Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИЗ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ПРОСА



Возделывание проса в нашей стране теперь едва заметно. До 19 века было по-другому. Тогда просо, наряду с ячменем, гречкой и овсом было популярно для приготовления каши. Во многих местах его называли просто «хирзе» (каша). Название населенных пунктов, как Хирзланден, Хирзау и Хирзинген, а также фамилии Хирзкорн, Хирзенеггер и Хирзингер напоминают о прежнем возделывании проса.

Старые обычаи также свидетельствуют о значении, которое имело просо в сознании людей. Оно считалось символом усердия. Поэтому невесте в день свадьбы насыпали в туфли зерна проса. Невесту с женихом обсыпали зернами проса, как символ плодородия. Этот обычай основывался на мифе: Хольда, богиня любви и плодородия, жила в Хирзеберге.

Пшено в давние времена называлось также «хирш» (олень). В день святого Берхтольда из проса выпекали «оленьи рожки» («хиршхёрнли»), печенье в форме оленьих рогов. Олень считался животным Солнца.

Среди многочисленных видов Panicum, которые распространены как дикорастущие травы по всей Земле, особенно в тропиках, не удалось найти непосредственного предшественника нашего культурного проса. Исторические документы, которые могли бы бросить свет на тайну первой селекции, также отсутствуют. На основании духовнонаучных исследований Рудольфа Штайнера Альфред Устери42 пишет о раннем появлении проса. Он представляет выведение злаков из дикорастущих трав как способность человека периода древней атлантической культуры. Так можно также объяснить, что сегодняшние центры возделывания проса находятся на южном из тех двух путей, по которым жители Атлантиды после гибели своего континента перебирались на Восток.

Старейший документ, который сообщает о посевном просе, находится, как уже упоминалось, в Китае. В указе императора Шен-Нунга, приблизительно в 2800 году до н. э., упоминаются пять растений, которые у китайцев считались священными: рис, чумиза и сорго, пшеница и соевые бобы.

Насколько сильно китаец чувствовал свою связь через просо с божественным миром, показывает китайская сказка о просе, которая была пересказана Устери. Один мальчик нашел просяное зерно, из которого вырос колос. Тут прилетела птица Рок, сорвала колос и улетела вместе с ним и мальчиком прочь. Так она увлекла обоих в чужой мир. Через некоторое время мальчик вновь возвратился на свою земную родину, нагруженный подарками, не земными, а подарками с золотого и серебряного островов, которые лежали по ту сторону моря. Устери добавляет: убеждение, что от проса исходят хорошие духовные потоки, побудило жителей Явы высевать просо вокруг рисовых полей. Они считают, что под его влиянием рис растет более мощно и приносит более высокий урожай.

Предполагают, что культура сорго на севере Африки более древняя, чем в Китае. В качестве исходной культуры называется сорго аллепское, которое распространено не только в Передней Азии, но и, как показывают находки в Бразилии, в Америке.

Зерна проса были обнаружены в европейских свайных постройках каменного и бронзового веков, а также было доказано их существование в древнем Египте в додинастический период. Галлы, как свидетельствует Маурицио, возделывали в основном просо. У германцев просо также было популярно, но позднее его вытеснил овес.

В средние века просо было очень распространено в Германии, России и Польше. Его обрушивали, затем обжаривали и сушили на плите или в духовке.

Сегодня просо находят еще в Северном Китае, в Средней Азии, Индии, на юге России, в Южной Франции, Африке, Южной Америке и в Соединенных Штатах Америки. Мировое производство проса выше, чем овса и ржи, но ниже, чем пшеницы, кукурузы и риса. Больше всего проса производится в Соединенных Штатах Америки, Индии, Нигерии, России и некоторых африканских государствах.

ДЕЙСТВИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Сущность проса определяется кремнием и теплотой. Древние врачи сказали бы: просо сухое и теплое. В нем живет цветочный элемент, об этом свидетельствует вид рыхлой метелки. И все-таки мы не должны забывать, что во всех злаках действуют «корневые силы», это значит солеобразный, минерализующий принцип. То и другое соединены в просе: согревающее, освобождающее - и твердое и прочное. Они так хорошо сочетаются в этом зерне, потому что минерал, появляющийся здесь, кремний, проницаем для тепла и света. Кроме того, он растворяется в живой ткани в виде «коллоидов», то есть в форме крошечных шариков.

КРЕМНИЕВАЯ ДИНАМИКА

Человеческий организм пронизан тонкой кремниевой структурой, лучи которой достигают кожи и органов чувств. Наши глаза вычеканены кремнием, наша внешняя оболочка, кожа, подобна кремниевому одеянию. Внутренние органы также имеют кремниевую оболочку. Благодаря этому создается закрытость. Однако одновременно могут создаваться и связи, потому что кремний проницаем для тончайших входящих влияний, таких как свет и тепло, так что он может служить для передачи раздражений.

