Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Синдромы инфекционных психических расстройств



Оглушение характеризуется затрудненным восприятием внешних раздражений, отсутствием реакций на тихую речь, появлением лишь ориентировочной реакции на нормальную, при возмож­ности ответов на громко заданные вопросы. На другие раздра­жители: звук, свет, запахи, прикосновения больной реагирует также в зависимости от их силы. Мыслительный процесс за­труднен, что обнаруживается при оценке как настоящих, так и прошлых событий. Ориентировка в месте и времени расст­роена.

Делирий проявляется в галлюцинаторном помрачении созна­ния, в котором преобладают истинные, яркие зрительные, а иногда тактильные и слуховые галлюцинации и иллюзии, образный бред, двигательное возбуждение, дезориентировка в окружающем и во времени.

Аментивная спутанность или чаще встречающаяся астени­ческая спутанность отличаются бессвязностью мышления и речи, растерянностью, аффектом недоумения, крайней отвлекаемостью внимания. При нередко возникающем речевом возбуж­дении — выкрики из отдельных слов или фраз. Восприятие и реакции замедлены. Отмечается нарушение ориентировки не только в месте, времени, но и нередко в собственной личности. Может быть психомоторное возбуждение, иногда сменяющееся заторможенностью, достигающей в некоторых случаях ступора. Разница между аментивной и астенической спутанностью в том, что последняя характеризуется менее глубокой дезориенти­ровкой и временами сменяется более или менее выраженным прояснением сознания, во время которого больной способен сосредоточиться и ответить на некоторые вопросы, с тем, чтобы, истощившись в беседе, опять вернуться в прежнее со­стояние.

Эпилептиформное возбуждение — остро развивающееся расст­ройство сознания с резким возбуждением и страхом. Больной мечется, убегает от мнимых преследователей, выкрикивает одно и то же, переживает страх, который отражается в его мимике. Возбуждение может внезапно смениться сопорозным сном или спутанностью.

Острый галлюциноз — состояние, характеризующееся преобла­данием в клинической картине вербальных (словесных) галлю­цинаций и сопровождающееся растерянностью, страхом, тревогой. Галлюцинаторные переживания, как правило, усиливаются в ноч­ное время.

Онейроид проявляется полной отрешенностью больных от окружающего, впечатляющим содержанием возникающих в во­ображении сценических переживаний, сказочных фантасти­ческих событий. Эти переживания возникают на фоне резкой заторможенности или растерянно-суетливого возбуждения, при­чем преобладающий аффект может сменяться — от страха, тре­воги до экстаза (напряженно переживаемого восторга, бла­женства).

Депрессия, т. е. глубоко сниженное настроение, может соче­таться с заторможенностью течения мыслей, моторных проявле­ний, с постоянной, усиливающейся к вечеру астеничностью, либо с возбужденностью, тревожностью, многоречивостью и слезли­востью.

Депрессивно-параноидное состояние выражается сочетанием депрессии с вербальными галлюцинациями, бредовыми идеями, астенией.

Галлюцинаторно-параноидное состояние характеризуется бре­дом преследования, вербальными галлюцинациями, иллюзиями, ложными узнаваниями, астенией.

Апатический ступор проявляется обездвиженностью, аспонтанностью, чувством апатии, безучастности к происходящему во­круг и к своему собственному состоянию.

Маниакальное состояние — веселое настроение, с многоречи­востью, чрезмерной активностью, иногда с бредовыми пережи­ваниями, нарушениями сознания.

Преходящий Корсаковский синдром — расстройство памяти на события настоящего, обманы памяти (конфабуляции и псевдоре­минисценции), дезориентировка при относительно лучшей со­хранности воспоминаний на события прошлого.

Состояние эмоционально-гиперестетической слабости отли­чается астенией, выраженной лабильностью аффекта, неперено­симостью даже незначительного эмоционального напряжения, громких звуков, яркого света, утомляемостью, истощаемостью, крайне неустойчивым вниманием, ослабленной памятью. В таком состоянии больные кажутся потерявшими свои знания и навыки, они плохо и с большим трудом соображают, раздражительны, вялы, апатичны или подавлены, отмечаются слабость, нарушение аппетита и сна.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

ПРИ ОБЩИХ НЕЙРОИНФЕКЦИЯХ.

