Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Факторы риска для развития и благополучия ребенка.



 

Вера в человека, поиск путей его максимальной реализации, уважение к растущей личности ребенка, к его своеобразию и индивидуальности, к его праву на развитие и счастье – вот ядро современной педагогической концепции.

Абсолютно идеальной схемы воспитания ребенка не существует. Необходимо учитывать индивидуальные психологические и возрастные особенности ребенка.

Воспитание, активное стимулирование и поддержка развития личности невозможны без формирования нравственного идеала. Главным содержанием воспитания становятся человеческие ценности – добро, истина, красота, здоровье, идеалы гуманизма и милосердия (дружба, сотрудничество, любовь, щедрость и т. д.)

Часто мы задаем себе вопрос с чего начать? С самого себя. Самое важное в том, что нам взрослым – следует самим сориентироваться на выполнение нравственных законов жизни. Делай добро. Люби и прощай людей. Относись к людям так, как хотелось бы, чтобы относились к тебе. Познай себя и окружающий мир. Бойся обидеть человека. Лучше отдать свое, чем взять чужое. Умей дарить людям радость. Не теряй оптимизма, ибо уныние – тоже болезнь. Болезнь духа.

Процесс усвоения ребенком нравственных норм проходит соответствующие этапы:

- пассивный – знает, но применяет их в нормальном виде в присутствии взрослых. Поступки других детей оценивает адекватно, свои только положительно. Он формируется, когда от ребенка не требуется никаких активных действий, их предлагает взрослый, навязывая готовое решение;

- активный – применяет ребенок самостоятельно без контроля со стороны;

- творческий – когда в нестандартной ситуации ребенок поступает нравственно, достойно, хотя ранее он такую ситуацию «не проходил»;

- полуактивная ситуация – ребенок проявляет активность по «сценарию» предложенную взрослым.

Оптимальной является активная позиция – когда в любой ситуации ребенок самостоятельно действует в ней, соблюдая принципы:

- доброжелательности и приветливости

- точность во времени и словах

- щедрым материально и духовно

- деликатным, тактичным

- уметь слушать и слышать человека

- уметь говорить и спрашивать, видеть другого

- оказывать помощь и просить о помощи

Нравственный выбор должен быть свободным, опираясь на свою совесть не порабощенную примитивными удовольствиями и фантастическими мечтаниями. Чтобы на многообразном жизненном пути, прежде чем совершить какой-либо проступок, ты научился спрашивать себя: доброе ли это дело? По совести ли я поступаю?

Чтобы воспитать ребенка здоровым с недеформированной психикой нужно понимать нужды и потребности ребенка, знать его закономерность роста и развития. Понимать потребность ребенка в любви, его нужности – это фундамент человеческих потребностей.

Для воспитания полноценного здорового спокойного ребенка необходимо очень многое: и режим дня, и личная гигиена, физкультура по возрасту, питание, а для укрепления нервно-психической деятельности это все необходимо вдвойне.

Есть семьи, где слово нельзя почти не употребляется, где господствует обстановка вседозволенности и постоянного умиления ребенком. Как правило, в таких семьях ребенок растет взбалмошным, нетерпимым к возражениям, человек, которому в жизни будет очень нелегко. Детская нервность может сформироваться и тогда, когда взрослые чересчур придерживаются определенной тактики воспитания. На каждом шагу ребенок слышит слово «нельзя»: нельзя прыгать, нельзя залезать на диван и т.д. Нередко в таких семьях строго соблюдается распорядок дня и малейшее отклонение рассматривается как чрезвычайное происшествие. В таких семьях ребенок растет робким, нерешительным, иногда скрытным и замкнутым. На фоне обычного послушания иногда возникает тупое упрямство, немотивированные вспышки возбуждения, ожесточенность. При слове «нельзя» он делает наоборот. «Не ходи по лужам» – говорит мама, и ребенок тут же с наслаждением влезает в нее. Все это своеобразная реакция протеста, осуществляемая доступными ребенку способами. С возрастом «бунтарские выходки» могут все более усугубляться, вплоть до побегов из дома, немотивированного воровства, агрессивности. Замечено, что люди, выросшие в чрезмерно строгой обстановке, сами нередко отличаются холодностью, равнодушием и даже жестокостью.

У каждого ребенка должна быть возможность совершать действие по своему усмотрению и желанию – т. е. относительная свобода: гибкое время делать уроки, гулять там-то и т. д. и просто спокойно надо объяснить ребенку, чем вызвано требование, но право выбора оставляется ребенку, тогда и родительские ограничения легче принимаются.

Родительские ограничения «чрезмерной» активности детей «бегать, прыгать, шумно играть» – запрещать подобные действия – это все равно, что попытаться перегородить полноводную реку. Не лучше ли позаботиться в какое русло ее направить? Необходимы согласованные действия всех членов семьи, при их несогласованности: «мама одно, папа другое, бабушка третье, ребенок добивается своего и раскалывая» ряды взрослых.

Необходимо рассматривать протест против помощи родителей и ограничения возможностей не как обычное непослушание, а проявление самостоятельности. Необходима гибкость и вдумчивость. Эта фаза важна для нормального развития ребенка т.к. формирует способность к самостоятельному, волевому поведению. Подавление детей приводит к зависимому поведению, неуверенности. Если наказывать ребенка, который имеет свое мнение и говорит нет, он вырастет соглашающимся, не способным отстаивать свои права человеком.

Необходимо сократить число нельзя, а увеличить можно: «рассматривать книгу можно, а рвать нельзя».

Требования должны быть твердыми, но дружелюбными. Необходимо обеспечивать реальный успех ребенка в какой-либо деятельности – меньше ругать и больше хвалить, не сравнивая с другими детьми, а только его самого с самим собой – как он меняется. Если ребенок медленно одевается – не фиксируйте его внимание постоянно на этом, а если изменился в лучшую сторону, обязательно это надо отметить.

Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослым способствуют снижению общей тревожности. Если ребенок не чувствует родительской любви, он инстинктивно старается привлечь внимание к себе своим негативным поведением.

Мать должна проявлять любовь к своему ребенку, но нельзя, чтобы она переходила в сверхзаботу, мешающую его возможности испытывать радость самостоятельности. Потребность в самостоятельности – необходимое качество, присущее ребенку, и самостоятельность необходимо всячески поддерживать, а не обрывать.

Ребенок является объектом любви и заботы, но нужно, чтобы сам он о ком-то заботился. Необходимо научить ребенка сочувствовать, сопереживать радость и боль другого человека или животного как собственные, ставить себя на его место. Не менее важно научить ребенка любить в широком смысле слова будущего спутника жизни, детей, животных и т.д. Любовь – не только чувства, но и действия, обращенные к другому. Это – радость от доставления радости другому человеку, оттого что ему хорошо, и больно оттого, что другому плохо.

Воспитывать детей в любви – это не обязательно решать их проблемы.

У 13-14-летних еще не сформирована понятийная система. У них нет той частицы своего «Я», на которую они могли бы опереться. Родители для них в этом смысле важное подспорье, от них ждут поддержки.

Для ребенка основной вид деятельности - общение, благодаря ему он самоутверждается, реализует себя. Если общение с родителями не избавляет его от одиночества, остается улица. Дети не выносят чрезмерной опеки, они бегут от постоянных ожиданий и требований, бегство в поисках свободы, самоутверждения. Вырваться – главная задача. Мы исследовали целую группу подростков, которые ценой своей беременности пытались вырваться из-под родительской опеки. И они не задумываются, что будет взамен за порогом родительского дома. Проблемы, как правило, не исчезают. Из одной неволи – попадают в другую, где их ждет или наркокомпания или криминал, или секта.

Не в состоянии молодой человек гибко реагировать на эмоциональные переживания. Максимализм суждений, переживания. Максимализм суждений, необдуманные поступки и скоропалительные решения усугубляются возрастными особенностями переходного периода. Половое созревание с его неравномерным (и это естественно) психофизиологическим развитием, осмысление своего «Я» проходит через крушение авторитетов. Возникают комплексы, навязчивые размышления о своей неполноценности. Самое подходящее время для появления новых дружков, которым «море по колено». Так хочется им соответствовать! Вот откуда первая сигарета, рюмка, первая «травка». Потом же неимоверно трудно преодолеть ставшее патологическое влечение. Если не остановиться, то рушиться психика человека, болезнь приобретает необратимый характер.

Гиперопека в семье, когда родители как будто не замечают, что их ребенок взрослеет, стремится к самостоятельности, чрезмерная забота порождает эгоизм, робость и даже трусливость. Привычка перекладывать все мелкие заботы и дела на старших постепенно становится нормой поведения, и ребенок привыкает быть хозяином в доме.

Перечисленные семейные ситуации важны в том отношении, что они незаметно исподволь подготавливают почву для нервности.

Иногда внешне кажется, что дома все спокойно: нет ни ссор, ни скандалов, но ребенок вырастает приспособленным только к своей домашней обстановке. Стоит изменить условия (к примеру, отвести ребенка в детский сад), как тут же возникает масса осложнений и невротических реакций.

Родители должны заботиться не только о состоянии ребенка в данный период времени, но и его готовности к различным возможным психологическим нагрузкам. С другой стороны, приносит больше вреда, чем пользы и чрезмерная забота о будущем, интенсивная заготовка всяческих знаний и умений впрок. В этом случае ребенок во многом лишается детства, превращается в «мудрого гномика», перегруженного информацией, с которой он не знает, что и делать.

Если мы гиперопекаем детей, надо помнить слова китайских мудрецов: «чтобы держать нужна сила, а чтобы отпустить – нужна мудрость».

Нельзя допускать унижений в школе, обходить вниманием и любовью в семье, необходимо создавать им комфортные условия. Лучшим средством от формирования наркозависимости является отношение и умение взрослых не заклинать, а внимательно выслушать и оказать всестороннюю помощь ребенку.

1.1. Гипервозбудимый ребенок

 

Причины школьной неуспеваемости могут быть различными, и очень важно разобраться, в каких случаях имеет место лень, отсутствие привычки к работе, отсутствие мотивации и интереса к учению, а в каком речь идет о самом настоящем неврологическом заболевании. Корни его могут быть заложены генетически, иногда причинами становятся внутриутробное недоразвитие, травмы во время и после родов, различные заболевания. Долгие годы нарушения могут никак не проявлять себя, и только в школе, когда к высшим психическим функциям – памяти, интеллекту, вниманию – начинают предъявлять повышенные требования, станет заметно, что ребенок испытывает немалые трудности.

Наиболее «простую» группу неуспевающих составляют дети с нервным отклонением, которое в английской аббревиатуре звучит как ADHD-синдром – синдром двигательной гиперактивности с дефицитом внимания. Такие дети суетливы, много двигаются и мало слушают, за все хватаются и быстро бросают, небрежные и невнимательные. Они не могут сконцентрироваться, воспринять и обработать учебную информацию, иногда им тяжело запоминать. Конечно, они раздражают учителей, поскольку с ними трудно и в человеческом общении, и в обучении.

«Гипер» – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы.. Слово «активный» – латинского «действенный, деятельный». Первоначально этот термин употребляли только в коммерческом смысле (начало XIX века).

К внешним проявлениям гиперактивности относят невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют такие моменты, как недостаточная концентрация внимания, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков.

Существует много мнений о причинах возникновения гиперактивности: в ее основе могут лежать микроорганические поражения головного мозга, возникшие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы.