Питание на основе проса активизирует кремниевый организм. Это проявляется сначала в оздоровляющем воздействии на кожу и ее роговые образования: ломкие ногти снова становятся гладкими и их легче подрезать, волосы приобретают красивый блеск.

В отношении кожи мы подвергаемся опасности стать либо слишком «толстокожими», либо слишком открытыми для раздражающего действия окружающей среды. Современный человек окружен океаном раздражителей, воздействующих на органы чувств, и поэтому у него слишком легко возникает стремление оградить себя от внешнего мира. Этого он надежнее всего достигает при помощи мясного и картофельного питания: телесная организация становится плотнее, и дух-душа сильнее привязаны к ней.

Однако человек утрачивает проницаемость для тонких духовных потоков, его способность к восприятию духовных взаимосвязей притупляется. Цена за отгороженность от внешних раздражителей слишком высока. Поэтому многие обращаются к питанию, в котором процессы кремния особенно активны, как, например, в злаках и особенно в просе.

Тогда функционирование периферии, и тем самым защитные силы укрепляются по отношению к внешним воздействиям, и при этом не утрачивается духовная чувствительность.

Пшено хорошо зарекомендовало себя в лечении кожных заболеваний как диетическая пища. В таких случаях рекомендуется действовать последовательно. Это означает: утром мюсли с просяными хлопьями, фруктами, орехами, медом. В обед сырые овощи или овощной гарнир с вареным и пикантно приправленным просом, вечером пшенная каша с сушеными фруктами. Этого режима питания нужно придерживаться в течение нескольких недель. При необходимости можно ввести промежуточные приемы пищи, состоящие из кисломолочных продуктов.

Для поддержки лечения заболеваний глаз также следует рекомендовать диету на основе проса.

Инстинктивную любовь к пшену мы часто обнаруживаем у детей. Они интенсивно живут чувствами и требуют пищи, которая питает их в процессах чувственного восприятия.

Оболочки внутренних органов также не должны быть ни слишком тонкими, ни слишком толстыми. Они должны быть в меру, чтобы органы могли «воспринимать» друг друга. Например, печень должна «знать», что делает почка. Однако они не должны также взаимно раздражать друг друга, как это имеет место при вегетативной дистонии. За все это отвечает «кремниевый организм». Мы поддерживаем его функцию с помощью питания на основе проса (см. также стр. 46).

Из-за высокого содержания кремния просяную мякину охотно используют для наполнения подушек, особенно для грудных детей. Она придает формирующие силы и хорошо действует на кожу.

Фтор делает просо ценным продуктом питания для предупреждения кариеса зубов. Здесь оно вместе с овсом, вероятно, занимает первое место среди злаков.

Однако в одном просо испытывает недостаток. Это известь. Поэтому рекомендуется в качестве компенсации давать вместе с пшеном молоко.

ОБРАЗОВАНИЕ ТЕПЛА

Опасные болезни нашего времени, такие как склероз, дегенерация клеточной ткани с отложениями и карциномами основываются на «оцепенении» как следствии недостаточного пронизывания организма теплом. В противоположность этому смертельные болезни наших предков, туберкулез, чума, тиф или холера сопровождались высокой температурой.

Для раковых больных типично, что у них редко повышается температура. При карциномах апробированным лечебным средством считаются горячие ванны, при помощи лечения омелой терапевт также стремится добиться повышения температуры.

Высокая температура - это не симптом болезни, с которым надо бороться, она имеет также целительный эффект. Более того, часто она является средством борьбы против болезней цивилизации. Это особенно относится к нашим детям. Для них существует угроза, что в их росте появится некая окостенелость. Глубоко трагично то, что из-за прививок у многих детей отнята возможность этого целительного развития. Кроме того, в высшей степени безответственно встречать антибиотиками каждую инфекцию, сопровождающуюся повышенной температурой.

Из-за чего тормозятся тепловые процессы у современного человека, что действует на него охлаждающе? Здесь нужно привести несколько причин: подчеркнуто холодная голова, доминирующий интеллект, тренировка успеваемости уже в школе, страх перед неудачей, подавление жизни чувств, идущих от теплого сердца, недостаточное движение, блокада воли, отсутствие горячего воодушевления, скованность душевной жизни - все это действует вместе. Однако следует упомянуть еще и нецелесообразную одежду, и, прежде всего, обычную рафинированную пищу, потому что обмен веществ, собственно генератор тепла, активизируется ею слишком мало. Возможно, сейчас читатель подумает об ощущении жара и о лице, покрасневшем после обильной трапезы с большим количеством мяса и жира, и заметит: да ведь это разогревает! Да, наружу, по направлению к периферии. Но там тепло теряется. Внутренним клеточным тканям тепла недостаточно: тяжелый животный жир блокирует образование тепла - в этом одна из причин склероза.

