Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как соотносятся квалификационные требования и результаты образования выпускников профессиональных образовательных программ?



Конкуренция на рынке труда ставит перед вузами проблемы удовлетворения рыночного спроса на специалистов определенного уровня и качества подготовки. Образовательная политика вуза в этих условиях направлена на решение проблемы подготовки конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально-деятельностными возможностями своего образования, а также комплексно подготовленных к работе в постоянно изменяющихся условиях.

В определенном смысле этим признана необходимость в выработке национальных и, даже в большем масштабе, международных норм оценки качества образования.

В Европе социальное единство в образовании, необходимое на различных уровнях, является предметом деятельности Совета Европы. Формирование единого европейского пространства высшего образования связано с Болонским процессом, который определил приоритеты и ориентиры унификации образовательных уровней и стандартизации образовательных программ, а также формы и методы контроля результата предоставления образовательных услуг в различных типах образовательных учреждений, что, в конечном счете, способствует повышению конкурентоспособности специалистов и, соответственно, повышению конкурентоспособности европейской экономики.

Лучшие университеты видят свою стратегическую задачу в том, чтобы реально открыть своим выпускникам возможность быть конкурентоспособными в динамически развивающейся глобальной рыночной экономике. В данных вузах стандартом образования стал комплексный образовательный «продукт» = «теоретические знания» + «практика» + «карьера». Только вузы с развитой системой деловых связей, профессиональной ориентацией, организацией производственной практики и распределением студентов могут преодолеть такие «входные барьеры» в современную индустрию образования.

При разработке критериев оценки степенной подготовки участники проекта пришли к единому мнению, что критерии должны быть соотнесены со всей программой степенной подготовки (магистра или бакалавра). Критерий должен подводить общий итог обучения по программе и быть выражен в категориях способностей студента и его вклада в получение соответствующей степени.

Критерии не должны ограничиваться только лишь описанием ожидаемых результатов обучения студента, выносимых на аттестацию студента на соответствующем уровне подготовки. Таким образом, речь идет о так называемых квалификационных критериях, а не критериях оценки результатов обучения на соответствующем уровне обучения.

Следовательно, главное соответствие образовательных стандартов и стандартов компетенций определяется единым языком формулирования результатов профессионального образования и квалификационных требований.

В.И. Байденко, анализируя результаты масштабного международного проекта TUNING («Настройка образовательных структур»)[40], предлагает перечень современных компетенций выпускника по направлениям подготовки, связанных с гуманитарными и социальными науками. Выпускник должен демонстрировать:

· базовые знания в области гуманитарных и социальных наук и применения их методов в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

· здоровый образ жизни;

· понимание и соблюдение базовых ценностей культуры;

· гражданственность;

· гуманистическую ориентированность;

· приверженность этическим ценностям и принципу социальной ответственности;

· правовую культуру;

· владение культурой мышления;

· деятельность в иноязычной среде;

· готовность к социально-культурному диалогу;

· способность к критическому переосмыслению своего профессионального и социального опыта;

· развитую письменную и устную коммуникацию, включая иноязычную культуру.

Для более глубокого понимания результатов образования в многоуровневой системе подготовки в высшем образовании В.И. Байденко предлагается дифференциация результатов образования по двум ступеням высшего образования на основании Дублинских дескрипторов [41].

 

Таблица № 4. Сопоставление результатов подготовки бакалавра и магистра

Бакалавр Магистр
Знание и понимание
· Соответствует уровню учебников повышенного типа, а также включает некоторые аспекты, сформированные знанием передовых позиций в области обучения · Обеспечивает базис или возможность для оригинальности в развитии или применении идей в контексте исследований
Применение знаний и понимания
· (Путем) выдвижения и защиты · (Через) способность решать задачи в новой или незнакомой среде в широком (или междисциплинарном) контексте
Формирование суждений
· (Включает в себя) сбор и интерпретацию соответствующих данных · (Демонстрирует) способность интегрировать знания и справляться со сложностями, выносить суждения на основе неполных данных
Коммуникация
· Передача информации, идей, проблем и решений · Передача выводов, а также лежащих в их основе знаний и соображений (ограниченный охват) аудитории специалистов и неспециалистов (монолог)
Навыки обучения
· Выработаны те навыки, которые необходимы, чтобы осуществлять дальнейшее обучение с высокой степенью самостоятельности · Позволяют осуществлять дальнейшее обучение с большой степенью самостоятельности и саморегулирования
     

 

В.И. Байденко подчеркивает, что эту эталонную конструкцию не следует рассматривать как директивную. Однако, она представляется весьма продуктивной при разработке результатов вузовского обучения. Приведём в качестве примера характеристики результатов обучения бакалавров и магистров – специалистов в сфере образования (квалификация).

Таблица №5. Требования к результатам обучения бакалавров и магистров – специалистов в сфере образования