 

Дома он – громкий ужас. С самого рождения мальчик поражает родителей своей неистощимой энергией и подвижностью. По ночам во младенчестве он практически не спал, доводя до исступления вымотавшегося на работе папу; да и маме было не легче. И вот теперь, вернувшись из школы, он стоит на голове. И в школе Алешка – как уж на сковородке. Сидеть тихо и выводить буковки в прописи? Ни-ко-гда! Столько дел: на пролетающую за окном птичку посмотреть, соcеду по парте что-то важное сказать, скатать бумажный шарик и в девчонку-зубрилку через трубочку плюнуть. А на переменах Алешка – главный бузотер. Учителя его не любят, одноклассники сторонятся.

Сам не учится и весь класс «заводит» – такую характеристику дают мальчику учителя. Алешкиных родителей вызывают в школу и корят: ну что же вы, говорят им, так плохо сына воспитали – совсем вести себя не умеет. А некоторые члены педагогического коллектива, упирая на плохие Алешкины оценки, заявляют: сын ваш в общеобразовательной школе учиться не может – с умственными способностями у него не в порядке» Расстроенные и злые возвращаются родители домой и дают Алешке взбучку. И зря. Потому что не наказывать, а помочь ему надо.

Гипервозбудимые дети – примета сегодняшнего дня. Они вовсе не обязательно плохо воспитаны. И с умственными способностями у них гораздо лучше, чем это кажется на первый взгляд. А отличаются от остальных они тем, что хуже концентрируют внимание и более подвижны. Это называется гипервозбудимостью.

Основные признаки – отвлекаемость внимания и двигательная расторможенность.

Гипердинамичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и он сам. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне огорчается из-за происшествия, виновником которого становится. Он легко переносит наказания, не помнит обиды, не держит зла, поминутно ссорится со сверстниками и тут же мирится. Самая большая проблема гипердинамичного ребенка – его отвлекаемость.

Заинтересовавшись чем-то, он забывает о предыдущем и ни одно дело не доводит до конца. Ребенок слышит, когда к нему обращаются, но не может сфокусировать себя. Имеет трудности в организации. Часто теряет вещи. Часто бывает забывчив. Он любопытен, но нелюбознателен, ибо любознательность предполагает некоторое постоянство интереса.

Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не стать проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития.

Гиперактивный ребенок часто проявляет беспокойство (барабанит пальцами, двигается в кресле, трудно неподвижно сидеть на месте, бегает на перемене, залезает куда-либо). Спит намного меньше, даже в младенчестве. Находится в постоянном движении. Очень говорлив.

Эмоциональные нарушения проявляются в виде всплесков. Вроде все было нормально, и вдруг – вспышка гнева, агрессии, ничем не спровоцированные и направленные на совершенно ни в чем не виноватых людей – чаще всего любимых папу и маму. А вслед за этим – неожиданная смена настроения на веселье – со смехом и радостным визгом. Такие «выкрутасы» ведут к конфликтам в семье, да и в школе тоже. Причем, если дома к маленькому бузотеру привыкнут, смирятся – не чужой ведь, то в школе церемониться не станут, и дневник будет полниться написанными красной учительской ручкой замечаниями.

Ребенку постоянно приходят в голову какие-то идеи, часто самые невероятные. Но его действия опережают мысль, и ребенок бросается что-то делать, не подумав. Отсюда – «хулиганские» поступки, которые так выводят из себя учителей и родителей. И еще. Эти дети часто и много дерутся: ведь с их языков слетают всякие необдуманные, обидные для сверстников слова – ребенок скажет, а потом только подумает. Причины для драк могут быть и иными. Чрезмерно активные, эти дети претендуют на роль лидеров. Но их идеи не увлекают сверстников, и не поспевают другие ребята за фонтаном вечно меняющихся замыслов своего гипервозбудимого друга. И поэтому со временем такие дети оказываются одни – никто не хочет с ними дружить.

Поступление в школу создает серьезные трудности для гиперактивных детей, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому такие дети не в состоянии удовлетворительно справиться с требованиями школы. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатком побуждений.

Плохая успеваемость объясняется не низким интеллектом, а тем, что ребенку трудно фиксировать свое внимание на одном предмете. Он бы, может, и хотел красиво и без помарок писать в своей школьной тетрадке, да не получается. И ошибки в задачах бывают не из-за непонимания, а от невнимательности. Гипервозбудимому школьнику трудно организовать себя, и поэтому он вечно что-то не успевает и отвлекается на постороннее.

Такие дети словно бы плывут по течению. Это значит, что мысли у них беспорядочные, приходят и уходят как бы сами по себе, повинуясь внешним обстоятельствам – увидел во дворе собаку и отвлекся от диктанта. Из-за «недисциплинированности» мышления и речи у них беднее словарный запас, трудности с точным определением называемых предметов и явлений. Особенно туго с абстрактным мышлением, например, с трудом даются рассуждения о времени и пространстве. Если на это не обращать внимания, то может развиться вторичное снижение интеллектуального развития. И это при том, что изначально у гипервозбудимых детей уровень интеллекта ничуть не ниже, чем у остальных.

У таких детей могут быть расстройства сна, всевозможные невротические привычки вроде ковыряния пальцем в носу или обкусывания ногтей. Поведение гипервозбудимых детей часто отличается инфантилизмом. Оборотной его стороной является готовность ребенка завязывать контакты с незнакомыми людьми, идти у них на поводу, что может быть опасно. В то же время желание привлечь к себе внимание они осуществляют самыми экстравагантными, вызывающими удивление и осуждение окружающих способами.

