Положение детей, чьи основные нужды не удовлетворяются родителями, лучше всего характеризует термин “депривация детства”. Ярким примером этой формы насилия является проживание детей в так называемых неблагополучных семьях. Родительская патология в этих семьях связывается с в первую очередь с поведением матери, от которой зависит физическое, эмоциональное, интеллектуальное состояние и развитие детей.
Пренебрежение основными нуждами и интересами детей, которое, к сожалению, является одной из распространенных форм насилия в семье и детских учреждениях, может проявляться в:
· в недостаточном удовлетворении потребностей ребенка в еде, в физической и психологической безопасности, в любви, в познании;
· в отсутствии должного обеспечения ребенка опекой и надзором;
· в недостаточном обеспечении ребенка необходимой медицинской помощью, когда он болен;
· в причинении умышленного вреда ребенку;
· в воздействии эмоционально травмирующих факторов, связанных с семейными конфликтами;
· эксплуатация ребенка непосильным трудом;
· в воздействии нездоровых, деморализующих обстоятельств (алкоголизм родителей, употребление наркотиков) и т.п.;
Недостаток заботы о детях может быть также следствием бедности, психологического стресса, педагогическогоневежества,социальных потрясений и стихийных бедствий. В соответствии с теорией цикличности насилия, самый высокий риск пренебрежения основными нуждами детей имеется у тех родителей, чье детство прошло в условиях насилия и пренебрежения.
Социальное развитие ребенка начинается с самой первой человеческой связи – со связи между ребенком и матери. Мать – это именно тот человек, который должен позаботиться о нем. Многие ученые считают, что эта первая в жизни эмоциональная связь становится моделью построения любых отношений человека с другими людьми. Природа этой связи сложна и пока еще недостаточно изучена, но она имеет всеобщий биологический характер. Все младенцы стремятся быть рядом с матерью, когда они от чего-то страдают. Их успокаивает вид матери, ее голос или прикосновение. В этом отношении у детей есть много общего с другими видами животных. Такая привязанность к матери, по мнению З.Фрейда, обусловлена тем, что она удовлетворяет базовые биологические потребности ребенка: дает ему пище, тепло, обеспечивает его защиту, может облегчить боль, страх . Дж.Боулли (1969) расширил и дополнил эту теорию привязанности. Он заметил, что младенцы обладают также врожденной социальной потребностью, стремлением к прямому контакту со взрослыми (обычно с матерью).
Дж.Боулли описал весьма удивительный феномен. Оказывается тенденция искать защиты у родителей настолько сильна, что проявляется даже тогда, когда угроза исходит от самих родителей. Дети, которых сурово наказывают, зачастую привязываются к своим родителям сильнее обычного. Да, такие родители вызывают страх, но они же могут и утешить.
Исследования показали, что для матерей, пренебрегающих своими детьми и их нуждами, характерны: социальная незрелость, инфантилизм, импульсивность, низкая самооценка, отсутствие навыков ухода за ребенком и т.п. В особую зону риска, как неблагополучные родители, попадают выпускники детских домов, интернатов, дети выросшие в тяжелых социальных условиях, в общежитиях крупных городов, в асоциальных семьях.
Таким образом, пренебрежение основными нуждами ребенка является мультифакторным феноменом, в развитии которого доминирующее значение имеют семейные обстоятельства.
В соответствии с системой диагностических признаков были выделены основные группы, в соответствии с возрастом детей, которым пришлось пережить пренебрежение их основными нуждами.
У детей первого года жизни пренебрежение основными нуждами приводит к задержке физического и психического развития, повторным инфекционным заболеваниям и частым госпитализациям, нарушениям психо-социального развития.
Для дошкольников характерен маленький рост, низкий вес, микроцефалия, задержка речевого развития, уровня внимания, речевая незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, социальная безответственность и т.п.
Признаки наличия ситуации пренебрежения у школьников могут проявляться в плохом здоровье, маленьком росте, малом весе, плохой успеваемости в школе, трудностях в обучении, в незрелости, гиперактивности, агрессивности, склонности к уединению, плохих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, деструктивном поведении, энурезе, энкопрезе и т.д.
Подростки, которые находятся в ситуации пренебрежения со стороны родителей или других значимых взрослых, имеют маленький рост, малый вес или ожирение, плохое здоровье, задержку полового развития, пропускают занятия, курят, употребляют алкоголь или другие токсические средства, воруют, лгут, деструктивны по отношению к себе и другим людям.
