Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, сущность и социальное назначение права, его система



Право является одним из самых сложных постоянно разви­вающихся общественных явлений. Поэтому каждый истори­ческий этап развития общества приводит к необходимости оценивать новые стороны правовой действительности, форму­лировать новые определения понятия права.


Юриспруденции известно множество правовых теорий, по-разному раскрывающих природу права. Н>рвый импульс поис­ку того, что представляет собой на самом деле право или чем оно должно быть, дает закрепленная в Конституции страны ориентация на построение правового государства.

Концепция правового государства, получив официальное признание, ориентирует на строгое соподчинение норматив­ных правовых актов различной юридической силы, на уста­новление соответствия между правом и законодательством, на недопустимость решения вопросов государственной и обще­ственной жизни, юридических споров вопреки принятым в ус­тановленном порядке и соответствующим Конституции правовым нормам.

Начавшаяся в СССР в 1960-е гг. и продолжающаяся до на­стоящего времени дискуссия о понятии права позволяет при­знать сформировавшимися три концепции в общественной теории права: нормативную, нравственную и социологичес­кую.

» Нормативная концепция права основана на признании того, что право - это нормы (правила поведения), изложенные в официальных государственных актах. Через такие общие, абстрактные и равные для всех правила государство устанав­ливает единые в различных сферах общественных отношений требования, дозволения к разным людям. Эти правила, право­вые нормы, выраженные в специфической (юридической) язы­ковой форме, и составляют в своей совокупности право.

Родоначальником и наиболее видным представителем нор-мативистской школы был австрийский правовед Ганс Кельзен. Он определял право как совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке. Считая свою теорию «чистой теори­ей права», Г. Кельзен отказывался от рассмотрения права в связи с экономикой, политикой, моралью и другими соци­альными явлениями.

Намного более последовательной явилась нормативная трактовка права, даваемая с диалектико-материалистических позиций (в том числе марксистское учение), которая исходит из того, что содержание права обусловлено объективно скла­дывающимися общественными отношениями (экономически­ми, политическими, нравственными и др.)


« Естественно-правовая концепция, или нравственная школа права, зародилась в глубокой древности, но кульмина­ции достигла в эпоху буржуазных революций (XVII-XVIII вв.). Ее виднейшие представители - Г. Греции, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Исходным пунктом этой концеп­ции является наличие у каждого человека неотъемлемых прав и свобод, которыми он наделен природой или Богом с момента рождения. Содержание этих прав не определяется самим госу­дарством, а лишь закрепляется им в законодательных актах. Если какой-либо нормативный акт противоречит естествен­ным правам человека, он не может считаться правовым.

Одним из краеугольных камней возрожденного естественно­го права остается принципиальное различие между правом и за­коном. По мнению представителей этой концепции, истинное право характеризуется гуманистическим и демократическим содержанием, несправедливый закон не есть право. Но такая привлекательная, на первый взгляд, постановка вопроса вле­чет за собой ряд серьезных теоретических и практических про­блем. В частности, кто может определять, справедлив закон или нет, и можно ли не исполнять «несправедливые» законы?

Критикуемые с позиций возрожденного естественного пра­ва такие «слабые» стороны нормативной концепции, как кон­серватизм, определенное отставание от требований социального развития, отнюдь не преодолеваются, поскольку отрицание за действующим законодательством, даже в чем-то не­справедливым и требующим изменений, значения права вело бы к нарушению законности и правопорядка и даже к разруше­нию самой государственности.

В то же время в современных государствах правопримени­тельные органы нередко чувствуют себя чрезмерно скованными правовыми нормативными предписаниями. Стремление освобо­диться от такой скованности под предлогом более обоснован­ного и справедливого решения правовых вопросов привело к появлению и развишю идей «широкого понимания права».

* Эти идеи нашли свое обоснование в социологический концепции права.

