Рожь прекрасно подходит для выпечки хлеба. Ржаной хлеб дольше остается свежим и сочным, в то время как чисто пшеничный хлеб быстро черствеет. Лучше всего смешивать рожь и пшеницу, можно также добавить немного ячменя и овса.
Тот, кто хочет сам выпекать дома хлеб, должен приобрести электрическую мельницу для получения шрота и использовать продукт свежего помола. Очень хорошее зерно можно купить под названием «пищевая рожь Demeter». Имеется также очень хорошая ржаная мука Demeter «тип 1050».
Кроме хлеба, из ржи можно готовить множество блюд. Они имеют основательный вкус и придают силы. Раньше в нашей стране крестьянин ел на завтрак свою «черную кашу», блюдо из чистой ржи. Современному человеку не так-то просто перенести эту кашу. Он будет ощущать тяжесть в желудке. Поэтому рожь нужно помолоть более тонко, приправить тмином и, возможно, перед этим подсушить. Или можно купить ржаную термо-крупу. Здесь рожь под воздействием тепла и процесса набухания раскрывается и становится более легко перевариваемой. Способ термообработки имеет также то преимущество, что зерна хорошо хранятся даже в размолотом виде, в виде шрота или крупы.
ДЕЙСТВИЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
В древнем учении о сигнатуре, в соответствии с которым еще лечил Парацельс, по внешнему виду растения делается вывод о его действии в человеке. Какие феномены особенно выделяют рожь среди прочих злаков?
Прежде всего, это сильное корнеобразование, как противостояние минеральному, затем формирующая сила, которая проявляется в форме растения и его устойчивости. Наконец, мы чувствуем, как это значительно, что рожь в своем развитии, от посева до уборки, захватывает целый год. Мы вспомним также об интенсивном покраснении кончиков ростков при соприкосновении со светом. - Что все это должно означать для человека и его питания?
Корневые силы действуют, как мы уже представляли, на процессы в человеческой голове, на нервную систему. Это свойственно всем видам злаков, преимущественно пшенице, ячменю и как раз ржи. Ячмень, как показывает наш опыт, делает человека наиболее бодрым, рожь соединяет этот эффект со стимуляцией формирующих сил. Эти силы также исходят от головы. Минерализация проникает в костную систему и суставы. Кремниевые процессы касаются соединительных тканей. Таким образом, такой злак, который, как рожь, производит впечатление своей стойкостью, придает человеку силу выпрямиться. Как необходимо это сегодня, особенно для молодежи! Обследования новобранцев показали, что едва ли у кого-нибудь совершенно нормальный позвоночник. А разве человеку, который растет в наше время, не нужен именно «спинной хребет», чтобы устоять перед грозящим превращением в толпу?
Рассмотрим теперь отношение ржи к солнечному свету. При этом выступают три особенности: период от посева до уборки урожая охватывает целый год, первая встреча кончиков ростков со светом заставляет зелень приобрести огненно-красную окраску, рожь предпочитает возвышения, то есть высокую интенсивность света.
Что возникает в растении благодаря свету? Углевод представляет собой соединение наполненных светом сил Солнца с Землей. Под воздействием света из воды и углекислоты воздуха возникает крахмал. Он является основным питательным веществом злакового растения и накапливается в зерне. Однако углевод углеводу рознь. Решающее значение имеет связь со светом. И мы можем предположить, что углевод ржи сильно определен светом и соответственно действует в человеке.
Общеизвестно, что обмен веществ в мозге и нервах опирается на углеводный обмен. При этом речь идет не о чистом сахаре, эту задачу может выполнить только комплексное соединение с так называемыми сопутствующими веществами, как мы находим это в цельном зерне. При этом существуют качественные различия в зависимости от интенсивности света при образовании углеводов в растении. 20
Задача углеводов зерна состоит в том, чтобы сообщать человеческому организму формирующие силы. Они исходят из среднего и заднего отделов мозга. Здесь мы можем подумать об определенных центрах, функции которых в этом смысле известны. Так, при нарушении функции мозжечка проявляются искажения и огрубление образа. Также и дыхание, и речь, по данным Рудольфа Штайнера, зависят от углеводного обмена задних отделов мозга. Таким образом, здесь имеет значение питание с использованием ржи. Другая задача углеводов состоит в том, чтобы служить движению во всем организме. При этом следует подчеркнуть, что не готовый сахар сообщает силы для этого, существенное значение имеет то обстоятельство, чтобы тело затратило энергию на образование из углеводов крахмала, а из него сахара. «Питание, склоняющееся в сторону зелени, имеет углеводы, которые дают телу силы, которые нужны ему для работы, для движения... В пшенице и ржи также есть углеводы, а именно такие, что человек самым благоприятным образом готовит крахмал, готовит сахар, то есть благодаря углеводам зерновых культур может сделать себя таким сильным, как это только возможно. - Подумайте о том, какими сильными становятся именно люди из сельской местности благодаря тому, что они просто много едят своего хлеба, в котором содержатся зерновые! Вам нужно иметь само по себе здоровое тело; и именно если человек хорошо переносит грубый хлеб, это, собственно, самое здоровое питание.»46 Когда Рудольф Штайнер говорит о «грубом» хлебе, он, конечно, имеет в виду ржаной хлеб.
Из этих данных ясно следующее: рожь питает человека, его голову и конечности. Она является существенным основным продуктом питания, как для работников умственного труда, так и для людей, которые трудятся физически.
Однако рожь поддерживает здоровье и в центральной области: сердце и легкие укрепляются благодаря формирующим силам, их ритмическая деятельность стимулируется благодаря возбуждению элементов движения.
