Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЭЛЕМЕНТЫ, ТИПЫ ЭФИРА, ТЕМПЕРАМЕНТЫ И ИХ СВЯЗЬ С ВИДАМИ ЗЛАКОВ



После того как мы попытались представить, как отдельные виды злаков связаны с семью планетами и днями недели, чтобы с помощью этого глубже заглянуть в их сущность, мы хотим теперь рассмотреть четвероединство, которое встречается нам в четырех природных элементах, четырех видах эфира, северной, южной, западной и восточной частях нашей Земли, четырех сущностных членах человека и его темпераментах.

Формирующие силы живого проявляются и действуют в четырех элементах: земля, вода, воздух (свет) и огонь (теплота). Рудольф Штайнер называл их эфирными силами и различал следующим образом: к минеральному царству относится жизненный эфир, к водному химический эфир, к воздуху световой эфир, а к огню тепловой эфир. Злаки тоже пронизаны этими четырьмя сферами действия. При этом отдельные эфиры разнообразнейшим образом взаимодействуют, в зависимости от вида злака и хода развития при прорастании, росте и созревании.

В первом акте становления растения злака преобладает, при интенсивном корнеобразовании, минеральный элемент, здесь господствует жизненный эфир. Некоторые злаки особенно интенсивно осуществляют эту связь: кукуруза и рожь. Однако и другие члены семейства подчеркивают эту деятельность, они особенно отмечены жизненным эфиром в зернах.

Рис в первой фазе своего развития зависит от элемента воды. Овсу также требуется определенная влажность, и поэтому он любит морской климат. Третьим здесь следует назвать ячмень. Все три злака отличаются сильным образованием слизи и целительно действуют при катаральных заболеваниях, то есть выделениях из жидкостного организма. В водном выражается химический эфир, который вызывает в человеке процессы обмена веществ. Все злаки активизируют эту деятельность, рис, овес и ячмень особенно продолжительно стимулируют синтезирующую фазу обмена веществ. Это используют при откорме скота, и у свиней при откорме злаками добиваются плотного прироста массы. Сюда относится, конечно, и кукуруза, которая своей массивной структурой демонстрирует отношение к жидкому.

Световой эфир, который изживает себя в воздушном элементе, пронизывает все злаки вплоть до их формы. Они опыляются ветром и кремнием открываются для света. Кроме того, они содержат много фосфора, носителя света, и магния, металла света. Может быть, некоторые злаки имеют предпочтение? Да, просо и ячмень с их высоким содержанием кремния.

Затем следует рожь, которая хорошо развивается на пронизанном светом высокогорном ландшафте, и овес, злак длинного дня северных регионов.

Плоды и семена образуются в элементе «огня», теплоты, в чем живет тепловой эфир. Все плоды созревают в теплоте света. Так и плоды злаков. Какие виды особенно нуждаются в тепле? Кукуруза и рис. Однако именно эти два вида не могут сообщить человеку огненных компонентов. Просо же связано с тепловым элементом по-другому. Мы узнали, что блюдо из проса может разогреть человека. Особенное отношение к огненному элементу развивает овес. Хотя он лучше всего растет во влажной прохладе севера, однако, среди злаков он содержит больше всего жира, то есть той субстанции, которая служит производству тепла в человеке. В овсе живет чрезвычайно огненный компонент, который, вероятно, потому столь эффективен, что он может утвердиться во влажном прохладном климате.

Пшеница до сих пор не упоминалась. Это вызвано, прежде всего, тем, что она всеми своими частями равномерно участвует в игре элементов. Благодаря этому она, как уже было сказано, становится злаком, который действует на всего человека гармонизирующим образом.

Если теперь мы обратимся к регионам земли с населением, которое в своих климатических условиях и особенностях расы предпочитает определенные виды злаков, то мы сможем ясно - в соответствии со сторонами света - различить четвероединство и трехчленную середину. Овес первоначально был злаком, который ближе всех приблизился к Полярному кругу, различные виды проса являются основным злаком Африки и южных субтропических степных ландшафтов, рис принадлежит к Востоку, кукуруза к западным регионам. Культурные народы центра предпочитали рожь, пшеницу и ячмень. Получается следующий крест:

овес

кукуруза рожь пшеница ячмень рис

просо

Это распределение отдельных видов с точки зрения философии питания в новейшее время для населения центра частично стерлось. Потому что наше сознание расширилось до глобального. Благодаря этому все представители семичленного спектра злаков нашли у нас свое место. Несмотря на это, схема для этого полушария и сегодня имеет еще свое значение.