Правоведы социологической ориентации подчеркивают недостаточность (односторонность) нормативного подхода к


праву, полагая, что право охватывает не только правовые нормы, но и совокупность фактически сложившихся правоот­ношений.

К родоначальникам социологической юриспруденции от­носятся Р. Иеринг (Германия), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), Р. Паунд (США), Л. Дюги (Франция). Ими, несмотря на опре­деленные различия, выдвигается трактовка права как «живо­го», динамичного правопорядка в противоположность нормативной его трактовке как якобы застывшего, лигленно-го реального содержания конгломерата установленных госу­дарством норм. Для всех представителей социологической юриспруденции характерен приоритет реальной правовой дей­ствительности (правосознания, сделок, договоров, судебных и иных решений по конкретным делам) перед правовыми идеями и нормами. А это значит, что ими отвергается не только нор­мативная трактовка права, но и нравственные, естественно-правовые представления о нем.

Сторонники социологической ориентации полагают, что право - это не только и не столько абстрактные правила пове­дения (так называемое «мертвое» право), сколько конкретные юридические решения. По их мнению, судья создает право, когда решает дело. Не государство, а каждый субъект форми­рует свое право. Законодатель же не создает правовые нормы, а лишь обнаруживает и фиксирует их после того, как они сло­жатся на практике в виде правоотношений.

Нетрудно заметить, что социологическая концепция права весьма ущербна, ибо игнорируется такой принцип правового государства, как верховенство закона.

К сторонам рассмотренных правовых концепций, кото­рыми они соприкасаются между собой, относится признание в той или иной степени нормативности права. В связи с этим рассмотрим основные черты (признаки) права, которые долж­ны характеризовать его как особый, политический регулятор общественных отношений и позволить выделить право из со­вокупности всех других неправовых регулятивных средств.

1. Право - это совокупность правил поведения, норм, ус­танавливаемых или санкционируемых государством (компе­тентными государственными органами). Из большого количества разновидностей существующих в обществе соци-


альных норм только правовые исходят от государства. Все остальные складываются либо стихийно (обычаи, традиции, нормы морали), либо создаются различными негосударствен­ными (партийными, общественными) организациями, объеди­нениями и их органами.

2. Право - не простая, а систематизированная совокуп­
ность создаваемых или санкционируемых государством пра­
вил поведения. Эго - не случайный набор не связанных между
собой правовых норм, а построенная на основе научных, ве­
ками формировавшихся принципов, строго выверенная и по­
стоянно совершенствуемая система. В нашей стране она
выступает в виде отраслей и институтов права.

3. Право выражает государственную волю. Каждый от­
дельный нормативный правовой акт выражает волю издавше­
го его государственного органа (парламента, президента,
правительства). При этом содержание государственной воли
не произвольно; оно обусловлено волей властвующих, т.е. по­
литически господствующих групп (классов, слоев общества,
политических партий). На высших ступенях цивилизации, в
социальном государстве это может быть воля большинства
народа, нации, отражающая требования социальной справед­
ливости.

4. Право и составляющие его правовые нормы всегда вы­
ступают в определенной, официально выраженной письменной
форме. Это - установленные в государстве нормативные пра­
вовые акты (законы, декреты, указы, постанов чения и т.п.),
допускаемые законодательством нормативные договоры, сан­
кционированные государством обычаи, признаваемые в неко­
торых странах правовые прецеденты. Такая официальная
письменная форма придает правовым нормам необходимую
определенность (точность формулировок) и подтверждает их
юридическую силу, т.е. их место и значимость в иерархии нор­
мативных правовых актов.

5. Право - это система правил поведения, имеющих обще­
обязательный характер, т.е. подлежащих выполнению всеми
субъектами права. Общеобязательность правовых норм в пол­
ной мере распространяется и на государство, на все его орга­
ны, на всех его должностных лиц, в том числе на издавших
содержащие их нормативные акты.


