Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Административно-правовые отношения характеризуются рядом отличительных черт



Административно-правовые отношения как разновид­ность государственно-публичных по характеру взаимосвязей между субъектами являются отношениями власти - подчине­ния, а по форме взаимосвязей - «вертикальными»: нижестоя­щий государственный орган находится в соподчинении вышестоящему. В этой связи административно-правовые от­ношения характеризуются неравенством сторон.

Нельзя рассматривать административно-правовые отно­шения исключительно как властеотношения. Даже между го-


сударственнымц органами (министерствами, исполкомами) в процессе исполнительной и распорядительной, управленчес­кой деятельности возникают отношения, основанные на со­гласовании их деятельности (например, издание приказов, проведение совместных мероприятий).

В административно-правовых нормах (прямо или косвен­но) выражается воля и интерес государства. В связи с этим одной из сторон административно-правовых отношений явля­ется государственный орган либо общественная организация, призванные осуществлять исполнительные, управленческие задачи и функции от имени государства.

Административно-правовые отношения не могут возник­нуть между гражданами. Если гражданин требует должного поведения от другого гражданина в жилище или обществен­ных местах, то административно-правовые отношения возни­кают между нарушителем общественного порядка и уполномоченным государством органом или общественной организацией, которые имеют право составить акт (протокол) и привлечь правонарушителя к ответственности.

Административно-правовые отношения по своей сущнос­ти являются организационными. В процессе их реализуются функции исполнительной власти, осуществляется руководство экономической, хозяйственной, социально-культурной и адми­нистративно-политической сферами деятельности.

Споры между сторонами административно-правовых от­ношений обычно разрешаются в административном порядке. В то же время законом предусматривается и судебный порядок разрешения некоторых споров (обжалование гражданами не­законных действий должностных лиц). В соответствии со ст. 60 Конституции каждому гарантируется защита его прав и сво­бод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

Возникновение конкретного правоотношения между субъек­тами права обусловливается определенными событиями или действиями, которые приводят в действие правовую норму. Эти события, действия (правомерные или неправомерные) на­зываются юридическими фактами.

Юридическими фактами являются такие события, как рож­дение, смерть человека. В связи с достижением 16-летнего


возраста у конкретного лица возникает право на получение паспорта. При получении паспорта лицо вступает в админист­ративное правоотношение с органом паспортной системы. К событиям относятся также стихийные бедствия (землетрясе­ния, наводнения, эпизоотии, эпидемии, пожары и т.п.).

Административно-правовые отношения возникают в связи с действиями отдельных граждан, а также должностных лиц (обращение гражданина с заявлением, жалобой и т.п.).

К неправомерным действиям относятся правонарушения, в том числе административные и дисциплинарные.

Совершение правонарушения - основание для возникно-. вения правоотношения между правонарушителем и государ­ственным органом, а равно для применения норм материально­го и процессуального права.

Правовой акт (нормативный, индивидуальный) является наиболее распространенным юридическим фактом, с которым связываются возникновение, изменение или прекращение ад­министративных правоотношений.

Граждане как субъекты административного

Права

Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь составляет подсистему, конкретную разновидность их общего правового статуса.

Административно-правовое положение граждан опреде­ляется прежде всего характером и объемом административ­ной правосубъектности, которая включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность гражданина воз­никает с момента рождения и прекращается с его смертью.

Административная дееспособность граждан возникает лишь по достижении определенного возраста: 16 лет (непол­ная дееспособность) и 18 лет (полная дееспособность). Так, по достижении 16-летнего возраста возникает право на получе­ние паспорта, лицо может быть привлечено к административ-


ной ответственности. Право на поступление на военную служ­бу наступает по достижении 18-летнего возраста. Малолетние и душевнобольные не обладают административной дееспособно­стью. Права и обязанности недееспособных граждан реализу­ются родителями, усыновителями, опекунами, полномочными государственными органами (опеки, лечебными и детскими учреждениями, исполкомами местных Советов).

Административно-правовые нормы устанавливают, а на их основе возникают административно-правовые отношения граждан с другими субъектами административного права:

- в связи с реализацией гражданами принадлежащих им
прав и выполнением возложенных на них обязанностей в сфере
управления;

- в связи с реализацией гражданами принадлежащих им по
закону прав (на охрану здоровья, на образование, на социаль­
ное обеспечение и т.п.);

- в связи с выполнением гражданами обязанностей (воин­
ской, охраны окружающей среды, соблюдением правил безо­
пасности, санитарно-противоэпидемических и др.);

- в связи с нарушением органами государственного уп­
равления, местного самоуправления и их должностными лица­
ми прав и законных интересов граждан (например, права
направлять жалобы и отношения по их разрешению); защиты
прав и законных интересов граждан;

- при нарушении (невыполнении) гражданами администра­
тивно-правовых обязанностей (ответственность за админист­
ративные правонарушения).

Административные права и обязанности граждан являют­ся производными от конституционных прав и обязанностей. Конституция представляет собой правовую основу норм адми­нистративного права, которые призваны обеспечить реализа­цию конституционных прав и обязанностей граждан. Это осуществляется посредством издания законов, декретов, ука­зов Президента, постановлений Правительства и других под­законных правовых актов. Административно-правовые нормы конкретизируют конституционные права и обязанности, зак­репляют порядок и механизм, организационно-правовые га­рантии их реализации.


Глава 13

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.