Поскольку пренебрежение не оценивается в обществе как вид насилия, то практически невозможно надеяться на то, что сами дети будут обращаться за помощью. Поэтому очень важно, чтобы педагоги образовательных учреждений обращали внимание на внешний вид и поведение ребенка, и, самое главное, чтобы они понимали, в чем проявляется пренебрежение основными нуждами ребенка со стороны родителей или лиц опекающих ребенка. Именно эти особенности выступают диагностическими признаками, позволяющими установить факты пренебрежительного отношения к ребенку.
Так к характерным особенностям внешнего вида и поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения можно отнести:
- утомленный, сонный (часто опухший) вид;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- наличие чесотки, педикулеза и т.п.;
- склонность к кражам вследствие постоянного голода;
- задержку роста и отставание в физическом, речевом и моторном развитии;
- привлечение внимания к собственной персоне любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;
- проявление импульсивности и агрессивности, которые часто сменяются апатией и подавленным состоянием;
- трудности в обучении, приводящие к плохой успеваемости;
- пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;
- деликвентность и маструбации и т.п.
К обобщенным характеристикам детей, страдающих от пренебрежения их основными нуждами, относят: существенное отставание в развитии, проблемы в обучении, пассивность, многочисленные эмоциональные и поведенческие проблемы, низкую самооценку, деликвентность, высокий уровень агрессивности, низкий уровень эмпатии, отсутствие навыков и умений в построении взаимоотношений, низкий социальный интеллект.
Заметный рост числа неблагополучных семей и общего семейного неблагополучия за последние десять-пятнадцать лет значительно повышает роль специалистов, работающих детьми в различных учреждениях и выявляющих детей, чьи потребности игнорируются.
К физическому насилиюв семье относят преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями или лицами, их заменяющими, не связанных с несчастным случаем. Признаками физического насилия, которые часто являются и одновременно и его индикаторами, являются:
- резко выраженная боязливость ребенка;
- неадекватное поведение ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;
- ярко выраженный страх в отношении взрослых людей;
- признаки физической и психической запущенности, не имеющей адекватного объяснения;
- наличие различных травм у детей (переломы костей, ушибы головы, повреждение мягких тканей, ожоги необычной этиологии, множественные ушибы и кровоизлияния) и др.;
- повторные и подозрительные повреждения у ребенка;
- необъяснимые отклонения в физическом состоянии ребенка, связанные с травмами, полученными в прошлом;
- в отсутствие желания получить защиту у родителей в устрашающей для ребенка ситуации;
- стремление избежать конфликтных ситуаций при отсутствии знаний и умений разрешения конфликтов и т.п.
Оценивая последствия насилия на состояние здоровья и общее психическое развитие детей, необходимо учитывать значение, как физического насилия, так и психологического насилия, а также, тяжелых психологических последствий любого насилия. Прежде всего, это симптомы, обусловленные стрессом (напряжение, головная боль, психосоматические нарушения). В ответ на физическую боль у ребенка возникает гнев, желание ответить тем же. Проявление жестокости ребенком воспринимается и трактуется окружающими как неконтролируемое поведение, неуправляемость. Это, в свою очередь, приводит к изоляции ребенка со стороны сверстников и взрослых.
Воздействие физического насилия на психическое состояние ребенка опосредуется: возрастом ребенка; уровнем его развития; личностными особенностями; характером; длительностью насилия; отношением насильника к ребенку; повторяемостью травматического события.
В настоящее время выделены наиболее характерные особенности психического состояния и поведения детей разного возраста, подвергающихся физическому насилию.
До шести месяцев дети не улыбаются, они малоподвижны, безразличны к окружающим, у них отсутствует реакция на внешние стимулы.
В возрасте от полугода до полутора лет травмированные дети боятся своих родителей и физического контакта с любым взрослым, настороженны, часто капризничают, проявляют явный испуг, если взрослые хотят взять их на руки.
Дошкольники (от трех до пяти лет) проявляют чрезмерную уступчивость и заискивающее поведение во взаимоотношениях с взрослыми, но могут быть и агрессивными, лживыми, склонны к воровству, поджогам, жестокости по отношению к животным и младшим детям, болезненно реагируют на замечания. Их реакция на боль, как правило, пассивна.
Младшие школьники боятся после школы идти домой, находят множество “уважительных” причин, для объяснения своего поведения. Они одиноки не только дома, часто у них нет друзей и приятелей во дворе и в школе. В этом возрасте дети уже понимают, что действия их родителей незаконны и безнравственны и по этой причине от страха, от боязни осуждения со стороны сверстников, они скрывают истинные причины собственных травм.
