Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Каким образом должно быть организовано обучение в университетах в целях формирования педагогических компетенций?



Вряд ли возможно создать учебные планы, ориентированные на избыточном содержании или компетенциях, даже если будут прописаны все инструкции по их описанию и динамике формирования. Сегодняшние студенты живут в мире сложной морали, постоянно находясь в среде компьютерных игр, видеофильмов. Они – потребители рекламы, информационно-коммуникационных технологий, политических лозунгов и других достаточно ярких, выстроенных на различных психологических конструктах, моделей воздействия на сознание и поведение. Мир обучения и реальность часто разделены культурной стеной. За пределами организованных учебных учреждений молодежь воспитывают иными способами, чем университеты и школы.

Рынок новых технологий не всегда составляет возможности образованию быть его конкурентом в плане воспитания ценностной позиции или мотивированной профессиональной ответственности. В этом случае важен новый подход в поиске более эффективных в этом плане технологий образования, прежде всего, разработка новых гуманитарных способов обучения. Гуманитарные и рефлексивные технологий могут сочетать все достоинства современной коммуникации, но наполнять их личностным смыслом, позволяющим формировать установки, позиции, ценностное осмысление профессии.

В современной науке и практике образования есть уже известные в этой области наработки. Данные наработки сочетают формы мозгового штурма, проектирования, баланса обучения и исследования, продуктивного мышления, мастерской, наставничества и терапии. В общем плане данные формы получили название гуманитарных технологий, объединенных понятием «тренинг». Тренинг здесь рассматривается как действенное обучение, сопровождаемое современными технологическими средствами и работой квалифицированного в этом плане преподавателя в роли тьютера, консультанта, модератора или партнера. То есть сегодня это понятие рассматривается более широко, чем принято ранее в психологической литературе.

Одной из наиболее известных теорий для разработки тренингов является теория, известная как «экспериментальное обучение», которая была разработана американским психологом Дэвидом Колбом и его коллегами в середине 1970-х. Согласно Колбу, обучение состоит из мышления/думанья и выполнения. Он считает, важно сочетать усвоение знаний с определенным практическим опытом, чтобы усилить или испытать любую теорию.

Д. Колб развил базисную теорию в четырехступенчатую модель.

Выполнение заданий может быть в различной форме: письменной, устной, вербальной и невербальной. Важно, чтобы они были продуктивны, позволяли проявить компетенции и приобрести опыт. С этих позиций спираль познания будет иметь следующий вид (рис.3).

 

 

Рис. 3 Разработка обучения по модели Д. Колба[38].

 

Данная модель наиболее часто используется в обучении взрослых, так как она опирается на реконструкцию социального опыта и его приобретение через рефлексивное мышление. Отправным моментом в обучении является опыт. Он образует почву для наблюдения и осмысления (рефлексии), которые составляют фазу обучения. На основании наблюдения человек приходит к абстрактным (отстраненным от непосредственного опыта) представлениям и понятиям, выступающим в виде гипотез и проверяющимся в разнообразных ситуациях, воображаемых, моделированных и реальных (активное экспериментирование). Процесс приобретения и совершенствования навыков, обучение мастерству не бывает завершенным. Этот процесс можно представить в виде бесконечной спирали реконструкции и развития компетентности.

Данный интерактивный подход предполагает, что участники обучения будут выполнять определенные действия без боязни экспериментировать. В работе преподавателя по данной модели всегда присутствует два плана, две стороны: содержательная и личностная.

Содержательный план соответствует основной учебной цели. Он изменяется в зависимости от цели воздействия и от учебной программы.

Личностный план - это атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние приобретения опыта каждого участника.

Правильно подобранные методы и средства воздействия и взаимодействия дают возможность для изменений и развития целостности компетенций.

Модель Д. Колба «экспериментальное обучение по спирали» переносят не только на аудиторную работу, но и в дистантное обучение, организацию работы небольших групп или персонифицированного обучения, что позволяет делать использование современных электронных средств.

Модель разработки учебной программы в этом случае выстраивается на следующих положениях:

1. Методы активного обучения ставят в центр процесса обучения самих участников.

2. Обучение предполагает рассуждение и обсуждение.

3. Из внешних источников добавляется новая информация или теория.

4. Участники обучения должны отработать то, что они усвоили, практиковать новые навыки и умения, разрабатывать стратегию и действия.

5. Участники должны продемонстрировать, что они способны на практике использовать то, что они усвоили.

6. Размышления и самооценка являются частью программы и проводятся на всех ее этапах, что требует использования специальных инструментальных средств.

