В эту группу входят психические расстройства органического типа, возникающие в связи с гипертонической болезнью, атеросклерозом сосудов и другими сосудистыми заболева-ниями. Характерными для них являются медленно прогрессирующие изменения в головном мозге, которые образуют картину дисциркуляторной энцефалопатии.
Сосудистые заболевания относятся к числу наиболее распространенных болезней человека. В зависимости от этиологии различают гипертоническую, атеросклеретическую, ревматическую, сифилитическую и другие формы дисциркуляторной энцефалопатии, причем первые две по своей распространенности значительно преобладают. Но выраженные психические нарушения, требующие участия в обследовании и лечении больных врача-психиатра, при них возникают не всегда. Установлено, что 80−90% из них относятся к числу пограничных (непсихотических). Большое клиническое значение имеет тот факт, что в отличие от неврозов и других пограничных заболеваний непсихотические психические нарушения при сосудистых заболеваниях, как правило, сопровождаются органическим снижением личности, ограни-
чением индивидуальных творческих способностей и работоспособности больных. Выраженное слабоумие развивается лишь в 3−16% случаев, причем у мужчин в 2−3 раза чаще, чем у женщин. Лишь в редких случаях возникают сосудистые психозы.
Патогенез
Психические нарушения при сосудистых заболеваниях непосредственно связаны с патологией мозгового кровообращения. В начальных стадиях заболевания, особенно при гипертонической болезни, имеет место повышение тонуса мозговых сосудов. Постепенно в стенках сосудов развиваются структурные изменения: плазматическое пропитывания, гиалиноз, атеросклероз. При развитии последнего в нервных клетках головного мозга наблюдается набухание, сморщивание, хроматолиз субстанции Ниссля, вокруг пораженных участков происходит гипертрофия и пролиферация элементов глии, наблюдаются мелкоточечные кровоизлияния. Изменения сосудистой стенки и нервных элементов головного мозга имеют место и при других формах сосудистых заболеваний. Тяжелым осложнением является геморрагический, или ишемический, мозговой инсульт.
С помощью реоэнцефалографии при сосудистых заболеваниях обнаруживается повышение тонуса мозговых сосудов, затруднение венозного оттока, снижение кровенаполнения головного мозга и его межполушарная асимметрия. Изменение функционального состояния мозга проявляется нарушением его биоэлектрической активности, появлением на ЭЭГ частых колебаний, острых и медленных волн. Следствием нарушения кровообращения головного мозга является его гипоксия.
Необходимо отметить, что патоморфологические, биохимические и электрофизиологические изменения в головном мозге при сосудистых заболеваниях, протекающих с психическими расстройствами и без них, заметно не различаются. Нет также прямого параллелизма в выраженности неврологических и психопатологических симптомов. Это заставляет
предполагать, что в механизмах развития психических нарушений помимо патологии мозгового кровообращения играют роль дополнительные факторы, в том числе наследственная предрасположенность, резидуальные явления ранее перенесенных черепно-мозговых травм, алкоголизм и психогении.
Клиническая картина
В подавляющем большинстве случаев психические нарушения при дисциркуляторной энцефалопатии, как было отмечено выше, проявляются непсихотическими формами, напоминающими картину неврозов. Больные жалуются на головные боли, локализующиеся преимущественно в области затылка, глазных яблок или в лобно-височной области, шум в ушах, головокружения, онемение кистей рук, кончика языка, ощущение ползания мурашек (парестезии). Характерно нарушение ночного сна и бодрствования, проявляющееся сонливостью в дневное время и бессонницей ночью. Отмечаются тревога и раздражительность с повышенной обидчивостью и слезливостью. Настроение неустойчивое с преобладанием депрессивных реакций. С астенией бывает связано снижение умственной и физической работоспособности, проявляющееся повышенной утомляемостью, рассеянностью внимания, ощущением «затуманенной головы», общей усталости и разбитости. Снижается память, больные испытывают трудности при запоминании имен, сюжета прочитанной книги, номеров телефонов, хотя небольшая подсказка тут же помогает им воспроизвести необходимую информацию, или забытое спустя некоторое время само всплывает в памяти. Подобное нарушение памяти свидетельствует об ослаблении волевых процессов, лежащих в основе активного поиска информации и произвольного вспоминания. В ранних стадиях гипертонической болезни все эти явления нестабильны, усиливаются при повышении или резком снижении ранее высокого кровяного давления и ослабляются при его стабилизации на умеренно повышенном уровне. При выраженных склеротических явлениях они становятся более стойкими и необратимыми.