Подростки выражают свой протест насилию побегами из дома, суицидальными попытками, употреблением алкоголя или наркотиков, криминальным поведением. Психологические последствия насилия проявляются в виде агрессивного поведения, депрессии, беспокойства, в признаках психических расстройств в поведении, или проявлении патологических черт характера.
На основании изучения характеристик родителей, чьи дети пострадали от физического насилия, были выделены семьи, относящиеся к группе риска:
· семьи, где родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
· семьи, где родители (или один из них) имеют психические заболевания;
· семьи, где нарушен эмоционально-психологический климат, что приводит к частым ссорам и скандалам;
· семьи, где родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и развитию;
· семьи, где родители находятся в состоянии стресса, в связи со смертью близких, безработицей или тяжелыми социальными условиями проживания семьи в данный период времени.
Последствиями физического насилия – это не только синяки, ушибы, травмы различной степени, но и проявление энуреза, энкопреза, регресс в развитии, отказ от учебы, боязливость, возрастающее несоответствие ребенка ожиданиям родителей, низкий уровень его самооценки и рост агрессивности.
В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического насилия, которое почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Поэтому, если телесные наказания приводят к нарушению здоровья, развития, а также психического благополучия ребенка, их следует расценивать как физическое насилие, считает К.Роджерс (К.Роджерс, Эмпатия / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вюлюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. – 1997.).
В качестве ведущих причин возникновения физического насилия в семье выделяют следующие факторы:
1. Особенности личности ребенка: наличие уродств, неизлечимой болезни, инвалидность, умственная отсталость, нарушения физического и психического развития, недоношенные дети, несоответствие личности ребенка ожиданиям родителей, гиперактивность, импульсивность и агрессивность, отклоняющееся поведение ребенка и т.д.
2. Особенности личности родителей: повышенный уровень тревожности; высокий уровень импульсивности; регидность в поведении, взаимоотношениях; низкий уровень контроля собственных действий и поступков; признание необходимости использования в процессе воспитания системы физических наказаний; низкий уровень самооценки; низкий уровень самообразования; акцентуация характера (эпилептоидного, демонстративного типов); нежелание иметь ребенка и вынужденное исполнение роли родителя; наличие у родителей сценария, который содержит травматический опыт жестокого обращения (месть собственным детям за свое искалеченное детство); высокая степень психологической зависимости и нарциссичность; наличие садо-мазохистских тенденций во взаимоотношениях с детьми и т.д.).
3. Особенности психологической атмосферы в семье: отсутствие умений в приемлемом и адекватном выражении эмоций и чувств; недостаточный опыт (или отсутствие опыта) позитивного взаимодействия с людьми разного возраста; неустойчивая идентификация; большие затруднения родителей при распознавании собственных психологических потребностей и потребностей своих детей; психические заболевания у родителей (депрессии, острые бредовые реакции, тяжелые тревожные расстройства), следствием которых являются агрессивные и аффективные реакции.
Всесторонняя диагностика этих факторов позволяет выявить степень опасности нахождения ребенка в семьях группы “риска”, провести оценку функциональной дееспособности семьи для разработки программ психологического сопровождения детей, пострадавших от насилия с последующей коррекцией внутрисемейных отношений.
Психологическое (эмоциональное) насилие является основой всех видов насилия и пренебрежения в отношении детей. Как самостоятельная форма жестокого обращения с детьми, психологическое насилие стало предметом исследования специалистов в конце 70-х начале 80-х годов. По мнению большинства специалистов, занимающихся этой проблемой, психологическое насилие встречается гораздо чаще и наносит гораздо больший вред личности ребенка, чем это принято считать.
Эта форма насилия включает в себя: психологическое пренебрежение и психологическое жестокое обращение. Так, психологическое пренебрежение в последовательной неспособности родителя, или лица его заменяющего, обеспечить ребенку любовь, заботу, внимание, поддержку, привязанность, принятие и понимание психологических нужд ребенка. Это может выражаться в грубом обращении с ребенком, в нелюбви, непринятии его.
Различные виды разрушительного поведения родителей (или других взрослых, значимых для ребенка) приводят к психологическим деформациям, снижению самооценки, веры в себя, к утрате чувства принадлежности к обществу детей и взрослых, к разрушению здоровья и развития ребенка.
Проанализируем конкретный характер действий взрослых по отношению к ребенку с учетом различных типов психологического насилия.