Бакалавр (квалификация) Магистр (квалификация)
Базовая (общепрофессиональная) часть Базовая (общепрофессиональная) часть
В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: Использовать систематизированныетеоретические и практические знания: для проектирования педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в имеющейся среде образовательного учреждения; понимания закономерностей развития педагогики Пополнять профессиональные знания путем: использования культуры; рефлексии оригинальных источников, в том числе электронных, из разных областей общей и профессиональной практического опыта; участия в инновационных процессах. Демонстрировать критическое осмысление различных теорий, концепций, подходов к построению педагогических процессов и развитию образовательных сред. В результате изучения базовой части цикла студент должен: Знать: Использовать глубокие теоретические и практические знания: для проектирования, реализации и психолого-педагогического сопровождения педагогического процесса, направленного на образование обучающихся (воспитанников) в различных средах; для развития этих сред; для организации социального партнерства; для построения системы оценки собственной деятельности. Пополнять профессиональные знания на основе: использования оригинальных источников, в том числе электронных и на иностранном языке, из разных областей общей и профессиональной культуры; рефлексии практического опыта; проведения опытно-экспериментальной работы; участия в инновационных процессах. Выбирать ту или иную теорию, концепцию, подход, технологию на основе их критического осмысления.  
Уметь: ­ осуществлять научно-исследовательскую деятельность в сфере образования; ­ проектировать педагогический процесс, ориентированный на решение современных задач конкретной образовательной ступени, конкретного образовательного учреждения, предметной области, воспитательной ситуации на основе использования методов психологической и педагогической диагностики, теории педагогического проектирования; ­ проектировать учебные программы базовых и элективных курсов в рамках образовательной программы образовательного учреждения, используя инновационные методы, формы, технологии, в том числе информационные технологии, соответствующие особенностям ступеней образования; ­ использовать возможности среды образовательного учреждения и социокультурной среды для обеспечения качества образования; ­ оценивать собственные личностные и образовательные достижения, решать возникающие личностно-профессиональные проблемы, определять потребности в дальнейшем профессиональном образовании и личностном совершенствовании.   Уметь: Помогать выстраивать индивидуальный образовательный маршрут обучающегося (воспитанника) на основе активного включения его в анализ, систематизацию, обобщение собственных достижений и проблем, в поиск возможных путей решения этих проблем. Реализовывать образовательные и учебные программы различной направленности и разного уровня, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе информационные и исследовательские. Проектировать и реализовывать учебные программы элективных курсов, используя разнообразные методы, формы и технологии, в том числе информационные и исследовательские. Использовать разнообразные методы оценивания образовательных достижений, соответствующих особенностям ступени образования, в том числе достижений в самостоятельной дополнительной образовательной деятельности. Использовать имеющиеся возможности образовательной среды (региона, города, образовательного учреждения и др.) для обеспечения качества образования, проектировать и реализовывать новые образовательные среды, в том числе информационные. Проектировать и реализовывать собственную программу профессионально-личностного роста, участвоватьв опытно- экспериментальной работе.
Владеть: ­ систематизированными теоретическими и практическими психолого-педагогическими знаниями для проектирования и реализации образовательного процесса; ­ основами использования различных средств коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; ­ информационными технологиями для решения конкретных педагогических задач и ситуаций; ­ способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды; - способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.  

 


Задания к главе 4

 

1. Познакомьтесь с фрагментом магистерской программы Иллинойского университета по курсу«Управление образованием»

Цели сформулированы следующим образом:

1) студенты получат знания в области теории управления, которые применимы в области управления образованием;

2) студенты разовьют компетенции, связанные с управлением школой, эффективным лидерством в образовании и получат практические навыки в области менеджмента в образовании, включая школьное законодательство и школьные финансы;

3) студенты будут способны продемонстрировать знания в области разработки обучающих программ и определенные исследовательские навыки.

4) студенты приобретут такую важную компетенцию как способность руководить разработкой обучающих программ;

5) студенты будут способны продемонстрировать навыки работы с персоналом, необходимые в практике управления образовательными учреждениями;

6) студенты будут способны проявить свои компетенции в области межличностного взаимодействия и навыки эффективного общения с другими людьми в практике управления образованием.

7) студенты будут способны проявить знания в области обучения и стилей обучения, межкультурного и межэтнического взаимопонимания и способность понимать детей с особенностями развития.

 

Учебные курсы:

- теоретические основы управления функционированием и развитием школы в современном мире,

- количественные и качественные методы оценки качества деятельности школы и организации мониторинга,

- анализ исследований, проводящихся в области школьного образования,

- установление и развитие связей школы с общественностью,

- школьное законодательство и финансы.

Курс «Теоретические основы управления функционированием и развитием школы в современном мире» нацелен на освоение основных теорий управления, которые могут использоваться в управлении образованием, а также теорий лидерства. Студенты учатся определять наиболее эффективные в зависимости от имеющихся в тех или иных школах ресурсов, условий способы управления школой, формирования команд, управления проектами.

Курс «Количественные и качественные методы оценки качества деятельности школы и организации мониторинга» нацелен на освоение студентами методов оценки качества деятельности школы с целью получения информации для анализа функционирования школы на основе данных, определения наиболее перспективных линий развития школы.

Курс,связанный с исследовательской деятельностью ориентирован на развитие исследовательских навыков - формулировка гипотез, формированиевыборки,сбора информации, её статистический анализ и способы качественной интерпретация.Студенты знакомятся с историческими, описательными, сравнительными исследованиями в области школьного образования, учатся моделировать ситуации использования результаты конкретных исследований в практике управления школой, анализируют современные тенденции и школьные реформы, экспериментальные программы и практики, методы оценки эффективности учебных планов и программ.

Курс, посвящённый связям с общественностью,ориентирован на анализ роли образовательной политики в современном обществе, структуры общественного мнения и общественных ресурсов, социального и политического контекста образования, принципов связей с общественностью в контексте социальных изменений. Студенты учатся способам планирования, ведения переговоров и заключения договоров с ближайшим социальным окружением школы; в моделировании процессов заключения общественных договоров с целью подготовки к участию в реальных переговорах; изучают тактики и стратегии ведения переговоров, анализируют тупиковых ситуаций, возникающих в ходе ведения переговоров

Курс «Школьное законодательство и финансы» ориентирован, во-первых, на точное знание основных законов, определяющих функционирование школы, а также информационных ресурсов, которые представляют новые документы школьного законодательства. Студенты анализируют нормативный регламент функционирования школы, возможности ее развития за счет законодательных инициатив.

Заполните таблицу, иллюстрирующую декомпозицию основных целей программы в цели изучаемых курсов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.