Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Технологии социально-педагогической деятельности.



20 век в истории человеческой цивилизации останется как век научно-технического прогресса, научно-технической революции. Научно-технический прогресс обусловил технологизацию многочисленных отраслей производства.

В производственном процессе технология – это система предложенных наукой алгоритмов, применение которых ведет заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества.

(Алгоритм – система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи).

Все современное производство основывается на тех или иных технологиях. Технология, как известно, – это концентрированное выражение достигнутого уровня производства, это и способ, и результат внедрения научных достижений. В современном обществе очевиден глубокий интерес к проблеме технологизации таких сфер человеческой жизнедеятельности как медицина, политика и образование. С одной стороны технологизация такого важного социального института как образование – это объективный процесс, этап эволюции, необходимый для решения качественно иных задач, стоящих перед современным обществом, но сомнения остаются, определились и сторонники и противники этого подхода. Еще И,Кант разделял культуру простых умений и культуру дисциплины воли, отмечая, что культура простых умений способна проложить дорогу злу, если культура дисциплины воли не составит ей надежного противовеса. Эти параметры называют инструментальной и гуманитарной культурой, технологическим и нравственным потенциалом общества.

Обратимся к этимологии термина «технология», происхождение термина восходит к двум греческим словам – techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), что позволяет трактовать это понятие как наука о мастерстве, искусстве практической деятельности.

Впервые термин «педагогическая технология « был упомянут в отечественной науке в 20-е годы и почти одновременно распространился термин «педагогическая техника».

Под педагогической техникой принято понимать совокупность способов личного воздействия педагога на своих воспитанников. Различают техники: речи, взаимодействия, управления собой, саморегуляции, мимической и пантомимической выразительности и др. Термин педагогическая техника был введен в педагогическую науку и практику А.С.Макаренко, он считал, что «..в будущем в педагогических вузах обязательно будут преподавать и постановку голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, без такой работы я не представляю себе воспитателя. Конечно, постановка голоса имеет значение не только для того, чтобы красиво петь или разговаривать, а чтобы уметь наиболее точно, внушительно выражать свои мысли и чувства. Все эти вопросы воспитательной техники».

Идеи А.С.Макаренко получили развитие на кафедре педагогического мастерства Полтавского государственного педагогического института им. В.Г.Короленко. Опыт работы кафедры представлен в пособии «Основы педагогического мастерства».

В 60-е годы в мировой и отечественной педагогике развернулась широкая дискуссия о месте педагогической технологии в педагогической реальности. Наметились два направления развития педагогической технологии: первое – технических средств обучения, второе – технологий учебно-воспитательного процесса школы. Педагогическая технология стала пониматься в педагогике как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. В.П.Беспалько заметил, что « любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». По его мнению пока технология не создана доминирует индивидуальное мастерство, но оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология. Педагогические технологии – это не рецептурный справочник на все случаи профессиональной жизни педагога, не набор педагогических фокусов, а оптимальный набор различных приемов педагогического взаимодействия в контексте современной культуры (Н.Е.Щуркова).

Но есть большая опасность в технологизации педагогической деятельности, ибо без необходимого уровня профессионального мышления блестящее владение технологиями приведет к манипулированию ребенком и взрослым, к формализму, обезличиванию и обездушиванию в воспитании. В этой связи целесообразно обратиться к работе Э.Шострома «Анти-Корнеги или человек-манипулятор», написанную как отклик на известную книгу Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.