Игнорирование нужд ребенка проявляется в неспособности родителей выражать привязанность, любовь и заботу по отношению к нему, в лишении его эмпатии, игнорировании потребности в безопасности в окружении, поддержании, общении.
Отвержение выражается в публичном унижении ребенка, предъявлении чрезмерных, несоответствующих его возрасту и возможностям требований, публичной демонстрации отрицательных качеств ребенка, постоянном формировании у него чувства стыда и вины за проявление естественных для него эмоций (страх, плач, гнев и др.), жесткой, жестокой и несообразной возрасту критике и т.д.
Терроризация проявляется в уничижении достоинства ребенка; в угрозах наказанием, побоями; в совершении насилия по отношению к ребенку или к тому, кого ребенок любит (по отношению к матери, сестре, брату, домашнему животному, возможно даже, его любимой игрушке, дорогой ему вещи); в оскорблении ребенка, использовании ненормативной лексики по отношению к ребенку и т.п.
Изолирование формирует установление безосновательных ограничений на социальные контакты ребенка со сверстниками, родственниками или другими взрослыми, ограничение права ребенка на построение собственных взаимоотношений со сверстниками и отсутствие у ребенка права покидать свой дом (например, принудительный перевод ребенка на домашнее обучение).
Развращение предполагает создание мотивации к развитию антисоциального поведения, включая воровство, проституцию, порнографию, поощрение самодеструктивного поведения, вовлечение ребенка в употребление алкоголя и наркотиков.
В результате диагностики и анализа характерологических особенностей детей, которые живут в ситуации психологического насилия, были выявлены следующие стойкие признаки: длительно сохраняющееся подавленное состояние, чрезмерная уступчивость, заискивающее, сверхугодливое поведение, склонность к уединению, агрессивность, отсутствие навыков и умений налаживания отношений с другими людьми разного возраста, неумение общаться, угрозы и попытки самоубийства, высокий уровень тревожности, нарушения аппетита: переедание, неограниченное потребление сладкого, либо полное отсутствие аппетита, низкая самооценка, плохая успеваемость и т.п.
Для детей, испытывающих постоянную вербальную агрессию со стороны родителей и близких, характерным является проявление высокого уровня физической агрессии, что мешает их нормальной социальной адаптации, очень часто, начиная с дошкольного возраста, вызывая их отвержение или изоляцию. Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения, включая склонность к уединению, различные проявления агрессии, направленной как на других, так и на себя. Кроме того, у детей, живущих в условиях психологического насилия, могут также развиваться психосоматические и нервные расстройства, которые характерны и для других видов насилия.
Кроме того, индикаторами психологического насилия могут служить следующие особенности поведения взрослых:
- нежелание взрослого утешить ребенка, который действительно в этом нуждается;
- публичное обвинение ребенка, бесконечные обвинения, оскорбления, брань в его адрес (в том числе нецензурная);
- отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником;
- перекладывание на ребенка ответственности за неудачи взрослого;
- чрезмерно критичное отношение к ребенку;
- открытое признание в нелюбви;
- ненависть по отношению к ребенку, которая не скрывается, а в определенных ситуациях и подчеркивается.
К группе “риска” по фактору психологического насилия могут быть отнесены следующие типы семей:
- семьи, где разные типы формы насилия являются стилем жизни;
- семьи с авторитарным стилем воспитания;
- проблемные семьи (имеющие детей-инвалидов, малообеспеченные, проживающие в плохих жилищных условиях, безработные родители и др.);
- аморальные семьи, в которых родители употребляют алкоголь, наркотики;
- патологичные семьи, когда родители страдают психическими заболеваниями или имеют специфические паталогии;
- семьи, в которых хронически преобладают психологические или иные неразрешенные проблемы.
Причинами, вызывающими эмоциональное отторжение ребенка, может быть: несоответствие ребенка ожиданиям родителей; нежеланность этого ребенка; чувство вины по отношению к ребенку; сходство ребенка с одним из родителей и использование вторым родителем ребенка в качестве мишени для вымещения собственного конфликта с супругом; использование в семейном сценарии негативной роли (например, ребенку может быть отведена роль “козла отпущения”, виновника всех бед и т.п.); инфантильность личности родителя; неразрешенный внутриличностный конфликт одного или обоих родителей; несформированность родительских ролей; отсутствие ясного определения правил поведения в семье; наличие в родительском сценарии травматического опыта психологического насилия и др.
