Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Каким образом определить стратегии обучения компетенциям?



Spenser & Spenser рассматривают этот вопрос в виде модели айсберга, где знания и навыки, которым сравнительно легко научить, составляют его видимую часть, тогда как личностные черты, мотивы и Я-концепция скрыты «под уровнем моря», имея в виду, что их очень трудно развивать в процессе обучения.

Для того чтобы понять, каким образом можно учить компетенциям и представлять их характеристики для оценивания, обратимся к тем теориям, которые позволяют найти ответ на этот важный для практики образования вопрос.

В теориях социального конструктивизма обосновывается, что компетенции тесно связаны с контекстом, нормами и ценностями группы, с которой человек взаимодействует. Ввиду этого компетенция должна формироваться и проявляться в контексте ситуации, события, а не учебной задачи, вырванной из социального контекста.

В теориях распределенного сознания исследуются влияние социума на всех уровнях от национальных до местного сообщества, семьи, ближайшего окружения, учителя и ученика как партнеров в образовании.

Соотнесенность этих теорий позволяет рассмотреть компетенции целостно, в динамическом аспекте их формирования, который включает описание (дескрипты) их будущего развития и их перевод в имеющийся и формирующийся опыт ученика.

Нужно отметить, что на сегодня инструментов измерения компетенций в образовании еще не достаточно, и не все они объективны. Критерии измерения прогресса в развитии компетенций можно считать «объективными», если они:

· Соответствуют стандартам многоуровневой рамки измерения компетенций.

· Отражают соответствие проявления компетенций контексту ситуации.

· Позволяют измерять сильные и слабые стороны сформированности компетенции.

· Демонстрируют прогресс (либо его отсутствие), в овладении компетенциями.

· Основываются на чётких стандартах оценок, которые могут быть подтверждены примерами, а также единообразно применяться различными преподавателями в отношении различных учащихся.

· Способствуют сравнению прогресса учащихся, а также групп учащихся в отношении каждой учебной программы и подпрограммы в динамике времени.

· Определяют пути для уменьшения различий между текущими и ожидаемыми учебными целями.

Подводя итоги изложенному, можно сделать вывод о том, что проблема компетенций – это, прежде всего, вопрос о целях-результатах образования и способах их представления в учебных программах. В отношении качества, компетенции должны стать действенным основанием (ядром) норм качества образования. Ввиду этого их представление должно наполнять содержание любой учебной программы теми ключевыми компетенциями, которые необходимы всем для успешного проживания в современном мире. В рамках данной стратегии Комиссией Совета Европы выявлены восемь ключевых компетенций, которыми должны обладать все граждане ЕС, для того, чтобы достигать успеха в экономике, основанной на знаниях. В документах Комиссии ЕС отмечается, что следует использовать «системный подход к обучению» на всех уровнях образования, от начальной школы до университета. По словам Йона Фигеля (Jon Figel), члена Комиссии, курирующего образование и культуру, компетенция является способностью человека претворить идеи в действие, в т.ч. способность к инициативам, ответственности, рискам и достижению целей. В рамках этой стратегии Комиссия будет поддерживать развитие базовых компетенций в школьном образовании и такие горизонтальные компоненты компетентности, как творческое и критическое мышление.


 

Вставка 13. Организованная структура ключевых компетенций Специфика констелляций, включая степень важности ключевых компетенций для общего жизненного успеха и успешного функционирования социума, может различаться в зависимости от социально-экономического и культурного контекста (под «контекстом» имеется в виду целый ряд сущностей, включая страны, различные сферы жизни и социума).
Желаемые общественные и индивидуальные цели определяют констелляции ключевых компетенций
Цель Констелляция ключевых компетенций
На уровне общества Пример: устойчивое развитие ☼ ► □ ■ ●
На уровне индивида Пример: чувство достигнутого ☼ ► □ ■ ●
☼ действовать внутри широкого горизонта ► строить и осуществлять планы (проекты) □ использовать знания и информацию ■ интерактивно использовать технологии ● кооперироваться

Определение и отбор компетенций: теоретические и концептуальные основания (DeSeCo), 2002. www.deseco.admin.ch

 

Таким образом, можно утверждать, что с позиции «философии компетенций» анализ целей и динамики результатов образования долженбыть двух видов:

I. Описательный: состоит в описание характеристики компетенций и их уровней, которые проявляют учащиеся, при этом компетенции должны представлять знания, ценности и опыт действий.

II. Причинно-следственный анализ: характерные примеры самоанализа компетенций, опыта их приобретения и самооценки, принятие личностной позиций в контексте реальных ситуаций, которые моделируются в содержание и технологии образования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.