По масштабам и характеру деятельности различают оптовые торговые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней..По товарной специализации оптовые предприятия подразделяются на специализированные и универсальные.В настоящее время оптовая торговля имеет основные формы:-транзитная, когда оптовая база продает товары без завоза на свои склады, сразу конечному пользователю;-складская, когда реализация товаров осуществляется непосредственно со своих складов.На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции:интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:функция экономической интеграции территорий и преодоление пространственного разрыва;функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;функция сглаживания цен;функция хранения;функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;функция маркетинговых исследований рынка и рекламы..
Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:
традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка);новые, возникающие под влиянием развития рынка.
Задачи решаемые оптовой торговлей:
сбор и создание банка данных конъюнктурного исследования с текущими и перспективными прогнозами состояния спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;размещение производства товаров в четком соответствии с действительными запросами потребителей по ассортименту, количеству и качеству;своевременное, ритмичное и качественное обеспечение потребителей в соответствии с полученными заказами, договорами и контрактами;формирование товарных запасов и организация складского хранения в целях оперативного маневрирования или в случае покрытия текущей и непредвиденной потребности заказчиков;внедрение прогрессивных форм и методов оптовой торговли с использованием высокомеханизированных погрузочно-разгрузочных средств мобильного транспорта, высокоэффективных видов многооборотной тары;широкое использование экономических методов регулирования и стимулирования всей системы взаимоотношений процесса оптовой торговли между поставщиками и покупателями, с сохранением достойной доли коммерческого успеха для каждого;получение максимально возможной совокупной экономии в результате снижения уровня издержек обращения на всех этапах реализации процесса оптовой торговли.
Современное состояние развития оптовой торговли нуждается в решении такой проблемы, как формирование элементов рыночной инфраструктуры. В настоящих условиях хозяйствования катастрофически не хватает складских и торговых площадей. Это связано с тем, что старые площади сконцентрированы в руках немногих бывших крупных государственных организаций, а они в свою очередь диктуют недоступные для торговцев высокие цены за аренду этих помещений. Структура транспорта устарела как морально, так и физически, а на приобретение новейших видов мобильного транспорта не хватает денежных средств. Для повышения научно-технического уровня материальной базы своевременной оптовой торговли необходимо государственное регулирование этих вопросов со стороны Российского Правительства и государственных органов управления субъектов Федерации. Это прежде всего льготное налогообложение на инвестиции, направленные на формирование элементов рыночной инфраструктуры и целевые капиталовложения в развитие материально-технической базы торговли.