Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальный педагог как специалист по работе с детьми и молодежью «группы риска»



3.1. Социальный педагог и функции его деятельности.

 

 

Социальный педагог – новая профессия, рождение которой, в большей степени, вызвано «новым качеством социализации личности», в связи с резким обострением социально-политических, экономических, национальных и экономических противоречий современного мира (С.А.Расчетина). В БСЭ профессия рассматривается как «род трудовой активности …человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы».Т.е. профессия есть - деятельность, имеющая оригинальный предмет, субъект и объект деятельности, обладающая собственной целью, нормами и средствами. Предметом деятельности социального педагога является проблемная ситуация развития ребенка, сутью которой является ослабление необходимых социальных связей и нарушение некоторых социальных пропорций, травмирующие его личность. Включаясь в проблемную ситуацию, социальный педагог берет часть проблем ребенка на себя, актуализирует личностный потенциал ребенка, активно создает целесообразные социальные отношения, формируя тем самым ситуацию преодоления проблемы. По мнению В.А.Сластенина, назначением профессиональной деятельности социального педагога является повышение эффективности процесса социализации, воспитания и развития детей и подростков.

Вопрос о объекте и субъекте социально-педагогической деятельности остается дискуссионным в современной социальной педагогике. Истоки различных позиций в понимании этих явлений лежат в различных воззрениях, сложившихся в педагоге конца 19 – начала 20 веков, на предмет социальной педагогики. Так, известный немецкий ученый, один из основоположников социальной педагогики, П.Ноторп считал, что социальная педагогика исследует проблему интеграции воспитательных сил общества с целью повышения культурного уровня народа. Иначе определяли назначение социальной педагогики Г.Ноль, Г.Боймер и др. Они считали, предметом изучения социальной педагогики является социальная помощь обездоленным детям и профилактика правонарушений несовершеннолетних. Современная социально-педагогическая наука развивает эти подходы, уточняет и развивает понятийный аппарат науки в процессе становления профессиональной деятельности социального педагога. По мнению М.А.Галагузовой объектом деятельности социального педагога являются дети и молодежь, нуждающиеся в помощи в процессе их социализации. В.А. Сластенин утверждает, что объектомпрофессиональной деятельности социального педагога выступает, с одной стороны, растущий человек во всем богатстве его жизнедеятельности, а с другой – элементы общественной культуры, которыми владеет педагог и которые служат «строительным материалом» для формирования личности. Возможно и иное толкование, - объектом деятельности социального педагога является социально-педагогический процесс как целенаправленная последовательность действий, обеспечивающая оптимальное достижение цели (Л.Н.Маркина, В.А.Никитин).Сущностно, социально-педагогический процесс понимается как двусторонний процесс, с одной стороны это процесс профессиональной помощи ребенку в его социальном развитии, путем создания педагогически целесообразной среды, а с другой стороны это процесс и результат саморазвития ребенка, за счет включения его в осмысления и разрешения проблем собственной социальной жизни. В.А.Никитин выделяет три этапа социально-педагогического процесса: подготовительный, реализационный и результативный, которые в свою очередь разделены на соответствующие подэтапы. Так подготовительный этап включает в себя изучение условий социальной жизни ребенка, уровня его физического, психического и социального развития, его жизненной позиции, его возможностей, его восприятия социального педагога; анализ факторов негативно и позитивно влияющих на процесс социального развития, а так же анализ собственных профессиональных и личностных возможностей социального педагога. Причем, учитывая сложность проблемы, социальный педагог обращается за профессиональной помощью к юристам, медикам, психологам, педагогам. Учитывая собственный анализ, рекомендации, предостережения, советы специалистов, социальный педагог формулирует проблему социальной жизни ребенка, прогнозирует вероятность ее решения, возможности социального воспитания ребенка, его перевоспитания и адаптации. Прогнозирование возможного социального развития ребенка, имеющего проблему, один из самых сложных подэтапов процесса. Его успешность зависит от наличия объективной информации о ребенке, его окружении, его проблеме, а так же от уровня профессионального мышления, опыта и интуиции социального педагога. Затем, социальный педагог моделирует свои конкретные профессиональные шаги: цели и задачи деятельности, выбор оптимального варианта социально-педагогической технологии (или ее разработка) и способы ее реализации. Второй этапсоциально-педагогического процесса является основным. Он представляет собой непосредственную реализацию отобранной технологии по решению проблемы ребенка, с применением той или иной совокупности методов, средств, приемов социально-педагогической деятельности. Он начинается с апробации выбранной технологии, а затем ее корректировки, в зависимости от индивидуальных особенностей социального развития ребенка. Основой этапа реализации является включение ребенка в процесс решения проблемы социальной жизни, включения его в процесс саморазвития, самовоспитания. Сложность этого этапа обусловлена тем, что включение детей, в процесс разрешения проблемы в социальном развитии, требует от социального педагога гибкости мышления, умения видеть свои просчеты, умения искать новые, более эффективные, методы и приемы деятельности. Третий этаппроцесса – эта заключительный, результативный этап. На данном этапе имеет место анализ и оценка результативности, используемой технологии, выявляются ее позитивные и негативные аспекты, анализируется собственная деятельность ребенка, профессиональная компетентность социального педагога, определяются дальнейшие перспективы в работе.