6. Должная реализация правовых норм обеспечивается го­
сударством. Для этого существуют предусмотренные законода­
тельством средства государственного воздействия:
поощрения, охраны, предупреждения, принуждения, ответ­
ственности и др. Средства государственного воздействия при­
меняются только уполномоченными на то органами и в
соответствии с установленными законом процедурами!

7. Право как системная совокупность правовых норм ха­
рактеризуется динамизмом, изменчивостью, которые обуслов­
лены непрестанным развитием регулируемых правом
общественных отношений. Если каждая в отдельности право­
вая норма отличается статичностью (любое ее изменение озна­
чает появление новой нормы), то системная совокупность норм
так или иначе изменяется, но не обновляется сразу и целиком.
Тем самым право как постоянно обновляющаяся система спо­
собно чутко реагировать на изменения в общественных отно­
шениях и эффективно содействовать социальному прогрессу.
В связи с этим становится очевидной несостоятельность попы­
ток сторонников социологической концепции характеризо­
вать систему правовых норм как «мертвое» право. Таким оно
просто не может быть, поскольку развивается непрестанно.

Отличительные признаки (черты) права позволяют дать его общее определение, в основе которого лежит нормативная трак­товка.

Право - это система общеобязательных правил поведения (норм), установленных или санкционированных компе­тентными государственными органами, а также прини­маемых путем референдума в целях регулирования общественных отношений, выражающих первоначально волю определенных классов, слоев населения, а по мере стирания социальных различий и демократизации общест­ва - большинства народа с учетом интересов меньшинства, реализация которых (норм) обеспечивается государством.

Сущность права, как воплощенная в нем социальная воля, исторически изменчива в силу изменения обусловливаю­щих ее объективных факторов (экономических, политических, социальных). В современных условиях неизменно укрепляется,


приобретая все более широкую социальную базу, закрепляе­мая в праве воля народа, различных его слоев.

С сущностью права не следует смешивать его социальное^ назначение, социальную ценность. Право придает действиям'' людей, государственных органов, учреждений, объединений граждан необходимую организованность и устойчивость. Тем самым право упорядочивает регулируемые им отношения, на­правляет их в определенное русло. В этих целях юридически закрепляются определенные формы собственности, хозяйство­вания, распределения материальных благ, государственного управления экономикой и другими сферами общественной дея­тельности.

Таким образом, социальное назначение, социальная цен­ность права заключается в регулировании общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего инте­ресам общества, государства, граждан.

Право характеризуется системностью, т.е. такой взаимо­связью юридических норм, которая придает праву необходи­мую целостность, единство, внутреннюю согласованность.

Первичным звеном системы права является правовая нор­ма. В соответствии с существованием различных видов одно­родных общественных отношений, регулируемых правом, правовые нормы группируются в более крупные элементы (ча­сти) системы, которые в правовой науке получили название отраслей, подотраслей и институтов права.

Система права - это объективно обусловленная характе­ром общественных отношений внутренняя организация (структура) права, которая выражается в единстве и со­гласованности взаимосвязанных юридических норм, их делении на отрасли, подотрасли и институты.

Под отраслью права принято понимать совокупность вза­имосвязанных, обособленных юридических норм, регулирую­щих обширный круг однородных общественных отношений. Так, например, нормы права, регулирующие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, обра­зуют отрасль гражданского права; отношения, возникающие


по поводу пользований землей, - отрасль земельного права; отношения, связанные с браком и семьей, - семейное право и т.д.

Отрасли права состоят из менее крупных групп норм, име­ющих общие черты с другими нормами отрасли, но обладаю­щих по отношению к ним определенной обособленностью. Эти структурные части отрасли права называются правовыми ин­ститутами.

Правовой институт - это входящая в определенную от­расль права обособленная группа взаимосвязанных юридичес­ких норм, регулирующих некоторую разновидность или сторону однородных общественных отношений (например, та­кой институт гражданского права, как аренда, или институт уголовного права - преступления против личной свободы, че­сти и достоинства).