Из-за нарушения координации движений дети кажутся угловатыми, неловкими. В частности, им действительно трудно красиво выводить в тетради буквы. Характерна «прыгающая» походка. Даже езде на велосипеде и то гипервозбудимому ребенку труднее научиться. Но это – признаки гипервозбудимости у тех, кто уже вырос. А нельзя ли увидеть черты будущего синдрома у совсем маленького ребенка? Давайте попробуем. Младенец, который имеет повышенные шансы стать гипервозбудимым, спит плохо, много плачет – причем крик у него монотонный, на одой ноте, грудь сосет вяло. Если вы присмотритесь повнимательнее, то можете обнаружить на переносице просвечивающую через тонкую кожицу венку – признак повышенного внутричерепного давления, которое «помогает» развиться гипервозбудимости. Пальчики такого младенца сжаты в кулачки, ручки и ножки скрючены. Кожа часто имеет мраморный оттенок.

Когда младенец подрастет, проблем не убавится. Напротив, справиться ни силой, ни уговорами с таким дошкольником невозможно – ответом будет глухое упрямство, агрессия. Такие дети легко и охотно идут на конфликт. Из игр предпочитают те, которые предусматривают разрушение чего-либо, их хлебом не корми, дай разломать какую-нибудь игрушку, а уж наступить в песочнице на чей-нибудь куличик – просто счастье. Чтобы врач мог с полным основанием noставить диагноз синдрома гипервозбудимости, он должен не только обследовать ребенка, но и провести беседу с его родителями, а еще лучше и с учителями. Не нужно пугаться, если врач направит ребенка на обследование к психиатру – ведь некоторые симптомы гипервозбудимости похожи на признаки таких заболеваний, как шизофрения, эпилепсия, олигофрения. Некоторые палы и мамы при словах «вам надо проконсультироваться у психиатра и невропатолога» хватают детей под мышку и опрометью бегут из поликлиники: им кажется, что стоит одному из этих специалистов оставить запись в медицинской карточке ребенка, как на всей его дальнейшей жизни будет поставлен крест – и в институт не примут, и на хорошую работу не возьмут. Напрасные опасения: синдром гипервозбудимости или его синоним – минимальная мозговая дисфункция (ММД) – не тот диагноз, который может испортить медицинскую справку. Чтобы поставить диагноз гипервозбудимому ребенку, признаки этого состояния должны наблюдаться не менее полугода.

Специалисты выделяют следующие особенности гиперактивных детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается. 2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется. 3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы. 4. Нетерпение, неумение – дождаться своей очереди во время игры и в различных ситуациях в коллективе (например, на занятиях в школе, во время экскурсии). 5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца. 6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий. 7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр. 8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому. 9. Неумение играть тихо, спокойно. 10. Болтливость. 11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей). 12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. 13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома (например. игрушек, карандашей, книг). 14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет приключений или острых ощущений (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Наличие у ребенка по крайней мере 8 из перечисленных выше 14 симптомов, которые постоянно наблюдаются в течение, как минимум, 6 последних месяцев, является основанием для диагноза синдром дефицита внимания.

Родителям таких детей можно дать следующие рекомендации. Нужно создать для ребенка спокойную атмосферу дома. Конечно, не в каждой семье есть возможность отвести ребенку отдельную комнату. Но есть вещи, которые можно обеспечить без труда. Пусть в квартире будет тихо: никто не повышает голос, не включать громко телевизор и магнитофон (телевизора вообще должно быть поменьше), не хлопает дверьми. Необходимо создать условия для выполнения ребенком уроков – чтобы никто не мешал. Следует убрать с глаз подальше и все, что отвлекает: игрушки, любимый велосипед, зеркало. Когда ребенку придет время ложиться спать, пусть все выйдут, выключат свет и ведут себя тихо.

В комнате, где живет ребенок, не должно быть ярких красок – лучше подобреть для обоев и мебели спокойные тона. Игрушки выбирайте «неагрессивные» – никаких чудовищ-трансформеров, тем более ядовитых расцветок.

В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

Говорите сдержанно, спокойно и мягко.

Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна должно соответствовать этому распорядку.

Избегайте по возможности скопления людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и других многолюдных местах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.

Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка. Детям с синдромом дефицита внимания присуща гиперактивность, которая неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

Добейтесь, чтобы у вашего ребенка был строгий распорядок дня. В нем времени для гуляния и спокойных игр должно быть побольше, а для телепередач – поменьше. Противопоказаны компьютерные игры.

Больше свежего воздуха и физических нагрузок! В идеале, все свободное время ребенок должен проводить на улице. Но игры с эмоциональным компонентом – футбол, теннис – не совсем то, что нужно. Предпочтительнее равномерная физическая нагрузка: плавание, бег трусцой. Стремитесь к тому, чтобы ребенок просто падал от усталости и немедленно засыпал. Конечно, легче всего этого добиться от дошкольников.

Важную роль играет питание. Мало того, что ему следует быть регулярным, оно должно содержать минимум таких продуктов, как кофе, маслины, шоколад, крепкий чай. Кроме того, в больших количествах вредны клубника, яблоки, вишня, сливы, малина и виноград. Стремиться нужно к естественным продуктам, не содержащим консервантов.

Если есть возможность выбрать для ребёнка школу, отдайте предпочтение той, где в класс будет не больше пятнадцати учеников и где урок длится не более тридцати пяти минут. Неплохо, если каждый ученик будет сидеть за отдельной партой. Чем больше будет в такой школе уделяться внимания занятиям физкультурой, тем лучше.

Ну а если синдром гипервозбудимости заподозрен у младенца? Ждать, пока подрастет? Ни в коем случае. Ведь чем раньше начать лечение, тем лучше результат. А у детей первого года жизни вообще происходят чудеса: после проведенного лечения от гипервозбудимости и других сопутствующих проблем не остается и следа. Как лечат младенцев? Здесь и массаж, и лечебная физкультура, и расслабляющие ванночки с лечебными травами, и специальные травяные микстуры. Главное, не забывать консультироваться с детским невропатологом.

