( Тренинг – (анг.training) - система специальных упражнений)
Социально-психологический тренинг понимается как организация с помощью специальных методик и упражнений, внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений в направлении развития коммуникативных способностей, рефлексии, социальных умений и навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих (Л.В.Мардахаев).
По мнению ряда специалистов, тренинг – это психологическое воздействие, основанное на методах групповой работы, по сути, тренинг – это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки. Тренинг позволяет снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. В тренинговой группе ребенок чувствует себя принятым и активно принимающим других, он пользуется доверием группы и учиться доверять другим. Главным достоинством этого метода является высокая эффективность использования времени для самораскрытия, самоанализа и самореализации личности. Тренинговые занятия позволяют школьному психологу, социальному педагогу, учителю, проводящему занятия, глубоко и всесторонне изучить участников тренинга, понять основные особенности личности каждого из них, повлиять на отношения, которые сложились в среде школьников, изменить мировоззрение школьников, настроить их на дальнейшую самостоятельную работу над собой. Ценность социально-психологического тренинга в работе с детьми и подростками заключается в том, что он, как никакой другой, создает условия для эффективной социализации, личностного роста и адекватной самооценки.
Более подробно методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов с развернутой разработкой занятий, рекомендациями ведущему и психологическим комментарием можно найти в следующих работах: А.С.Прутченков. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. –М., 2000;
А.С.Прутченков Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. М., 1995.
Метод социодрамы.
Термин социодрама введен в науку и практику Дж. Морено. Социодрама – это метод социального исследования и коррекции, направленный на разрешение и устранение противоречий, напряженности и конфликтов в целях гармонизации в разнообразных группах здоровых людей (Л.В.Мардахаев). Метод социодрама относиться к методам коллективной групповой социальной терапии.
(Социальная терапия – деятельность соответствующих служб по облегчению взаимодействия индивида с социальной средой и помощи ему в решении социальных проблем и конфликтов).
Сущность метода социодрамы состоит в том, что различные социальные проблемы и конфликты представляются в стихийно организованных сценах, а с помощью открытого разбирательства, драматического изображения и расследования проблемы происходит ее понимание. Социальный педагог выступает при этом, как правило, режиссером-постановщиком социодрамы.
В групповой социальной терапии используется техника, заимствованная из прикладной психологии, это, прежде всего, техника психодрамы, когда человек проигрывает различные роли, изображает себя в различных стрессовых ситуациях или играя роль своего антипода. Это дает возможность влиять на те или иные переживания, преодолевать тревожность, лучше владеть собой в различных жизненных ситуациях, взглянуть на проблему, как бы, со стороны. Реализация метода социодрамы требует специальных знаний и высокого уровня профессионального мастерства.
Методики и технологии в социально-педагогической деятельности.
В деятельности социального педагога ключевой профессиональной задачей остается поиск оптимальных способов и приемов решения проблем социальной жизни ребенка. В этой связи требует уточнения такие понятия из профессионального словаря социального педагога как: методика, методический прием, педагогическая техника, технология.
Под методикой понимают совокупность методов и приемов целесообразного проведения какой-либо работы, совокупность методов, обеспечивающих решение определенных задач.
А.В.Мудрик рассматривает понятие «методика социального воспитания» как совокупность способов и приемов организации процесса социального воспитания и как отрасль социально-педагогического знания, в которой изучаются и создаются способы целесообразной организации процесса социального воспитания. Следует помнить о том, что методика – это не суммарное слагаемое отдельных методов и приемов, главное в методике взаимопроникновение методов и приемов друг в друга, причем уровень этого взаимопроникновения опосредуется личностью воспитателя. Всю свою практическую деятельность воспитатель отбирает и оттачивает такую совокупность методов и приемов, которая оптимально соответствовала бы его индивидуальности, а так же адаптирует методики, разработанные известными профессионалами. К числу таких методик относиться методика коллективной творческой деятельности, разработанная и блестяще реализованная И.П.Ивановым. Шесть стадий коллективного творческого дела (предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, ближайшего последействия дела) дают ребенку свободу выбора и действия, возможность импровизации и творчества, возможность значимого общения и условия для самореализации, самоопределения и самосовершенствования. Для ребенка, имеющего проблемы в социальном воспитании, участие в разработке и реализации коллективного творческого дела мощный шанс изменить свое мировосприятие, научиться доверять, сотрудничать, творить.
Известная методика «лагерный сбор сотрудничества», разработанная последователями И.П.Иванова, в практической работе социального педагога может быть использована как одно и эффективных средств социальной помощи ребенку, имеющему те или иные проблемы.
Специалисты отмечают, что отклоняющееся от норм поведение (девиантное), ребенка, как правило, сопровождается пониженным самоуважением, низкой самооценкой, чувством самоуничижения. Сбор сотрудничества способствует тому, что у ребенка появляется опыт быть успешным в качественно новой для них социальной среде, повышается самооценка каждого, чувство уверенности при достижении социально-позитивных целей в специально созданных условиях. Особые условия сбора позволяют социальному педагогу помочь детям имеющим ту или иную акцентуацию характера, предлагая им творческие индивидуальные задания, способствующие психокоррекции того или иного проявления «заострения» характера.
Методический прием.
В системе педагогических наук понятие «прием» используется достаточно широко. Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, подход в осуществлении чего-нибудь. В социальной педагогике методический прием – это подход в использовании какого-либо средства в процессе социально-педагогической деятельности (М.А.Галагузова).
Сущность явления «методический прием» можно рассматривать как своеобразное использование и проявление личностных возможностей (словесных, интонационных, мимических) специалиста в процессе профессиональной деятельности. Так, Э.Ш.Натанзон, выделяет созидающие и тормозящие приемы педагогического взаимодействия. К созидающим относятся такие как внимание, просьба, проявления огорчения. доверия и т.д. К тормозящим – намек, ласковый упрек, мнимое равнодушие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждения, предупреждения, сожаления и т.д. Применение социальным педагогом того или иного приема зависит от его профессиональной позиции, мотивов поведения ребенка, конкретной профессиональной ситуации, умения педагога ориентироваться в ней, арсенале приемов, которыми он владеет.