Деятельность социального педагога можно рассматривать как особый вид взаимодействия ребенка и взрослого. По мнению С.А.Расчетиной, особенность целидеятельности социального педагога заключается в том, что она выступает не только как рациональное распознание проблемы, но и как эмоциональное переживание проблемности ситуации социального развития ребенка. Эмоции сопереживания ребенку предвосхищают цель, формируя потребность заботы, защиты, помощи. Как известно, цель это идеальный образ будущего результата деятельности. Она формируется на двух уровнях:

1) как цель - идеал(стратегическая цель). Для профессиональной деятельности социального педагога в качестве стратегической цели выступает становление ребенка как субъекта социальной жизни;

2) как цель – ожидаемый результатдеятельности (тактическая цель). Тактической целью деятельности социального педагога является помощь ребенку, находящемуся в сложной жизненной ситуации, в распознании, формулировании и совместном разрешении проблемы его социальной жизни. Причем, цель как ожидаемый результат деятельности по отношению к цели-идеалу может выступать в качестве задачи деятельности. Цель может быть конкретизирована как по «вертикали» (исходные, промежуточные и конечные цели), так и по «горизонтали» (в зависимости от места работы социального педагога, его специализации и характера профессиональных проблем).

Субъект социально-педагогической деятельностимногомерен, выделяют три уровня включенности в решение социальных проблем ребенка учреждений, организаций, специалистов:

· ведущие (социальные педагоги, социальные работники, социально-педагогические центры системы социальной защиты детей и подростков, органы государственной власти);

· сопутствующие ( учреждения, организации и специалисты здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты, спорта, культуры, общественные организации);

· оказывающие косвенное влияние на реализацию ведущими учреждениями, организациями и специалистами, задач социальной помощи детям и подросткам ( финансово-экономические организации, учреждения пищевой и легкой промышленности и т.д.).

Очевидно, что ведущим субъектом социально-педагогической деятельности является социальный педагог,но без активного участия самого ребенка в социально-педагогическом процессе, эффективное социально-педагогическое взаимодействие - не возможно. Социальный педагог способствует саморазвитию личности, созданию благоприятных условий, психологического комфорта, консолидации возможностей общества по отношению к конкретному ребенку, формированию его активности как субъекта социальной жизни.

Обобщенные требования к подготовки специалиста и его профессиональной деятельности устанавливаются нормативно-правовым документом «квалификационная характеристика». Она содержит характеристику труда, должностные обязанности, основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник учебного заведения или практикующий специалист в данной области. Квалификационная характеристика социального педагога была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования». (См. Приложение №4). В первой части характеристики определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку; во второй части представлена совокупность теоретических знаний и умений, необходимых для качественной профессиональной деятельности социального педагога; третья часть « Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются педагогу для получения определенной категории.

Работа социального педагога это не только и не столько профессия, но и потребность души, особое призвание, требующее определенных личностных качеств. Он добровольно принимает моральную ответственность за улучшение качества жизни ребенка, имеющего те или иные проблемы в социальном развитии. Обязательные личностные качества этого специалиста – гуманность, эмпатийность, деликатность и тактичность, социальная зрелость, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. (Эмпатия -способность личности проникать в душевные переживания других людей, сочувствовать им, сопереживать).Социальный педагог должен обладать хорошим физическим и психическим здоровьем, эмоциональной устойчивостью, коммуникативными и организаторскими способностями, высокой нравственной и общей культурой, уметь анализировать социальные явления, видеть свое место и свою роль в защите прав ребенка на достойную жизнь. (См. Приложение №2 «Кляссер методик по диагностики соответствия профессии»).

Анализ, значимых профессиональных и личностных качеств социального педагога показывает, что ведущим в определении соответствия профессии является альтруизм и чувство собственного достоинства. ( Альтруизм – способность делать добро другому человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу.) Альтруистическая установка социального педагога позволит ему подняться над своими собственными желаниями и потребностями в пользу нужд ребенка. Чувство собственного достоинства является условием и предпосылкой личной и профессиональной ответственности социального педагога, если у профессионала нет такого чувства, то он не сможет его воспитать у ребенка, нуждающегося в помощи.