От вас, дорогие мамы и папы, потребуется огромный запас терпения. Постарайтесь разговаривать с ребенком сдержанно, мягко, не ругайте его за плохое поведение – поверьте, он страдает не меньше вас. Частые замечания лишь сформируют у него низкую самооценку. Лучше чаще его хвалите, избегайте по возможности слов «нет», «нельзя». Вместо запретов отвлекайте ребенка, переключайте его внимание.

Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Жизнь по режиму создает у маленького активиста ощущение стабильности, нормализует работу центральной нервной системы.

Во время игр постарайтесь ограничивать его одним-двумя партнерами, оградив от оравы шумных приятелей.

Работа с гиперактивными детьми проводится комплексно, с участием психологов, невропатологов, психотерапевтов, педагогов и родителей.

Физкульттерапия

Самое главное – это направить их нескончаемый поток энергии в нужное русло. Спорт на свежем воздухе является необходимой частью их лечения. Нужно, чтобы физические нагрузки не были связаны с эмоциональными переживаниями (спортивные игры, соревнования не для гиперактивных детей). Лучшая физкультура для вашего ребенка – это плавание, бег, езда на лыжах, долгие прогулки пешком.

Аутотренинг

Обычно его проводят психологи, сочетая с сеансами гипноза и самогипноза. Дети с синдромом дефицита внимания все время находятся в состоянии стресса из-за высокого содержания в их крови стрессовых гормонов адреналина и норадреналина. Аутогенная тренировка помогает ребенку снять напряжение, расслабиться, нормализовать частоту пульса, формирует умение сосредоточиться.

И помните – разумная любовь к детям – дорога к их счастью. Особую группу детей составляют дети умственно отсталые. Во всех ситуациях должны защищаться интересы ребенка, основываются на рациональной оценке ситуации.

В то же время повседневные взаимоотношения с подростком чаще строятся на фоне безразличия к его жизни либо эмоционального отвержения в связи с тем, что образ жизни родителей вступает в противоречие с их родительскими обязанностями. Чаще всего эти родители избегают контактов с педагогами, не посещают школу, не создают условий для правильного развития в семье.

Дома в этих семьях, как правило, антисанитарные условия, нет места для занятий ребенку, отсутствует игровой уголок, домашняя библиотека. Ребенок обычно предоставлен сам себе, отсутствует контроль со стороны родителей за его время провождением. А это в свою очередь ведет к безнадзорности, хулиганству, безделью детей, замедляет формирование социальных навыков.

Половина семей неполные, где воспитанием ребенка занимается мать. Анализ внутрисемейных отношений показывает, что 25% этих семей можно отнести к неблагополучным. Для них характерно невнимание к нуждам ребенка, резкость в обращении с ним, конфликтность во взаимоотношениях членов семьи. Родители не осознают болезненного состояния своего ребенка, обусловленного недостаточностью деятельности его центральной нервной системы, не стремятся помочь ему, наоборот – болезненные проявления, двигательная раздражительность часто вызывают негативную реакцию матери и других родственников. Они нередко наказывают ребенка, подчеркивают его недостатки, ставят перед необходимостью выполнения непосильных для него требований. Ребенок растет, испытывая постоянный дефицит любви и ласки, которые ему необходимо получить именно от матери и родных ему людей. В этом случае подросток замыкается, ожесточается, начинает мстить родителям или же пытается вызвать к себе жалость, старается обратить нa себя внимание (иногда хорошей учебой, иногда наоборот – хулиганскими поступками). Неполная семья, конфликтные семейные отношения тормозят нормальное развитие ребенка и могут в дальнейшем явиться основой его десоциализации. Крайне неблагоприятное влияние на семейную атмосферу и на развитие умственно отсталого ребенка оказывают грубые, неуважительные отношения между родителями, применение физических наказаний. Как показывает опыт, наиболее часто физическим наказаниям подвергаются дети с так называемым гиперактивным поведением. Они раздражают родителей: находятся в постоянном движении, хватают все, что попадается им на глаза, часто ломают и портят вещи. Все время задают вопросы, не слушая ответов. Им очень трудно сосредоточиться на какой-нибудь деятельности, они страдают выраженными нарушениями внимания. Однако их «плохое поведение» не улучшается от применения физических наказаний, наоборот, возбудимость нарастает.

Не менее вредно влияет на развитие ребенка гиперопека, когда ему не дают возможности проявить элементарную самостоятельность, изолируют от прозы жизни. Такой подросток растет нервным, возбудимым, капризным, терроризирует всех окружающих, требуя к себе постоянного внимания. И в дальнейшем у него отмечается снижение адаптационных возможностей.

Кроме того, родители не учитывают, что психологическая обстановка в семьях детей-олигофренов может ухудшаться в период их полового созревания, когда возникают разнообразные состояния декомпенсации, выражающиеся в повышенной психомоторной расторможенности, расстройствах, влечений в виде сексуальной расторможенности, агрессивности поведения и т.п.

Подводя итог вышеизложенному, отметим, что семейное неблагополучие в первую очередь отражается на ребенке, склонном к обостренному реагированию на всевозможные неблагоприятные факторы. И в то же время больной ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывать у родителей раздражение, злость, нетерпеливость, т.е. превращать семью в неблагополучную, а это в свою очередь еще более усугубляет психическое состояние ребенка.

Что же должны предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку улучшить психологический климат семьи?

Прежде всего необходима целенаправленная, систематическая и кропотливая работа с семьями аномальных детей.

Обмен опытом, контакты с людьми, имеющими аналогичные проблемы, и их моральная поддержка позволяют супругам и особенно одиноким матерям избавиться от чувства одиночества, ненужности и незащищенности. Больной ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это обусловливает необходимость психологической и коррекционной работы с такими семьями.