Каждый из представленных синдромов может встретить­ся при любом из острых экзогенных психических расстройств. Однако необходимо отметить имеющееся своеобразие при неко­торых заболеваниях.

Для гриппозного психоза, по мнению Г. Е. Сухаревой (1974), характерны синдромы нарушения сна и бодрствования: бессон­ница, сонливость, извращение ритма сна, эпизодические онейроиды и делирии, а также аффективные нарушения с выраженной эмоциональной гиперестезией (депрессия, тоскливое возбужде­ние, приступы безотчетного страха, сопровождающиеся болями в области сердца и другими болезненными ощущениями). Гриппозные психозы оформляются, глав­ным образом, в виде нарушений сознания: астенической или, реже, аментивной спутанности, и значительно реже в форме онейроида, сноподобного оглушения и делирия, сменяющихся астенией. Наиболее общие особенности этих расстройств созна­ния — в колебании интенсивности их («мерцании»), в содер­жательности переживаний и близости их личности больного.

Психические нарушения при скарлатине зависят от стадии за­болевания. В продромальном периоде нередки эйфория, воз­буждение, затем — оглушенность, сонливость. На высоте заболе­вания — сновидно-делириозные состояния, психосенсорные рас­стройства («ноги врастают в постель», «тело тяжелое», «голова пустая»). В период реконвалесценции отмечаются астенодепрессивные состояния с бредовой настроенностью.

В картинах психозов при пневмонии преобладают состояния расстроенного сознания: астеническая спутанность, делириозно-депрессивный синдром в сочетании с оглушением.

При вирусном гепатите примерно в 10% случаев, наряду с соматическими проявлениями заболевания, дети страдают более или менее выраженными психическими расстрой­ствами. Психические нарушения, у одних были в форме астении, проявлявшейся вялостью, разбитостью, слабостью, затруднением сосредоточения, утомляемостью, головной болью и головокру­жениями, снижением игровой активности, нежеланием делать уроки, общаться со сверстниками. Эти нарушения достигали сте­пени астеноапатического или астеноадинамического состояний. У других больных отмечались расстройства сна, с сонливостью днем, затрудненностью засыпания, поверхностным, сопровожда­ющимся кошмарами, страхами и сноговорениями ночью. У третьей группы детей наблюдались внутреннее беспокойство, эпизодическая беспричинная тревога, сниженное настроение. У нескольких пациентов были парэйдолии, истинные зрительные галлюцинации, психосенсорные расстройства, оптико-вестибуляр­ные нарушения. Нарушения сознания в виде оглушенности от­мечаются редко. Больные с психическими расстрой­ствами отличаются от тех, у кого гепатит не осложняется ими, тем, что у них в 5 раз чаще обнаруживаются неблагоприятные биологические факторы (патология беременности и родов, тяже­лое сотрясение головного мозга), в 6 раз чаще встречаются не­благоприятные микросоциальные условия. У этих больных высо­кий уровень нейротизма и личностной тревоги, неспособность адекватно вести себя в трудной ситуации встречается в 4—5 раз чаще, чем в контрольной группе. На основании изложенного можно сделать заключение о том, что перечисленные вредности наступают не только в виде провоцирующих, но и внутренних определяющих течение инфекционного процесса и повышающих вероятность возникновения соматогенных психических расстройств.

Кишечные инфекции осложняются вначале глубокой астенией, слабостью, вялостью, раздражительностью, затем подавленностью и тревогой, которые на высоте заболевания сочетаются с устра­шающими зрительными галлюцинациями (звери, пауки), психосенсорными расстройствами и двигательным беспокойством. При токсической дизентерии преобладает оглушенность, судорожные явления, реже встречаются делирии.

При кори в инкубационном периоде встречается раздражи­тельность, плаксивость, двигательное и речевое возбуждение, в разгаре заболевания — делириозные синдромы с оптико-вести­булярными расстройствами, сенестопатиями с последующим оглушением, в периоде выздоровления — астения, нередко сопро­вождающаяся утратой приобретенных навыков.

