Фургоны труппы актеров неслись по стране. Редко когда «Театр Диковинок» настолько спешил попасть на новое место.
Причина была очевидна. Фургас должен был непременно рассказать о том, что с ним случилось на острове Третьих. Впрочем, препятствие для этого было довольно серьезное.
– Он еще ничего не говорил? – переспросила Тасия, сидевшая на козлах рядом с возлюбленным, которую трясло так же, как и сам фургон. – Просто сидит и разбирается с вещами, которые когда-то сделал для «Театра Диковинок»?
– Так и есть. Его разум полностью занят тем, чтобы отринуть то, что инженеру пришлось пережить на протяжении последних пяти циклов. – Родарио сбавил скорость, когда обнаружил место для ночлега неподалеку от дороги. Ни одна из повозок не должна была сломаться так близко от цели.
Фургоны разместили в круг. Родарио помог Тасии спуститься, заглядевшись при этом на едва прикрытую грудь, грозившую вот-вот вывалиться из платья.
– О, теперь я точно знаю, чего мне не хватало, – ухмыльнулся он, целуя ее.
Она рассмеялась и ударила его стопкой бумаги, на которой сидела.
– А скольких женщин ты осчастливил в Мифурдании, пока мы с моей труппой ехали на север? – подколола она.
– Твоей труппой? – подчеркнул он, скрестив руки на груди. – Я вернулся, дражайшая Тасия, а значит, снова стал хозяином «Театра Диковинок». Или твои прекрасные глаза и твой нежный рот устроили здесь революцию?
Она приложила указательный палец к подбородку.
– Так и есть, дорогой. Я переспала со всеми мужчинами театра, теперь они меня слушают. А женщины и так были тобой не очень довольны. Так что ты, может быть, и король актеров, но у этого королевства теперь новая королева. – Слова Тасии были шуткой только отчасти.
Родарио заметил, что его указания выполнялись только после того, как кивнула или согласилась Тасия. Сначала он счел это шуткой.
– Нет, ты не всерьез, – неуверенно рассмеялся он.
– Перечитай свою пьесу заново. Я ее немного переписала. И она стала лучше, – ответила она, вкладывая листки ему в руку. Улыбнувшись, актриса страстно поцеловала его и побежала прочь, помогать Гезе готовить ужин.
Родарио посмотрел ей вслед и почесал в затылке.
– Эта женщина – сущий демон, – пробурчал он. – Если бы мне раньше сказали, я никогда не согласился бы на ту сделку в Ветродоле. – Невероятный направился к задней двери фургона, опустил маленькую лесенку и сел на ступеньки, пока работники распрягали, кормили и поили лошадей.
В лучах заходящего солнца он прочел то, что изменила и переписала в его пьесе Тасия.
К собственному неудовольствию, он неудержимо смеялся в некоторых местах. Женщина подтвердила свой талант. Родарио знал пьесы опытных людей, которые и в подметки не годились написанному его спутницей.
Жажда и тревога за друга наконец дали о себе знать. Актер поднялся по узким ступенькам.
– Фургас?
В ожидании ответа он быстро повернул голову, чтобы посмотреть, где Тасия, которая сидела у костра и вместе с Гезой чистила картошку. Каждый, кому в данный момент нечего было делать, тащился к костру, чтобы побыть рядом с восхитительной женщиной. Тогда Родарио осознал, что она действительно сказала правду. «Театр Диковинок» теперь находился в нежных, но умелых руках Тасии. Его ученицы. Его музы.
– Клянусь Паландиэль, так дело не пойдет, – пробормотал свергнутый король. – Нужно побеседовать с этой юной леди.
Он уже собрался было спуститься по ступенькам, когда услышал из фургона негромкий стон.
– Фургас? – Он открыл дверь, несмотря на то что его не приглашали, и нашел своего друга лежащим в луже крови на полу. Фургас перерезал запястья и от потери крови лишился сознания.
– Проклятье! – Родарио разорвал пополам пододеяльник и поспешно перевязал раны. – Что это такое? – набросился он на него, вставая. – Я освобождал тебя не для того, чтобы ты сам себя убил.
– Я не могу жить со своей виной, – прошептал Фургас. – Я построил машины, которые несут смерть гномам, – лепетал он, пытаясь взять себя в руки.
– Верно, друг мой. Они тебя вынудили…
– Я с таким же успехом мог лишить себя жизни, вместо того чтобы поддаться на угрозы, но… – Он поглядел на друга. – Сначала они посылали бурильные машины в старые, засыпанные штольни, надеясь, что они проложат себе дорогу. А за ними следовали машины смерти, – он вытер слезы. – Машины…
Родарио протянул ему кружку с водой.
– Успокойся.
– Я не могу успокоиться. Ты слышал, о чем рассказывали по дороге люди? О монстрах из стали и плоти? – Он судорожно сглотнул, пальцы сомкнулись на кружке. – Они тоже – мое творение. Третьи сговорились с Бессмертным, – сказал он, пытаясь овладеть собой.
Родарио прошиб холодный пот.
– Нет. – Он увидел, что в дверях показалась голова Тасии, которая не отваживалась привлечь к себе внимание. Она просто стояла, прислонившись к дверной раме, и слушала.