Взгляд на население континентов приводит нас к вопросу относительно отношения злаков к четырем темпераментам и четырем сущностным членам человека. Мы хотим предпослать ответу на этот вопрос короткое размышление, основанное на человековедении (см. также стр.193).

Темпераментом мы называем основную душевную окраску человеческой сущности. Она предстает перед нами в большом многообразии, так что мы можем сказать: у каждого человека свой собственный темперамент. И все-таки мы можем различать четыре основных оттенка: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический темперамент. И хотя они всегда проявляются в душе человека смешанно, преобладает зачастую один.

Темперамент, с одной стороны, объединяет людей в группы, но, с другой стороны, он связан также с индивидуальным своеобразием каждого человека. Он связан и с потоком наследственности, и выражает внутреннее сущностное ядро, которое не затрагивается наследственностью. Так Гете мог сказать:

От отца у меня осанка,

Серьезный жизненный строй,

От матери веселый нрав

И страсть к сочинительству.

То же, что делает Гете гением, было его собственным и не происходило от каких-либо его предков. Между индивидуальным сущностным ядром человека и тем, что получено им от семьи, предков и расы, однако способно к индивидуализации, образуется темперамент. Когда оба течения, унаследованное и индивидуальное, соединяются, они окрашивают друг друга. Темперамент уравнивает вечное течение индивидуальности с преходящим наследуемым.

Для того чтобы лучше понять сущность темпераментов, мы хотим рассмотреть человека как четырехчленную сущность, с его физическим телом, эфирным телом или телом формирующих сил, душевным телом или астральным телом, и Я.

Для восприятия внешними чувствами доступно только физическое тело, которое у человека общее с минеральным царством. Остальные члены человеческой сущности имеют сверхчувственную природу. Эфирное тело, называемое также жизненным телом, у человека общее с растительным миром. Оно сохраняет жизнь физического тела и предотвращает его распад.

В третьем члене человеческой сущности мы снова узнаем носителя всего, что пронизывает внутреннее: наслаждение и страдание, радость и боль, инстинкты, страсти или представления. Это Рудольф Штайнер называет астральным или нервным телом. Оно есть и у животного.

Кроме того, у человека - и только у него - есть член сущности, который возвышает его над всеми творениями и которое делает его венцом творения, Я. Оно дает ему силу самосознания, которая соединяет его с духовным, моральное благоразумие и совесть.

Физическое тело и эфирное тело несут на себе явственные следы наследственности, в то время как астральное тело и Я определяются внутренним ядром сущности, индивидуальностью, и свободны от сил наследственности. Однако четыре члена человеческой природы действуют друг на друга самым разнообразным образом: один член оказывает влияние на другой. Благодаря этим взаимодействиям проявляются темпераменты. И своеобразная окраска человеческой природы, темперамент, зависит от того, какой из этих отдельных членов выступает на передний план. 53

Если Я человека в ходе осуществления судеб стало таким сильным, что его силы преимущественно господствуют в человеческой природе, тогда возникает холерический темперамент. Если в нем преобладает астральное тело, мы находим сангвинический темперамент. Если эфирное тело преобладает и накладывает свой отпечаток на другие, то человек становится флегматичным. Если доминирует физическое тело и сущностное ядро не в состоянии преодолеть некоторую физическую тяжесть, то формируется меланхолический темперамент.

Мы можем открыть также другое соответствие, с элементами. Холерический темперамент связан с огнем, сангвинический с воздухом, флегматический с водой, меланхолический с землей.

Соответственно этому у холерика сильный, огненный ум. Он, как человек действия, всегда активен и не пугается преодоления препятствий. Он вмешивается в порядки мира и формирует их в соответствии со сво ими убеждениями. В определенном смысле он бесцеремонен и вечный нервный «делатель». Физически холерик в большинстве случаев мощный, коренастый.

Сангвиник подвижен, легко приспосабливается. Обычно веселое настроение помогает ему в жизни. Он охотно избегает трудностей. Окружающий мир он воспринимает чутко и быстро и ловко находит подход к всевозможным сферам жизни. Однако есть опасность того, что он останется на поверхности вещей и не пробьется к сердцевине, в глубину. Кроме того, он легко переходит от одного изменения к другому и при этом теряет себя. В противоположность холерику сангвиник скорее строен и изящен.

Флегматик любит удобство привычного и боится любых перемен. Благодаря ему в жизнь приходят покой и постоянство - в наше беспокойное время часто благо для отдельного человека. Однако возникает вопрос, может ли флегматик справиться с опасными кризисами современности. - Тело флегматичного человека склонно к округлым формам, черты лица мягкие и часто им недостает примечательного выражения, как у холерика.

