Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Каким может быть паспорт профессиональной карьеры работника сферы образования?



Учитывая сложившийся опыт различных стран мира, можно предположить, что паспорт профессиональной карьеры должен представлять собой пакет документов, характеризующих выпускника профессионального образовательного учреждения или работника по следующим параметрам: общая информация, результаты и опыт обучения, опыт профессиональной деятельности.

В этом смысле, очевидно, паспорт профессиональной карьеры может содержать CV CV (сокр. от Latin curriculum vitae - сведения об образовании и профессиональном опыте), /резюме, приложение к диплому об окончании вуза, свидетельство профессиональной мобильности. Рассмотрим, каково должно быть содержание каждого документа.

СV/резюме представляет собой инструмент, используемый людьми для продвижения себя в плане горизонтальной и вертикальной карьеры, в котором представлены результаты обучения в плане имеющегося образования, повышения квалификации и/или переподготовки. Важно отметить, что результаты представляются как достижения, то есть то, что по каким-либо причинам сделать не удалось в резюме, не представляется. Следует понимать, что в зарубежной практике имеется понимание отличия CV от резюме. CV имеет достаточно жесткий формат, и информация излагается очень лаконично. Резюме может быть написано в виде текста, в котором претендент на рабочее место излагает, какими умениями он владеет на день подачи документа, каким профессиональным опытом, а также каким полезным для осуществления данной профессиональной деятельности обладает он обладает. Таким образом, может сложиться впечатление, что необходимы оба документа либо резюме при условии его представления в некоем заданном формате. С другой стороны, информация представленная в резюме в свободной форме, представляется человеком самостоятельно и иногда может не совсем четко и адекватно определять действительно имеющиеся умения и опыт. Избежать этого можно за счет представления необходимой информации в приложении к диплому, но надо иметь в виду, что в этом случае приложение к диплому как документ, существующий в практике всех вузов на территории РФ, должно быть серьезно переработано.

Традиционное приложение к диплому представляет собой перечень учебных курсов и оценок в баллах, полученных выпускником. Такое приложение предоставляет информацию о том, насколько успешно выпускник освоил тот или иной учебный курс в рамках образовательной программы; документ, составленный таким образом, не может предоставить информацию о квалификации человека.

Современное приложение к диплому нацелено на то, чтобы описание квалификации, приобретенной в образовательном учреждении было понятным как в своей стране, так и за рубежом - в другом образовательном учреждении (более высокого уровня или в учреждении переподготовки), а также работодателю. Здесь следует обратить внимание на то, что «описание квалификации должно быть понятным» при приеме на работу или зачислении на следующую ступень образования. Это означает, что наличие такого приложения не является автоматической гарантией признания квалификации кем бы то ни было. Это документ, выдаваемый образовательным учреждением, и работодатель реагирует на него по своему усмотрению.

Итак, цель современного приложения к диплому – обеспечить «прозрачность» и адекватное академическое и профессиональное признание квалификаций, зафиксированных в дипломах, сертификатах и прочих документах об образовании. Приложение создает возможность описания оснований, уровня, контекста, содержания и режима обучения, в рамках которых человек обучался и успешно завершил образование с присвоением квалификации. Приложение исключает всякие оценочные суждения, установление соответствий с другими дипломами или сертификатами или предложения по признанию квалификации. Таким образом, приложение к диплому – это хоть и очень подробный, но достаточно формализованный документ.

В современном приложении к диплому необходимо отразить информацию об обладателе квалификации и образовательном учреждении, информацию о квалификации и об уровне квалификации, информацию о содержании образования и образовательных результатах, информацию о возможностях приложения квалификации.

Итак, в приложении к диплому, как и в самом дипломе указывается название образовательного учреждения. При этом, естественно, указывается название учреждения, присуждающего квалификацию. Понятно, что в большинстве случаев, однако не всегда, степени присуждаются в учреждении, осуществляющем процесс обучения. Процесс обучения может реализовываться в рамках договорных отношений другим образовательным учреждением. Безусловно, в приложении должен быть определен статус учреждения: частное, то есть негосударственное учреждение, частное учреждение, признанное государством, государственное, при этом можно определить кем аккредитовано учреждение. Если в названии в явном виде не определен вид учреждения в рамках федеральной типологии – это должно быть сделано в приложении.

В приложении дается название квалификации – бакалавр образования, бакалавр науки, магистр. При этом указывается основное направление подготовки, которое определяет основную предметную область квалификации, например, бакалавр физико-математического образования, магистр педагогики, магистр художественного образования.

Здесь же указывается, на каком языке осуществлялось обучение. Нельзя сказать, что это требование неактуально для современной России, поскольку есть немалое количество университетов, где реализуются совместные с зарубежными образовательными учреждениями программы.

В приложении обязательно должен быть определен уровень квалификации, а также продолжительность программы в неделях или годах и ее трудоемкость, включая информацию о внутренних компонентах, например, практическом обучении. Понятно, что трудоемкость отражает полную учебную нагрузку студента, включающую аудиторные занятия, самостоятельную работу, экзамены и т.д. Это может быть через количество часов в неделю в течение определенного количества недель, или общую трудоемкость программы.