Профессиональный уровень социально-педагогической деятельности, заявляет особые требования к людям, ее избравшим, так как она базируется на этически допустимом вмешательстве в процесс оказания социальной и психолого-педагогической помощи ребенку. В июле 1994 года в г. Коломбо (Шри-Ланка) состоялся съезд Международной федерации социальных работников, который принял документ «Этика социальной работы: принципы и стандарты». Представители разных стран, входящих в эту организацию, с различными религиозными и политическими взглядами, культурными традициями, провозгласили единые этические принципы и стандарты социальной работы. Руководствуясь положениями данного международного документа, был разработан этический кодекс социального педагога. (Кодекс от лат. codex – совокупность правил, норм, убеждений.)

Социальный педагог должен:

1. Вдохновлять и побуждать ребенка к действию, инициативе, творчеству, уважая достоинство и уникальность личности.

2. Уметь слышать ребенка, проявлять выдержку, понять проблему и ситуацию, войти в его положение, проявлять деликатность, чувство такта.

3. Быть коммуникабельным, контактным, уметь быть нужным, интересным для окружающих.

4. Быть связующим звеном между ребенком и его окружением, не допускать унижения достоинства ребенка формами оказываемой ему благотворительной помощи.

5. Уметь быть не формальным в работе, строить взаимоотношения на основе диалога.

6. Всегда исходить из позиций гуманизма и милосердия. Не осуждать, не упрекать ребенка, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к нему.

7. Соблюдать высокие нравственные своего поведения, исключая любые уловки, введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия.

8. Вести работу только в рамках своей компетентности, вести персональную ответственность за качество своей работы, не поддаваясь влияниям и нажимам.

9. Не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, уважать и не разглашать тайну, доверенную ребенком.

10. Стремиться к постоянному повышению уровня квалификации, защищать и усиливать достоинство и чистоту профессии, уважать доверие коллег в ходе профессионального взаимодействия, соблюдать деликатность и справедливость. (В.Г.Бочарова).

 

Вопрос о содержании деятельности социального педагога в настоящее время остается дискуссионным. В Методическом письме «О социально-педагогической работе с детьми» определены основные ориентиры деятельности социального педагога, позволяющие моделировать ее содержание с учетом специфики того или иного региона, микрорайона, образовательного учреждения, запросов социума. (Моделирование – построение моделей реально существующих предметов, явлений или процессов, исследование объектов познания на их моделях.). Как показывает опыт, основными направлениями социально-педагогической работы с детьми в современном образовательном учреждении могут быть следующие:

- Учет всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне данного образовательного учреждения, изучение их социального положения и условий жизни, предупреждение отсева учащихся;

- Изучение проблем социальной жизни учащихся, причин их возникновения и разрешение этих проблем с учетом возможностей ОУ;

- Осуществление мер по социальной защите прав учащихся, предусмотренных законодательством РФ на образование, воспитание в семье, на охрану здоровья, имущественных прав, участие в трудовой деятельности, развитие способностей;

- Учет педагогически и социально неблагополучных семей, их социальный надзор и патронаж;

- Социально-педагогическая поддержка личности в критических и кризисных ситуациях;

- Осуществление системы мер по предупреждению и устранению прямых и косвенных десоциализирующих влияний социума, создание условий, компенсирующих негативный опыт социализации, социально-педагогическая профилактика и реабилитация детей и подростков, имеющих социальные проблемы;

- Объединение усилий различных государственных учреждений, социальных служб, общественных организаций и частных лиц по оказанию помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации и их семьям.

Содержательное наполнение профессионального взаимодействия социального педагога определяется основными функциями деятельности и ведущими социальными ролями. Анализ, имеющихся подходов в современной науке и практике, показывает, что в качестве устоявшихся функций социально-педагогической деятельности принято считать следующие: охранно-защитную, профилактическую, обробразовательно-воспитательную, организаторскую и исследовательскую.

Реализуя охранно-защитную функцию своей профессиональной деятельности, социальный педагог создает и постоянно совершенствует информационный банк данных о детях, нуждающихся в защите: о детях-сиротах, опекаемых, детях-инвалидах, хронических больных, детях, страдающих от жестокого обращения и унижения. (Социальная защищенность - совокупность социальных юридических гарантий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его важнейших социальных прав.).

Социальный педагог осуществляет профессиональную поддержку этих детей, используя имеющийся арсенал государственных правовых норм для защиты прав и интересов личности; содействует получению пособий, компенсаций, единовременных выплат, любой адресной помощи; способствует применению мер государственного принуждения в отношении лиц, допускающих любые (прямые и опосредованные) противоправные действия по отношению к несовершеннолетни; организует дополнительные занятия, развивающий досуг, коррекцию поведения. Особого внимания, в этой связи, заслуживает работа социального педагога по защите прав детей, соблюдение которых зависит от деятельности образовательных учреждений.

(Право - совокупность правил поведения (норм), узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых охраняемых государством. Основным документом, регламентирующим права граждан России, является Конституция РФ.).