Меланхолик чаще всего идет по миру с опущенной головой, глаза смотрят печально, походка хотя и твердая, но медленная. Он скован в своем физическом теле, он не может освободиться от себя, все относит на свой счет и тяжело находит контакт с другими людьми. Его силы не могут свободно раскрываться. Он одинок и страдает от этого одиночества. Однако, как все темпераменты, и у меланхолического темперамента есть благословенная задача, если он интегрируется в личность: он ведет человека в глубину, к основательности, заставляет обдумывать проблемы до конца. Меланхолик часто кажется сначала неудобным для сообщества, однако он заботится о выяснении некоторых скрытых взаимосвязей, которые являются помехами.

Прежде чем мы попытаемся соотнести виды злаков с темпераментами, мы хотим спросить о том, какие темпераменты преобладают у отдельных групп населения земли.

Жители Центральной и Северной Европы, по своей предрасположенности, с давних времен - люди дела. Их завоевательные походы вели их в дальние регионы. При этом отдельные представители этих народов все сильнее развивали одно примечательное свойство, у них преобладало Я. Мы можем, в соответствии с данной характеристикой, назвать их преимущественно холерическими.

Люди юга подвижны и чувственны. Они охотно танцуют, поют и играют. Современному африканцу совсем нетрудно справляться с учебой в наших вузах, однако он зачастую остается на поверхности, не умея проникнуть в глубину. Он - сангвиник.

На Дальнем Востоке люди еще сильно живут в традициях семейных взаимосвязей. Понятие времени у них еще отличается от нашего. Об этом сообщают западные бизнесмены, которые постоянно связаны сроками встреч, чего азиат совершенно не понимает. Он не спешит и не намерен участвовать в нашей деятельности, он типичный флегматик. Об этом свидетельствуют также круглая форма его головы и мягкие черты лица.

Коренные жители американского континента, индейцы, сильно связаны с землей. Это «сатурнианская» раса, то есть серьезная и тяжеловеская. В противоположность чернокожим, которые соединились с жизненными привычками белых, они остаются в своих резервациях одни и не ищут контактов вовне. Они интроверты, настроение у них преимущественно меланхоличное, многие из них поддались искушению алкоголя: глубокий трагизм, в котором есть и вина европейских завоевателей.

После этих подготовительных рассуждений мы можем теперь установить родство видов злаков с темпераментами. При этом сначала выясняется, что группы населения Земли с давних пор предпочли злак, соответствующий их темпераменту, так, холерический германец - овес, сангвинический южанин - просо, флегматичный азиат - рис, а меланхоличный индеец - кукурузу. Овес - это огненный злак, просо имеет подвижные «меркурианские» качества, рис связан с водянистым элементом флегматика, а кукуруза, своей тяжестью, с меланхоликом. Остальные три вида злаков, пшеница, рожь и ячмень, образуют гармоничную середину. Мы можем, следовательно, составить следующую схему:

Схему нельзя понимать слишком узко. В человеке заложены все темпераменты, и они развиваются, настраиваясь как целое, с созреванием индивидуальности, с возрастом. Тогда в жизненных ситуациях используется тот темперамент, который соответствует требованиям момента. Также и злаки не следует резко разграничивать друг от друга. В каждом содержатся цвета и оттенки всех остальных.

Теперь возникает вопрос: стоит ли предпочитать соответствующий злак при подходящем темпераменте? Или мы не должны давать, например, холерику, овса? Ответ мы узнаем при помощи природного инстинкта народов. Они предпочли именно злак, соответствующий их темпераменту. Но не стимулируется ли темперамент благодаря этому еще сильнее, что не всегда желательно? Конечно, если мы будем давать его в слишком больших количествах и исключительно. Однако мы не должны лишать человека родственного ему злака. Так, овес поддерживает холерика в тепловых процессах обмена веществ, на которых основана его сущность. Следовательно, ему нужен овес. Это не исключает, что мы дополнительно создаем равновесие при помощи риса.

Питание на основе проса укрепляет кожу сангвиника и органы чувств. И здесь мы тоже соединяем подобное с подобным, не опасаясь, что темперамент сангвиника будет слишком подчеркнут и он как бы выскочит из себя. Мы всегда будем давать ему также злаки середины, как вообще для всех односторонних темпераментов.

Флегматику мы оставим его рис, но хорошо приправим его кэрри; кроме того, мы подогреем его при помощи овса. Конечно, не будет вреда, если флегматика иногда «уколет овес».По тому же принципу мы не отнимем у меланхолика кукурузу, только преобразуем ее тяжесть с помощью приправ, как это и делают индейцы. Дополнительно здесь будет уместно уравновешивание при помощи проса.