– Да, – горько рассмеялся Фургас. – Однажды ко мне пришел Бандилор и показал непонятные рисунки отвратительных существ, которые должны были в какой-то степени состоять из железа. Он украл у Пятых рецепт металла, который проводит магию, и немного жара из горна «Драконье Дыхание». С помощью его он создал сплав, из которого я должен был строить машины по его разумению. И я строил, не зная, что он собирается делать, – мужчина побледнел. – А потом пришли они. Я помню это очень хорошо… Мы вынырнули на поверхность, и нам привезли их. Маленькие, отвратительные ублюдки, смесь орка и альва, самому старшему из них не было и четырех циклов. Бандилор отвел остров в тайное место где-то на озере и опустил его на самое дно. Там мы засунули ублюдков в машины, прикрутили их к ним накрепко, отделили конечности и заменили их штуками, которые принес Бандилор. Стекло или кристаллы – не могу сказать. Он протянул через маленькие тела пруты из проводящего магию металла и бросил ублюдков в дыру, выкопанную специально для этого. Они кричали. О, как они кричали!
Фургас содрогнулся, когда воспоминания стали отчетливее.
– Из дыры били зеленые молнии, попадая в железо. Вспыхнули альвийские руны, засияли, а эти ублюдки… Они росли и кричали. Их тела стали неотделимы от конструкций. Моих конструкций. – Он осушил кружку до дна. – Я уже не помню, сколько это продолжалось. В какой-то момент Бандилор приказал поднять остров, и я больше никогда не видел этих существ. Пока по дороге мы не услышали о них.
Инженер замолчал и долгое время не произносил ни слова.
Тасия дрожала, все ее тело было покрыто гусиной кожей: сила воображения рисовала ужасных существ, пугая ее саму.
– О боги, – наконец вырвалось шепотом у нее. – Как страшно.
Родарио тоже потребовалось время, чтобы оправиться от услышанного. Магистр техникус создал свои шедевры. Шедевры ужаса и разрушения. Существа, дети магии и техники, управляемые злом, одержимые желанием нести смерть и разрушение.
– Виноват не ты, – наконец произнес он, помогая Фургасу сесть на постель. Он заменил воду вином, которое его друг стал пить большими глотками.
Фургас дрожал всем телом.
– Я заслужил смерть, Родарио, – подавленно произнес механикус. – Третьи действительно вынудили меня, но я хорошо сделал свою работу. Слишком хорошо. – Его кулаки сжались. – Потому что все время думал о Нарморе и моих детях. Я хорошо служил Третьим, чтобы отомстить гномам Потаенной Страны за то, что они отняли у меня семью. Только под конец я понял, какое зло причинил людям, эльфам и гномам. – Он допил вино и закрыл глаза. – У меня… голова кружится, – прошептал он, заваливаясь боком на постель. Вино и кровопотери сделали свое дело.
– Выспись, – взволнованно произнес Родарио, обращаясь к другу, укрыл его, стер кровь с досок; позже он как следует отскоблит дерево. – И не трогай ножи. – Актер вышел из фургона и закрыл двери.
С бутылкой вина в руке он присел на ступеньки и стал смотреть на заходящее солнце, отпил глоток и протянул бутылку Тасии.
– Что он имел в виду, когда сказал, что у него отняли семью? – запинаясь, спросила она. – Ты сказал, что это произошло во время битвы в Пористе.
Он притянул ее к себе и посмотрел в глаза; тут же представил себе, каково это – потерять ее навеки, и волна страха захлестнула его целиком. Он поцеловал ее долгим нежным поцелуем.
Тасия почувствовала разницу между порывом страсти и этим поцелуем, в котором не было желания, а только глубокие чувства, которые не сумел бы верно описать даже поэт. Она улыбнулась ему и погладила по щеке.
– За что это?
Родарио вздохнул.
– Нармора, так звали его жену, была полуальвийкой. Она сражалась с нами на стороне добра против Нод’онна, а затем пошла учиться к последней волшебнице, Андокай Вспыльчивой. Вместо волшебницы выступила она и сохранила Потаенную Страну от аватаров и эоил. В качестве благодарности часть ее рассыпалась в пепел. Искоренение скверны не знало пощады. Ни по отношению к ней…
–…ни к ее детям, – огорченно закончила Тасия. – Как ужасно. Бедный Фургас.
– После битвы он обвинил в их смерти гномов и людей. Если бы аватарам позволили выполнить свою работу, сказал он тогда в безумии, число жертв в Потаенной Стране оказалось бы значительно меньше. Они уничтожили бы зло и ушли обратно. Не потребовалось бы искоренения скверны. А сам он стал бы счастливым отцом семейства, – актер поглядел мимо нее на красное солнце. – Иногда я даже задавался вопросом, не был ли он прав.
Женщина промолчала, отпила вина и вернула ему бутылку.
Родарио вздохнул.
– Тогда было бы нечестно говорить, что я его понимал. Я горевал о Нарморе, как о подруге. Сегодня я могу представить себе, каково было ему, – он протянул руку и коснулся светлых волос Тасии. – Я молюсь богам, чтобы мне никогда не довелось испытать подобного. Кто бы ни был виноват в этом, я ненавидел бы и преследовал бы его до конца своих дней.
Она взяла его руку и положила себе на щеку.
Так они и сидели, пока не стемнело. Родарио тихонько заглянул к Фургасу, который спал на постели, затем пара актеров подсела к костру и, крепко обнявшись, стала слушать песню, которую затянула Геза.