Для того, чтобы обеспечить профилактику наркотизма, взрослый должен иметь представление о тех факторах, которые способны подтолкнуть малыша к знакомству с дурманом. Риск приобщения к одурманивающим веществам неодинаков для различных групп детей.
Специалисты традиционно выделяют три группы факторов риска: биологические, психологические и социальные.
Ученые до сих пор не могут точно ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к использованию наркогенных веществ. Да, действительно, в семьях алкоголиков и наркоманов ребята гораздо чаще приобщаются к пагубной привычке. Но гены ли здесь виноваты или это результат домашнего воспитания?
Дети страдающих наркогенной зависимостью, как правило, имеют различные нарушения здоровья, порождающие у организма ощущения физиологического дискомфорта (который может даже до конца не осознаваться малышом). Наркотизация при этом выступает как один из способов избавления от неприятных ощущений. Поэтому для сыновей или дочерей поклонников дурмана наркотизация оказывается весьма привлекательной, они раньше знакомятся с наркогенными веществами, быстрее втягиваются в их использование. Но не следует считать, что судьба ребенка из такой семьи предрешена. Внимание и любовь взрослых, озабоченных его будущим, способны защитить его от сетей дурмана.
Нарушения физического развития могут быть вызваны не только наркотизацией родителей, но и различными инфекционными заболеваниями, перенесенными ребенком, травмами, болезнями матери во время беременности и т. д. Все это порождает ощущение нездоровья, а значит, может быть отнесено к факторам риска ранней наркотизации.
К психологическим факторам риска относятся так называемые возрастные ситуационно-личностные реакции детей на окружающее. Прежде всего, здесь следует упомянуть о реакции имитации. Через стадию «маленьких обезьянок», копирующих определенного человека или образ, проходят практически все. Ребенок может подражать походке, манере одеваться, голосу своего кумира. Однако при этом ребенок не способен критически относиться к копируемому образу и усваивает не только положительные, но и отрицательные характеристики. В полной мере это относится и к наркотизации.
Определенную роль в приобщении к ней играет и, реакция оппозиции. Ребенок знает, что алкоголь и сигареты вредны, опасны. Однако использует их «назло», чтобы привлечь к себе внимание, «наказать» кого-то из членов семьи за грубость, несправедливость по отношению к себе. Обычно такое приобщение к одурманиванию происходит в семьях, где дети оказываются заброшенными, родителям на них просто не хватает времени, к проблемам малышей папы и мамы относятся невнимательно, пренебрежительно. В такой ситуации ребенок нередко начинает руководствоваться принципом «чем хуже, тем лучше» — «пусть мне будет плохо, зато они (взрослые) будут за меня переживать!»
Для многих старших дошкольников (главным образом, мальчиков) факторы внешнего мира, обладающие повышенной опасностью, зачастую оказываются весьма привлекательными. При этом поведение ребёнка может просто пугать взрослого: отчаянный сорвиголова перебегает дорогу прямо перед мчащейся машиной, бесстрашно взбирается на высокие деревья и т. д. Таким образом, малыш проверяет себя на прочность, пытается узнать, какой он, на что способно его тело. В силу возрастных особенностей мышления он нередко не в состоянии прогнозировать возможные плачевные результаты такого поведения. По этой же причине дети начинают экспериментировать с одурманивающими веществами, пытаясь испытать новые ощущения. И опасение за собственное здоровье не всегда способно выполнить здесь защитную функцию.
Реакции, перечисленные выше, являются приметой определенного возраста. Но у ребенка могут появляться и индивидуальные черты, способные сделать его уязвимым к наркогенному соблазну.
Так, например, дополнительного внимания со стороны родителей и воспитателей требуют неусидчивые дети, которым трудно сосредоточиться на выполнении даже не очень сложного задания. Обычно их называют шалунами, непоседами. Однако такая непоседливость не столь уж и безобидна. Жажда легких развлечений становится неотъемлемой чертой характера. Но сами себя занять такие дети не могут и постоянно нуждаются в источнике развлечений, получении новых ощущений, в том числе и за счет одурманивания.
Высок риск ранней наркотизации и для детей с завышенной самооценкой. Они подвижны, решительны, любят привлекать к себе внимание. При общении со взрослыми им не всегда удается соблюдать дистанцию, отсюда нередко возникают конфликты. Такие дети плохо переносят однообразие обстановки, монотонность работы, изоляцию от сверстников. Они быстро адаптируются в «плохих» компаниях, легко соглашаются на предложение попробовать наркогенное вещество.
