновые бляшки. Как возможные перспективы — различные нарушения мозгового кровообраще­ния (вплоть до инсульта), коронарного кровообраще­ния (вплоть до инфаркта) и укороченная на 20-25 лет жизнь.

Раньше атеросклероз считался болезнью старше­го возраста. Сегодня он молодеет. Бляшки порой об­наруживают даже у 11-летних (!) детей.

Попадая в кровь, окись углерода активно замещает собой кислород во всех органах и тканях. Хронический недостаток кислорода у курящих мальчиков мо­жет в будущем привести к импотенции, у курящих девочек — к землистому цвету лица. Если девочка вовре­мя не справится с вредной привычкой, она столкнет­ся с большими проблемами во время беременности: повышенный риск кровотечения, выкидыш, преждев­ременное отхождение околоплодных вод, а иногда — рождение мертвого ребенка.

1.5. Курение и здоровье ребенка

 

Курильщиками поневоле можно назвать тех, кому приходится ежедневно находиться рядом с курящим человеком более часа. Иными словами, если в семье хотя бы один из домочадцев — поклонник табака, то всех других тоже можно смело причислять к много­численной армии курильщиков, правда пассивных.

При выкуривании одной сигареты в атмосферу пе­реходят 0,008 г никотина и другие вещества сгора­ния (табачные смолы, углекислый газ, сероводород и т. д.). Никотин — сильнейший нервный яд. Про судь­бу бедной лошади, погибающей от капли этого веще­ства, известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах), знают немногие. Понятно, что далеко не весь дым поступа­ет в легкие. Курильщику достается около 25% этого «дымного букета». Приблизительно 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в легкие окружаю­щих. Кстати, если курильщик в той или иной мере защищен сигаретным фильтром, то про некурящих этого сказать нельзя. Таким образом, не увлекаясь табаком, они вынуждены разделять все его опасные последствия. Особенно грустной эта арифметика ста­новится тогда, когда речь идет о детях.

Дело в том, что в организме взрослого человека уже сформированы механизмы, позволяющие за счет работы печени, почек, легких быстро освобождать­ся от токсических веществ или переводить их в ме­нее токсичные. В организме ребенка такие механиз­мы только формируются. Отсюда и печальная стати­стика; заболеваемость у детей курильщиков

простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиаль­ной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. Пред­расположенность к гастриту, язве желудка, наруше­ния работы сердечно-сосудистой системы... список печальных последствий курения можно продолжать. А кто из курящих взрослых задумывался над тем, что плохой сои, раздражительность, плаксивость, труд­ности в школе у их ребенка являются «ответом» на действие табачного дыма? Тут волей-неволей прихо­дится соглашаться с утверждением: «Хочешь иметь здорового ребенка — не кури!»

Предлагаем обсудить с родителями рекоменда­ции специалистов-врачей, следование которым в той или иной мере поможет снизить вред­ное воздействие табачного дыма.

Во-первых, в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребенка. Дети не должны находиться в комнате, где клубится сигаретный дым! Лучше, если родители вообще откажутся от курения в квартире, приспособив для этих целей балкон или лестничную площадку. Значительно снизится «эффект защиты», если курить взрослые будут на кухне, у себя в спальне: в этом случае табачный дым будет распро­страняться по всей квартире.

Во-вторых, квартиру нужно регулярно проветри­вать, причем делать это часто. Дело в том, что если в помещении 100 м (квартиры большинства из нас значительно меньше) в течение двух часов выкурива­ется 6 сигарет, то концентрация токсических веществ достигает предельно допустимой нормы и становится опасной для здоровья. Так что боязнь сквозняков в этом случае не оправдана — свежий воздух в кварти­ре необходим!

В-третьих, нужно минимизировать воздействие за­паха табачного дыма. Даже небольшие его концент­рации, незаметные для курильщика, способны стать причиной нарушения сна, головной боли, быстрой утомляемости ребенка. Если у ребенка есть предрас­положенность к аллергии, табачный запах способен ее спровоцировать. Наибольшая концентрация запа­ха — в одежде курящего человека. Поэтому просле­дите за тем, чтобы одежда ребенка находилась в отдельном шкафу и не соприкасалась с одеждой взрослых.

