Рецензенты: Аганисьян В.М., доктор психологических наук, профессор (ЛОИРО);
Матасов Ю.Т., доктор психологических наук, профессор (РГПУ им. А.И.
Герцена)
Особенности работы с детьми и молодежью «группы риска». (Пособие для специалистов образовательных учреждений). Под научной редакцией С.А. Лисицына, С.В. Тарасова.
СПб., Издательство ЛОИРО, 2006 г. – 155 стр.
ISBN ББК
Пособие, адресованное специалистам образовательных учреждений (социальные педагоги, психологи, воспитатели), знакомит с современными научно-практическими подходами к работе с детьми и молодежью «группы риска». Материалы пособия предназначены и для обеспечения просветительской работы специалистов образовательного учреждения с родителями обучающихся.
Первый раздел пособия раскрывает факторы риска для развития и социального благополучия ребенка. Второй раздел посвящен описанию методов и технологий работы специалиста образовательного учреждения с детьми «группы риска». Третий раздел содержит описание направлений деятельности социального педагога как специалиста по работе с детьми «группы риска».
В приложении представлены диагностические методики для специалистов, а также законодательные акты, направленные на защиту прав ребенка.
Все права защищены
Публикация, распространение или передача в любой форме всего издания или любой его части без предварительного письменного разрешения Европейской Комиссии запрещается.
В случае необходимости воспроизведения и/или использования настоящего издания, необходимо направить письменный запрос в представительство Европейской Комиссии в России по адресу: 119017, Москва, Кадашевская наб., д. 14/1.
Данный материал опубликован при поддержке Европейской Комиссии.
Содержание публикации является предметом ответственности Консорциума компаний, возглавляемого компанией SOFRECO, и не отражает точку зрения Европейской Комиссии.
1. Факторы риска для развития и благополучия ребенка.
1.1. Гипервозбудимый ребенок.
1.2. Агрессивный ребенок.
1.3. Ребенок и наркотики.
1.4. Опасные установки.
1.5. Курение и здоровье ребенка.
1.6. Насилие в семье.
2. Направления работы с детьми и молодежью «группы риска».
2.1. Модели первичной профилактики употребления психоактивных веществ.
2.2. Профориентационная деятельность специалиста в образовательном учреждении.
2.3. Разрешение межличностных конфликтов.
3. Социальный педагог как специалист по работе с детьми и молодежью «группы риска».
3.1. Социальный педагог и функции его деятельности.
3.2. Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога.
3.3. Социально-педагогическая деятельность.
4. Приложения
4.1. Диагностические методики для специалистов, работающих с детьми и молодежью «группы риска».
4.2. Законодательные акты, направленные на защиту прав ребенка в Российской Федерации:
· Конвенция о правах ребенка.
· Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
· Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в Российской Федерации.
· Извлечения из семейного кодекса Российской Федерации.
Введение.
Проект «Дети и молодежь группы риска», который реализуется на территории Ленинградской области, имеет основной целью разработку целостного подхода к улучшению образования и обеспечению благополучия детей и молодежи, относящихся к группе риска.
Целевой группой являются дети и молодежь в возрасте от 8 до 17 лет, находящиеся в трудной жизненной ситуации («социальные сироты», правонарушители, безнадзорные, нуждающиеся в защите). Это неблагополучные дети, обучающиеся в специализированных учебных заведениях закрытого или открытого типа, которым требуется помощь для возвращения в общество и в обычные учебные заведения. Кроме того, действие проекта распространяется также на детей и молодежь того же возраста, обучающихся в обычных учебных заведениях и пока не попавших в группы риска, но стоящих на грани попадания в эти группы. Многие из них сталкиваются или сталкивались в прошлом с многочисленными проблемами, а именно: учет в милиции, бродяжничество, ненормальные семейные условия, наркомания, алкоголизм или токсикомания, участники или жертвы преступлений, нарушения психики или поведения, сексуальные отклонения, беременность, трудности в освоении базовых знаний и в других видах обучения.
К целевым группам проекта относятся учителя и другие специалисты, работающие с этими детьми (социальные педагоги, психологи, воспитатели и др.). В проекте подготовке этих специалистов уделяется особое внимание. Разработанные программы, на основе которых осуществляется обучение этих специалистов, нацелены на повышение профессиональной компетентности в работе с детьми «группы риска» и их семьями. Эти программы были подготовлены и реализованы творческой группой проекта, основу которой составили сотрудники Ленинградского областного института развития образования (ЛОИРО).
Данное пособие, подготовленное коллективом авторов ЛОИРО, знакомит с современными научно-практическими подходами к работе с детьми и молодежью «группы риска». Материалы пособия предназначены и для обеспечения просветительской работы специалистов образовательного учреждения с родителями обучающихся и воспитанников.
Первый раздел пособия раскрывает факторы риска для развития и социального благополучия ребенка. Второй раздел посвящен описанию методов и технологий работы специалиста образовательного учреждения с детьми «группы риска». Третий раздел содержит описание направлений и особенностей деятельности социального педагога как специалиста по работе с детьми «группы риска».
В приложении представлены диагностические методики для специалистов, а также законодательные акты, направленные на защиту прав ребенка.