В остром периоде полиомиелита может быть астения со стра­хами, тревогой, сновидными переживаниями, делириозными эпи­зодами, при энцефалитической форме — разные степени оглушения и психосенсорные расстройства.

Ревматизм при первых приступах может проявиться в форме обмороков, висцеро-вегетативных кризов, что связано с наруше­нием мозгового кровообращения и реакцией диэнцефально-лимбических структур. Дальнейшее его те­чение знаменуется своеобразным астеническим синдромом, на фоне которого развиваются: а) моторные расстройства: замедлен­ность, меньшая ловкость движений, подергивания, двигательное беспокойство, насильственные действия; б) сенсорные расстрой­ства: удвоение окружающих предметов, приближение или удаление их, восприятие цветных шаров, ощущение падения, проваливают, изменение вкусовых ощущений, нарушение восприятия собствен­ного тела (отчуждение рук, ощущение присутствия кого-то рядом); в) эмоциональные расстройства: раздражительность, вспыльчи­вость, немотивированная плаксивость, обидчивость, тревожность. Выраженные ревматические психозы чаще всего оформляются в картине онейроидных или депрессивных синдромов.

При энцефалитах и менингитах особенности психических про­явлений определяются типом возбудителя, локализацией его дей­ствия (менингеальные оболочки, мозговая ткань), патогенезом (первичные или вторичные энцефалиты), видом патологического процесса: гнойное или серозное воспаление в оболочках мозга, пролиферативные и альтеративные энцефалиты. Примером вто­ричного энцефалита может быть коревой, при котором в момент завершения высыпания на фоне уже снизившейся температуры тела возникает новый подъем — развивается сначала вялость, сон­ливость с двигательным возбуждением, а затем возможно глубокое помрачение сознания — сопор и даже кома, с гиперкинезами, а у более младших детей и судорогами.

ОСОБЕННОСТИ

ИНТОКСИКАЦИОННЫХ ПСИХОТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

Распространение бытовой химии, широкое использование и хранение дома лекарственных средств и алкогольных напитков таит в себе опасность случайного их приема детьми. Нередко такие отравления приводят к психическим расстройствам и ока­зываются тем опаснее, чем меньше ребенок и больше доза при­нятого средства. Другой из возможных причин интоксикационных психозов является необычная чувствительность ребенка к лечеб­ным дозам препарата, случайная передозировка его. Известны психозы, вызванные атропином, циклодолом (ромпаркином, паркопаном, артаном), динезином, димедролом, преднизолоном, АКТГ, кортизоном, фенамином, изониазидом, нуредалом, ипразидом, мумиё и другими средствами.

Холинолитические препараты способны вызвать у детей кому с последующим развитием онейроида или делирия, а у младших детей — отдельных галлюцинаторных эпизодов. При возникновении психических расстройств от тера­певтических доз этих препаратов возможны астеновегетативные нарушения. Интоксикационные пси­хозы у детей могут проявляться галлюцинозом в сочетании с двигательным беспокойством. Лечение кортизо­ном в некоторых случаях приводит к депрессивно-параноидному состоянию с кататонической симптоматикой.

Другая возможность развития интоксикационных психических расстройств — употребление различных веществ, модных в опреде­ленных группах подростков. В связи с любопытством, с желанием приобщиться к группе, завоевать авторитет или по принуждению дети и подростки принимают алкоголь, лекарства (димедрол, циклодол, азафен и др.), вдыхают пары растворителей, бензина. Естест­венно, что при этом появляется опасность интоксикации и пси­хических расстройств.

ТИПЫ, ТЕЧЕНИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ

ИНФЕКЦИОННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

На модели инфекционных психозов С. С. Мнухин (1963) вы­делил четыре основные формы течения экзогенных пси­хических расстройств: 1) однократная, однотипная по структуре, кратковременная психотическая вспышка (оглушенность, делириозный эпизод); 2) однократный, однотипный по структуре, продолжительный и устойчивый психотический приступ (тревож­ное, тревожно-бредовое, онейроидное состояния); 3) периодиче­ское течение, характеризующееся многократным повторением од­нотипных клинических картин (делириозно-онейроидных); 4) че­редование разнородных психотических состояний, например, тревожных, апатоабулических и нелепо-эйфорических (волновое течение).