Запах может накапливаться и в мебели. Причем еще раз повторим, этот запах может и не ощущаться, однако действие его при этом будет вполне опре­деленным. Поэтому не следует пренебрегать часты­ми уборками с использованием пылесоса. Особое внимание при этом нужно уделить постели ребенка — дивану или кровати, где он спит, подушке.

В-четвертых, следует научить ребенка правильно­му поведению в присутствии курящих людей. Это ка­сается не только детей курильщиков, но и мальчиков и девочек из некурящих семей. Ребенок должен знать, что ему нельзя находиться в одном помещении с курящими. Он может выйти (из комнаты, из лифта и т. д.), он имеет право попросить взрослых людей прекратить курение в его присутствии. Родителям нужно заранее обсудить с сыном или дочерью, что именно они могут сказать, обращаясь к взрослым с просьбой не курить. Чтобы это не превращалось в скучные нравоучения, попробуйте придумать с ребен­ком и разыграть при помощи кукол небольшой спек­такль или ролевую игру.

 

1.6. Насилие в семье.

 

Проблема психологического и физического насилия в отношении детей до недавнего времени оставалась практически закрытой в нашей стране. В связи с тем, что эта тема отвергалась в обществе и замалчивалась в социальных и психологических исследованиях, было порождено множество заблуждений, педагогических мифов и просто неверных представлений о причинах “плохого” поведения детей. Эти заблуждения препятствуют преодолению истинных причин отклоняющегося поведения ребенка, приводят к тому, что взрослые, тратят колоссальные усилия на устранение следствия, не понимая причины.

Проблема устранения насилия в отношении детей имеет самое непосредственное значение в отношении построения, как общей системы воспитания, так и определения индивидуальных подходов.

Насилие – это не только социальное явление. Этиология его сложна и мультифакторна, она тесно связана с глубинными инстинктивными проявлениями и самой природой человека.

Жестокость в семье по отношению к детям не зависит ни от общественного строя, ни от политического устройства, тем не менее, существует четкое различие между странами, обусловленное тем, признается ли существование этой проблемы и какие меры принимаются государством по защите детей от насилия и по его предупреждению.

О распространении насилия в обществе над детьми можно косвенно судить по общему числу детей, отобранных в течение года у тех родителей, которые были лишены родительских прав за жестокое обращение или невыполнение родительских обязанностей. К сожалению, количество таких детей в нашей стране растет из года в год. Причин тому немало: низкий социальный уровень жизни населения, особенности культуры населения, пьянство, социальное иждивенчество и т.п.

О насилии в семье говорят много, однако, и по сей день, существуют семьи и детские коллективы, в которых оно остается и присутствует в ежедневной практике. Подавление личности может входить в общую систему взаимоотношений в коллективе и являться неотьемлимой частью представления о “естественном” воспитании детей.

Следует также учитывать, что насилие в большей степени, чем другие, проблема скрытая, “спрятанная”, завуалированная. Эту проблему не принято обсуждать открыто. О ней сложно узнать, потому, что дети не говорят об этом, т.к. либо не умеют говорить, не могут высказать, не понимают ненормальности явления, а родители или взрослые, применяющие насилие не заинтересованы в разглашении такой информации.

Взрослых, применяющих насилие, можно условно поделить на две категории:

· не тех, кто не осознает, что применяет насилие в своей практике воспитания

· на тех, кто делает это сознательно.

Неосознанно люди применяют насилие, поскольку в их собственном воспитании оно было обычной практикой. Они не задумываются о том, что угрозы, грубость, унижение ребенка, шлепки и “подзатыльники” могут квалифицироваться как насилие. Даже если в результате такого обращения ребенок получит травму, то родители расценивают ее как несчастный случай.

Вторые используют насилие, так как считают его правильной и необходимой мерой воспитательного воздействия. По принципу: “Битие определяет сознание ребенка”.

Почему же родители, по-своему любящие своего ребенка, могут применить насилие по отношению к нему?