К таким правам относиться: право на образование; право на охрану здоровья; право на отдых и досуг; право ребенка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством; право свободно выражать свое мнение, включая право свободно искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода; право на свободу мысли, совести, религии; право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний; право на личную жизнь; право пользоваться благами социального обеспечения; право на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации. (См. подробнее Лебедев О.Е., Чепурных Е.Е., Майоров А.Н. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. –СПб,2001.).

Как известно, деятельность ОУ по охране и защите прав несовершеннолетних закреплена законодательно, следовательно, школа не только отвечает за соблюдение прав ребенка в своих стенах, но и представляет его интересы в тех ситуациях, когда требуется вмешательство в условия и обстоятельства его проживания и воспитания.

Профилактическая функция профессиональной деятельности социального педагога чрезвычайно значима, как известно, легче предупредить те или иные негативные влияния на человека, нежели бороться с их последствиями. Профилактика ( греч. prophulaktikos предохранительный) в широком смысле ставит своей целью повышение качества жизни человека. Причем качество жизни определяется содержанием понятия «здоровье», ВОЗ определяет здоровье как гармоническое сочетание физического, психического и социального благополучия человека. В узком смысле профилактика- это активный поступательный процесс создания условий для формирования личных качеств, поддерживающих благополучие человека. В социальной педагогике под профилактикой понимается процесс предупреждения негативных тенденций социального развития ребенка в нестабильных условиях его социального окружения (С.А.Расчетина). Процесс профилактики способствует формированию безопасной и поддерживающей среды социального развития ребенка, обеспечивает доступ детей и подростков к необходимой информации, способствует созданию условий для решения проблем социальной жизни, помогает в приобретении необходимых жизненно важных социальных навыков. Успех в этой деятельность зависит от реализации в работе социального педагога известных принципов: непрерывности, адресности, доступности.

Специалисты считают, что процесс профилактики не будет эффективен, если свести его к ряду не связанных друг с другом мероприятий, необходима система непрерывного воздействия на сознание, чувства и волю детей, объединенных благородной целью предотвратить их приобщение к миру наркотиков, преступлений, алкоголизма. Важен в этом процессе принцип доступности, реализация которого предполагает организацию доступа к информации и профессиональной консультации по заявленным проблемам, с учетом возможностей и особенностей восприятия детей разного возраста. Социальному педагогу следует помнить и о том, что у всякой информации, в том числе и профилактической, есть свой потребитель, поэтому информация не может предоставляться «для общего развития», необходимо учитывать что говорить, кому, зачем и почему именно в это время.

Профилактика предусматривает как решение еще не возникших проблем в социальном развитии ребенка, так и специальные меры в отношении уже возникших проблем, но предупреждающих возникновение новых. Профилактика, еще не возникших проблем ребенка, предполагает развитие активности ребенка, поощрение его инициативы и самостоятельности, предоставление свободы выбора, предупреждение социальной инфантильности.

(Инфантильный - детски недоразвитый, отличающейся инфантилизмом, т.е. поведением взрослого, сходным с поведением ребенка.).

Другого рода профилактические меры предпринимаются непосредственно в связи с возникновением проблем у ребенка. Так, например, при возникновении у ученика пробелов в знаниях по конкретному предмету, социальный педагог организует индивидуальные консультации, дополнительные разъяснения материала, индивидуальные задания, тем самым - предупреждая педагогическую запущенность ребенка. Третья группа профилактических мер носит специальный характер, ориентированных на решение определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика неуспеваемости, профилактика отклонений в полоролевом поведении детей и подростков и т.д.

Как правило, содержание профессиональной деятельности социального педагога по общей профилактики представлено в виде долгосрочных программ, адресованных детям, родителям и педагогам. Для учащихся 5-8 классов ОУ это может быть программа "Социальная практика», в рамках которой школьники освоят понятия: права человека, нормы поведения, закон, юридическая ответственность, межнациональные отношения, толерантность, агрессивность, нравственность, права и обязанности и т.д.

Для старшеклассников (9-11 классы) подобная программа может быть названа «Социальная компетентность», освоение этой программы поможет сформировать у школьников базовые компетентности личности, развить свои способности, узнать о психофизиологических механизмах любой зависимости. Для педагогов профилактическая программа может быть названа «Педагогический конфликт», в подобной программе может быть рассмотрена природа конфликта, варианты профессионального выхода из конфликта. Для родителей может быть разработана программа их социально-педагогического просвещения(«Социально-педагогический всеобуч»). Общей долгосрочной программой для всех участников образовательного процесса ОУ может быть – программа профилактики здорового образа жизни.

Содержание деятельности социального педагога по специальной профилактики может быть представлено такими программами как:

- Программа коррекции агрессивного поведения детей и подростков;

- Программа коррекции нарушений общения у детей и подростков;

- Программа психолого-педагогической профилактики девиантного поведения детей и подростков;

- Программа социально-педагогической поддержки детей и подростков в кризисных ситуациях;

- Программа профилактики и преодоления межличностных конфликтов у детей и подростков.