Дети с истероидными чертами характера стремятся постоянно быть в центре событий, чрезвычайно контактны, эмоционально неустойчивы. Поведение их сплошь и рядом демонстративно, они очень внушаемы и склонны к фантазированию. В группе редко занимают роль лидера, чаще всего их устраивает роль «шута». Наркотизация для истероидного ребенка служит одним из способов привлечения к себе внимания.
Среди социальных факторов возникновения, наркотизации самый главный — нарушение взаимоотношений в семье. Принято считать, что раньше подпадают под влияние дурмана дети из неполных семей. Однако, как показывает практика, важна не столько формальная структура семьи, сколько характер отношений между ее членами. Отсутствие отца или матери вовсе не обрекает ребенка на наркотизацию, точно так же, как и полная семья не гарантирует защиту от наркогенного соблазна.
Подвержены ранней наркотизации дети из деформированных, распадающихся семей. Здесь ребенок оказывается свидетелем постоянных ссор между родителями, нередко выполняя роль переходящего приза, которым взрослые шантажируют друг друга. Сами родители зачастую искренне считают, что сохранят семью ради интересов ребенка, не осознавая, что -постоянное пребывание «на поле боя» оказывается тяжелейшей психологической травмой для их сына или дочери.
Определенную роль в развитии наркотизации может сыграть и семейное воспитание по типу гипопротекции и гиперпротекции. Понятно, как отсутствие контроля и внимания со стороны родителей может спровоцировать раннее приобщение к одурманивающим веществам. Однако не менее опасна и повышенная опека, когда ребенка с малых лет постоянно балуют, контролируют, восхищаются действительными и мнимыми талантами, избавляют от малейших трудностей и необходимости самому чего-либо добиваться. В этом случае дети привыкают к тому, что все желаемое им будет преподноситься на блюдечке с голубой каемочкой. Но в реальной жизни им приходится испытывать разочарование: окружающие люди ведут себя иначе, чем родители. Поэтому дети из гиперпротекционных семей сталкиваются с серьезными трудностями, когда они вынуждены встречаться с проблемой один на один. Попадая в непривычную обстановку, они легко поддаются влиянию сверстников, подчиняются любому внешнему давлению, в том числе и наркогенному.
Важным в профилактике наркотизма является организация совместных мероприятий школы и родителей. Дети в этих мероприятиях рассматриваются как полноправные участники и чувствуют себя почти как в домашней атмосфере.
Почему это опасно?
Даже маленький глоток алкогольного напитка, сделанный ребенком, способен оказать серьезное воздействие на его организм. Алкоголь быстро всасывается в кровь, поэтому опьяняющий эффект у детей возникает очень скоро. Угрозу здоровью и даже жизни может представлять незначительная, с точки зрения взрослого, порция напитка, в которой содержится 20-25 г чистого спирта. В первую очередь атаке подвергаются стенки желудка, для него такое воздействие равносильно химическому ожогу. Особенно это опасно для детей, страдающих нарушениями Пищеварения.
Процесс переработки алкоголя в организме связан с колоссальными энергетическими затратами, при этом расходуется значительное количество кислорода (у ребенка может возникнуть симптом «нехватки воздуха» — он начинает задыхаться), выделяется большое количество тепла (а это, в свою очередь, нарушает терморегуляцию, вызывает повышение температуры тела).
Основные усилия по обезвреживанию алкоголя берут на себя печень и почки, но происходит это за счет разрушения их клеток, что в дальнейшем может спровоцировать заболевание печени.
Мощный эффект оказывает алкоголь на структуры нервной системы. Он нарушает механизм восприятия и переработки импульсов нервными клетками, в связи с чем возникает специфическое ощущение «бесчувственности», нарушается координация движений. У ребенка механизмы регуляции психического состояния еще только формируются, поэтому даже незначительные дозы алкоголя способны вызвать неадекватное поведение: истерический хохот, панический страх, плач и т. д. Вообще результат испробования малышом алкогольного напитка (даже в присутствии родителей) трудно предсказать. Это зависит от возраста, состояния здоровья ребенка, даже от его пола.