Другая группа симптомов представляет собой реакцию личности больных на происшедшие в связи с болезнью изменения в организме и представляют собой ее внутреннюю картину. К ним относятся ипохондрические расстройства. Больные не могут отвязаться от тревожных опасений в отношении своего здоровья, в их воображении непроизвольно возникают представления о «спазме сосудов» и его последствиях, о которых они знают со слов медицинских работников, других больных или из прочитанной популярной литературы. Каждое неприятное ощущение в голове они склонны связывать со «спазмом» и воспринимают его как сигнал опасности. Следуя своему здравому рассуждению, советам врача и родственников, больные пытаются избавиться от навязчивых мыслей, отвлечься от них, но этого удается добиться лишь на какое-то время, после чего мысль о грозящей опасности возникает вновь.
Как бы ни пытались больные отделаться от тревожных мыслей и представлений о болезни, в полной мере критического отношения к своим ипохондрическим переживаниям у них не бывает, а иногда оно совершенно отсутствует. В этом случае мысли о тяжелом течении болезни, неблагоприятном ее исходе завладевают больными, становятся сверхценными. Встречаются также истерические симптомы в виде чрезмерно эмоционального реагирования на болезнь, повышенной внушаемости, обидчивости, капризности, стремления привлекать к себе внимание окружающих демонстрацией «тяжести» своего состояния.
Невротические симптомы тесно переплетаются с симптомами более или менее выраженного органического снижения личности, что и служит наиболее весомым дифференциально-диагностическим признаком, отличающим их от неврозов. Наблюдается ухудшение всех психических функций, большей частью умеренно выраженное. Наряду с ослаблением памяти появляются трудности переключения внимания с одного предмета на другой, одновременного совершения нескольких умственных операций или действий. Замедляется процесс мышления, речь становится более обстоятельной, в ней часто повторяются без нужды одни и те же обороты. Мимика становится более однообразной, движения и походка утрачивают прежнюю живость и энергию. Сами больные ощущают снижение своих интеллектуальных возможностей и «перестраховываются»: по нескольку раз проверяют, выполнены ли все намеченные дела, тщательно записывают, что им нужно сделать в ближайшие дни, что купить в магазине. Этот симптом получил в психиатрии образное название «симптома записной книжки».
Отмечается заострение, шаржирование присущих больным черт характера. Усиливаются черты тревожности, неуверенности в себе, больные чрезмерно опасаются, не случилось ли какое-то несчастье с близкими, как бы не ограбили квартиру, не «оговорили» сотрудники на работе. Ранее настойчивые и энергичные становятся упрямыми, суетливыми, назойливыми, а расчетливые и аккуратные — скупыми. У людей с художественными чертами характера заостряются черты истерического поведения.
Сосудистые психозы
Психозы при сосудистых заболеваниях бывают острыми и с затяжным, хроническим течением. Острые психозы чаще наблюдаются при гипертонической болезни и совпадают по времени с резким повышением артериального давления (гипертоническим кризом). Они обычно возникают в ночное время, продолжительность их не превышает нескольких часов или дней. Клиническая их картина характеризуется нарушением сознания в форме делириозного или онейроидного синдрома. Внезапно появляются бессонница, тревога, непреодолимый страх, вслед за которыми возникают пугающие сновидные галлюцинации — простые или в виде фантастических сцен, несистематизированные бредовые идеи преследования, психомоторное возбуждение. Больные не ориентируются в окружающей обстановке и во времени, растеряны, настроение у них, как правило, снижено.
Реже острый гипертонический психоз затягивается до нескольких недель. В этих случаях нарушение сознания у больных бывает не таким выраженным, наблюдается лишь в отдельные периоды времени или даже почти полностью отсутствует. На первый план выступают тревога, страх, сопровождаемый разнообразными ярко-чувственными галлюцинаторно-бредовыми переживаниями: больные в отделении больницы — это преследователи, в выражении их лиц видится скрытая угроза, за окном слышатся крики истязаемых детей. Течение болезни в этих случаях бывает волнообразным, с периодическим ослаблением и обострением психопатологических симптомов. По завершении приступа заболевания больные амнезируют отдельные его эпизоды, что подтверждает факт эпизодического нарушения сознания. Важным дифференциально-диагностическим признаком гипертонического психоза является совпадение во времени его обострений с повышением артериального давления. Лечение больных аминазином, оказывающим седативное и антипсихотическое действие, в сочетании с гипотензивным эффектом позволяет купировать психоз, что служит одновременно и дополнительным дифференциально-диагностическим признаком.