Организационная функцияпрофессиональной деятельности социального педагога призвана способствовать включению педагогов, родителей , административных органов, специалистов детских учреждений, общественности, населения микрорайона (поселка) в процесс социального воспитания подрастающего поколения. Реализуя эту функцию, социальный педагог устанавливает, развивает и совершенствует связи воспитательной службы как внутри своего ОУ, так и вне его. Внутри ОУ социальный педагог способствует упрочнению связей воспитательной службы с классными руководителями, учителями-предметниками, библиотекарем, школьным медицинским работником, заведующим школьным хозяйством, родителями учащихся, формируя демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в системе отношений взрослых и детей. Вне ОУ социальный педагог стремиться укреплять связи воспитательной службы ОУ с органами местной власти, общественностью поселка (микрорайона), депутатами выборных органов власти (всех уровней), спонсорами, СМИ, отделом социальной защиты детства Муниципальных органов образования, общественными организациями, налаживая необходимые деловые и личные контакты между этими учреждениями и ребенком, нуждающимся в поддержке. Кроме того, социальный педагог влияет на разумную организацию досуга, предлагая социально значимую деятельность для детей и подростков и жителей территории, содействует профессиональной ориентации, трудоустройству, детей имеющих проблемы в социальном развитии. Так же социальный педагог выступает инициатором создания различных общественных организаций в социокультурной среде школы, таких как: общественная организация многодетных семей или общественного движения «Матери против наркотиков», способствуя включению добровольных помощников в социально-педагогическую деятельность.

Реализуя образовательно-воспитательнуюфункцию профессиональной деятельности, социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует педагогической деятельности всех социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации; использует воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса. Социальный педагог в рамках образовательно-воспитательной функции вместе с педагогическим коллективом ОУ формирует нравственное сознание ребенка, его нравственные качества, базовые социальные компетентности современной личности. Причем, базовые компетентности личности понимаются как некая целостность, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющие индивиду развиваться в гармонии с запросами общества.

Различают следующие группы базовых компетенций:

· Познавательные компетенции (умение получать и обрабатывать информацию из различных источников в процессе школьного, дополнительного образования и самообразования;

· Трудовая компетенция (умение научной организации своего труда, навыки самоорганизации, ориентация в запросах рынка труда, умение выявлять свои профессиональные способности);

· Бытовая компетенция (навыки самообслуживания, умение выстраивать оптимальные отношения в семье, заботиться о своем здоровье и здоровье своих близких, помогать другим людям);

· Досуговая компетенция (умение реализовывать себя в различных сферах деятельности, обогащающих духовный мир человека, его интеллект и способствующая физическому совершенствованию);

· Гражданская компетенция (освоение роли активного члена общества, гражданина, патриота);

· Коммуникативная компетенция (умения устанавливать и поддерживать контакты с различными людьми, выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, принимать решения, понимать и говорить, читать и писать на нескольких языках, сотрудничать и работать в команде).

Работа социального педагога по формированию базовых социальных компетенций у детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, заключается прежде всего в максимальном включении их в разнообразную деятельность ОУ, способствующей формированию личного позитивного социального опыта. Кроме того, социальный педагог разрабатывает и реализовывает специальные программы педагогической поддержки детей, имеющих те или иные проблемы, по формированию базовых социальных компетенций личности.

Особое значение в профессиональной деятельности социального педагога имеет исследовательская функция, ибо социально-педагогическая деятельность начинается с исследования, любая из обозначенных социально-педагогических функций имеет исследовательскую составляющую. Для оказания качественной профессиональной помощи ребенку, являющемуся жертвой неблагоприятных условий социализации, социальному педагогу необходимо:

- проанализировать физическое и психическое состояние ребенка, мир его интересов, круг его общения, условия жизни;

- изучить и проанализировать процессы, происходящие в его ближайшем окружении, негативно влияющие на социальное развитие ребенка;

- вычленить проблему социальной жизни ребенка и попытаться осуществить прогноз ее возможного решения;

- выбрать и апробировать ту или иную методику профессионально деятельности;

- попытаться включить ребенка в совместный процесс решения проблемы социальной жизни;

- привлечь специалистов к анализу ситуации проблемного развития ребенка, получив экспертную оценку, изучаемой ситуации;

- проанализировать результаты собственных профессиональных действий.

