Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как можно использовать опыт разработки Единых квалификационных рамок в Европе для построения моделей компетенций?



Анализ международных проектов по сближению национальных квалификационных систем показал что, национальные квалификационные системы являются важным инструментом в создании системы обучения в течение всей жизни, оказывая влияние на объем, распределение, качество и эффективность образования, а также использование его результатов.

Одно из приоритетных направлений развития систем образования развитых стран связано с необходимостью гармонизации национальных квалификационных рамок, направленной на устранение барьеров, препятствующих эффективному приобретению и использованию знаний и компетенций вследствие отсутствия прозрачности квалификаций. В последние годы страны ОЭСР, страны Группы Восьми, страны – члены ЕС и участницы процесса формирования общеевропейского пространства высшего образования в рамках совместных программ предпринимают усилия для:

· формирования общеевропейской квалификационной рамки для системы высшего образования стран – участниц Болонского процесса (ОКР);

· формирования квалификационной рамки для образования в течение всей жизни как мета – рамки, обеспечивающей возможность коммуникации и сопоставления между национальными квалификационными требованиями стран ЕС;

· выработки рекомендаций относительно того, каким образом реформа национальной квалификационной системы может содействовать развитию образования в течение всей жизни.

Основной целью Европейской квалификационной рамки (ЕКР) является расширение возможностей и доступности образования и подготовки и эффективного использования полученных знаний и квалификаций.

Европейская квалификационная рамка включает:

· систему описания квалификаций для восьми уровней образования в терминах ожидаемых результатов образования (знаний, навыков и личных и профессиональных компетенций);

· систему поддерживающих инструментов (Европасс, система накопления и переноса кредитов, базу данных Ploteus, содержащую перечень возможностей обучения);

· систему общих принципов и процедур, направленных на обеспечение качества, валидацию и общее понимание ключевых компетенций, своевременную и эффективную профориентацию.

Общая система описания уровней квалификации и система принципов разработана для экспертов и политиков в качестве инструмента сравнения и сотрудничества на национальном и секторальном уровнях. Одновременно весь набор инструментов предназначен для повышения индивидуальной мобильности граждан в профессии и работе. ЕКР является мета-рамкой, инструментом соотнесения (сопоставления) национальных и квалификационных систем и рамок, инструментом обеспечения прозрачности и доверия, облегчающим перенос и признание квалификаций граждан.

Определения того, каким образом национальные квалификационные системы, включая рамки, будут соотноситься с ЕКР, является сферой ответственности национальных структур. Одновременно, согласно предложению Европейской комиссии:

· предполагается наличие четкой и доказуемой связи между квалификациями национальной системы или рамки и описаниями квалификаций ЕКР;

· процедуры включения квалификаций в национальные системы должны быть прозрачными;

· национальные системы обеспечения качества должны опираться на принципы обеспечения качества, разработанные в рамках ОЕПВО и Копенгагенского процесса;

· национальные системы валидации неформального образования должны быть выстроены в соответствии с принципами, согласованными на европейском уровне;

· национальные органы власти обеспечат использование поддерживающих инструментов (системы накопления и переноса кредитов);

· ответственность национальных органов за качество национальных систем или рамок прозрачна и публична.

Также как и в предложениях по использованию Общей квалификационной рамки для общеевропейского пространства высшего образования, сопоставимость национальных рамок ЕКР устанавливается на основе процесса само сертификации, в которой интегрированы все заинтересованные структуры, публичность результатов обеспечивается через информационную сеть национальных и европейских центров.

Процесс формирования общего понимания содержания квалификаций и структур степеней направлен на обеспечение «сопоставимости и совместимости, повышения прозрачности систем высшего образования и качества европейского высшего образования на институциональном и государственном уровнях». Его задачи – «определение точек конвергенции и выработка общего понимания содержания квалификаций по уровням в терминах компетенций и результатов обучения». Под результатами понимаются наборы компетенций, включающие знания, понимание и навыки обучаемого, определяемые как для каждого блока (модуля) программы, так и для программы в целом.

Рамка для пространства высшего образования включает три уровня, характеризуется высокой степенью обобщенности, выбрана на основе анализа опыта, накопленного в национальных квалификационных системах стран – участниц общеевропейского пространства высшего образования, включает общие описания квалификаций для трех уровней в терминах ожидаемых результатов образования, принимает за основу примерную длительность первого цикла 180 –240 кредитов; второго 90 – 120; не определяя рамки для докторской степени в терминах кредитов.

Функция данной рамки – обеспечение сопоставимости и прозрачности квалификаций систем высшего образования стран – участниц Болонского процесса: бакалавра, магистра и аспиранта (PhD), на основе общего понимания содержания образования и его результатов.

Рекомендации исходят из следующего понимания функций национальных квалификационных рамок. Национальные квалификационные рамки:

· определяют цели и задачи квалификации через четкое описание результатов обучения, определение права на профессиональную деятельность и связанное с ними признание;

· определяют отношение между различными квалификациями;

· формулируют принятые на основе согласия всех участников квалификационные рамки;

· формируют контекст для пересмотра и развития существующих квалификаций и разработки новых;

· содействуют получению гражданами квалификаций; повышению доступности обучения и социальной сплоченности; осуществлению реформы квалификаций и учебных программ;

· содействуют повышению привлекательности системы высшего образования для внешнего мира.

Предполагается, что страны сами принимают решения относительно того, каким образом учитывать рекомендации ОЕКР. Ожидается, что все страны к 2007 г. приступят к реализации цели внедрения национальных квалификационных рамок на основе принятых в Бергене предложений. Учитывая, что ОЕКР является ключевым инструментом реализации целей формирования общеевропейского пространства высшего образования, рекомендуется всем странам-участницам завершить процесс самосертификации к 2010 г. Национальные квалификационные рамки должны опираться на квалификационные характеристики, сформулированные в общеевропейской рамке, и систему кредитов; процедуры включения квалификационных характеристик в национальные рамки являются прозрачными; национальные системы обеспечения качества опираются на национальные квалификационные системы.

Задания к главе 2

 

1. Одной из функций профессиональной педагогической деятельности учителя является содействие образованию ребёнка. Какие методы (формы) оценки образовательных достижений ребёнка способствуют развитию ключевых компетентностей школьника?

2. Представьте себя в роли руководителя кафедры (школы). Каким образом Вы сформулировали бы требования к новому сотруднику? Каким образом проверили бы практическую готовность к занятию искомой должности?

3. Напишите эссе на тему «Требования современного российского общества к учителю (преподавателю педагогического вуза)».

4. Проанализируйте результаты ответов руководителей школ, приведённые в приложении. Какой вывод относительно ожидаемой профессиональной компетентности молодого учителя – выпускника вуза мы сделаете? Обоснуйте сделанный вывод.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.