В некоторых случаях у больных гипертонической болезнью и церебральным атеросклерозом могут наблюдаться кратковременные сумеречные состояния сознания, отражающие факт гипоксии головного мозга при спазме мозговых сосудов. Поведение больных внезапно становится бессмысленным и свидетельствует об изменении восприятия ими окружающей обстановки. Реальные события либо не достигают сознания больного, либо осознаются ими лишь частично, фрагментарно. Так, находясь в терапевтическом отделении больницы, больной вдруг становится растерянным, суетливым, не узнает лечащего врача и не реагирует на его присутствие, подходит к другим больным в палате, стаскивает с них одеяло, при попытке уложить его в постель оказывает сопротивление. Все это он проделывает молча, не реагируя на обращения к нему окружающих. Такое состояние длится от нескольких минут до нескольких часов, и после его завершения больной ничего не помнит о своих переживаниях и поведении в период нарушенного сознания. Подобные состояния могут возникать повторно.
Из числа затяжных психозов чаще всего встречается сосудистая депрессия. Снижение настроения и двигательной активности при ней сочетается с угрюмой раздражительностью, ворчливостью. Доминируют мысли о собственной ненужности, о бесцельности существования, направленные на своих близких и взрослых детей: «Никому я не нужна… Всю семью замучила…». Заболевание протекает в течение многих месяцев и лишь постепенно, под влиянием лечения, депрессия ослабляется, больные становятся активнее, дома принимают участие в бытовых делах, общаются с родственниками. Однако настроение у них остается неустойчивым, под влиянием мелких, ничтожных неприятностей и конфликтов оно вновь снижается, больные становятся тревожными, суетливыми, слезливыми. Серьезным осложнением сосудистой депрессии является самоубийство. В отдельных случаях на фоне депрессии развивается вербальный галлюциноз; болезнь в этих случаях принимает хроническое течение.
Самой тяжелой хронической формой сосудистых психозов является деменция. Первые признаки развивающегося слабоумия обычно появляются после второго-третьего гипертонического криза (микроинсульта), сопровождающегося преходящими неврологическими симптомами в виде нарушения речи, нестойкого пареза конечностей, нарушения координации движений и др. Больные становятся эйфоричны-ми, легкомысленными, недооценивают тяжесть своего заболевания и неврологических симптомов, называя их «чепухой». Будущее представляется им в розовом свете, а все трудности, включая снижение умственной активности и работоспособности, кажутся легко преодолимыми. Но главным проявлением начинающегося дементирующего процесса служит грубое нарушение способности критически оценивать свое поведение, строить его в соответствии с реальной ситуацией. Так, ранее культурный и воспитанный человек становится неряшливым, в отделении больницы не стесняется появляться в общем коридоре в нижнем белье, залезает в чужие тумбочки, а в ответ на замечания смеется, плоско шутит. Он перестает дорожить добрыми отношениями с членами своей семьи, с сотрудниками, небрежно относится к своим обязанностям, приходит и уходит с работы в любое время, не видя в этом ничего особенного. У окружающих создается впечатление, что перед ними совсем не тот человек, которого они знали раньше.
При тяжелых и обширных поражениях головного мозга в результате атеросклероза сосудов или после перенесенного мозгового инсульта может наступить состояние глубокой деменции. При этом возникает нарушение памяти по типу Корсаковского амнестического синдрома, утрачивается запас прежних знаний и навыков. Мышление приобретает характер заученных «штампов», причем одна и та же фраза или одно и то же суждение стереотипно повторяются больными без всякого смысла. Эйфория и благодушие легко сменяются реакциями гнева и раздражения. Растормаживаются простые инстинктивные формы поведения, больные становятся прожорливыми, агрессивными, они не могут себя обслуживать, нуждаются в постоянном уходе. Все эти тяжелые психические изменения бывают необратимыми.