Если задаться вопросом – что является главным в перечисленных действиях социального педагога, то очевидным становиться ответ – изучение, исследование ситуации, а не попытка действовать, опираясь только на свой житейский опыт. Ключевым в данном суждении является понятие «исследование». Толковый словарь трактует понятие «исследование» как вид деятельности, в результате которой получается новое знание. Следует помнить, что социальный педагог в своей профессиональной деятельности осуществляет как теоретическое, так и практическое исследование. В качестве примера теоретического исследования можно назвать изучение таких проблем как:

- социально-педагогический процесс ОУ;

- девиантное поведение детей и подростков;

- эффективность профессиональной социально-педагогической деятельности;

- правовые основы социально-педагогической деятельности и др

Практическое исследование в профессиональной деятельности социального педагога чаще всего связано с изучением личности учащегося, психологического климата в семье и ученическом коллективе, особенностей влияния среды на социализацию ребенка, ее позитивные возможности и негативные воздействия. Кроме того, социальный педагог тщательно изучает неформальное окружение ребенка, имеющего ту или иную проблему (соседи, группа сверстников по месту жительства, детские сообщества разного типа). На основе комплексного социально-педагогического исследования, анализа и интерпретации полученных данных разрабатывается прогноз деятельности всех участников процесса социального воспитания. Место исследовательской функции в профессиональной деятельности социального педагога можно представить в следующей логике: изучать, чтобы знать; знать, чтобы понимать; понимать, чтобы помочь. В целом, социально-педагогическое исследование составляет информационную основу профессиональной деятельности социального педагога.

Реализация исследовательской функции в деятельности социального педагога будет успешна, если будут соблюдаться принцип объективности, так как специфика самой деятельности требует от социального педагога взвешенных профессиональных решений. Средством, получения объективного знания о ребенке и окружающей среде, являются методы исследования.

Содержание практической деятельности социального педагога можно представить как реализацию различных социальных ролей: посредника, защитника, наставника, помощника, эксперта, советчика, общественного деятеля, друга, психотерапевта, исследователя. Схема.2.

Чаще всего социальный педагог выполняет роль «посредника», связующего звена между детьми и взрослыми, между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о нравственном, физическом и психическом здоровье населения. В роли «посредника» социальный педагог содействует взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением («третейский судья»), влияет на реализацию государственной социальной политике в конкретном районе. Социальный педагог выполняет роль «защитника» интересов, законных прав ребенка, его семьи, представляет права ребенка в суде, добивается справедливости в решении спорных вопросов, организует совместную деятельность детей и взрослых по защите прав ребенка. Роль «наставника» предполагает осуществление психолого-педагогического сопровождения семьи, заботу о психическом, физическом и нравственном здоровье ребенка, своевременном разрешении возникающих проблем. В качестве «эксперта» социальный педагог осуществляет своеобразную постановку социального диагноза, определяет оптимальную совокупность методов эффективного взаимодействия педагогов, родителей, представителей общественных организаций и ребенка, имеющего проблемы в социальной жизни. Социальный педагог в роли общественного деятеля – поддерживает, развивает, возглавляет социальные инициативы граждан, направленные на оздоровление окружающей среды.

Таким образом, успешная реализация социальным педагогом ведущих функций и социальных ролей позволит создать условия, при которых усиливается способность ребенка по мере взросления отстаивать право на неприкосновенность внутреннего мира собственной личности, способность противостоять невзгодам жизни и самому оказывать посильную помощь тем, кто в ней нуждается.

 

3.2. Нормативно-правовые основы деятельности социального педагога.

 

Человечество, вступив в 21 век, серьезно озабочено решением проблем правовой защиты подрастающего поколения, поиском эффективных стратегий противодействия беспризорности, наркомании, преступности среди несовершеннолетних; совершенствования профессиональной помощи детям, находящимся в сложной жизненной ситуации. Одним из путей решения этой проблемы является четкое определение нормативно-правовых оснований профессиональной деятельности социального педагога на международном, федеральном, региональном и школьном уровнях.

Международный уровень нормативно-правовых основ социально-педагогической деятельности представлен Конвенцией ООН о правах ребенка.

(Конвенция - международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу)

20 век войдет в историю человечества, прежде всего, как век принятия уникального документа - «Мировой конституции прав ребенка». Цивилизованное человечество шло к принятию этого документа очень долго. В 1924 году была принята Женевская декларация прав ребенка в рамках Лиги наций; в 1948 году - Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека; в 1959 году - провозглашена Декларация прав ребенка. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции прав ребенка.

После единогласного одобрения Генеральной Ассамблеей ООН Конвенция о правах ребенка была открыта для подписания 26 января 1990 года, в этот день ее подписала 61 страна, а 2сентября 1990, после ратификации двадцатью государствами Конвенция вступила в силу, за последующие 6 лет она была ратифицирована всеми государствами мира ( за исключением двух).

Следует отметить, что по сравнении с ранее принятыми документами о правах ребенка, Конвенция возлагает на принявшие ее государства правовую ответственность за их действия в отношении детей. Уникальность Конвенции заключается в том, что это первый международный механизм, регулирующий взаимоотношения мира взрослых и мира детей, определяющий новую этику отношений к детству.