Нужно отметить, что в настоящее время есть и другие модели обучения взрослых, которые могут быть использованы для развития педагогических компетенций. Например, модель саморегулирования или «эффективного самоуправления» по Канферу: (Изучение - наблюдение) – (Самооценка - корректировка) – (Самоподкрепление - установка).

Согласно этой модели, когда какая-либо ситуация нарушает нормальную структуру работы, человек начинает проверять себя. Это Канфер называет саморегулированием. Предполагается, что саморегулирование происходит быстро и часто неосознанно, но именно оно формирует и сохраняет у людей структуру поведения в профессиональной ситуации, так как именно наше видение мира в каждый конкретный момент определяет наши действия.

Стоит отметить, что в случае традиционного образования упор делается на содержание, а не на качестве коммуникации в процессе обучения, в данной модели процесс ее организации имеет важнейшее значение, потому что именно это и определяет отношение обучаемого к предмету, знаниям и к самому себе. Важнейшей посылкой в данном случае является представление о том, что не все теории несут в себе абсолютно верные знания и что в них не всегда дается ответ на те вопросы, которые может поставить жизнь. В случае обучаемые учатся выявлять и устранять проблемы.

Проблемы всегда ситуационны и, хотя всегда требуется наличие определенных знаний, в большей мере требуются проницательность, способность к диагностике проблем, умение идентифицировать проблему и, что очень важно, умение понять ее специфику, ее особенности, ее отличие от других проблем. При обучении «правильному» знанию и действиям ошибка наказуема. Отклонение от «правильного» является ошибкой. В случае, когда мы обучаем выявлению и устранению проблем, ошибка может выступать основой учебы. Здесь принимается стремление дать возможность студенту понять, что сделана ошибка, предоставить возможность ее исправить, поощрить его за ее исправление.

То есть в данном случае речь идет о том, как правильно применять знания и опыт. В данной модели также поощряется эффективное самоуправляемое обучение (рис. 4).

 

Рис. 4 Разработка обучения по модели «саморегулирования».

 

В любом случае, независимо от выбранной модели, рекомендуется проектировать обучение от цели-результата, продукта обучения, который описывается в характеристиках компетенций.

 

Таблица №3. Проектирование обучения с ориентацией на компетенции

Программа Цели – результаты (компетенции)
Вид содержания Составляющие содержания и способы подачи информации Источники информации Методы обучения и оценивания  
Задача      
Информация      
Ценности, убеждения, связанные с темой обучения      
Практические умения      

Для введения контекста реальных ситуаций используют кейсы (описание конкретных случаев). Описания конкретных случаев предоставляют возможность для презентации и критической оценки теоретических принципов и альтернативных подходов, которые принимают в расчет ограничения и сложности ситуации.

Задача любого кейса - сделать из человека «лицо, принимающее решения». То есть умеющего анализировать деловую ситуацию по отработанной схеме, вырабатывать решения, затем, используя свой багаж теоретических знаний, реализовать его в реальной среде. В этом случае обучение более эффективно, и получается разумный результат, так как использование конкретных случаев в качестве основы для выработки и анализа альтернатив предоставляет возможность проверить свои знания теории на практике.

Роланд Кристенсен утверждает, что описания конкретных случаев обсуждаются с целью «обучение для вынесения суждения». В идеале это означает, что участники формируют суждения, основываясь на соответствующей информации и различных взглядах». Основные характеристики описания конкретного случая:

Достоверность. Описания конкретных случаев стимулируют серьезные обсуждения и размышления, только если они достоверны. Это не означает, что они должны, хотя и могут, быть дословным описанием реальных событий; это означает, что описанные ситуации и дилеммы должны выглядеть правдоподобно.

Конкретные детали. Конкретность помогает создать достоверность, передает ситуацию/инцидент.

Повествовательная форма. Описания конкретных случаев привлекают внимание по тем же причинам, что и вымысел - мы увлекаемся чтением, чтобы наблюдать за разворачивающимися событиями, чтобы узнать, что произойдет, чувствуя
сопричастность процессу выбора и реализации последствий.

Незавершенность. Сложные и информационно насыщенные описания конкретных случаев изображают события открыто для толкования/обсуждения, задавая вопросы, вместо того, чтобы отвечать на них, подталкивает к разрешению проблемы, призывая к их рассмотрению с различных точек зрения, а также рефлексивной практике.

Для формирования компетенций используют различные методы преподавания, обучения и оценки, выбранные на основании того, что они наилучшим образом подходят для достижения сформулированных результатов образования.

