4. Статистический анализ изучаемого явления, формулировка вы водов и предложений.
5. Литературная обработка и оформление полученных результатов.
Все этапы статистического исследования тесно связаны друг с другом. В проведении статистического исследования важнейшим элементом является соблюдение строгой последовательности выполнения названных этапов.
Первый этап статистического исследования — составление плана и программы— является подготовительным, на котором определяется цель и задачи исследования, составляются план и программа, разрабатывается программа сводки статистического материала и решаются организационные вопросы.
Приступая к статистическому исследованию, следует точно и четко сформулировать цель и задачи. Прежде чем приступить к выполнению исследования, нужно быть хорошо ориентированным в проблеме. В этом немалую помощь могут оказать собственный опыт, а также изучение литературы по данной теме.
Цельопределяет основное направление исследования и носит, как правило, не только теоретический, но и практический характер. Целью исследования может быть изучение патологического явления, состояния здоровья населения, деятельности службы здравоохранения для принятия управленческих решений. Цель формулируется ясно, четко, недвусмысленно. Для раскрытия поставленной цели определяются задачиисследования. Обычно в медико-социальных исследованиях для достижения намеченной цели приходится решать от 4 до 6 задач.
Важный момент подготовительного этапа — разработка организационного плана.Организационный план исследования предусматривает определение места (административно-территориальных границ наблюдения), времени (конкретные сроки осуществления наблюдения, проведения разработки и анализа материала) и субъекта (организаторы, исполнители, методическое руководство, источники финансирования) исследования.
Составление плана наблюдениявключает определение объекта исследования (статистическая совокупность), объема исследования (сплошное, несплошное), видов (текущее, единовременное) исследования и способов сбора статистического материала.
Программа наблюдениявключает определение единицы наблюдения и перечень вопросов (учетных признаков), подлежащих регистрации для достижения цели и решения задач исследования.
Например, краткая программа наблюдения при изучении перинатальной смертности может включать: пол, дату рождения, место рождения, место смерти, возраст матери, номер родов по счету, массу ребенка при рождении, доно-шенность, экстрагенитальную патологию матери, причину перинатальной смерти и т. д.
Программа реализуется в виде индивидуального учетного (регистрационного) бланка с перечнем вопросов и признаков, подлежащих учету. На каждую единицу наблюдения заполняется отдельный бланк (паспортная часть, ответы на четко сформулированные, поставленные в определенной последовательности вопросы программы и дата заполнения документа).
В качестве учетных бланков могут быть использованы применяемые в практике лечебно-профилактических организаций учетные медицинские фор-мы: «Карта выбывшего из стационара», «Экстренное извещение об инфекционном заболевании», «Статистический талон для регистрации заключительных (уточненных) диагнозов», «Листок нетрудоспособности» и т. д.
Источниками информации могут служить другие медицинские документы: «Медицинская карта стационарного больного», «Медицинская карта амбулаторного больного», «История развития ребенка», «История родов»; отчетные формы медицинских организаций, данные статистических отделов исполкомов, данные бюро загсов и т. д. Для обеспечения возможности статистической разработки данных из этих документов производят выкопировку сведений на специально разработанные учетные бланки, содержание которых определяется в каждом отдельном случае в соответствии с задачами исследования.
В настоящее время в связи с машинной обработкой результатов наблюдения (с использованием ЭВМ) вопросы программы могут быть формализованы — ставятся в виде альтернативы (да, нет) или предлагаются на выбор готовые ответы.
Подготовка программы наблюдения — очень ответственный момент организационного этапа статистического исследования. Разработаны определенные правила для составления программы, основными из которых являются:
1) в программу наблюдения следует включать только необходимые во просы, не перегружая ее второстепенными данными;
2) формулировка вопросов должна быть четкой, исключать двусмыслен ное толкование;
3) каждый учетный бланк должен содержать некоторые обязательные вопросы: порядковый номер, название организации, дату регистрации, подпись лииа, заполнявшего учетный бланк.
На первом этапе статистического исследования наряду с программой наблюдения составляется программа сводкиполученных данных, которая включает установление принципов группировки, выделение группировочных признаков, определение комбинаций этих признаков, составление макетов статистических таблиц.
Второй этап — сбор статистического материала(статистическое наблюдение) — заключается в регистрации отдельных случаев изучаемого явления и характеризующих их учетных признаков в специальные бланки. Перед выполнением этой работы проводится инструктаж (устный или письменный) исполнителей наблюдения, они обеспечиваются формами регистрации.
Отбор единиц наблюдения для проведения медико-статистического исследования зависит от типа исследования. Если данное исследование относится к первому типуи имеет цель установить интенсивность какого-либо явления в среде, то в зависимости от полноты охвата изучаемого явления проводят сплошноеили несплошноеисследование.
При сплошномисследовании изучаются все входящие в состав совокупности единицы наблюдения, т. е. генеральная совокупность. Сплошное исследование проводят с целью установления абсолютных размеров явления, например, общей численности населения, общего количества родившихся или умер-ших, общего числа заболевших, числа лечебно-профилактических организаций, числа больничных коек, численности медицинского персонала и т. д. Сплошное наблюдение осуществляют также в тех случаях, когда сведения необходимы для оперативной работы (учет инфекционной заболеваемости, нагрузки врачей, временной нетрудоспособности, диспансеризации).
При несплошномисследовании изучается лишь часть генеральной совокупности. Оно подразделяется на несколько видов: монографическое описание, основного массива, анкетное, выборочное.