Следует отметить еще один признак, который выделяет рожь из всех других видов злаков. Это отношение к печени. Оно возникает, поскольку рожь богата калием. Калий является субстанцией, которая оказывает благоприятное влияние на печень. На это указывает детский врач Вильгельм цур Линден47 в своем основополагающем труде. И снова нужно подчеркнуть: рожь нужно готовить таким образом, чтобы сделать ее переваривание возможным даже для ослабленной печени.
В завершение рассуждений о ржи следует стихотворение из Финляндии. Крестьянин Пааво борется с силами природы, чтобы собрать урожай ржи для хлеба насущного. Ведь рожь часто возделывается в местах с неблагоприятным климатом, где люди влачат скудное существование. Однако в нужде часто вырастает братство - большее, чем в богатстве.
КРЕСТЬЯНИН ПААВО
Далеко на севере в лесах Саарьервиса Болотистую землю крестьянин Пааво пахал, Мозолистыми руками поле он обихаживал И в урожае на Господа уповал.
Он жил там с женой и детишками, Скудный хлеб добывая в поте лица своего, Канавы копал, пахал он и сеял. Весною же снег растаял на поле И смыл половину посева.
Лето пришло, градом посевы побило,
Половину колосьев оставив в поле лежать.
Осень пришла, и ночью мороз подобрал,
что осталось.
Пааво жена волосы рвет на себе, говорит:
«Пааво, Пааво, несчастный старик,
Бери посох нищего, Господь нас отринул»!
«Добавь ты к хлебу коры вполовину,
я же вдвое больше пророю канавок на поле,
в надежде на Господа будем мы ждать
урожая. »
Жена положила в хлебы коры половину,
вдвое больше канавок старик прокопал,
продал овец и купил себе ржи для посева.
Весна пришла, снег растаял на поле,
И не смыл уж ростков своими ручьями.
Но лето пришло, градом побило посевы,
Половину колосьев оставив в поле лежать.
Осень пришла, и ночью мороз подобрал,
что осталось.
Била в грудь себя женщина и причитала:
«Пааво, Пааво, несчастный старик!
Хоть бы нам умереть! Господь нас отринул.
Умирать тяжело, но жить еще тяжелее. »
За руку взял ее Пааво и так говорил:
«Проверить нас хочет Господь, не отринуть.
Вдвое больше коры примешивай к хлебу,
Я ж вдвое больше канавки пророю
И в надежде на Господа будем мы ждать
урожая. »
Вдвое больше коры она в хлеб положила,
вдвое больше канавки старик прокопал,
Продал коров и купил себе ржи для посева.
Весна пришла, снег растаял на поле,
И не смыл он ростков своими ручьями.
Лето пришло, град высыпал в поле,
Но не побил он колосьев нисколько.
Осень пришла и ночью мороз пал на землю,
от поля далеко,
Оставил посев золотой для жнеца созревать.
Пааво пал на колени, промолвив:
«Испытать нас хочет Господь, не отринуть. »
И жена его, на колени упав, сказала:
«Испытать нас хочет Господь, не отринуть. »
И радостно старцу она сказала:
«Пааво, Пааво, с радостью серп ты возьми!
Время настало пожить нам в довольстве,
Время оставить кору нам пришло
И из тонкой муки ржаной хлебы испечь. »
Пааво за руку взял ее, и сказал он:
«Жена, о жена, только тот испытания
выдержит,
кто в нужде ближнего не отринет.
Смешай хлеб с корой вполовину,
Вымерзло ведь соседское поле. »
Иоганн Людвиг Рунеберг 1804-1877
ОВЕС
ОВЕС И ГОЛЬФСТРИМ
Каждый из наших злаков имеет особую связь с климатическими условиями. Так, овес предпочитает морской климат северных широт Европы. Здесь господствует Гольфстрим, эта таинственная река в море. Без него Северная Европа была бы похожа примерно на ландшафт Лабрадора, где крупные поселения и культура земледелия и культура жизни невозможны в том виде, как мы их знаем. Гольфстрим превращает наши страны, так сказать, в «теплицу», слегка отапливаемую, хорошо увлажненную теплую грядку. Ханс Лейп48 в своей книге, подробно описывающей Гольфстрим, объясняет необыкновенную возбудимость европейцев, европейское беспокойство, «творческую лихорадку», великолепную полноту европейской культуры теплым и влажным дыханием Гольфстрима и некоторой неравномерностью его «отопления и ухода за садами». Он пишет: «Нигде в мире нет, как здесь, прирожденного недовольного, который ежедневно пропитывается климатической возбудимостью и, кажется, всегда стремится вылезть из своей шкуры.
Это вдохновило его на необычные достижения и на многие бесчинства. Это превращает его в эмигранта из всего принесенного, в скитальца и вечно ищущего. »
Не случайно овес прижился именно в этой области. При всем родстве с сырой прохладой он несет в себе огонь, который делает его пригодным для того, чтобы питать беспокойных, вечно жаждущих деятельности жителей этих регионов. Мы часто говорим о таком человеке: его овес колет.
На протяжении столетий сложилась обширная связь между климатом, человеком и предпочитаемым злаком. Для того чтобы показать это яснее, нам нужно поставить изображение женщины, которая ела рис в Пекине, рядом с западным европейцем, который ест овес. Какие различные миры открываются при этом! Конечно, сегодня у нас не едят больше так много овса. Но раньше было по-другому. Тогда овес действительно был в наших странах основой человеческого питания.
Английский поридж - это всего лишь отзвук. В последние десятилетия, кажется, снова намечается ренессанс овса. Видно, как благоприятен этот злак именно для обитателей побережья Гольфстрима.