В тоже время, преподаватели, которые готовят педагогов, должны не только объяснять им, какие новые позиции учителя или организатора им нужно уметь принимать, но и сами демонстрировать эти умения и позиции. Ввиду этого в центрах повышения квалификации преподавателей проводят «тренинги тренеров».

Преподаватель должен уметь справляться с разными ролями, активизируя роли: наставника, модератора, тренера.

Особо выделяется роль Учителя, в данном случае не как профессия, а как позиция.

Наставник – быть Наставником означает, что человек знакомит других с новыми возможностями развития и перспективами деятельности. Эта роль предполагает способность ориентировать обучаемых на работу не только для достижения итоговых целей, но также и ради самого процесса. Основная задача – искать и поощрять внутреннюю мотивацию студентов.

Преподаватель- Учитель – быть Учителем означает, что человек ведет себя как эксперт, как посредник в передаче знаний. Основная задача – создать положительную среду обучения, поддерживая формирование навыков самообразования и воспитывая студентов, нацеленных и мотивированных на саморазвитие.

Ведущий (модератор) – быть Ведущим (модератором) означает, что человек руководит динамикой группы и помогает каждому найти свою роль в переплетении отношений, основная цель при этом – действовать эффективно.

Тренер – быть Тренером означает, что человек способен влиять на формирование личности студентов, стимулируя и формируя необходимые компетенции.

В состав компетенций преподавателей, которые осуществляют подготовку студентов к педагогической работе, по данной модели вводят критерии, по которым можно считать, что они готовы к принятию этих позиций. Например, в состав компетенций в Европейском проекте Балтийских стран «Учиться, чтобы делиться» были выбраны следующие ее составляющие.

Знания и навыки. Ни те, ни другие по отдельности не имеют значения для готовности в целом. Значимо именно их единство, т.е. знания, имеют ценность, только если они сопровождаются некоторыми навыками для реализации этих знаний. И наоборот – ничего нельзя добиться, даже имея очень хорошие технические навыки, если за ними не следуют знания.

b) Позиция и поведение. Это предполагает очень точное понимание определенной роли и поведения в соответствии с этой ролью. Роль Учителя может появиться только тогда, когда обучаемые студенты принимают роль Ученика. Другими словами – чтобы быть Учителем, должно быть что-то, чему студенты желали бы обучиться у этого Учителя.

c) Постижение и понимание. Для того чтобы участвовать в этом процессе, необходимо понимать, с каким именно процессом мы имеем дело. Для того чтобы чем-то управлять, надо понимать, чем ты управляешь. И можно ли этим управлять вообще. Необходимо также понимать людей и их поведение.

d) Знание прошлого и предвидение будущего. Невозможно предвидеть будущее, не зная прошлого. Без предвидения будущего не может появиться никакой ответственности, так как ответственность – это принятие решений, основанное на прогнозируемых последствиях. Человек должен предвидеть последствия принятых им решений[39].

В общем и целом – преподаватель должен быть способен принять позицию партнерства во всем разнообразие ее контекстных проявлений и установку на то, что в обществе прогресс является ценностью, а люди (студенты) наделены полномочиями управления обучением как части своей жизни. Если это так, то следующие три утверждения тоже должны быть приняты:

1. Люди, наделенные правом и способностью учиться, чтобы преобразовать свою жизнь.

2. Для преобразования люди имеют право и обязанность себя организовывать.

3. Самоорганизация является индикатором обладания прав и обязанностей, если студенты:

· выявляют проблемы;

· оценивают цель или задачу;

· разрабатывают стратегию;

· мобилизуют ресурсы;

· начинают действовать;

· размышляют над результатами;

· различия людей ценятся, а не противопоставляются или вызывают страх.

 

Обобщая новые подходы к обучению специалистов педагогических профессий, можно сделать выводы. Мы живем в век информации. Количество информации, которое необходимо для выживания и деятельности в современных условиях, нарастает в геометрической прогрессии, диктуя все новые стандарты качества, которыми должны обладать специалисты, желающие успешно заниматься педагогической работой в организациях любого типа.

Если раньше преподаватель, имеющий достаточно обширные знания, добивался успеха, всего лишь логически обосновывая выводы при решении проблем, то сегодня одной логики не достаточно, требуется интуиция и творчество, основанные на побуждениях добиваться прогресса, сохраняя этику и ценностные установки. Конечно, вышесказанное утверждение не предполагает полного отказа от логики и процедур анализа. Но на смену стабильности пришла непредсказуемость, многообразие, что потребовало пересмотра качества подготовки, в том числе, а может и в первую очередь, специалистов в области педагогических профессий.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.