а) рассчитываем средние ошибки показателей летальности (Р\ и Р2):
тг =
б) вычисляем критерий достоверности /:
Р\ - Рг 6-2
, = 7,5.
Л/0,362+0,17Г м
Рассчитанный критерий достоверности I равен 7,5, что указывает на достоверную разницу уровней летальности в сравниваемых больницах с вероятностью безошибочного прогноза более 99,9% (приложение 1).
Для определения достоверности различий между двумя показателями или средними величинами при малом числе наблюдений(п < 30, в каждой группе) критерий достоверности оценивается по таблице значений критерия I Стьюден-та по числу степеней свободы («')• При этом число степеней свободы определяется, как сумма чисел наблюдений в каждой группе без двух (п' = П: + Пг - 2).
Метод оценки достоверности показателей и средних величин широко используется при проведении клинико-статистических исследованиях, при сравнительном анализе данных об эффективности различных методов диагностики и лечения. Он необходим при сравнении данных в динамике, по отделениям, участкам, контингентам больных и т. д. Применение этого метода целесообразно при оценке различий в уровнях заболеваемости, смертности, летальности, средней длительности лечения, частоты послеоперационных осложнений, эффективности диспансеризации и других интенсивных показателей и средних величин. Этот метод оценки достоверности не рекомендуется применять при анализе показателей распределения (экстенсивных показателей, показателей удельного веса), т.к. величина их зависит от соотношения составных частей внутри совокупностей и сделать вывод о наличии или отсутствии различий на основании экстенсивных показателей нельзя.
Метод оценки достоверности по /-критерию (метод Стьюдента) применяют при сравнении двух величин. Если необходимо сравнить большее количество объектов, групп наблюдения, применяют другие методы.
ДИНАМИЧЕСКИЕ РЯДЫ
В медицине, практике здравоохранения нередко возникает необходимость определить сдвиги в состоянии здоровья в динамике, оценить эффективность профилактических мероприятий за ряд лет и т. д.
При изучении динамики какого-либо явления используют динамические ряды.
Динамический ряд— это ряд однородных статистических величин, показывающих изменение какого-либо явления во времени и расположенных в хронологическом порядке через определенные промежутки времени.
Величины, из которых построен динамический ряд, называются уровнями.
Уровень ряда— размер (величина) того или иного явления, достигнутый в определенный период или к определенному моменту времени.
Уровни ряда могут быть представлены абсолютными, относительными (показатели интенсивности, соотношения) и средними величинами.
Динамические ряды делятся на простые,состоящие из абсолютных величин и сложные(производные), состоящие из относительных или средних величин.
Простыединамические ряды могут быть моментными и интервальными.
Моментный динамический рядсостоит из величин, характеризующих явление на определенный момент (дату). Примером могут служить статистические сведения, обычно регистрируемые на начало или конец месяца, квартала, года (численность населения на начало года, число врачей, средних медицинских работников на конец года, число лечебных учреждений, коек на конец года и т. д.).
Интервальный динамический рядпостроен из чисел, характеризующих явление за определенный промежуток времени (интервал) — за неделю, месяц, квартал, год и т. д. Примером такого ряда могут служить данные о числе родившихся, умерших за год, число инфекционных заболеваний за месяц и т. д. Особенностью интервального ряда является то, что его члены можно суммировать (при этом укрупняется интервал), или дробить. Например, имея данные о количестве заболевших дизентерией, зарегистрированных за каждый день, можно построить динамический ряд с интервалом в неделю, месяц, год.
Динамические ряды могут подвергаться преобразованиям, цель которых — выявление особенностей изменения изучаемого процесса, а также достижение наглядности.