Совсем другое действие оказывает просо. Оно активирует обмен веществ и разогревает изнутри. Этот эффект известен уже давно. Существует старое благословение аббата Эккерхарда из монастыря Санкт Галлен: «Пусть просо не принесет тебе лихорадки и жара.» Этого раньше боялись. Однако сегодня выработка тепла является благом, повышение температуры из-за употребления проса для современного человека более не представляет опасности. Так мы можем изменить древнюю поговорку и сказать: пусть пшено принесет тебе тепло, лучшее средство для профилактики вреда, наносимого цивилизацией!В заключение этих рассуждений нужно привести сказку о сладкой пшенной каше из собрания сочинений братьев Гримм43. В ней живет нечто от все переполняющей питательной силы проса.

СКАЗКА О СЛАДКОЙ КАШЕ

Жила-была однажды бедная набожная девочка, жила она одна с матерью, и им нечего было есть. Тогда крошка пошла в лес, и ей встретилась старая женщина, которая уже знала о ее беде и подарила ей горшочек, которому нужно было сказать: «Горшочек, варись», - и он варил вкусную, сладкую пшенную кашу, а когда она говорила: «Горшочек, хватит», - он переставал варить. Девочка принесла горшок своей матери, и теперь они избавились от своей нищеты и голода и ели сладкую кашу, когда хотели. Однажды девочка ушла из дома, а мать сказала: «Горшочек, вари», - он начал варить, и она наелась. Тогда она захотела, чтобы горшочек перестал, но забыла слово. И вот горшочек варит и варит, и каша ползет через край, а он все продолжает варить, вот уже кухня и весь дом полны кашей, и второй дом, и затем улица, как будто он хотел накормить весь мир, и пришла беда, и никто не знал, как ей помочь. Наконец, когда остался только один единственный дом, пришла девочка и сказала только: «Горшочек, перестань», - он остановился и прекратил варить, а тот, кто хотел попасть в город, тому нужно было выедать себе дорогу.

РОЖЬ

О СУЩНОСТИ РЖИ

Рожь предъявляет к почве меньшие требования, чем пшеница. Она довольствуется меньшим, и ее можно возделывать на бедных почвах, где пшеница больше не растет. Это в особенности относится к возвышенностям. В немецких горах мы находим ее на высоте до 900 метров, в Альпах она поднимается зачастую до 1400 метров, а в области Муттерхорна даже до 2012 метров. Это настоящий горный злак.

Рожь любит эфирные условия с большим количеством света, воздуха и прохлады. Благодаря зимостойкости область ее возделывания охватывает Центральную Европу, Голландию, отдельные части Скандинавии, а также восточные области, в особенности Польшу и Россию. В Мекленбурге, Тюрингии и в Австрии она зовется просто «зерно». Это означает, что там ее ценят больше всех злаков.

Рожь поражает нас своим мощным видом, ее стойкость выражается в статических соотношениях. Ранее уже приводились цифры: высота растения относится к диаметру стебля примерно как 300-500 к 1. Представим себе башню высотой 500 метров и диаметром 1 метр. Это соответствовало бы статике ржи. И еще: стебель несет мощный колос, он качается на ветру и противостоит ветру и бурям.

Этому образованию требуются мощные корневые силы. Рожь проникает своими корнями глубоко в почву, далеко разветвляется и разрыхляет при этом почву. Ее охотно используют в севообороте, чтобы с помощью ее энергичного корнеобразования разрыхлить почву.

Колос ржи всегда имеет ости. Это указывает на интенсивный кремниевый процесс. Однако у ржи нет чешуек, зерно, как и у пшеницы, голое.

Зерно ржи продолговатое, окраска его от серо-голубой до желтоватой. Поскольку зерно прорастает еще около точки замерзания, рожь преимущественно возделывают как озимый злак. Ее высевают в сентябре на убранных и подготовленных полях.

Нечто особенное представляет собой светящийся красный цвет кончиков побегов ржи. Это продолжается очень короткое время, затем она снова зеленеет.

Еще до наступления холодов высеянная рожь может начать куститься, и тогда ее зимостойкость сильно повышается, она становится морозоустойчивой. Развитие растения продолжается целый год, рожь переживает все месяцы годового цикла. В августе наступает время уборки, в следующем месяце снова производится посев.

Рожь цветет, в зависимости от климатических условий и места возделывания, в конце мая или в июне. Уже рано утром, около 6-7 часов, начинается цветение. Цветковые чешуйки раздвигаются пещеристым телом, и пыльцевые мешочки выдавливаются наружу. Потом они разрываются, и ветер может теперь разносить пыльцу над полем. У пшеницы опыление происходит внутри колоса, рожь же зависит от чужого опыления. Это причина, по которой нелегко сохранить чистоту сорта ржи. Она легко смешивается с сортом другого поля, если облако пыльцы перейдет границу.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.