Программа оказания помощи семье может включать в себя два основных направления.

1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

а) повышение медико-психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

б) создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс;

в) индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

г) контроль за организацией нормального режима ребенка, устранение его безнадзорности;

д) помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество), его общение в семье;

е) меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.

2. Совершенствование учебно-воспитательной работы в школе-интернате:

а) коррекция отношения педагога к ребенку, активное использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;

б) создание благоприятного психологического климата в школе-интернате, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

в) взаимодействие учителей и родителей в педагогическом процессе.

 

1.2. Агрессивный ребенок.

 

В последние годы все чаще приходится слышать сообщения о леденящих душу кровавых преступлениях, совершаемых детьми в школах, колледжах и даже собственных семьях. До 1960 ? года такие явления были из ряда вон выходящими, а теперь лишь ужасают своей бессмысленной жестокостью. Что служит причиной роста агрессивности у детей, почему проявление жестокости достигает крайних пределов?

Психологи и психиатры убедительно обвиняют в этом средства массовой информации, особенно телевидение и компьютерные игры, которые культивируют насилие. Действительно, дети всегда подражают взрослым, беря за образец героическую, сильную личность. Сегодня герои борются за личное обогащение и власть над людьми, ни во что не ставя не только чужую, но и собственную жизнь.

Дурной пример заразителен, но не к каждому пристает зараза. Для сопротивления ей нужна здоровая психика. На это и направлены усилия психиатров, которые лечат детей различными средствами, в том числе и психотропными препаратами. Благородные усилия врачей, к сожалению, обернулись вредом для здоровья пациентов. Оказалось, что некоторые из этих лекарств тоже являются стимуляторами агрессивных реакций. До середины XX века психотропные препараты использовались исключительно в психиатрических больницах. Позже в США, а затем и в России они стали применяться для лечения как взрослых, так и детей повсеместно. Последние научные исследования в США показали, что у людей, принимающих антидепрессанты и транквилизаторы, вспышки агрессии отмечаются в 5 раз чаще, чем у тех, кто не пользуется этими препаратами. Анализ ряда преступлений, совершенных под действием психотропных лекарств, показал, что на первом месте в этом рейтинге стоит прозак (в России известен под названием флуоксетин), на втором – препараты группы психостимуляторов, на третьем – транквилизатор ксанакс (альпрозалам). Эти препараты по своему механизму действия схожи с такими веществами как алкоголь, никотин, наркотики, и прекращение их приема приводит к эмоциональным расстройствам и немотивированным поступкам.

В настоящее время в России более 200 тысяч детей в возрасте до 14 лет с диагнозом «расстройство с недостатком внимания» регулярно лечатся психотропными препаратами. На съезде психиатров в конце 2000 года было заявлено, что в нашей стране психическими расстройствами страдают 70–80% школьников. Учитывая опасные свойства психотропных средств лечения, многие педиатры и детские психологи считают неоправданно завышенным уровень применения этих лекарств, напоминая, что существуют веками отработанные средства исправления психических отклонений у детей методами воспитания.

Самое действенное, веками проверенное лекарство от душевных болезней – любовь. И, в первую очередь, это относится к детям. Многочисленными исследованиями доказано, что нежеланный ребенок, от которого родители пытались избавиться, рождается ослабленным физически и психически, с агрессивным чувством к своему окружению. От рождения он социально трудный. Но даже рожденный в благоприятных условиях ребенок будет иметь психические проблемы, если он лишен материнского молока и вскармливается искусственно. Исследования показывают, что большинство обитателей тюрем не знали родительской любви и были «искусственниками».

Агрессия у детей развивается и при деспотических методах воспитания, когда ребенка унижают, бьют. У него развивается комплекс неполноценности, который он пытается скрыть от окружающих за вспышками агрессии и нарочитой грубости. Исследования, проведенные американскими психологами в школах, показали, что у детей, которые убеждены, чти они одиноки и не интересны своим товарищам, уровень агрессивности существенно выше, чем у других школьников.

Еще один фактор роста агрессивности людей – солнечная активность. При ее усилении общая энергетика среды увеличивается за счет роста истоков электромагнитного излучения и магнитных возмущений в биосфере. Это отражается на степени возбудимости нервной системы людей, обостряются социальные конфликты, растет уровень агрессивности в обществе. И дети реагируют на ситуацию в полной мере.

Средний период колебаний солнечной активности составляет 11 лет. Очередной период максимальной возбудимости, по оценкам ученых, идет уже сейчас. Не утихают социальные конфликты в разных регионах мира, приходят природные катаклизмы. В таких условиях люди должны противопоставить наступлению стихии свой интеллект и духовное начало. Только любовь и взаимопонимание, желание добра и взаимопомощь помогут пережить трудные времена и вырастить наших потомков полноценными людьми.

 

1.3. Ребенок и наркотики.

 

Наркотическая ситуация в России динамично усугубляется. Сохраняется тенденция к переходу на более «жесткие» наркотики, такие как героин – его потребляют 95% наркоманов, расширяется потребление и синтетических наркотиков. Идёт процесс «омоложения» потребителей. Сейчас наркозависимость регистрируется даже у 4-6-летних.

Но нельзя рассматривать проблемы наркомании в отрыве от употребления легальных наркотиков: алкоголя и табака, а также нарастающей пандемии ВИЧ (СПИД-инфекции, которая развивается у потребителей внутривенных наркотиков в силу нарушения ими гигиенических условий).

Общество, в конце концов должно осознать масштабы угрозы, которую несут наркомания, СПИД, алкоголизация, гепатиты, табакокурение.