Джеймс Грант, исполнительный директор ЮНИСЕФ определил эту новую этику так: « эта этика подразумевает, что только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и ухаживает за ними, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность и складывается его будущее».

Цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" (ч. 1, ст. 2).

Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита, создание условий для активного участия детей в жизни общества.Охватывая весь комплекс прав человека, Конвенция признает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Значимыми являются следующие положения Конвенции:

- несовершеннолетние, ввиду умственной и физической незрелости, имеют право на специальную охрану, заботу, защиту;

- в решении всех вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, любыми учреждениями, приоритет отдается интересам ребенка;

- семья рассматривается как основная ячейка общества, естественная среда для развития и благополучия детей и обеспечивается защитой и заботой государства;

- целью воспитания является подготовка к самостоятельной жизни в обществе в духе идеалов, ценностей провозглашенных ООН (мир, достоинство, терпимость, свобода, равенство, солидарность и т.д.), традиций и культурных каждого народа.

 

Конвенция – это документ высокого социально-нравственного значения, признающий любого ребенка частью человечества, а так же необходимость особого внимания и защиты со стороны государства и общества социально депривированныхгрупп детей: сирот, инвалидов, беженцев, правонарушителей.

(Депривированный – ограниченный, лишенный тех или иных условий, необходимых для выживания и развития.)

Конвенция – это документ высочайшего педагогического значения. Взаимоотношения детей и взрослых должны строиться на такой нравственно-правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка, к его мнению, взглядам и желаниям не только было бы нормой общечеловеческой культуры, но и принималось бы как норма права. Родитель и ребенок, учитель и ученик должны стать равноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении и доброжелательном отношении друг к другу. Конвенция - это документ высокого международного стандарта, она провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права, подчеркивает высокие требования к государству за выполнение провозглашенных прав, подчеркивает необходимость приведения каждым государством национального законодательства в соответствие с международным законом.

Анализ текста Конвенции, осуществленный специалистами, показывает, что данный документ включает тридцать восемь прав, отражающих различные обстоятельства жизни ребенка, при которых он нуждается в правовой защите, в том числе и в системе образования.

Соблюдение прав ребенка в ОУ чрезвычайно важная задача, так как именно в ОУ ребенок приобретает бесценный социальный опыт и именно в ОУ он ущемлен в своих правах в наибольшей степени, следовательно, именно в системе образования должен быть создан механизм, объединяющий усилия различных государственных структур, занимающейся защитой прав детей. Профессиональная деятельность социального педагога ОУ по защите прав ребенка в ОУ гарантирует их соблюдение (См. приложение №4 Нормативно-правовая база профессиональной деятельности социального педагога).

Федеральный уровеньнормативно-правовой базы социально-педагогической деятельности представлен рядом Федеральных законов ( ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», «Семейный кодекс РФ», «Гражданский кодекс РФ», ФЗ «Об образовании», ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»), Президентскими федеральными программами («Дети России», «Молодежь России») и постановлениями Правительства РФ («О концепции профилактики злоупотреблений психоактивными веществами в образовательной среде», «О концепции модернизации образования РФ», « Типовое положение об общеобразовательном учреждении» и др.). Нормативные документы федерального уровня разрабатывались в рамках реализации Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ до 2000 года (Национальный план действий в интересах детей) (1995).

(Закон - нормативный акт, принятый высшими органами государственной власти в установленном Конституцией РФ порядке; основной источник права в обществе.).

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.) является самым важным в ряду законов России о детстве. Развивая положения Конституции РФ (ст.38) о том, что детство как важный этап жизни человека находиться под защитой государства, этот закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка в России. Основной особенностью принятого документа является то, что его текст содержательно соответствует Конвенции о правах ребенка.

Федеральный закон в качестве приоритетов государственной заботы о детях определяет:

- подготовка детей к полноценной жизни в обществе;

- развитие у детей общественно значимой и творческой активности;

- воспитание у детей высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Закон специально выделяет особую категориюдетей, нуждающихся в усиленной защите со стороны государственных органов, - детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. К ним относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и технологических катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут их преодолеть сами или с помощью семьи; дети с отклонениями в поведении.

Закон предусматривает обеспечение социальной адаптациии социальной реабилитациитаких детей, вводит понятие социальных служб для детей, гарантирует их судебную защиту.

Во второй главе Закона указывается на обязанность органов государственной власти всех уровней, родителей, педагогических, медицинских и социальных работников, а так же общественных объединений содействовать соблюдению прав ребенка в границах своей компетенции. «Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством РФ несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов опеки и попечительства и других компетентных органов могут участвовать в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка».