Наряду с институтами права в составе наиболее крупных отраслей права выделяются группы юридических норм, со­ставляющие подотрасли права. Подотрасль права - это круп­ная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права, регулирующая близкие отношения оп­ределенного вида и тяготеющая к выделению в самостоятель­ную отрасль (например, такие подотрасли гражданского права, как международное частное право, наследственное, право).

Первичным, исходным элементом системы права является юридическая норма. Она содержит в себе признаки, характе­ризующие право в целом, но в то же время представляет собой относительно самостоятельное правовое явление, обладающее чертами, которые не присущи праву целиком.

К основным признакам норм права относятся:

* их неразрывная связь с государством. Правовая норма исходит от государства или санкционируется им и выступает в виде властного предписания;

« реализация правовых норм гарантируется государ­ством. Все государственные органы обеспечивают исполнение правовых норм, а некоторые из них (судебные, прокурорские, органы внутренних дел) в необходимых случаях применяют к лицам, нарушающим правовые требования, меры принуди­тельного воздействия;


» общий и общеобязательный характер. Правовые нормы распространяют свое действие на персонально неопределен­ный круг лиц, обладающих общими признаками, на всех учас­тников отношений определенного вида;

« рассчитаны не на конкретные единичные случаи, а на неограниченное количество случаев одного рода, т.е. на мно­гократное применение;

* регулируют определенную, весьма узкую разновидность общественных отношений (сроки исковой давности, меры от­ветственности за определенные правонарушения и т.п.);

» характеризуются формальной определенностью. Каж­дая правовая норма выступает в виде четко сформулирован­ного положения, определяющего в каждом конкретном случае либо круг субъектов, их права и обязанности, либо меры юри­дической ответственности, либо точную формулировку того или иного понятия и т.п.

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения, регулирующее опреде­ленную разновидность общественных отношений, реали­зация которого обеспечивается компетентными государ­ственными органами.

Реализация права

Юридические нормы отвечают своему предназначению лишь тогда, когда они выполняются, т.е. реализуются на прак­тике в поведении людей.

Реализация правовых норм - это осуществление содержа­щихся в них предписаний в правомерном поведении субъектов права.

Процесс реализации права достаточно сложен и осуществ­ляется в различных формах, к которым относятся соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение - это такая форма реализации норм права, которая проявляется в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совер­шения запрещенных деяний.


Исполнение - это такая форма реализации права, при ко­торой субъекты права обязаны своими действиями выполнять требования правовых норм. В данном случае поведение субъектов проявляется в активном осуществлении возложен­ных на них обязанностей независимо от внутреннего отноше­ния к ним (например, своевременно вносить квартирную плату).

Использование - такая форма реализации, которая выра­жается в осуществлении участниками регулируемых правом общественных отношений своих прав, закрепленных в законо­дательстве. Иными словами, использование предполагает со­вершение управомоченными субъектами деяний в зависимости от их желания и воли (например, совершение сделок купли-продажи, найма, аренды и др.).

Однако не всегда соблюдение, исполнение и использо­вание позволяют реализовать предписания правовых норм. Нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов. Такая форма реализации права, при которой государственными органами или по их уполно­мочию негосударственными организациями осуществляется властная деятельность, обеспечивающая соблюдение, ис­полнение или использование субъектами права своих прав и обязанностей, называется применением права.

Применение права может быть определено как властная деятельность компетентных государственных органов, долж­ностных лиц или по их уполномочию негосударственных орга­низаций, осуществляемая в установленных законодательством формах, по реализации правовых норм путем принятия индиви­дуально-правовых решений (актов).

Применение права имеет место в случаях, когда права и обязанности конкретных субъектов не могут возникнуть без соответствующих актов компетентных органов (например, при назначении пенсии); когда требует официального разреше­ния правовой спор (рассмотрение судом дела о разделе имуще­ства); когда необходимо обеспечить исполнение обязательств или защитить права от нарушений (принять решение о возме­щении причиненного ущерба); когда требуется наказать правонарушителя путем определения и реализации мер юриди­ческой ответственности (вынесение приговора преступнику).