Важной частью приложения к диплому является отражение содержания подготовки и полученных результатов. Необходимо определить способ обучения – очное, заочное, очно-заочное, сэндвич-курсы, дистанционное обучение, включая или не включая периоды обучения в базовом образовательном учреждении. Необходимо охарактеризовать, имелись ли какие-либо обязательные специфические элементы подготовки, положение о подготовке и защите диссертации. Очевидно, полученную квалификацию (как уровень освоения программы) нужно определять достаточно точно, указывая требования к успешному прохождению программы, также точно необходимо представить цели и задачи образовательных программ, а также результаты обучения – умения и компетенции, освоение которых возможно в рамках образовательной программы. Этот вопрос представляется наиболее трудным для российской практики образования. Если знания, которые студент должен предъявить по окончании обучения, можно обнаружить в требованиях к обязательному минимуму содержания образовательной программы, представленных в государственных стандартах. Однако, современная социокультурная ситуация внесла существенные поправки в определение результатов профессионального образования. Эти результаты определяются не только через знания и умения, но и через понятие компетенций. Понятно, что результаты обучения должны обеспечивать достижение целей образовательной программы; они презентуют программу на рынке образовательных услуг и могут существенно отличаться даже для одноименных программ, предлагаемых различными образовательными учреждениями.

Можно по-разному определять результаты освоения программ профессионального образования. На наш взгляд достаточно показательным является перечень обязательных компетенций выпускника инженерной программы, определенный для американских программ подготовки инженеров. Каждый выпускник программы должен продемонстрировать:

1. способность применять математические, естественнонаучные и инженерные знания;

2. способность планировать и проводить эксперименты, а также анализировать и интерпретировать данные;

3. способность проектировать системы, их компоненты или процессы в соответствии с поставленными задачами;

4. способность работать в команде специалистов разных направлений;

5. способность определять, формулировать и решать инженерные задачи;

6. понимание профессиональной и этической ответственности;

7. способность эффективно взаимодействовать;

8. широкую эрудицию, необходимую для понимания глобальных и социальных последствий инженерных решений;

9. понимание необходимости и умение учиться в течение всего периода профессиональной деятельности;

10. знание современных проблем;

11. умение применять приобретенные навыки, современные технические приемы и средства в инженерной практике.

Данный перечень в явном виде показывает современные ориентиры в определении результатов образования – не просто знания, а способность их применять, при этом стоит обратить внимание, насколько широки должны быть познания современного инженера, точно также как и умения, необходимые инженеру в профессиональной деятельности.

Приложение к диплому должно предоставлять максимально подробную информацию о том, из чего именно складывается квалификация выпускника образовательного учреждения, а также о том, каков уровень освоения компетенций, составляющих данную квалификацию. Для этого, очевидно, приложение к диплому должно содержать информацию об объеме курсов, практик и прочих видах работы студента в кредитах, а также об оценках, полученных обучающимся за аттестационные работы по курсам, модулям и в целом по образовательной программе.

В силу разнообразия используемых вузами шкал оценивания работодателю или другому образовательному учреждению может представляться непрозрачной информация об успешности освоения компетенций владельцем приложения к диплому. В этом плане пояснения к европейскому приложению к диплому, рекомендуют указывать максимально возможную оценку и минимально «проходной балл», при котором программа считается освоенной. Очевидно, эту рекомендацию можно рассматривать как рациональную.

Ориентируясь на европейские документы, можно также считать необходимой информацию о праве практиковать или о профессиональном статусе, который предоставляется обладателю той или иной квалификации.

Очевидно, в приложении к диплому должна быть размещена информация об обучении или прохождении стажировки в другом вузе или организации в России или за рубежом.

Приложение к диплому может также включать прочую информацию о вузе, в котором была получена квалификация или любая другая информация, которая позволит лучше оценить характер, уровень и применение квалификации. Возможно, например, указание ссылки на веб-сайт вуза, факультета или кафедры, благодаря чему можно получить дополнительные сведения о квалификации.

Понятно, что приложение к диплому должно иметь соответствующие статусу документа подписи и официальные штампы, гарантирующие подлинность документа.

Свидетельство о профессиональной мобильности представляет собой документ, в котором производятся записи о любом организованном обучении в рамках профессиональной деятельности, повышении квалификации или переподготовке, а также записи, сходные с записями трудовой книжки – позиции или должности на каждом месте работы. Необходимо подчеркнуть, что этот документ отличается от трудовой книжки, поскольку включает записи об обучении, кроме того, владельцем этого документа является человек, а не организация, следовательно, он пользуется им по своему усмотрению, в том числе для поиска нового места работы.

Записи в свидетельстве профессиональной мобильности могут производиться в хронологической последовательности, но, очевидно, он может быть успешнее использован, если будет структурирован по разделам, например, уже названным - о повышении квалификации, о переподготовке, собственно о профессиональной деятельности: месте работы и позиции. Каждая запись должна быть должным образом заверена.

Итак, паспорт профессиональной карьеры содержит следующие документы: CV, диплом и приложение к нему, а также свидетельство профессиональной мобильности. Каждый из документов имеет свою смысловую нагрузку в данном пакете, представляя разнообразную информацию о полученном стартовом профессиональном образовании и дальнейшем развитии профессиональной компетентности в рамках организованного обучения, а также о разнообразном профессиональном опыте человека - держателя паспорта профессиональной карьеры.

 


Приложение 3.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.