Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Источники права Республики Беларусь



Основным источником права Беларуси является норма­тивный правовой акт.

Наряду с нормативными правовыми актами в республике признаются источниками права нормативные договоры и пра­вовые обычаи, которые также характеризуются нормативным содержанием. Это значит, что при решении конкретных юри-


дических дел правоприменительные органы вправе ссылаться на нормативные положения этих трех источников права. Не являются источниками права в Беларуси судебные и иные ре­шения по конкретным делам, юридические доктрины, религи­озные писания.

Рассмотрим основные разновидности нормативных право­вых актов, которые определены Конституцией и Законом от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республи­ки Беларусь» '.

Согласно ст. 2 указанного Закона к основным видам нор­мативных правовых актов республики относятся:

* Конституция - Основной Закон Республики Беларусь;
» решения референдумов;

* законы;

« декреты и указы Главы государства;

* постановления палат Парламента;

* постановления Правительства;

* нормативные акты Конституционного Суда (заключе­
ния), Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда (по­
становления пленумов этих судов), Генерального прокурора
Республики Беларусь, принятые в пределах их компетенции;

» постановления республиканских органов государствен­ного управления и Национального банка Республики Бела­русь, принимаемые коллегиально;

* регламенты, принимаемые Главой государства, органа­
ми законодательной, исполнительной, судебной власти, а также
органами местного управления и самоуправления, определяю­
щие процедуру деятельности соответствующих органов;

* инструкции, правила, уставы (положения), приказы;

* решения органов местного управления и самоуправления.

Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий прин­ципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

В данном определении, однако, отсутствуют такие важней­шие черты закона, как принятие его Парламентом или путем ре-

1 НРПА. 2000. № 7.2/136; 2002. № 7. 2/830; 2004. № 175. 2/1070. 52


ферендума в особом, предусмотренном Конституцией, порядке. Не упоминается также высшая юридическая сила закона (вер­ховенство закона), поскольку декреты Главы государства име­ют силу закона. Об этом подробнее говорится в ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», по­священной юридической силе нормативных правовых актов.

Высшей юридической силой в Республике Беларусь обла­дает Конституция. Законы, декреты, указы и иные акты госу­дарственных органов (должностных лиц) принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией. В слу­чае расхождения закона, декрета, указа или иного норматив­ного правового акта с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета или указа с законом закон име­ет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Законы, декреты, указы имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям палат Парламента, Со­вета Министров, Пленумов Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, актам Генерального прокурора Респуб­лики Беларусь и иным нормативным правовым актам. Законы, декреты, указы Президента, постановления Совета Мини­стров Республики Беларусь имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Национального банка Республики Беларусь.

Установлено, что кодексы как кодификационные норма­тивные акты, обеспечивающие полное системное регулирова­ние определенной области общественных отношений, имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. И более того, Гражданский кодекс Республики Беларусь име­ет большую юридическую силу по отношению к другим кодек­сам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Юридическая сила уставов, положений, инструкций, рег­ламентов и правил определяется юридической силой норма­тивного правового акта, которым они утверждаются.

Нормативный правовой акт вышестоящего государствен­ного органа (должностного лица) имеет большую юридичес­кую силу по отношению к нормативным правовым актам нижестоящего государственного органа (должностного лица).


Новый нормативный правовой акт имеет большую юридичес­кую силу по отношению к ранее принятому по тому же вопро­су нормативному правовому акту того же государственного органа (должностного лица).

Всевозрастающее значение в современном мире приобре­тает определение места и роли международных нормативных правовых актов в национальном законодательстве. В Респуб­лике Беларусь эта проблема получила свое первоначальное решение в ст. 8 действующей Конституции: «Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им зако­нодательства».

Закон «О нормативных правовых актах Республики Бела­русь» пошел в этом отношении значительно дальше. В ст. 10 этого Закона определено: «Нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Респуб­лики Беларусь законодательства, подлежат непосредственно­му применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется из­дание внутригосударственного нормативного правового акта, и имеют силу того нормативного правового акта, которым вы­ражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора».

Правовой обычай как источник права Республики Бела­русь используется лишь в тех ограниченных случаях, когда соответствующие отношения урегулированы нормативными актами не полностью и возможность применения обычая ого­варивается в законодательстве. Беларусь как субъект между­народного права руководствуется также обычаями, сложившимися в международно-правовых отношениях, во внешней торговле, в морских перевозках и др.

В последние годы заметно возрастает роль нормативного договора как источника права Республики Беларусь. Посколь­ку ее внешние связи неуклонно активизируются, все более ши­роко применяются нормы международных договоров, о которых говорилось выше. Нормативные договоры в качестве источников права используются и для регулирования внутри­национальных отношений.


К разновидностям нормативных договоров следует отнес­ти и соглашения по поводу условий труда, занятости и соци­альных гарантий, которые заключаются на республиканском (генеральные соглашения), отраслевом (тарифные соглашения) и местном (местные соглашения) уровнях. Сторонами гене­ральных соглашений, в частности, выступают Правительство Республики Беларусь, республиканские объединения профсо­юзов и нанимателей.

Все более широкое распространение получают норматив­ные договоры в сфере предпринимательства в связи с развити­ем рыночных отношений. Следует учитывать, что положения нормативных договоров являются обязательными для сторон соглашений, но в случае возникновения споров между ними реализация этих положений обеспечивается компетентными правоприменительными органами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.