Применение права - сложная, многоступенчатая деятель­ность, в которой могут быть выделены основные стадии, отража­ющие логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридических дел.

В теории права выделяют следующие стадии правоприме­нения:

1.Установление и анализ фактических обстоятельств дела.
Такой анализ позволяет дать веестороннюю, объективную
оценку конкретного случая (деятельности юридического лица,
содержания сделки, факта правонарушения и др.).

2. Выбор правовой нормы, подлежащей применению к дан­
ным фактическим обстоятельствам. Эта стадия заключается в
правовой квалификации рассматриваемых фактов, необходи­
мой для принятия правильного юридического решения по делу.

3. Проверка подлинности текста избранной правовой нормы.
Для этого необходимо пользоваться только официальными текста­
ми нормативных правовых актов. При этом следует установить,
действует ли данная норма на момент применения, не изменена ли
она, действовала ли она во время рассматриваемого случая и др.

4. Толкование правовой нормы, разрешение возможных
коллизий различных правовых норм. Толкование применяе­
мой правовой нормы заключается в выяснении точного смыс­
ла, вложенного в нее законодателем. В случае коллизии
(про гиворечия) применяемых правовых норм правоприменяю-
щий орган должен руководствоваться нормой, изданной позд­
нее и вышестоящим правотворческим органом.

5. Принятие решения по делу и доведение его содержания
до сведения исполнителей. Осуществляется в форме акта при­
менения.

Акт применения права - это официальное индивидуально-правовое предписание (властное решение по юридическому делу), принятое компетентным органом в установленном по­рядке на основе действующих правовых норм, в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенных лиц.

6. Реализация принятого правоприменительного акта. По­
скольку сам факт издания акта применения еще не гарантиру­
ет претворение его в жизнь, принципиально важным является


принятие мер по его своевременному и полному исполнению в соответствии с законом.

Толкование правовых норм выше упоминалось как стадия правоприменения. Толкование представляет собой сложный мыслительный процесс.

Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных органи­заций, отдельных граждан по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодате­лем, действительного содержания находящихся в них правовых положений (предписаний, определений) в целях их правильной реализации.

С целью более глубокого познания процесса толкования и его практической значимости в юридической науке использу­ют различные классификации толкования правовых норм.

1.По способам (приемам) толкования его принято под­
разделять на грамматическое, систематическое и историко-по-
литическое.

2. Толкование по объему может быть буквальным, распро­
странительным и ограничительным.

3 В зависимости от субъектов, толкующих правовую нор­му, и юридической силы результатов толкования оно подраз­деляется на официальное и неофициальное.

Поскольку третья классификация имеет наибольшую практическую значимость, рассмотрим ее подробнее.

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от уполномоченного на то органа, которое является обязательным для субъектов, осуще­ствляющих применение этой нормы.

Толкование этого рода, в свою очередь, подразделяется на аутентическое и легальное, нормативное и казуальное.

Под аутентическим толкованием понимается разъяснение правовой нормы тем органом, который сам издал ее (Президен­том, Парламентом, Советом Министров и др.). Результаты аутентического толкования обычно облекаются в ту же юри­дическую форму, что и сам толкуемый акт.


Легальное толкование - это официальное разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от государственного органа, который сам не принимал толкуемую норму, но в силу предоставленных ему полномочий вправе осуществлять эту де­ятельность. В Республике Беларусь разъяснения такого рода даются, например, Верховным Судом и Высшим Хозяйствен­ным Судом в форме постановлений пленумов этих судебных инстанций

Нормативное толкование - это толкование, которое явля­ется обязательным при разрешении всех дел определенного вида. К нему относятся все виды аутентического и легального толкования.