Монографический метод позволяет получить детальное описание отдельных характерных в каком-либо отношении единиц совокупности и глубокое, всестороннее описание объектов. Он применяется для показа передового опыта работы, определения неиспользованных резервов, изучения новых явлений, сущность которых еще не известна или мало изучена.
Метод основного массива охватывает большую часть единиц наблюдения генеральной совокупности и предполагает изучение тех объектов, в которых сосредоточено большинство единиц наблюдения.
Например, при изучении заболеваемости работающих в промышленности, можно провести исследование только на крупных предприятиях, где трудится основная часть коллектива.
Основным недостатком монографического описания и метода основного массива является невозможность распространения полученных выводов на всю генеральную совокупность.
Анкетный метод — это сбор статистических данных с помощью специально разработанных анкет, адресованных определенному кругу лиц. Данное исследование основано на принципе добровольности, поэтому возврат анкет зачастую бывает неполным. Нередко ответы на поставленные вопросы имеют субъективный, случайный характер. Этот метод применяется для получения приблизительной характеристики изучаемого явления.
Выборочный метод сводится к исследованию некоторой специально отобранной части единиц наблюдения для характеристики всей генеральной совокупности. Преимущество этого метода заключается в получении результатов высокой степени надежности, более низкой стоимости. В исследовании занято меньшее число исполнителей, кроме того, оно требует меньших затрат времени.
Из всех методов несплошного исследования только выборочный дает возможность распространить полученные результаты на всю генеральную совокупность.
В медицинской статистике роль и место выборочного метода особенно велики, поскольку медицинские работники имеют дело обычно только с частью изучаемого явления: изучают группу больных с тем или иным заболеванием, анализируют работу отдельных медицинских организаций и их подразделений, оценивают качество определенных мероприятий и т. д.
В том случае, если исследование относится ко второму типуи не ставит перед собой цель определения интенсивности явления в среде, используются и
другие методы отбора единиц наблюдения в статистическую совокупность (построение контрольных и экспериментальных групп, направленный отбор, ко-гортный метод, метод парной выборки).
По временистатистическое наблюдение может быть текущим и единовременным.
При текущемнаблюдении явление изучается за какой-то отдельный период времени (неделя, квартал, год и т. д.) путем повседневной регистрации его проявлений. Примерами текущего наблюдения является учет числа родившихся, умерших, заболевших, выписанных из стационара и т. п. Так учитываются быстро меняющиеся явления.
При единовременномнаблюдении статистические данные собираются на определенный (критический) момент времени. Примерами единовременного наблюдения являются перепись населения, изучение физического развития детей, учет больничных коек на конец года, паспортизация медицинских организаций и т. д. К этому же виду относятся профилактические осмотры населения. Единовременная регистрация отражает состояние явления на момент изучения. Этот вид наблюдения используется для изучения медленно меняющихся явлений.
Выбор вида наблюдения по времени определяется целью и задачами исследования. Например, характеристику госпитализированных больных можно получить в результате текущей регистрации выбывших из стационара (текущее наблюдение) или путем однодневной переписи больных, находящихся в стационаре (единовременное наблюдение).
По способу получения сведенийв ходе статистического наблюдения и характеру его проведения выделяют:
1) метод наблюдения:клинический осмотр больных, проведение лабора торных, инструментальных исследований, антропометрические измерения и т. п.;
3) документальное исследование:выкопировка сведений из учетно- отчетных медицинских документов, сведения государственного учета и отчет ности.
Третий этап — группировка и сводка материала —начинается с проверки и уточнения числа наблюдений, полноты и правильности полученных сведений, выявления и устранения ошибок, дубликатов записей и т. д. Для правильной разработки материала применяется шифровка первичных учетных документов, то есть обозначение каждого признака и его группы знаком — буквенным или цифровым. Шифровка — это технический прием, облегчающий и ускоряющий разработку материала, повышающий ее качество. Шифры — условные обозначения — вырабатываются произвольно. При шифровке диагнозов рекомендуется пользоваться международной номенклатурой и классификацией болезней, при шифровке профессий — словарем профессий.
Преимуществом шифровки является то, что при необходимости после окончания основной разработки можно вернуться к материалу для разработки с целью выяснения новых связей и зависимостей. Зашифрованный учетный материал позволяет сделать это легче и быстрее, чем незашифрованный.
После проверки проводится группировка признаков.
Группировкойназывается объединение единиц наблюдения в однородные группы по каждому признаку. Она может проводиться по качественным и количественнымпризнакам. Выбор группировочного признака зависит от характера изучаемой совокупности и задач исследования.
Типологическаягруппировка производится по описательным (типологическим, атрибутивным, качественным) признакам, например, по полу, профессии, группам болезни, тяжести течения болезни, послеоперационным осложнениям и т. д.
Вариационнаягруппировка проводится по количественным (вариационным) признакам на основании числовых размеров признака, например, по возрасту, длительности заболевания, продолжительности лечения и т. д.
Количественная (вариационная) группировка требует решения вопроса о величине группировочного интервала: интервал может быть равным, а в ряде случаев — неравным, даже включать так называемые открытые группы. Например, при группировке по возрасту могут быть определены открытые группы: до 1 года, 60 лет и старше.
При определении числа групп исходят из цели и задач исследования. Необходимо, чтобы группировки могли вскрыть закономерности изучаемого явления. Большое число групп может привести к чрезмерному дроблению материала, ненужной детализации. Малое число групп приводит к затушевыванию характерных черт, затрудняет анализ.
Рекомендуется следующее число групп в зависимости от числа наблюдений (табл.1).