Лечение
Главным в лечении психических расстройств при сердечнососудистых заболеваниях с нарушениями мозгового кровообращения является терапия основной болезни. В начальной стадии дисциркуляторной энцефалопатии применяются средства, улучшающие мозговое кровообращение, уменьшающие гипоксию головного мозга. Назначается курсовое лечение кавинтоном, циннаризином, эуфиллином, НОШПА, никотиновой кислотой, положительный эффект дает назначение препаратов общетонизирующего действия: АТФ, фитин, экстракт алоэ, сапорал, а также витаминотерапия. Большое значение придается лечению ноотропными средствами: пи-рацетамом, пиридитолом, аминалоном.
При выраженных невротических нарушениях большое значение приобретает терапия психотропными препаратами, особенно транквилизаторами. В целом принципы его остаются теми же, что и при лечении неврозов. Но следует помнить, что больные сосудистыми заболеваниями, особенно в пожилом и старческом возрасте, хуже переносят психотропные препараты, и у них значительно возрастает частота побочных действий и осложнений психофармакотерапии. При назначении транквилизаторов у них наблюдается вялость, сонливость, в отдельных случаях по ночам возникают кошмарные сновидения, недержание мочи или непроизвольная дефекация и, в качестве редкого осложнения, делирий с психомоторным возбуждением. Поэтому в пожилом и старческом возрасте больным с сосудистыми заболеваниями рекомендуется назначать мебикар, не дающий побочных эффектов и осложнений; суточная доза препарата составляет 0,9−1,8 г.
При сосудистых психозах показано применение антидепрессантов и нейролептиков. В случае депрессии назначают амитриптилин, анафранил, лудиамил, эглонил. При развитии хронического вербального галлюциноза антидепрессанты сочетаются с назначением нейролептиков антипсихотического действия: галоперидола, стелазина, этаперазина — в умеренных дозах. Состояния тревоги, страха, возбуждения корригируются нейролептиками широкого спектра действия, из которых предпочтительными являются тизерцин, сонапакс, не обладающие депрессогенным действием. Нельзя, однако, забывать, что лечение нейролептиками должно проводиться с осторожностью и при тщательном контроле за соматическим состоянием больных, уровнем артериального давления. Серьезным осложнением при длительном лечении нейролептиками больных с сосудистыми заболеваниями головного мозга может быть развитие хронического паркинсонического синдрома с оральными гиперкинезами (непроизвольными движениями нижней челюсти в результате сокращений жевательных мышц), тремором рук и головы. При хронических психических заболеваниях сосудистого ге-неза с органическим снижением личности и начинающейся деменцией показано длительное курсовое лечение ноотроп-
В комплексе лечения больных сосудистыми заболеваниями при сохранных интеллектуальных функциях и отсутствии деменции применяется психотерапия. Целью ее является перестройка отношения больного к своей болезни путем устранения излишней тревоги по поводу возможного неблагоприятного ее исхода. Нужно добиваться активного отношения больных к лечебно-профилактическим мероприятиям, имея в виду, что многие из них не следуют рекомендациям врача по поводу режима труда и отдыха, физической активности и диеты.
В легких случаях эффективны групповая терапия и гипнотерапия «в группе» с продолжительными сеансами по типу «сон — отдых». Сеансы проводятся вначале через 2 дня, а затем через 5—7—10 дней. Больным молодого и среднего возраста с развитым интеллектом и твердой направленностью на восстановление работоспособности и психического здоровья рекомендуется также аутогенная тренировка. После обязательных упражнений с вызыванием расслабленности, ощущения тяжести и тепла в теле дается формула самовнушения: «Я совершенно спокоен. В любой обстановке владею собой. Я хладнокровен, ничего не принимаю близко к сердцу. Мое сердце бьется мощно, спокойно, ритмично. Сосуды расширены, приятное тепло разливается по всему телу».
ГБОУ ВПО «Ставропольская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения РФ
Кафедра психиатрии и наркологии
«Утверждаю»
заведующий кафедрой
" «_______201 г
ЛЕКЦИЯ
по учебной дисциплине психиатрия и наркология
для студентов 4−5 курсов специальности «лечебное дело»
Тема 2. Частная психиатрия
Лекция 14. Психические расстройства при инфекциях
Обсуждена на заседании кафедры
«__" __________201___ г.
протокол № __
Ставрополь, 201___г.
Учебные и воспитательные цели: Познакомить студентов с основными критериями диагностики инфекционных расстройств психики, методам их лечения и прогнозу заболеваний.