Отсутствие психологической поддержки со стороны родителей нарушает основные функции развития детей, что в свою очередь, приводит к различным нарушениям:
· в аффективной сфере – нарушения проявляются в подавленном состоянии, беспокойстве и высоком уровне тревожности, невротических страхах, снижении эмоционального фона, низкой самооценке
· в когнитивной сфере – нарушения связаны с задержкой интеллектуального развития, трудностями с концентрацией и переключением внимания, низкой успеваемостью, плохой памятью
· в поведенческой сфере – нарушения проявляются в деликвентном и антисоциальном поведении, замкнутости, агрессивности, отсутствии потребности в формировании взаимоотношений со сверстниками, ярко выраженном сексуальном поведении,
· в физическом развитии – нарушения характеризуются недостаточным весом ребенка, маленьким ростом, запущенным, неопрятным видом
· во взаимоотношениях со сверстниками – ребенок не стремится к общению, может быть замкнут, агрессивен, проявляет сексуализированное поведение.
Зачастую только экстренное вмешательство специалистов по коррекции внутрисемейных отношений могут предотвратить катастрофические последствия психологического насилия, оказывающие разрушительное влияние на развитие ребенка, его настоящее и будущее социальное становление.
К сожалению, насилие членов семьи в отношении друг друга - явление не столь уж редкое. В некоторых семьях насилие по отношению друг к другу является своеобразным деформированным выражением “любви и привязанности” между членами семьи. В большинстве случаев к такой форме насилия прибегает более сильный член семьи, и не всегда это мужчина. Это может выражаться в форме угрозы разрыва семейных отношений, если не будет выполнено какое-либо требование, безоговорочного ультиматума и т.п.
Почему насилие так часто встречается в семьях?
Во-первых, члены семьи не всегда могут эффективно общаться друг с другом. Иногда аргументы у человека заканчиваются раньше, чем тема, которую он хочет обсудить. Как правило, люди имеют разные взгляды на одни и те же вещи. При этом они считают важным, чтобы партнер был согласен с их точкой зрения, чего на практике обычно не происходит. Нетерпеливый человек может перейти в таком случае на грубости, оскорбления или постараться каким-то образом “надавить” на своего собеседника. Это так называемое коммуникативное насилие.
Во-вторых, у членов семьи или у одного из них могут отсутствовать отрицательное отношение к насилию в целом. Отсутствие сдерживающих установок позволяет человеку перейти к выяснение отношений при помощи “вспомогательных средств”, причем, такое поведение рассматривается как естественная реакция на действия окружающих. В качестве оправдания, обычно приводятся аргументы такого рода: “Меня довели”, “У меня не хватает терпения”, “На него ничего другое не действует” и т.п.
В-третьих, один из членов семьи может иметь конкретные цели, а насилие является его способом достижения поставленных целей. Например, один член семьи держит других в постоянном напряжении, исходя из своих эгоистических интересов и т.п.
Взрослым очень важно понимать, насколько насилие в семье пагубно влияет на развитие ребенка в настоящем и на его будущее поведение.
Насилие в отношении друг друга – это неосознанное обучение детей неправильным моделям поведения и семейной жизни, что может иметь отрицательные последствия через даже долгие годы.
В этом случае необходимо обучение членов семьи “выяснять отношения” более толерантно и терпимо, не травмируя друг друга, сохраняя достоинство и взаимное уважение.
В первую очередь, следует выяснить, понимают ли члены семьи, что они используют насилие по отношению друг к другу. Как правило, если насилие использует один из членов семьи, то другой всегда это понимает, чего нельзя сказать о том, кто использует насилие.
Во-вторых, нужно изучить ситуации и темы, которые, как правило, приводят к насилию. Если определены типичные ситуации и темы насилия, сопровождающиеся насилием, то исследуются возможности: а) избежания этих ситуаций и тем; в) альтернативного способа их разрешения.
Следующий шаг – это моделирование поведения других способов разрешения критических ситуаций в семейных условиях.
Конечной целью работы с семьей является замещение старых моделей поведения, сопровождающихся насилием, на новые формы, не связанные с насилием. Иногда это удается сделать достаточно быстро, но бывает и так, что семья распадается, в связи с тем, что один из членов семьи не в состоянии себя сдерживать и периодически прибегает к насилию.
В работе с семьей важнейшим фактором определения степени “риска” является вопрос об уровне опасности пребывания ребенка в семье с точки зрения его жизни и здоровья. Соответственно, характер терапевтических и реабилитационных мероприятий в отношении семьи и ребенка зависит от результатов индивидуальной диагностики. В частности, работа с семьей может включать различные типы семейной терапии, консультирования ее членов для преодоления семейной дисфункции и др.