Совершенно недостаточно для профилактики ВИЧ-инфекции банальной рекламы презервативов и обучения технике безопасного секса. Нужны более активные действия, как говорится: «Лучше ударить в колокол, чем поздно вопрошать, по ком он звонит». Необходимость профилактической работы – это аксиома.

Достаточно посмотреть на уличные призывы: «Бери от жизни все» «Лови момент» «Живи в удовольствие» Это элементы формирования наркокультуры.

Попробуйте под таким прессингом заниматься первичной профилактикой! А если это дети из группы риска, ситуация ещё более усугубляется. И тем не менее выжидательная тактика с просветительскими мерами не может дать положительных результатов. Сегодняшний зловещий союз наркомании и ВИЧ-инфекции, являющейся киллером для молодежи и детей, способен нарушить национальную безопасность России.

Наркотики и дети. Два эти слова, само сочетание которых кажется противоестественным, сегодня все чаще ставятся рядом. К сожалению, приходится признать, что общество оказалось бессильным перед натиском дурмана. Число юных поклонников наркотиков год от года растет. Среди них – не только дети из неблагополучных семей, т.е. традиционная группа риска, но и внешне благополучные подростки, не вызывающие особых тревог у учителей и родителей. Наркотические вещества становятся привычным среди молодежи, плащ черного дурмана может накрыть любого ребенка – большого или маленького, мальчика или девочку.

Тут же возникает вопрос: а когда нужно начинать воспитывать у детей устойчивость к пагубному соблазну? Возможно, наш ответ покажется неожиданным для многих взрослых. Но мы твердо убеждены – формировать антинаркотический «иммунитет» следует уже у дошкольников. И вот почему.

В наши дни резко снижается возраст первого знакомства детей с наркотиками. Как свидетельствуют данные наркологических служб, 12% несовершеннолетних потребителей дурмана попробовали пагубное вещество в 8–12 лет. А к 14–15 годам у каждого второго школьника в крупных российских городах имеется эпизодический опыт одурманивания.

Между тем, золотое правило медицины – «болезнь легче предупредить, чем лечить», в полной мере справедливо в отношении наркомании (к тому же, по мнению многих специалистов, наркомания практически неизлечима). Лучший способ профилактики – антинаркогенное воспитание. Это длительный и сложный процесс, затрагивающий многие стороны жизни малыша. Поэтому он должен начинаться задолго до того как у ребенка появится реальная возможность встречи с наркотическим соблазном. Зарубежные психологи считают наиболее целесообразным организацию антинаркогенной подготовки уже в дошкольном возрасте. В большинстве стран она является обязательным компонентом воспитания и образования малышей. Некоторые ученые полагают, что делать это надо еще до рождения малыша.

Вот как объясняет он биологию появления наркозависимости. Мы участники эволюции. Природа «изобрела « специальные вещества удовольствия – эндорфины. Эти белковые вещества, выделяемые нервными клетками в микродозах, вызывают ощущение радости, удовольствия и направляют эволюцию в правильном направлении. Чувство удовольствия человек испытывает не только от физиологических актов, но и когда читает интересную для него книгу, слушает музыку, занимается любимым делом – все это повышает содержание эндорфинов. Но требует изначальных усилий. А алкоголь, наркотики вызывают мощнейший выброс вещества удовольствия и трудиться для этого не надо.

Недостаток эндорфинов у ребенка толкает его к своеобразному самолечению: он ищет, чем компенсировать дефицит вещества удовольствия и. раз попробовав психоактивное вещество, мгновенно привыкает. Хроническое недополучение эндорфина с момента развития плода повышает вероятность возникновения в будущем наркозависимости. Значит, вести профилактику наркозависимости надо еще в дородовом периоде. И продолжать ее, пока ребенок окончательно не повзрослеет. Более сложный вопрос – как это делать?

Если проблемы детской наркомании не оставляют вас равнодушными, значит мы – соратники. Попробуем вместе, объединив усилия, найти эффективные пути борьбы со злом.

«Да что это вы придумали – с малышами о наркотиках говорить» – в полупустом коридоре детского сада раздавался возмущенный голос одной из мам. Она только что узнала, что в группе, которую посещает ее девочка, будут проводить специальные профилактические занятия. «Да моя девочка-то о наркотиках ничего не слышала!».

Опасения мамы можно понять. Далеко не все мамы и папы согласятся о необходимость и важность такого разговора. Зачем нужна профилактика курения и использования алкоголя, когда мальчики и девочки об этом понятия не имеют! Вдруг столь ранее обращение к теме спровоцирует у ребенка нездоровый интерес к проблеме? Сумеют ли малыши разобраться в таких сложных вопросах? И какой должна быть профилактическая работа в этом направлении с детьми дошкольного возраста? Попробуем разобраться.

Исследования показывают: началу знакомства с наркотиками у молодых людей всегда предшествует использование алкоголя и курение. Вообще, все три группы веществ (алкоголь, никотин, наркотики) без всякого преувеличения могут быть названы родственниками: схож их механизм действия на организм, однотипны причины, по которым люди прибегают к ним. И недаром в народе говорят: «Курилка идет, горилку за собой ведет». Приобщение к одному виду одурманивания – это своеобразное протаптывание дороги для другого.

Существуют специальные термины: все формы одурманивания обозначаются словом наркотизм (повторимся, сюда относится и использование алкоголя, и курение, и применение наркотических и токсикоманических средств), а все виды одурманивающих веществ называются наркогенными.

Поэтому ранняя профилактика наркотизма среди дошкольников должна носить комплексный характер, рассматривать вопросы предупреждения любых его проявлений.