Три первых типа отличаются вполне благоприятными исходами с отсутствием каких-либо резидуально-органических расстройств и в конечном итоге — полным выздоровлением. Лишь при периодическом течении под влиянием дополнительных вред­ностей в дальнейшем могут повторяться отдельные приступы. При волновом типе течения даже после первых приступов выяв­ляются дефекты психики органического типа, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

У детей раннего возраста после инфекций, интоксикаций, контузий, алиментарных дистрофий, тяжелых истощающих забо­леваний могут утрачиваться приобретенные навыки. Эти наруше­ния держатся в течение недель или месяцев, а затем медленно восстанавливаются. При этом дети могут терять навыки ходьбы и речи, понимания речи, способность узнавания окружающих лиц и предметов, способность самостоятельно есть, проявлять самозащитные реакции; они становятся неопрятными, ни на что не реагируют, издают нечленораздельные звуки. Такие состояния расцениваются как слабоумие, однако это преходящее угнетение мозговой деятельности держится в течение недель или месяцев, а затем наступает медленное восстановление утраченного, ребенок как бы заново овладевает тем, что уже умел ранее. По прошествии этого периода у большинства детей выявляются резидуальные нарушения в виде психического недоразвития, изменений лич­ности или различного рода припадков.

Протекание экзогенных психических расстройств и у более старших детей зависит от возраста. Частота выраженных психозов у дошкольников незначительна в сравнении с более старшими детьми; в большинстве случаев они развивались у детей с патологией пре- и перинатального периодов, проявлявшейся в форме невро­патии или энцефалопатий. Ослабленность предшествующими со­матическими заболеваниями чаще была у детей дошкольного возраста. У младших школьников часто встречался нейротизм, а среди подростков многие имели выраженные акцентуированные черты характера. Младшие школьники, как правило, заболевали в связи с перенесением «цепочки» инфекционных и соматических заболеваний. У дошкольников в подавляющем большинстве слу­чаев наблюдаются делириозные эпизоды, астенические же про­явления редуцированы, кратковременны и относительно редки. У младших школьников преобладают аффективные и астенические проявления: тревожные, тревожно-галлюцинаторные, тревожно-ипохондрические, астенодепрессивные, астеноипохондрические. Чем старше дети этой группы, тем ближе симптоматика к той, которая наблюдается у подростков. Синдромы расстроенного со­знания встречаются у них в два раза реже, чем у дошкольников, и более продолжительны. Подростки отличаются преобладанием выраженных и разнообразных синдромов расстроенного сознания: делирия, онейроида, астенической или аментивной спутанности, которые протекают более длительно и нередко повторяются. У них чаще отмечается самостоятельный или сочетающийся с другими состояниями развернутый астенический синдром.

Часто болезненные состояния экзогенного типа остаются не­распознанными и поэтому ничего не делается для предупреждения стабилизации расстройств, их утяжеления или повторного проявле­ния. В то же время известно, что далеко не во всех случаях наступает полное выздоровление. В связи с этим необходимо учитывать фак­торы, препятствующие восстановлению психического здоровья, и добиваться нейтрализации или смягчения их действия. К их числу относятся наследственная отягощенность психическими и эндок­ринными заболеваниями, рано приобретенная органическая не­полноценность ЦНС, истощенность многими соматическими бо­лезнями в прошлом, ослабленность непосредственно предшествую­щими психозу заболеваниями, невропатия, психопатические черты личности, неблагоприятные микросоциальные условия (неправиль­ное воспитание, неадекватное отношение к ребенку) и др.

ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ

Первичная профилактика симптоматических психических рас­стройств смыкается с профилактикой самих инфекционных и соматических заболеваний. В связи с этим все мероприятия, направленные на мобилизацию защитных сил организма (зака­ливание, иммунизация, адекватное питание), санитарный надзор за атмосферой, водой, пищей, жилищами, детскими учреждени­ями, пищевыми предприятиями и т. д., противоэпидемические меры при возникновении инфекционных заболеваний, — одно­временно являются действенными средствами предупреждения психических расстройств, сопровождающих инфекционные бо­лезни, первичные или вторичные поражения мозга. Первичной профилактикой психических расстройств, обусловленных инфек­ционным процессом, фактически является его эффективное ле­чение. Как правило, более легкое течение заболевания уменьшает риск возникновения симптоматического психоза, следовательно, задача — предупреждение утяжеления состояния, укорочение те­чения процесса — одновременно является и задачей профилакти­ки психических расстройств.

Терапия начальных, неоформленных и выраженных психоти­ческих расстройств составляет вторичную профилактику, которая направлена на предупреждение затяжных или повторяющихся расстройств и главное — стойких резидуально-органических на­рушений, для чего вмешательство должно осуществляться на самых ранних стадиях развития психических расстройств, соот­ветствовать стадии и имеющейся симптоматике. При таком под­ходе резко повышается вероятность обрыва развивающихся рас­стройств.

При своевременной терапии острых начальных нервно-пси­хических расстройств легче приостановить дальнейшее их разви­тие, например, в оформленный делирий, нежели его успешно лечить в дальнейшем. В этот период назначаются общие успока­ивающие средства: холод на голову, теплые ванны (34—36° С), препараты брома, транквилизаторы (феназепам, нитразепам), од­новременно улучшающие сон. При появлении расстройств вос­приятия, гиперестезии, мерцающих нарушений сознания назна­чают внутримышечно диазепам (седуксен) по 2,5—3 мг 3—4 раза в день или внутривенно до 15—20 мг/сут. При нарастании тревоги и страха вводят аминазин, левомепромазин (тизерцин) внутри­мышечно по 25—75 мг/сут. Одновременно проводится лечение основного заболевания, в связи с чем, как правило, нецелесооб­разно таких больных переводить из соматических отделений в психиатрические. Важное место занимает также дезинтоксикационная терапия (гемодез, полидез внутривенно капельно, полиглюкин, реополиглюкин, глюкоза внутривенно, изотонический раствор натрия хлорида с витаминами, обильное питье). При лечении нейролептиками во избежание коллапса следует следить за артериальным давлением и назначать кордиамин или кофеин. После купирования расстройства сознания (делирия) с целью предупреждения его рецидива целесообразно назначение обиль­ного насыщения организма жидкостью, магния сульфата внутри­мышечно (25% раствор до S мл), подкожного введения изотони­ческого раствора натрия хлорида.

Более оформленные и продолжительные, например галлюцинаторно-бредовые, синдромы в связи с выраженными сомати­ческими расстройствами предпочтительно лечить тераленом (15—20 мг/сут), меллерилом (тиори-дазином) до 100—150 мг/сут, так как они лучше переносятся. При отсутствии эффекта приходится переходить к более силь­ным нейролептикам с избирательным действием: галоперидолу (до 2,5—5 мг/сут), аминазину (25—50 мг/сут) в сочетании с ан-типаркинсоническими средствами (циклодолом). Полезно добав­ление ноотропов. Депрессивные состояния лечат азафеном (до 100 мг/сут), амитриптилином, пиразидолом или мелипрамином (до 50—75 мг/сут), депрессивно-бредовые состояния — антидеп­рессантами в комбинации с трифтазином или галоперидолом. Терапия эмоционально-гиперестетической слабости заключается в назначении общеукрепляющего лечения, больших доз витами­нов, препаратов фосфора, аминалона, транквилизаторов (диазепама, триоксазина), психотонизирующих средств и психостиму­ляторов. Корсаковский синдром лечится аминалоном, церебро-лизином, дибазолом, натрия нуклеотидом, витаминами, фосфор­содержащими средствами.