Казуальное толкование в отличие от нормативного дается компетентными органами (преимущественно судами) в целях правильного разрешения конкретного юридического дела. Примером такого толкования является разъяснение вышестоя­щего судебного органа нижестоящему суду, решение ко горого содержит ошибки в применении нормы права при рассмотре­нии конкретного дела

Неофициальным яв /яется толкование, которое исходит от органов и отдельных лиц, не наделенных правом давать обяза­тельное (нормативное или казуальное) разъяснение смысла правовых норм.

Обычно такое толкование выступает в виде трактовок правовых норм, рекомендаций, даваемых любыми субъектами, но на него нельзя ссылаться при рассмотрении юридических дел. Разновидностями неофициального толкования являются профессиональное, доктринальное и обыденное толкования.

Профессиональное толкование - это неофициальное тол­кование, которое исходит от лиц, обладающих профессиональ­ными (юридическими) познаниями - прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и др

Доктринальное толкование - это разъяснение правовых норм, осуществляемое отдельными правоведами, научными учреждениями и коллективами ученых-юристов в монографи­ческих исследованиях, научных статьях, комментариях к зако­нодательным актам.


Обыденное толкование - это разъяснения содержания пра­вовых норм, даваемые любыми лицами, не обладающими осно­вательными познаниями в сфере права. Они имеют место в быто­вой обстановке и не могут претендовать на достаточную юридическую обоснованность.

Реализация правовых норм происходит путем осуществления предусмотренных ими прав и обязанностей субъектов права. Права и обязанности, закрепленные в правовых нормах, носят абстрактный характер (статутные права и обязанности). Они представляют собой предусмотренные государством пределы, в границах которых и при наличии необходимых для этого основа­ний (юридических фактов) возникают субъективные, т.е. совер­шенно определенные (личные), права и обязанности. Например, все граждане Республики Беларусь имеют право на высшее об­разование (статутное право), но каждый конкретный гражданин реализует это право по-своему. Поступая в определенный вуз на предусмотренных законом основаниях, гражданин приобретает субъективное (личное) право учиться в этом вузе.

Субъективные права могут реализовываться самостоя­тельно, без взаимоотношений с другими лицами (пользование приобретенным телевизором), но чаще они осуществляются во взаимоотношениях с другими субъектами права. Такие отно­шения называются правовыми (работа по найму, назначение и получение пенсий и т.п.).

Правоотношения отличаются весьма сложным юридичес­ким содержанием и структурой.

К основным признакам (чертам) правоотношений отно­сятся:

1.Правоотношения возникают на основе правовых норм
при наличии предусмотренных правом определенных жизнен­
ных обстоятельств (юридических фактов). В них общие право­
вые положения, статутные права и обязанности превращаются
в субъективное, конкретизированное состояние.

2. Правоотношения представляют собой общественно зна­
чимые связи конкретных, персонально определенных лиц (сто­
рон правоотношения).


3. Если в правовых нормах заключена государственная
воля, то в правоотношениях происходит в той или иной мере
сочетание, взаимодействие воли государства и воли сторон
правоотношения. Например, даже в yi оловно-процессуаль-
ных правоотношениях, в которых превалирует воля государ­
ства, воля обвиняемого проявляется в реализации им своих
субъективных прав на защиту.

4. Правоотношения характеризуются наличием у сторон
взаимных субъективных прав и обязанностей.

5. Осуществление взаимных субъективных прав и обязан­
ностей сторонами правоотношения при необходимости гаран­
тируется государством.

Правоотношения - юридическая форма общественных отно­шений, представляющая собой возникающие на основе правовых норм и в результате определенных жизненных обстоятельств связи конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обя­занностями, реализация которых гарантируется госу­дарством.

Правоотношения имеют свою особую структуру, элемен­тами которой являются: субъекты правоотношения; субъек­тивные права и обязанности сторон правоотношения; объекты правоотношения; фактическое (реальное) поведение субъек­тов правоотношения.