Но что делать, если все же возникла критическая ситуация и ребенок нуждается в срочной помощи? При алкогольном отравлении малыш может дышать с трудом, испытывает онемение и покалывание в пальцах рук и ног, головокружение и тошноту. Взрослому необходимо успокоить его, объяснить, что ничего страшного не происходит, научить правильно дышать — делать глубокие вдохи и выдохи на счет «три». Бывает, что алкогольное отравление сопровождается судорогами. Приступ судорог нельзя прервать. И хотя очень тяжело видеть это, единственное, что может сделать взрослый в такой ситуации — обеспечить безопасность ребенка. Нужно отодвинуть все твердые предметы, о которые малыш может удариться, попытаться сдерживать его движения (но не пытаться их предотвратить). Нельзя ничего вставлять малышу в зубы. Это очень опасно, ведь он может откусить и вдохнуть отломанный кусочек предмета.
И самое главное! Все, о чем говорилось выше, это мероприятия по неотложной помощи. Ребенок остро нуждается в помощи врача. Обязательно следует вызвать специалиста.
А теперь посмотрим, чем чревато знакомство с сигаретой. В ней содержится более 400 газов, большинство из них чрезвычайно вредны для организма. Удивительно, но факт, негативный эффект, который оказывает сигарета на самого курильщика, меньше, чем, вред, причиняемый окружающим. Дело в том, что вдыхаемый курильщиком дым фильтруется (большинство сигарет имеют специальные фильтры), выдыхаемый же дым представляет собой настоящий букет из вредных газов. Об этом стоит задуматься родителям, привыкшим дымить в присутствии детей или формально соблюдающим не очень действенные правила, предосторожности (из отдельной комнаты или из кухни дым все равно расползается по всей квартире).
Сигаретный дым, попадая в организм (при активном или пассивном курении) воздействует на слизистые стенки дыхательных путей и приводит к сужению сосудов. Это, в свою очередь, вызывает защитную реакцию — кашель. Он может быть таким сильным, что ведет к расстройству дыхания, вплоть до его остановки.
Сигаретный дым оказывает негативное воздействие на органы очистки организма (печень и почки), способен нарушить работу сердца. Резкое учащение сердцебиения — типичная реакция начинающего курильщика. Даже одна сигарета способна вызвать у ребенка спазмы желудка и боли в области живота.
Значительному разрушительному воздействию подвергаются структуры нервной системы. Сигарета делает малыша очень возбудимым, однако период повышенной активности быстро сменяется состоянием пассивности, апатии. Такие перепады настроения, не находящие внешнего объяснения, должны заставить взрослых задуматься, поскольку они могут свидетельствовать о том, что дошкольник уже испытал влияние дурмана.
Кстати, повышенное беспокойство, раздражительность проявляются не только у ребенка, самого попробовавшего сигарету, но и у малыша — пассивного курильщика. Порой родителям даже в голову не приходит, что причиной тревожного сна, возбужденного состояния сына или дочери является табачный дым, разносящийся по квартире.
Нужно помнить и о том, что табачный дым — сильный аллерген. Постоянное его вдыхание делает иммунную систему ребенка весьма уязвимой и способствует возникновению различных аллергических заболеваний. По статистике, более чем у 70% детей-аллергиков родители курили.
Мы надеемся, что все сказанное выше, заставит задуматься взрослых и поможет им защитить своих детей от одурманивающих веществ.
Если спросить родителей, чего они боятся больше всего, то ответом будет: «Наркомании и алкоголизма». На фоне таких привычек курение, конечно, меркнет — но лишь потому, что негативные последствия табака не так быстро проявляются, как при употреблении наркотиков и спиртного.
ВОЗ подсчитала, что от болезней, вызванных курением, ежегодно в мире умирают 3,5 млн человек. Количество курильщиков постоянно увеличивается, к 2020 году табак может уносить по 10 млн в год — это будут взрослые люди, сегодняшние дети и подростки.
Первую сигарету обычно предлагает хороший приятель. Причины, по которым подросток соглашается ее выкурить:
• любопытство;
• стадное чувство;
• боязнь показаться белой вороной;
• желание сделать назло родителям (особенно если накануне была ссора).
Почти у всех первая затяжка вызывает головокружение, у некоторых — рвоту. Больших бед для здоровья в этом нет, если процесс не повторять. Коварство никотина в том, что у подростка (в отличие от взрослого) физическая зависимость может развиться быстрее, чем психологическая. То есть подросток еще не научился толком пользоваться зажигалкой, т организм уже требует: подать мне мою дозу никотина!