На высоте соматического заболевания или, реже, в период реконвалесценции у детей младшего возраста нередко возникают энцефалические реакции с судорожным синдромом и другие пароксизмальные состояния. Их механизм связан с внутричереп­ной гипертензией, раздражением сосудистых сплетений и рецеп­торов мозговых оболочек, с явлениями отека и набухания мозга, обусловленными дисциркуляторными нарушениями. Течение и тяжесть этих реакций определяются гипоксией, тахипноэ с гипокапнией, ацидозом, гипергермией, функциональной недоста­точностью гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, электролитными сдвигами в организме. Неотложная помощь при энцефалических реакциях должна учитывать указанные звенья их патогенеза. С целью дегидратации назначают маннитол (1 гсухого препарата на1 кгмассы тела), лазикс (1—4 мкг/кг каждые 4—6 час.), глицерин (через зонд до 30 мл 50% раствора). При утяжелении состояния показана люмбальная пункция. Среди регидратационных средств: плазма (5—10 мл/кг), реополиглюкин с гемодезом, изотонические растворы (40—80, 200— 220 мг/кг), — они назначаются в зависимости от степени обезво-женности. С гипоксией борются с помощью кокарбоксилазы, АТФ, оксигенотерапии. Гормональная терапия применяется с целью восстановления нарушенной гемодинамики, расстроенного обмена, нормализации электролитного состава тканей и вклю­чает преднизолон (от 2 до 4 мл/кг), гидрокортизон (12,5—25 мг 4 раза в день), ДОКСА (0,5—1 мл). Борьба с гипертермией про­водится с помощью литических смесей, амидопирина, локаль­ного охлаждения мозга, печени, магистральных сосудов. Противосудорожное лечение включает диазспам (седуксен) внутривен­но (до 5—10 мг с 0,5% раствором глюкозы — вводить медленно), натрия оксибутират (ГОМК) по 70 мл/кг в 10% растворе глю­козы, гексенал (1% раствор внутривенно и внутримышечно). Менее часто применяют хлоралгидрат (2% раствор 10—20 мл), который вводят ректально со слизью из крахмала (20% от об­щего объема жидкости). При отсутствии эффекта применяют наркоз с миорелаксантами.

У 10% детей, перенесших энцефалическую реакцию, в даль­нейшем развивается эпилепсия. С целью предупреждения пов­торения судорожных явлений, а возможно и формирования эпи­лептической болезни, необходимо назначение фенобарбитала, фенобарбитала с дифенином по 0,5 мг/кг в возрасте до 1 года, а старшим детям — по 5 мг/год жизни на прием, — первые не­дели 3 раза в день, затем в течение 2—3 мес 2 раза в день и еще один месяц —только на ночь. Если ребенок перенес эпи­лептический (судорожный) статус или у него были повторные энцефалические реакции (фебрильные судороги), то нельзя от­менять противосудорожное лечение в течение года после по­следних судорог. Для окончательного суждения о продолжитель­ности противосудорожного лечения необходимы данные электроэнцефалографии. Профилактические прививки возможно проводить лишь спустя год после фебрильных судорог и только при одновременном назначении десенсибилизирующей и противосудорожной терапии.

ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения РФ

Кафедра психиатрии и наркологии

«Утверждаю»

заведующий кафедрой

» «_______201 г

ЛЕКЦИЯ

по учебной дисциплине психиатрия и наркология

для студентов 4−5 курсов специальности «лечебное дело»

Тема 2. Частная психиатрия

Лекция 15. Психические заболевания пожилого и старческого возраста

Обсуждена на заседании кафедры

«__" __________201___ г.

протокол № __

Ставрополь, 201___г.

Учебные и воспитательные цели: Познакомить студентов с основными критериями диагностики инволюционных расстройств психики, методам их лечения и прогнозу заболеваний.

Время 90 мин.

Учебно-материальное обеспечение: таблицы; демонстрация больного.

Распределение времени лекции:

Вступительная часть 10 мин

Учебные вопросы лекции (не более 4-х вопросов)

1. 25 мин

2. 15 мин

3. 15 мин

Демонстрация больного 15мин.

Заключение 5 мин

Задание студентам для самостоятельной работы 5 мин

Содержание лекции:

Вступительная часть (текст)

Учебные вопросы

1. Пресенильные психозы

2. Сенильные психозы

3. Лечение

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.