Субъектами правоотношений (их сторонами, участни­ками) являются субъекты права, вступившие в соответствую­щие правоотношения. Субъектами права являются индивиды (физические лица) и организации, обладающие признаваемыми правовыми нормами юридическими качествами, позволяющими им быть носителями субъективных прав и обязанностей. К та­ким качествам относятся правоспособность и дееспособность.

Правоспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности. Такая способность еще не означает способности самостоятельно приобретать и осуществлять субъективные пра­ва и обязанности. Так, правоспособными в отношении граж­данских прав могут быть и малолетние, и умалишенные, но


осуществлять эти права будут за них их представители (роди­тели или опекуны).

Дееспособность - это признаваемая правовыми нормами способность лица лично, своими действиями приобретать субъ­ективные юридические права и обязанности, осуществлять их, отказываться от них.

Разновидности дееспособности:

сделкоспособпостъ (способность лично, своими действия­ми совершать гражданско-правовые сделки);

деликтоспособность (способность понимать противоправ­ность совершаемых деяний и осознанно претерпевать меры юри­дической ответственности за совершенное правонарушение).

Разграничение правоспособности и дееспособности в от­ношении личности характерно лишь для гражданского права, поскольку обеспеченным в имущественном отношении должен быть каждый человек, независимо от возраста, умственного развития или психического состояния (ст. 16-37 Гражданско­го кодекса Республики Беларусь). Поэтому гражданская пра­воспособность у физического лица возникает с момента рождения, а дееспособность - по достижении определенного возраста (полная - с 18 лет, а частичная - несколько раньше). В других сферах общественных отношений, регулируемых правом, правоспособность и дееспособность наступают одно­временно. В юриспруденции оба эти качества охватываются таким общим понятием, как правосубъектность.

Субъектами многообразных правоотношений могут быть физические лица (граждане страны, иностранные граждане, лица без гражданства); организации (государственные, обще­ственные); социальные общности (народ, нация, трудовой кол­лектив); государство в целом.

Государственные и общественные организации, организа­ции физических лиц могут выступать в качестве особых субъектов права - юридических лиц.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управ­лении обособленное имущество, несет самостоятельную ответ­ственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимуще-


ственные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс. Правовое положение юридических лиц определяется ст. 44-62 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Правоотношения как форма реализации правовых предписа­ний возникают, изменяются и прекращаются не сами по себе, а вследствие конкретных жизненных обстоятельств, называемых юридическими фактами.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоя­тельства, с которыми правовые нормы связывают возникнове­ние, изменение или прекращение субъективных прав и обязанностей, в том числе у субъектов правоотношений.

Юридические факты чрезвычайно многообразны. Тем не менее они могут быть классифицированы по различным осно­ваниям.

В зависимости от последствий юридические факты делятся на правообразующие, правозаменяющие и правопрекращаю-щие. Один и тот же юридический факт может одновременно вызывать различные юридические последствия.

По волевому основанию юридические факты подразделя­ются на события и деяния (действия или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление ко­торых не зависит от воли субъектов права (наводнение, есте­ственная смерть человека и т.п.).

Деяния - акты волевого поведения людей'(сделки, причи­нение вреда и т.п.).

Деяния могут быть правомерными, которые совершаются в соответствии с правовыми предписаниями или не противоре­чат им, и неправомерными, т.е. противоречащими правовым предписаниям.

Неправомерные деяния делятся на правовые проступки, носящие общественно вредный характер (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые), и преступления -правонарушения, отличающиеся общественно опасным харак­тером и запрещенные уголовным законодательством.

Нередко для достижения некоторых правовых послед­ствий недостаточно одного юридического факта, а требуется


определенная их совокупность. Такая совокупность нескольких взаимосвязанных между собой юридических фактов, необхо­димых для возникновения, изменения или прекращения опреде­ленных правоотношений, называется фактическим составом.

