20 век в истории человеческой цивилизации останется как век научно-технического прогресса, научно-технической революции. Научно-технический прогресс обусловил технологизацию многочисленных отраслей производства.
В производственном процессе технология – это система предложенных наукой алгоритмов, применение которых ведет заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного количества и качества.
(Алгоритм – система операций, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их выполнения приводит к решению поставленной задачи).
Все современное производство основывается на тех или иных технологиях. Технология, как известно, – это концентрированное выражение достигнутого уровня производства, это и способ, и результат внедрения научных достижений. В современном обществе очевиден глубокий интерес к проблеме технологизации таких сфер человеческой жизнедеятельности как медицина, политика и образование. С одной стороны технологизация такого важного социального института как образование – это объективный процесс, этап эволюции, необходимый для решения качественно иных задач, стоящих перед современным обществом, но сомнения остаются, определились и сторонники и противники этого подхода. Еще И,Кант разделял культуру простых умений и культуру дисциплины воли, отмечая, что культура простых умений способна проложить дорогу злу, если культура дисциплины воли не составит ей надежного противовеса. Эти параметры называют инструментальной и гуманитарной культурой, технологическим и нравственным потенциалом общества.
Обратимся к этимологии термина «технология», происхождение термина восходит к двум греческим словам – techne (искусство, мастерство, умение) и logos (наука, учение), что позволяет трактовать это понятие как наука о мастерстве, искусстве практической деятельности.
Впервые термин «педагогическая технология « был упомянут в отечественной науке в 20-е годы и почти одновременно распространился термин «педагогическая техника».
Под педагогической техникой принято понимать совокупность способов личного воздействия педагога на своих воспитанников. Различают техники: речи, взаимодействия, управления собой, саморегуляции, мимической и пантомимической выразительности и др. Термин педагогическая техника был введен в педагогическую науку и практику А.С.Макаренко, он считал, что «..в будущем в педагогических вузах обязательно будут преподавать и постановку голоса, и поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, без такой работы я не представляю себе воспитателя. Конечно, постановка голоса имеет значение не только для того, чтобы красиво петь или разговаривать, а чтобы уметь наиболее точно, внушительно выражать свои мысли и чувства. Все эти вопросы воспитательной техники».
Идеи А.С.Макаренко получили развитие на кафедре педагогического мастерства Полтавского государственного педагогического института им. В.Г.Короленко. Опыт работы кафедры представлен в пособии «Основы педагогического мастерства».
В 60-е годы в мировой и отечественной педагогике развернулась широкая дискуссия о месте педагогической технологии в педагогической реальности. Наметились два направления развития педагогической технологии: первое – технических средств обучения, второе – технологий учебно-воспитательного процесса школы. Педагогическая технология стала пониматься в педагогике как система средств, методов организации и управления учебно-воспитательным процессом. В.П.Беспалько заметил, что « любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства все начинается, технологией заканчивается, чтобы затем все началось сначала». По его мнению пока технология не создана доминирует индивидуальное мастерство, но оно уступает место «коллективному мастерству», концентрированным выражением которого и является технология. Педагогические технологии – это не рецептурный справочник на все случаи профессиональной жизни педагога, не набор педагогических фокусов, а оптимальный набор различных приемов педагогического взаимодействия в контексте современной культуры (Н.Е.Щуркова).
Но есть большая опасность в технологизации педагогической деятельности, ибо без необходимого уровня профессионального мышления блестящее владение технологиями приведет к манипулированию ребенком и взрослым, к формализму, обезличиванию и обездушиванию в воспитании. В этой связи целесообразно обратиться к работе Э.Шострома «Анти-Корнеги или человек-манипулятор», написанную как отклик на известную книгу Д.Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».