Организм страдает по никотину, а основной вред здоровью приносят смолы. Именно в дыме содержится формальдегид, бензол и другие высокотоксичные вещества, вызывающие рак. Подсчитано, что у людей, начавших курить с 15-летнего возраста, он возникает в пять раз чаще, чем у тех, кто закурил после 25. Если бросить курить, то через 5 лет шансы заболеть очень серьезно снижаются.
Когда дым достигает легких, он осаждается в виде смол. Тот, кто стоит рядом фильтрует собственными легкими помещение. Здесь не только риск возникновения рака, но также пневмонии, эмфиземы, хронического бронхита.
Для подростка любое страшное заболевание кажется событием, которое его не коснется. Можно предложить им занятный опыт: плотно прижать губы к руке и выдохнуть дым. Темно-коричневое пятно, оставшееся на коже, — хорошая иллюстрация того, что остается в легких.
Во время курения в кровь попадает окись углерода — как в автомобильном выхлопе. Окись замещает кислород в крови, и это приводит к недостатку его во всех органах, включая мозг. Если курить долго, стенки сосудов теряют эластичность, на них образуется множество трещин. Внутренняя поверхность вместо гладкой становится шершавой, к ней хорошо прилипают частички жира и извести — получаются холестериновые бляшки. Как возможные перспективы — различные нарушения мозгового кровообращения (вплоть до инсульта), коронарного кровообращения (вплоть до инфаркта) и укороченная на 20-25 лет жизнь.
Раньше атеросклероз считался болезнью старшего возраста. Сегодня он молодеет. Бляшки порой обнаруживают даже у 11-летних (!) детей.
Попадая в кровь, окись углерода активно замещает собой кислород во всех органах и тканях. Хронический недостаток кислорода у курящих мальчиков может в будущем привести к импотенции, у курящих девочек — к землистому цвету лица. Если девочка вовремя не справится с вредной привычкой, она столкнется с большими проблемами во время беременности: повышенный риск кровотечения, выкидыш, преждевременное отхождение околоплодных вод, а иногда — рождение мертвого ребенка.
1.5. Курение и здоровье ребенка
Курильщиками поневоле можно назвать тех, кому приходится ежедневно находиться рядом с курящим человеком более часа. Иными словами, если в семье хотя бы один из домочадцев — поклонник табака, то всех других тоже можно смело причислять к многочисленной армии курильщиков, правда пассивных.
При выкуривании одной сигареты в атмосферу переходят 0,008 г никотина и другие вещества сгорания (табачные смолы, углекислый газ, сероводород и т. д.). Никотин — сильнейший нервный яд. Про судьбу бедной лошади, погибающей от капли этого вещества, известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0,08 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах), знают немногие. Понятно, что далеко не весь дым поступает в легкие. Курильщику достается около 25% этого «дымного букета». Приблизительно 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в легкие окружающих. Кстати, если курильщик в той или иной мере защищен сигаретным фильтром, то про некурящих этого сказать нельзя. Таким образом, не увлекаясь табаком, они вынуждены разделять все его опасные последствия. Особенно грустной эта арифметика становится тогда, когда речь идет о детях.
Дело в том, что в организме взрослого человека уже сформированы механизмы, позволяющие за счет работы печени, почек, легких быстро освобождаться от токсических веществ или переводить их в менее токсичные. В организме ребенка такие механизмы только формируются. Отсюда и печальная статистика; заболеваемость у детей курильщиков
простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих. Предрасположенность к гастриту, язве желудка, нарушения работы сердечно-сосудистой системы... список печальных последствий курения можно продолжать. А кто из курящих взрослых задумывался над тем, что плохой сои, раздражительность, плаксивость, трудности в школе у их ребенка являются «ответом» на действие табачного дыма? Тут волей-неволей приходится соглашаться с утверждением: «Хочешь иметь здорового ребенка — не кури!»
Предлагаем обсудить с родителями рекомендации специалистов-врачей, следование которым в той или иной мере поможет снизить вредное воздействие табачного дыма.
Во-первых, в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребенка. Дети не должны находиться в комнате, где клубится сигаретный дым! Лучше, если родители вообще откажутся от курения в квартире, приспособив для этих целей балкон или лестничную площадку. Значительно снизится «эффект защиты», если курить взрослые будут на кухне, у себя в спальне: в этом случае табачный дым будет распространяться по всей квартире.
Во-вторых, квартиру нужно регулярно проветривать, причем делать это часто. Дело в том, что если в помещении 100 м (квартиры большинства из нас значительно меньше) в течение двух часов выкуривается 6 сигарет, то концентрация токсических веществ достигает предельно допустимой нормы и становится опасной для здоровья. Так что боязнь сквозняков в этом случае не оправдана — свежий воздух в квартире необходим!
