Когда мы выявили основные релевантные факторы, то следует определить, в какой взаимосвязи они находятся. В ряде случаев воздействие того или иного фактора на наши выводы вполне очевидно, но, как правило, связи между факторами сложны, а их результаты неочевидны. Это не означает, что анализ делает интуицию ненужной. Напротив, мы должны использовать интуицию при решении проблемы, применяя анализ для подтверждения полученных результатов, для обострения нашей интуиции и иногда для того, чтобы показать, что интуиция подвела нас.
Если мы ослабим требования к точности наведения ракеты, т.е. увеличим допустимое среднее вероятное отклонение, то одним из результатов этого будет увеличение полной стоимости операции. Возросшие затраты могут быть оплачены долларами или некоторым количеством расщепляющихся материалов или тем и другим. Мы могли бы, применив мишени-ловушки, повысить вероятность достижения ракетой цели и тем самым компенсировать уменьшение вероятности разрушения цели доставленной боеголовкой (вследствие менее точной системы наведения). Или мы могли бы атаковать цель вторичным залпом, если в результате ошибки наведения первый залп окажется неудачным. Мы могли бы также увеличить мощность боеголовки.
Мы не можем сказать, насколько важным окажется непосредственное воздействие уменьшения точности на возрастание расходов до тех пор, пока не оценим его величину. Предположим, что мы установили ожидаемую величину промаха ракеты в 3000 м вместо требуемых 1500 м. Какой из способов компенсации уменьшения точности окажется самым дешевым? Во сколько обойдется каждый из них в долларах и в расщепляющихся материалах? И каким образом в данном случае доллары и расщепляющиеся материалы заменяют друг друга?
Если прямым результатом снижения точности системы наведения снаряда является возрастание расходов, то косвенный результат действует в прямо противоположном направлении. Менее точная система наведения является более простой, а более простая система будет, вероятно, более надежной. Только что мы оценивали ошибки наведения в долларах и расщепляющихся материалах. Теперь мы видим, что ошибка наведения и надежность также могут быть объектом взаимного обмена. Возросшая надежность означает уменьшение расходов опять-таки в долларах или в расщепляющихся материалах или в том и другом. Увеличение надежности играет во многом ту же роль, что и ослабление оборонительной системы противника. Увеличение надежности может даже оказаться несколько более желательным, так как снаряд, сбившийся с курса и попавший на Северный полюс, не отвлекает на себя действий оборонительной системы.
Другой результат использования простой системы заключается в том, что уменьшается время, затрачиваемое на ее доводку по сравнению со сложной системой; более простая и надежная, но менее точная система может быть введена в действие на несколько лет раньше, чем ее более сложный аналог. Мы, таким образом, оперируем теперь уже не только долларами и расщепляющимися материалами, но и временем.
Какой же из вариантов будет наиболее благоприятным? Разумеется, на этот вопрос ответить трудно даже с помощью анализа и почти невозможно, опираясь только на интуицию и умозрительные рассуждения.
Рассмотрим еще один пример, раскрывающий те трудности, с которыми мы сталкиваемся при попытке определить, каким образом связаны различные факторы. Представим себе стратегический удар, состоящий из ряда одинаковых залпов, при каждом из которых атакуется некоторое число целей, например 20. Положим, что из-за недостаточной надежности, потерь при прорыве оборонительной системы противника и ошибок наведения против каждой цели посылается четыре ракеты. Если мы увеличим количество целей, атакуемых при каждом залпе, то произойдет следующее. Общее количество залпов и, следовательно, продолжительность удара уменьшится. Количество ракет, с которыми, придется вести борьбу оборонительной системе, возрастет, и подавление этой системы окажется более успешным, вследствие чего увеличится вероятность того, что ракета долетит до цели. Мы можем теперь сократить количество ракет, приходящееся на каждую цель. Полное количество ракет, используемое в ударе для разрушения заданной системы целей, уменьшится, и соответственно уменьшится полная стоимость кампании в долларах и расщепляющихся материалах.
Но с другой стороны, увеличение числа ракет при одновременном запуске повлечет за собой увеличение числа пусковых установок и, следовательно, увеличение расходов на материальное обеспечение и службу тыла. Будет ли это увеличение расходов покрыто уменьшением стоимости ракет и боеголовок, с первого взгляда не ясно.
Мы начали с того, что рассмотрели изменение только одной переменной, количества ракет при одном залпе, и обнаружили, что нам приходится иметь дело и с количеством ракет, приходящимся на один залп, и с продолжительностью кампании, и с оптимальным количеством ракет, приходящихся на одну цель, и со стоимостью ракет и материального обеспечения. Все эти факторы связаны друг с другом, и человек, который сможет найти решение в такой ситуации при помощи одной лишь интуиции, конечно, является уникумом.