IV. ХЛЕБ

 

Из злаков человек приготовил свою самую благородную пищу, хлеб. Он стал для нас прообразом пищи. Да, даже больше: в молитве, которой Христос учил людей, в просьбе о хлебе насущном выражена просто просьба о сохранении жизни.

Хлеб и плоть - это отношение выражено в слове «Brotlaib». Слово Laib уже у истоков немецкого языка было именем для хлеба: в германском языке это слово называлось «Hlaifs». Плоть человека, плоть как хлеб - эти слова, невзирая на их различное этимологическое происхождение, звучат одинаково, знаменательное явление в культурно-историческом развитии.* /* В славянских языках столь же показательны слова жито и жизнь (примеч. редакт.)./

Отношение к хлебу с момента его возникновения во все времена было благоговейным. Еще наши матери осеняли крестным знамением свежеиспеченный хлеб, прежде чем разрезать его. Сегодня снова начинают сами печь хлеб и узнают, что при этом действии возникает особенное настроение. Это совершенно особенное переживание, когда дома пекут хлеб. Это особенно чувствуют дети, они хотят быть при этом и помогать.

В вальдорфских школах существует обычай, что в восьмом классе дети на делянке в школьном саду выращивают хлебные злаки. Когда они созревают, зерно убирают и размалывают. Затем следует торжественный момент, к которому были устремлены все предыдущие работы, выпечка хлеба. Глубокое переживание для детей, которое закладывает в них благоговейный настрой по отношению к пище, так что они и позднее, став взрослыми, уважают хлеб, как дар Господа, и никогда бездумно не позволят ему испортиться, даже во времена изобилия.

Но как же мы печем наш хлеб, что при этом происходит? Сегодня нам кажется совершенно естественным, что мы можем выбирать среди различных способов приготовления хлеба. Так было не всегда.

ИСТОРИЯ ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ

Вначале злаки готовились в виде каш, зерна расплющивали и смешивали с водой. И сегодня еще половина населения Земли питается вареным зерном.

В ранние периоды развития человечества мысли еще не имели четких контуров, сознание было больше связано с окружающим миром. Это состояние можно сравнить с ранним детством человека. Пища, которая соответствует этой ступени развития, еще мягкая и бесформенная.

Затем, однако, человек стал все сильнее обращаться к земному миру и к предметам своего окружения. В это время он питался злаками, которые были приготовлены так, что давали ему возможность переживать при приеме пищи твердое и сформированное, потому что развитие сознания требует соответствующего питания. Так возникли твердые хлебы, сначала еще простые и примитивные: в огне раскаляли камень и намазывали на него кашу из зерна, так что получалась лепешка.

В египетскую культурную эпоху человек сильнее соединился с земным пространством, о чем свидетельствуют постройки того времени. Тогда возникли настоящие пекарни с печами, и плоские лепешки были сформированы в объемные образования, в собственно хлебы. Для этого нужно было разработать процесс брожения, была изобретена закваска. С ее помощью в тесте начинает действовать воздушный элемент, оно разбухает, «подходит». Качество теста становится другим. Видно, что пропеченный хлеб, приготовленный на закваске, пронизан крошечными воздушными отверстиями. Следовательно, теперь можно различать между «тем, что внутри» и «тем, что снаружи», между коркой и мякишем.

Мы не знаем, кто открыл закваску. Мы знаем только, что в древнем Египте хлебопечение высоко ценилось как совершенно особенное искусство и прославлялось на могильных камнях.

Приготовление теста на закваске было особенным делом у евреев. Они праздновали день сладкого хлеба, уже из этого можно понять, что этот народ изготавливал свой повседневный хлеб на закваске. Небольшая часть теста сохраняется и смешивается с новым, прошлое постоянно соединяется с современностью, а она, в свою очередь, влияет на будущее. Возникает своего рода «последовательность поколений». От первого хлеба, пра-хлеба, происходят все последующие хлебы, благодаря этому приготовлению распространяется поток субстанции.

Евреи жили с сознанием того, что они связаны друг с другом последовательностью родов. «Я и отец Моисей - одно.» Это имело глубокий всемирно-исторический смысл с точки зрения сохранения чистоты потока поколений, который привел к Иисусу из Назарета, носителю сущности Христа. 34

Другие народы и расы тоже поддерживали связь при помощи кровных уз. Вплоть до новейшего времени и в Центральной Европе отдельный человек был связан с родней. Здесь тоже ели хлеб из теста на закваске, и здесь тоже можно было понимать продолжение потока субстанции в том же смысле, как выражение этого состояния души.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.