Юридические факты могут носить как одномоментный, так и длящийся характер. Длящиеся юридические факты при­нято называть фактическими состояниями (например, пребы­вание в гражданстве, в определенной должности, семейное положение, болезнь и т.п.).

Реализация правовых норм находит свое проявление в право­мерном поведении субъектов права.

Правомерное поведение определяется как осознанное поведе­ние субъектов права, соответствующее правовым пред­писаниям или же не противоречащее им и обеспечиваемое (гарантируемое, охраняемое) юридическими средствами.

Антиподом правомерного поведения является правонару­шение.

Правонарушение - это противоправное виновное деяние де-ликтоспособного лица, причиняющее вред другим ли­цам, обществу в целом и влекущее предусмотренные законом меры юридический ответственности.

Структура (состав) правонарушения - весьма сложное правовое явление, которое включает в себя четыре элемента: субъекта правонарушения, объект правонарушения, объек­тивную сторону правонарушения, субъективную его сторону. Поскольку составы правонарушений существенно разнятся в различных отраслях права, они будут рассмотрены в соот­ветствующих разделах учебника.

Главным орудием борьбы с правонарушителями является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность - особая (связанная с пра­вонарушением) субъективная обязанность правонару­шителя претерпеть предусмотренные законодательством неблагоприятные, карающие его последствия совер­шенного им противоправного виновного деяния.


Юридическая ответственность конкретного лица возмож­на только в том случае, если она предусмотрена в законода­тельстве за определенное правонарушение и если этим лицом такое правонарушение действительно совершено. Как особая субъективная обязанность юридическая ответственность зак­лючается в необходимости для правонарушителя претерпеть карающие его меры правового воздействия.

В то же время юридическая ответственность не сводится к наказанию, не тождественна ему.

Наказание - это форма реализации ответственности. Воз­никнув у определенного лица вследствие совершения им пра­вонарушения, юридическая ответственность как субъективная обязанность может по разным причинам оставаться нереализо­ванной, правонарушитель по различным предусмотренным за­коном основаниям может освобождаться от наказания при сохранении за ним юридической ответственности. Правона­рушитель в соответствии с законодательством может освобож­даться и от ответственности, что влечет за собой освобождение и от наказания (гл. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

В зависимости от того, какой отраслью права предусмот­рена ответственность, она подразделяется на уголовную, ад­министративную, дисциплинарную, гражданско-правовую, материальную ответственность работников за вред, причи­ненный предприятию, учреждению. Специфика этих видов юридической ответственности определяется отраслевым зако­нодательством.

Последовательная реализация правовых норм с учетом всех требований действующего законодательства создает та­кой режим общественно-политической жизни, который имену­ется законностью.

В современных условиях с учетом требований правового госу­дарства законность определяется как точное и неуклонное осуще­ствление (соблюдение, исполнение, использование) нормативных положений Конституции, соответствующих ей законов, принятых на их основе подзаконных нормативных актов, всеми органами государства, учреждениями, организациями, общественными об­разованиями, должностными лицами и гражданами.


Приведенное определение исходит из требований строгой иерархии нормативных правовых актов, верховенства зако­на, равенства всех перед законом, приоритета права перед государством (верховенства права).

Законность как политико-правовой режим, складываю­щийся в отношениях, регулируемых правом, не является само­целью. Она предполагает достижение необходимой упорядоченности общественных отношений, гарантирующей социальную стабильность. Такую упорядоченность обще­ственных отношений принято называть правовым порядком.

Правопорядок - это такое состояние регулируемых пра­вом общественных отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснитель­ного их осуществления (реализации).

Следовательно, правопорядок является результатом за­конности. По существу, это - реализованная законность, про­являющаяся в системе урегулированных правом отношений. Таким образом, основой правопорядка является право как система нормативных правовых актов, а условием его дости­жения - законность.


Глава 2

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.