Вернемся еще раз к нашей классификации. Есть родители, которые не осознают последствий своих действий и причин своего поведения.

· Во-первых, это связано с моделью семьи, унаследованной ими с детства. Если родитель, будучи ребенком, подвергался насилию, то это вошло в его представление о модели семьи. Став взрослым и создав свою семью, он неосознанно использует сложившуюся в его подсознании модель родительской семьи, в которой он вырос. Это вполне естественно, поскольку семейный опыт у человека складывается с самого раннего возраста в тех условиях, в которых он оказался, будь то семья (благополучная или нет), детский дом, интернат или что-то еще. Прошлый опыт собственной жизни остается с человеком навсегда, и только новый опыт, возможно, каким то образом повлияет на настоящее поведение, в котором далеко не все осознаваемо. К сожалению, ни взрослым, ни тем более детям от таких рассуждений “не легче”. Объяснить, почему родитель или взрослый поступает так или иначе можно, но далеко не так просто изменить модель чужого, и особенно своего, поведения.

· Во-вторых, применение насилия может выполнять для взрослого роль своеобразной “самотерапии”. Взрослые, не справляясь с собственными проблемами, с “вызовами” социальных условий и жизненных потрясений разряжают возникшее напряжение переносом недовольства на ребенка. Как правило, насилие происходит тогда, когда у родителя накопились проблемы, когда ему “плохо”. В отличие от первого случая, когда ребенок знает, что его каждый раз ждет “порция горячего”, поскольку родитель в проявлении насилия постоянен, во втором случае ребенок вынужден тревожно и напряженно ждать, когда родителю в очередной раз станет плохо и потребуется разрядка. Ребенок находится в постоянном напряжении, не зная, случится ли сейчас что-нибудь или в этот раз “пронесет”. Дети из таких семей тревожны, неуверенны в себе или наоборот, ведут себя нервно и агрессивно, они особенно нуждаются в индивидуальной психолого-педагогической поддержке.

Родители, которые сознательно применяют насилие, используют его как способ воспитания в тех ситуациях, когда отсутствуют другие способы. Это может быть оправданный способ воздействия, когда все другие аргумента уже исчерпаны (например, если ребенок начинает капризничать на проезжей части и не внемлет убеждению). Однако встречаются взрослые, которые кроме насилия, в качестве меры воспитания, других мер и способов себе не представляют, по принципу: “Нас так воспитывали и вот, пошло на пользу, выросли порядочными людьми”.

Не оправдывается ли в этом случае насилие? Нет, применение насилия в таком случае говорит только о недостатке умения родителей применить другие методы в каждой конкретной ситуации. Индивидуальная и групповая работа с такими взрослыми, обычно, начинается с обучения их “родительским” умениям, основным навыкам воспитания и взаимодействия с детьми без использования насилия и подавления.

 

В качестве основных видов, выделяют насилие физическое и психологическое.

Разработкой программ и технологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, занимаются такие известные российские и зарубежные авторы как: Н.К.Асанова, Л.Берковец, С.Я.Долецкий, М.Клавдиева, Т.И.Шульга, Н.Д.Ярославцева, Дж.Аллан, Л.Барбара, Р.Бэджли, Л.Дамон, С.Г.Кемпе, И.М.Киннард, Дж.Г.Менделл, Д.Финкелхор и др.

Большинством из них насилие рассматривается как преднамеренные физические, психологические или сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произведенные против его воли.

Физическое насилие – это использование преимущества физической силы более сильного, при отсутствии силы у слабого.

Психологическое насилие связано с подавлением, принуждением, уничижением человека, без применения физической силы. Следует признать, что психологическое давление и насилие по своей природе не менее, а иногда и более опасное явление, чем физическое насилие, поскольку оно оставляет душевные травмы на всю жизнь, проявляется в поведении человека по отношению к другим, является причиной воспроизведения насилия в будущем.

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

· пренебрежение основными интересами ребенка;

· физическое насилие;

· психическое (эмоциональное) насилие;

· сексуальное насилие и растление.

Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствий насильственных действий для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.