Важно, чтобы содержание педагогической работы строилось с учетом реальной наркогенной ситуации в среде несовершеннолетних. Как оказывается, большинство малышей впервые узнают вкус алкоголя в 5–7 лет, пробуют курить в 7–10. Знакомство же с наркотическими и токсиманическими веществами (как уже и говорилось выше) происходит значительно позже. Поэтому при работе с дошкольниками основное внимание следует сосредотачивать на профилактике наиболее реальных для этого возраста форм наркотизма. Вопросы, связанные с наркотиками и токсиманическими веществами, рассматриваются лишь в самом общем плане (воспитатель сам решает, как и в каком объеме давать такую информацию).

Но и полностью избегать этой темы не стоит. Ведь большинство детей к 5–6 годам уже наслышаны о существовании такого рода одурманивающих веществ. Родители могут считать, что благодаря контролю и вниманию, их маленькому сыну или малышке-дочке не грозит встреча с наркотиками. Но смогут ли взрослые обеспечить антинаркотическую безопасность и позже, когда ребенок повзрослеет и станет подростком? Ясно, что стоит побеспокоиться об этом заранее и уже сейчас подготовить его к возможной встрече с дурманом.

Исследования, проводимые в Институте возрастной физиологии РАО убедительно доказывают: родители, отрицающие профилактику, заблуждаются. Будучи уверенными в том, что их дети «ничего не знают» об алкоголе и табаке, взрослые не считают нужным специально объяснять сыну или дочери, чем опасно знакомство с этими веществами. Между тем, установлено, что уже к 7–9 годам мальчики и девочки обнаруживают определенную осведомленность в отношении одурманивающих веществ. Младшие мальчики знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление о том, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т.д. (зависит это от внушаемости ребенка). Надо сказать, что эта информированность «в теме» довольна противоречива. С одной стороны дети, конечно «в курсе», что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чем конкретно заключается эта опасность, повторяя традиционные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить – заболеешь, от вина живот будет болеть и т.д.»

С другой стороны, дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ во всяком случае их безвредность: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, красивая дама на скамейке парка с дымящей сигаретой. В сознании ребенка возникает так называемый когнитивный (информационный) диссонанс – об алкоголе или курении. Именно этот когнитивный диссонанс является основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Ребенку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти «таинственные» вещества? Стоит ли удивляться тому, что почти треть опрошенных нами младших школьников утверждают, что хотели бы попробовать алкоголь, не прочь закурить. Это и приводит к тому, что возраст приобщения к одурманивающим веществам снижается.

Особенность педагогической профилактики заключается в том, что она должна носить не запрещающий, а скорее альтернативный характер. Конечно, нужно настойчиво формировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но не менее важно показать, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой.

При организации профилактической работы следует соблюдать принцип «запретной информации». Это значит, что полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркогенным веществам: например, рассказ о каких-то «привлекательных» свойствах различных одурманивающих веществ или о способах их применения.

И еще одно, очень существенное, на наш взгляд, замечание. Предупреждение наркотизма должно быть тесно связано с воспитанием у детей общей культуры здоровья. Культура здоровья является неотъемлемой частью общей культуры образованного человека со средним или высшим образованием, но практически не знающего ничего о своем здоровье и как его поддерживать.

Психологи неслучайно называют саморазрушающим поведением. Поклонник дурмана действительно разрушает свое тело и душу. Поэтому столь необходимо, чтобы уже в раннем возрасте дети хоть в какой-то степени понимали, насколько совершенен и уникален человеческий организм и что он заслуживает к себе самого внимательного и бережного отношения.

 

Как мы понимаем профилактику в самом широком смысле этого слова? Создание, воспитание установки на образ жизни, свободный от самодеструктивности, пронизывающий все сферы жизни. Семья, школа, друзья, знакомые, соседи по подъезду – все общество в целом должно перестать быть безразличным к тому, что происходит рядом.

Надо помочь ребенку создать внутреннее невосприятие всего негативного, необходимо уважать его решения, не лишать его права мыслить и принимать свои решения, не вести по жизни, а сопровождать и помочь выработать свои стереотипы мышления. Научить оставаться самим собой, несмотря ни на какие перемены окружающей действительности, воспитать привычку к самоанализу, объяснить, насколько важно иметь свое собственное мнение и уметь, если понадобится, сказать «нет».

Какие дети оказываются втянутыми в процесс употребления наркотиков?

К ним можно отнести детей, для которых ложь – способ защиты. Когда ребенок начинает лгать? Чаще всего в следующих случаях:

· предъявляются рассогласованные действия между требованиями к ребенку и его возможностям;

· не может получить того, что хочет;

· боится последствий поступка;

· уверен, что родители (педагоги) легче поверят ложь, чем в правду;

· требования непосильны и никто не хочет его понять

Значительную группу составляют дети с низким уровнем воли; дети, у которых отсутствует мотив достижения. Предрасположенность данной группы детей к наркотикам заключается в том, что они не могут мобилизовать себя на преодоление каких-либо трудностей. Даже маленькая неудача может оказаться причиной того, что ребенок бросил какое-то занятие, дело, поручение. Этим детям свойственно желание получить быстрый результат, удовольствие без затраченного труда. Слабая сила воли, леность, пассивность, равнодушие – всё это результат педагогической запущенности.

 

1.4. Опасные установки.

 

Китайцы говорят: путь в 10 тыс. лье всегда начинается с первого шага. А с чего начинается путь в пропасть наркотизма? Кажется, ответ очевиден:

с первой выкуренной сигареты, выпитой рюмки вина и т. д. Однако прежде чем человек реально познако­мится с одурманивающим веществом, у него форми­руется определенное отношение к нему, так называ­емая установка. Именно она способна в дальнейшем провоцировать приобщение к одурманиванию или отказ от него.

Формирование установок в отношении к наркоти­зации происходит очень рано, психологи считают, что их фундамент закладывается у ребенка уже в возрас­те 3-5 лет. Установки имеют определенную структу­ру, включая в себя информационный, оценочный и поведенческий компоненты.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.