В Законе (3глава) рассмотрены организационные основы гарантий прав ребенка, определен уровень компетенции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие гарантии прав ребенка, определены их полномочия. В Законе конкретизировано понятие о механизмах защиты прав детей. К таким механизмам относятся: определение государственных минимальных социальных стандартов; персональный учет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание социальных служб для детей; возможность рассмотрения в суде ситуаций, когда действия должностных лиц, организаций, граждан нарушают права детей; ограничения на использование объектов социальной инфраструктуры для детей (если объекты являются государственной собственностью); осуществление мер по информированию детей и их родителей (законных представителей) об их правах; разработка и реализация федеральных целевых программ по осуществлению государственной политики в интересах детства.

Следует отметить, что к моменту принятия ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» некоторые права ребенка уже были закреплены в Конституции РФ, в Гражданском и Семейном Кодексе РФ, в ФЗ» Об образовании».

(Кодекс - систематизированный единый законодательный акт, регулирующий однородную область общественных отношений.).

Право ребенка на жизнь гарантируется 20-й статьей Конституции РФ. Четвертый раздел Семейного Кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Во второй главе этого раздела прописаны права ребенка: «право жить и воспитываться в семье», «право на общение с родителями и другими родственниками», «право на защиту», «право выражать свое мнение», «право на имя, отчество и фамилию», «право на изменение имени и фамилии», «имущественные права ребенка». Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на правах собственности имуществом определяются статьями 26 и 28 Гражданского Кодекса РФ, (См. Приложение №4).

Право на образование гарантируется 43-й статьей Конституции РФ и конкретизируется в 50-й статье 5 главы Закона РФ «Об образовании». Максимальная открытость образовательного процесса в школе для контроля со стороны родителей гарантируется 15-й статьей Закона: «Родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а так же с оценками успеваемости обучающихся».

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется статьей 41 Конституции РФ и детализируется по отношению к детям, обучающимся в образовательных учреждениях в 51 статье 5 главы Закона РФ «Об образовании».

Закрепление прав ребенка Конституцией РФ, Семейным и Гражданским Кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании» обеспечило качественную разработку Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», содержательно ограничив набор статей о правах ребенка, которые уже были закреплены в законодательно-нормативных актах.

Логическим продолжением законотворческой деятельности государства в интересах детства стало принятие ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999г.). В первой главе Федерального закона определены: основные понятия; задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; основания для проведения индивидуальной профилактической работы; права лиц, в отношении которых проводиться индивидуальная профилактическая работа.

В качестве основных задач деятельности по профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Законе заявлены:

·предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этим проявлениям;

·обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

·социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

·выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Ведущими принципамидеятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в рамках Федерального закона, названыпринципы законности, гуманизма, демократизма, конфиденциальности, поддержки семьи, деятельности государственных и общественных организаций по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Во второй главе Федерального закона определены основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания; специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; органов управления образованием и образовательных учреждений; специализированных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления образованием; органов опеки и попечительства; органов службы занятости; органов внутренних дел; центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел.

 

В третьей главе Закона определяется порядок подготовки и рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

Программа «Дети России» была разработана в 1993 году, в 1994 году получила статус президентской, т.е. программа патронируется непосредственно Президентом РФ.

Программа «Дети России» состоит из целевых программ: «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Организация летнего отдыха».

Целью программы является создание условий для нормального развития детей, обеспечения их социальной защиты в период глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в России. Структура каждой целевой программы включает характеристику проблемы, вынесенной в название, цели и задачи программы, основные направления реализации и оценку эффективности реализации. Социальный педагог принимает участие в реализации программ: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей».

Программа «Молодежь России» была принята в 1994 году, в 1998 году приобрела статус президентской. Она направлена на формирование правовых, экономических и организационных условий для личностного становления молодых людей, развития молодежных движений, объединений и инициатив. Программа «Молодежь России» разработана в русле государственной молодежной политики и направлена на активность, трудовой и творческий потенциал молодого поколения России.

Федеральные законодательные и подзаконные акты не исчерпывают всего многообразия нормативных оснований социально-педагогической деятельности большое значение, в этой связи, имеет законотворчество региональных органов самоуправления.

Региональный уровеньнормативной базы социально-педагогической деятельности представлен рядом Областных законов ( ОЗ « О правовом регулировании в системе образования Ленинградской области» (2001г.), «Об органах опеки и попечительства» , «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, реализующих молодежную политику на территории Ленинградской области» (1999 г.) и Региональной программой развития образования Ленинградской области до 2010 года.

Для эффективной профессиональной деятельности социального педагога особый смысл имеет школьный уровеньнормативно-правовых документов, включающий следующий перечень документов:

·Устав ОУ, составленный на основе Типового положения о ОУ с учетом специфических условий данного образовательного учреждения;

·Программа развития ОУ, определяющая стратегию жизнедеятельности учреждения на ближайшие годы;

·Концепция воспитания данного ОУ;

·Должностная инструкция социального педагога данного ОУ;

·Программа социально-педагогической деятельности данного ОУ.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.