В-третьих, нужно минимизировать воздействие запаха табачного дыма. Даже небольшие его концентрации, незаметные для курильщика, способны стать причиной нарушения сна, головной боли, быстрой утомляемости ребенка. Если у ребенка есть предрасположенность к аллергии, табачный запах способен ее спровоцировать. Наибольшая концентрация запаха — в одежде курящего человека. Поэтому проследите за тем, чтобы одежда ребенка находилась в отдельном шкафу и не соприкасалась с одеждой взрослых.
Запах может накапливаться и в мебели. Причем еще раз повторим, этот запах может и не ощущаться, однако действие его при этом будет вполне определенным. Поэтому не следует пренебрегать частыми уборками с использованием пылесоса. Особое внимание при этом нужно уделить постели ребенка — дивану или кровати, где он спит, подушке.
В-четвертых, следует научить ребенка правильному поведению в присутствии курящих людей. Это касается не только детей курильщиков, но и мальчиков и девочек из некурящих семей. Ребенок должен знать, что ему нельзя находиться в одном помещении с курящими. Он может выйти (из комнаты, из лифта и т. д.), он имеет право попросить взрослых людей прекратить курение в его присутствии. Родителям нужно заранее обсудить с сыном или дочерью, что именно они могут сказать, обращаясь к взрослым с просьбой не курить. Чтобы это не превращалось в скучные нравоучения, попробуйте придумать с ребенком и разыграть при помощи кукол небольшой спектакль или ролевую игру.
1.6. Насилие в семье.
Проблема психологического и физического насилия в отношении детей до недавнего времени оставалась практически закрытой в нашей стране. В связи с тем, что эта тема отвергалась в обществе и замалчивалась в социальных и психологических исследованиях, было порождено множество заблуждений, педагогических мифов и просто неверных представлений о причинах “плохого” поведения детей. Эти заблуждения препятствуют преодолению истинных причин отклоняющегося поведения ребенка, приводят к тому, что взрослые, тратят колоссальные усилия на устранение следствия, не понимая причины.
Проблема устранения насилия в отношении детей имеет самое непосредственное значение в отношении построения, как общей системы воспитания, так и определения индивидуальных подходов.
Насилие – это не только социальное явление. Этиология его сложна и мультифакторна, она тесно связана с глубинными инстинктивными проявлениями и самой природой человека.
Жестокость в семье по отношению к детям не зависит ни от общественного строя, ни от политического устройства, тем не менее, существует четкое различие между странами, обусловленное тем, признается ли существование этой проблемы и какие меры принимаются государством по защите детей от насилия и по его предупреждению.
О распространении насилия в обществе над детьми можно косвенно судить по общему числу детей, отобранных в течение года у тех родителей, которые были лишены родительских прав за жестокое обращение или невыполнение родительских обязанностей. К сожалению, количество таких детей в нашей стране растет из года в год. Причин тому немало: низкий социальный уровень жизни населения, особенности культуры населения, пьянство, социальное иждивенчество и т.п.
О насилии в семье говорят много, однако, и по сей день, существуют семьи и детские коллективы, в которых оно остается и присутствует в ежедневной практике. Подавление личности может входить в общую систему взаимоотношений в коллективе и являться неотьемлимой частью представления о “естественном” воспитании детей.
Следует также учитывать, что насилие в большей степени, чем другие, проблема скрытая, “спрятанная”, завуалированная. Эту проблему не принято обсуждать открыто. О ней сложно узнать, потому, что дети не говорят об этом, т.к. либо не умеют говорить, не могут высказать, не понимают ненормальности явления, а родители или взрослые, применяющие насилие не заинтересованы в разглашении такой информации.
Взрослых, применяющих насилие, можно условно поделить на две категории:
· не тех, кто не осознает, что применяет насилие в своей практике воспитания
· на тех, кто делает это сознательно.
Неосознанно люди применяют насилие, поскольку в их собственном воспитании оно было обычной практикой. Они не задумываются о том, что угрозы, грубость, унижение ребенка, шлепки и “подзатыльники” могут квалифицироваться как насилие. Даже если в результате такого обращения ребенок получит травму, то родители расценивают ее как несчастный случай.
Вторые используют насилие, так как считают его правильной и необходимой мерой воспитательного воздействия. По принципу: “Битие определяет сознание ребенка”.
