Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Что представляют собой гражданские компетенции?



 

Разработанные каталоги ключевых компетенций гражданственности разнообразны. В широком смысле они должны обеспечить холистический взгляд на образование. Поэтому, они обладают ориентирующей ценностью, а не нормативной. Рассмотрим каталоги гражданских компетенций, которые были разработаны в рамках проекта Совета Европы «Образование, направленное на демократическое гражданство».

Цель гражданского образования - развить способность человека воспринимать, участвовать, испытывать, сопереживать и превосходить. Активные, информированные и ответственные граждане.

· знают свои гражданские обязанности и права;

· осведомлены о социальном и политическом положении в мире;

· заботятся о благосостоянии других людей;

· ясно выражают своё мнение;

· способны оказывать влияние на мир;

· активны в своих сообществах;

· ответственны за свои действия в качестве граждан[31].

В ходе участия в проекте в различных странах Европы были уточнены гражданские компетенции, которые рекомендуется формировать в школе.

 

Вставка 8. Каталог компетенций гражданственности в школах Норвегии. Знания. Обширная база знаний считается важной для участия в жизни общества: демократические идеалы, международное сообщество и организации, международная соответственность, структура и функции социальных институтов и правил участия. Умения. Сотрудничество, управление и разрешение конфликтов, участие, критическое мышление, творчество, рефлексия, диалог. Делать выбор. Анализировать действия и оценивать эффект, который они оказывают. Учиться на опыте и обращать внимание на последствия. Принимать ответственность за свое обучение и жизнь, за планирование, исполнение и оценивание. Хорошие трудовые привычки. Учиться работать в команде. Отношения. Личная ответственность, подотчетность. Уважение к себе и другим - уважение к мнению меньшинства, уверенность и вера в себя и других. Ценности. Равенство возможностей, прав человека. Интеллектуальная свобода, толерантность, солидарность, независимость и сосуществование, кооперация, консультирование, включенность, понимание и уважение к другим и окружающей среде. Определены и компетенции учителей, необходимые для достижения целей проекта: ·умение видеть проблему с позиции ученика; ·умение видеть и принимать сходства и различия между собой и обучаемыми, а также среди учащихся; ·уважать права учащихся и восприимчивость к их потребностям и интересам; ·способность иметь дело с противоречивыми проблемами и противостоять неопределенности сложных ситуаций в контексте класса или школы; ·умение воспринимать себя, а также учащихся как активную часть местного, национального и глобального сообщества; ·вера в то, что можно улучшить положение вещей и что это под силу каждому; ·умение интегрировать собственную приоритетность в совместные рамки проблем и ценностей, а также работать над решениями обучаемых; ·готовность принять ошибки перед группой и учиться на их основе; ·умение привносить и открыто обсуждать проблемы, вызванные скрытым содержанием образования. Гражданские компетенции в содержании школьного образования. Teaching Guide to the European Convention on Human Rights, Strasbourg, Council of Europe, 1997, Doc. DECS/BiH (97)

 

В проекте «Гражданское образование» отмечается, что обучение гражданственности предполагает новые роли учителей:

· постановку учащегося в центр внимания;

· оказание предпочтения кооперативной педагогике, которая устанавливает доверительную атмосферу;

· принятие роли медиатора между учащимися и их окружением;

· оценивание как формирующее поддержку;

· использование проектного обучения и информационных технологий.

Учитывая, что образование, направленное на воспитание демократической гражданственности, — это процесс, соответствующая подготовка актуальна также для педагогов различных специальностей, директоров и администраторов школ. Подготовку предлагается осуществлять на нескольких различных уровнях, включая:

· содержание учебного плана

· методологию преподавания и усвоения

· навыки управления

· навыки взаимодействия с людьми или участия.

Компетентности, необходимые для осуществления образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, логически связаны с активной и ответственной гражданственностью.

Знание.

Преподавателям необходимо глубокое знание - целей и задач образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, а также спектра тех знаний, умений, навыков, моральных ценностей и качеств личности, которые необходимо развивать у молодёжи.

Умения

Преподавателям необходимо овладеть адекватными методами гражданского образования, воспитания. Уметь разработать методы, их применять. Формирование демократической гражданственности не только обучение, оно охватывает все сферы жизни школы, преподавателям необходимо владеть навыками управления и работы с людьми — например, как устанавливать связи и вовлекать в работу местное сообщество, повышать уровень участия школьников в жизни школы, разрешать потенциально противоречивые вопросы и т. п.

Преподаватели должны в достаточной мере владеть методами и уметь применять их на практике в различных обстоятельствах

Способность к рефлексии и саморазвитию

Образование, направленное на воспитание гражданственности, динамично, оно основано на происходящих в обществе событиях и на взаимоотношениях личности с местным сообществом и обществом. В преподавателях следует развивать потребность в саморефлексии и в выделении себе достаточного времени для остановки, осмысления и вынесения уроков из личного опыта и практики. В число важных аспектов саморефлексии входит осознание своих собственных моральных ценностей и качеств личности, а также соответствия между этими ценностями и подходами к преподаванию. Следует отметить три важных аспекта рефлексии:

· Педагогический — рефлексия процесса усвоения и преподавания, например, использование различных методик опроса в сфере образования, направленного на воспитание демократической гражданственности;

· Целевой — рефлексия причин образования людей в области демократической гражданственности и его практические последствия;

· Этический, социальный и политический — рефлексия общепринятой системы ценностей, на которых основывается подход преподавателей к образованию, направленному на воспитание демократической гражданственности.

Принимая во внимание динамизм образования, требуется способность к совершенствованию компетентностей.

