Каким образом образование может содействовать укреплению прав человека, его основных свобод и развитию плюралистической демократии, воспитанию ненасилия, уважения и достоинства?
Как оно может способствовать взаимопониманию и укреплению доверия между людьми?
Как сделать школу справедливым сообществом?
Ответы на эти вопросы ищут с помощью:
· разработки крупномасштабных международных проектов гражданского образования и воспитания толерантности молодежи;
· обновления гуманитарных программ содержания образования;
· обобщения новых идей, опыта и результатов работы в поддержки волонтерских движений.
· в подготовке учителей и руководителей школ к работе с молодежью в новых условиях.
В отчете Форума по правозащитному образованию Европейского молодежного центра отмечается, что с 60-х годов началась борьба между классическими и новыми методами и стратегиями реализации в области образования не только в правозащитном или гражданском образовании, но и во всей сфере образования. Параллельно с этим шел процесс деформализации школьный системы, т. к. акцент сместился на жизненно важные знания и умения. Произошла контекстуализации образования, так как была налажена связь между школой и обществом. Результатом всего этого стала дискуссия о правах и ответственности учащихся, преподавателей и граждан в различных организациях. В ходе дискуссии было выявлена эволюция поколений прав.
Таблица № 2. Эволюция гражданского образования
Правозащитное образование
1-е поколение прав
СВОБОДА
Гражданские и политические права
2- поколение прав
РАВЕНСТВО
Экономические и культурные права
3-е поколение прав
СОЛИДАРНОСТЬ
Мир, развитие, здоровое окружение
Социальные права
Гражданское образование
Обучение демократии
Обучение законности
Межкультурное образование
Антирасистское образование
Обучение терпимости
Обучение социальной ответственности
Обучение миротворчеству
Обучение противостоянию насилию
Образование с целью развития
Экологическое образование
Обучение сотрудничеству и партнерству
Образование в духе демократического гражданства
Первое поколение - права свободы. Второе поколение – это права равенства. Третье поколение – это права солидарности, так как они носят трансграничный характер, переходят границы стран-членов и требуют специфической солидарности, сотрудничества и партнерства на глобальном уровне. Права третьего поколения, к которым относятся права солидарности, относятся к образовательным нововведениям, связанным с восстановлением мира, поддержанием мира, ненасильственными акциями, сплоченностью, а также с образованием с целью развития. Виду этого сегодня при обучении гражданственности вводятся понятия разделенной демократии, сознательного соглашения и активной толерантности.
Воспитание гражданственности в Европе связано с проектом «Европейское измерение», цель которого дать ученикам достаточно знаний для возможности быть выше ксенофобии, которую часто ассоциируют с экономическими аспектами Европы. На психологическом уровне европейское измерение включает в себя: «знания, взгляды, мнения, отношение, ценности, поведенческие намерения и поведение человека с уважением к политическим организациям, членом которых он является; взаимоотношения между человеком и политическими организациями и индивидуальные права и обязанности в контексте этих организаций».[30]
Основным документом, разъясняющим, что значит быть европейцем, является документ, изданный Комиссией ЕС «Белая книга» об Образовании и обучении «На пути к обучающемуся обществу». В данной книге отмечается, что Образование Европейского гражданина предполагает большое количество возможностей для обучения, которые существуют в «обучающемся обществе». Оно переходит границы школы и общества и ставит под сомнение разделение официального и неофициального образования, формального, не формального обучения и социализации. Фокусируясь на приобретении умений и способностей, делающих возможными общественные действия и перемены, образование гражданина сохраняет характеристики целенаправленного поведения человека, сочетающего знания с действиями. В данном контексте учителя рассматриваются как организаторы множественных возможностей для обучения, как связующее звено между ресурсами общества и их пользователями. Они являются посредниками и облегчают доступ к информации и постоянно информированы о новых социальных, политических и экономических задачах развития Европы.
Современные дебаты об Образовании для Демократического Гражданства характеризует широко распространенное восприятие его как «педагогического понятия», содержащего:
· продуманный отбор темы или вопроса
· формулировку целей процесса передачи
· организацию процесса обучения и отбор стратегии преподавания презентацию содержания
· определение ценности результатов.
Методология Гражданского Образования является сложным вопросом, включающим курс действий и программные решения на национальном, региональном и местном уровне, а также педагогические решения. На совещание Европейского Совета представители всех стран поддержали необходимость включения в каталог ключевых компетенций, необходимых для жизни в современной Европе – гражданские компетенции.
В результате встал вопрос - как подготовить педагогов к их формированию?