Почему же родители, по-своему любящие своего ребенка, могут применить насилие по отношению к нему?
Вернемся еще раз к нашей классификации. Есть родители, которые не осознают последствий своих действий и причин своего поведения.
· Во-первых, это связано с моделью семьи, унаследованной ими с детства. Если родитель, будучи ребенком, подвергался насилию, то это вошло в его представление о модели семьи. Став взрослым и создав свою семью, он неосознанно использует сложившуюся в его подсознании модель родительской семьи, в которой он вырос. Это вполне естественно, поскольку семейный опыт у человека складывается с самого раннего возраста в тех условиях, в которых он оказался, будь то семья (благополучная или нет), детский дом, интернат или что-то еще. Прошлый опыт собственной жизни остается с человеком навсегда, и только новый опыт, возможно, каким то образом повлияет на настоящее поведение, в котором далеко не все осознаваемо. К сожалению, ни взрослым, ни тем более детям от таких рассуждений “не легче”. Объяснить, почему родитель или взрослый поступает так или иначе можно, но далеко не так просто изменить модель чужого, и особенно своего, поведения.
· Во-вторых, применение насилия может выполнять для взрослого роль своеобразной “самотерапии”. Взрослые, не справляясь с собственными проблемами, с “вызовами” социальных условий и жизненных потрясений разряжают возникшее напряжение переносом недовольства на ребенка. Как правило, насилие происходит тогда, когда у родителя накопились проблемы, когда ему “плохо”. В отличие от первого случая, когда ребенок знает, что его каждый раз ждет “порция горячего”, поскольку родитель в проявлении насилия постоянен, во втором случае ребенок вынужден тревожно и напряженно ждать, когда родителю в очередной раз станет плохо и потребуется разрядка. Ребенок находится в постоянном напряжении, не зная, случится ли сейчас что-нибудь или в этот раз “пронесет”. Дети из таких семей тревожны, неуверенны в себе или наоборот, ведут себя нервно и агрессивно, они особенно нуждаются в индивидуальной психолого-педагогической поддержке.
Родители, которые сознательно применяют насилие, используют его как способ воспитания в тех ситуациях, когда отсутствуют другие способы. Это может быть оправданный способ воздействия, когда все другие аргумента уже исчерпаны (например, если ребенок начинает капризничать на проезжей части и не внемлет убеждению). Однако встречаются взрослые, которые кроме насилия, в качестве меры воспитания, других мер и способов себе не представляют, по принципу: “Нас так воспитывали и вот, пошло на пользу, выросли порядочными людьми”.
Не оправдывается ли в этом случае насилие? Нет, применение насилия в таком случае говорит только о недостатке умения родителей применить другие методы в каждой конкретной ситуации. Индивидуальная и групповая работа с такими взрослыми, обычно, начинается с обучения их “родительским” умениям, основным навыкам воспитания и взаимодействия с детьми без использования насилия и подавления.
В качестве основных видов, выделяют насилие физическое и психологическое.
Разработкой программ и технологий психологического сопровождения лиц, переживших насилие, занимаются такие известные российские и зарубежные авторы как: Н.К.Асанова, Л.Берковец, С.Я.Долецкий, М.Клавдиева, Т.И.Шульга, Н.Д.Ярославцева, Дж.Аллан, Л.Барбара, Р.Бэджли, Л.Дамон, С.Г.Кемпе, И.М.Киннард, Дж.Г.Менделл, Д.Финкелхор и др.
Большинством из них насилие рассматривается как преднамеренные физические, психологические или сексуальные действия с целью нанесения ущерба человеку, произведенные против его воли.
Физическое насилие – это использование преимущества физической силы более сильного, при отсутствии силы у слабого.
Психологическое насилие связано с подавлением, принуждением, уничижением человека, без применения физической силы. Следует признать, что психологическое давление и насилие по своей природе не менее, а иногда и более опасное явление, чем физическое насилие, поскольку оно оставляет душевные травмы на всю жизнь, проявляется в поведении человека по отношению к другим, является причиной воспроизведения насилия в будущем.
В отношении детей выделяют следующие виды насилия:
· пренебрежение основными интересами ребенка;
· физическое насилие;
· психическое (эмоциональное) насилие;
· сексуальное насилие и растление.
Анализ особенностей проявления различных форм насилия, причин возникновения и последствий насильственных действий для детей разного возраста может способствовать созданию более эффективных технологий психологической помощи жертвам насилия.