Способность к сотрудничеству.

Личностному и профессиональному развитию преподавателей, а также углублению практики в сфере образования, направленного на воспитание демократической гражданственности, способствует вовлечение в совместную деятельность — то есть в действие и усвоение вместе с другими и у других, в особенности у коллег и других практикующих специалистов. Примерами такого сотрудничества могут служить командная работа в школе, участие в работе профессиональной ассоциации, взаимодействие на местном, общенациональном и международном уровне, участие в европейских и международных проектах и обменах[32].

Выделяют следующие признаки усвоения учителем принципов воспитания гражданственности в обучении.

· Индукция — способность к постановке перед обучающимися конкретных проблем для их разрешения и побуждение к последующему обобщению, в противоположность подходу «от общего к частному».

· Активность - способность к побуждению обучающихся к усвоению через действие, а не только через получение словесной информации.

· Актуальность - Способность разработать деятельность, сосредоточенную вокруг ситуаций из реальной жизни школы/колледжа, местного сообщества или внешнего мира.

· Сотрудничество — использование работы в группах и совместного обучения.

· Интерактивность – способность к обучению обучение посредством дискуссии и дебатов.

· Критическое мышление — способность побуждать обучающихся к самостоятельному мышлению путём выяснения их мнений и взглядов, помощи в развитии навыков аргументации.

· Участие – представление обучающимся возможности вносить вклад в собственное обучение и развитие, например, посредством дискуссии, участие в социальных проектах, исследовании, проявления гражданских действий.

 

Еще одним эффективным образовательным международным проектом, направленным на формирование социально-гражданских компетенций, является проект ЮНЕСКО «Поддержка Всемирной кампании по обучению Миру». Проект реализуется в рамках Молодежной Программы Гаагского Воззвания о Мире (Hague Appeal for Peace Youth Programme).

В руководстве для участников проекта отмечается, что Обучение Миру включает в себя обучение солидарности, справедливости, разоружению, уважению к разным культурам и обычаям, альтернативам войне и культурному насилию. Данные цели не могут быть достигнуты с помощью механического запоминания или простого перехода от темы теме. Необходимо применения методов активного, "вовлеченного" обучения, с целью развития возможностей достаточных и обязательных для становления Гражданина мира. Преподавание Мира предполагает противодействие конкуренции и враждебности, которые характеризуют международные отношения, и вынуждают людей видеть в представителях других культур и политических систем соперников и потенциальных врагов. Подобные представления должны быть социально реконструированы посредством образовательных процессов. Преподавание Миру должно способствовать рефлексии любых тенденций развития и изменений социальных условий.

Педагогическое образование должно готовить учителей к адаптации к различным тенденциям и преподаванию Мира в любых условиях. Обучение Миру должно быть постоянной и всеобщей заботой. Таким образом, подготовка преподавателей Мира - одна из главных целей любой образовательной концепции.

Подготовка преподавателей призвана развить способность ценить свободу и умение выдерживать испытания. Это означает необходимость готовить учителей к адекватному поведению в условиях неопределенности, обучить самостоятельности и ответственности, поддержать осознание потребности в совместной работе над решением проблем во имя справедливого, мирного и демократичного общества.

Такая подготовка должна развивать способность признавать и ценить многообразие личностей, полов, народов и культур, в то же время, развивая способность общаться и взаимодействовать с другими. Особое значение должно придаваться гражданству в обществе плюрализма и мире многообразия культур, где нет личности или группы, узурпировавшей право давать ответы на общемировые вопросы. Оно должно культивировать понимание того, что у каждой проблемы может быть множество путей развития и решения. Педагогическое образование также должно делать акцент на альтернативах и множественных возможностях.

Подготовка преподавателей Мира нацелена на культивацию таких качеств как терпимость, сочувствие, чувство общности и заботы. Обучение Миру придает особое значение гармонии индивидуальных и коллективных ценностей, текущих основных потребностей и долгосрочных интересов. Достижение понимания широты диапазона и многообразия взглядов по этим вопросам - необходимый аспект подготовки преподавателей Мира. Наконец, следуя рекомендациям различных образовательных учреждений, педагогическое образование должно культивировать чувства солидарности и справедливости применительно к национальному и международному уровням, что откроет перспективу сбалансированного и долгосрочного развития в мире, для всех народов и культур (Уинтерштейн, 2001; Шойнхаус, 2001).[33]

Качества преподавателя Мира

Международная консультативная группа Всемирной кампании по обучению Миру предлагает осуществлять подготовку преподавателей в русле развития качеств, которые рассматриваются нами как неотъемлемые для эффективного преподавателя Мира:

· Доскональное знание базовых направлений и целостной концепции обучения Миру;

· Чувство перспективы;

· Знание эффективных преподавательских концепций и навыков;

· Способность поддерживать логическую связность, двигаясь от абстрактного к конкретному и от макро к микро ситуациям/ проблемам;

· Способность адаптировать оправдавшие себя концепции и методики к новым культурам и индивидуальным потребностям учащихся;

· Навыки и опыт составления учебных планов, способность подавать материал в содержательном контексте;

· Желание и умение обучать других;

· Готовность делиться контрольными полномочиями, быть гибким, и сотрудничать с проходящими подготовку и коллегами;

· Способность готовить необходимый учебный инструментарий и подбирать источники; знание того, где эти источники можно найти и как их использовать;

· Способность удерживать внимание группы, талант внушения.

Перечисленные способности и навыки были выделены из широкого перечня ценностей, навыков, значений и методов, имеющих непосредственное отношение к обучению Миру. Интернет страница Гаагского воззвания о Мире - www.haguepeace.org.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.