- является условным, характеризует только соотношение, но не истин ные размеры явления:
- применяется исключительно для сравнения с общими интенсивными показателями:
- выражается в условном наклонении (если бы. было бы);
- величина стандартизованных показателей зависит от величины стан дарта, поэтому при их анализе оцениваются не сами их значения, а степень раз личия их между собой.
Применяется три метода вычисления стандартизованного показателя: прямой, косвенный и обратно косвенный (Керриджа).
Прямой метод стандартизации
Используется в следующих случаях:
- когда известен детальный состав среды сравниваемых статистических совокупностей (по возрасту, профессии, стажу работы, тяжести заболевания и т. д.) и можно рассчитать общие и специальные (погрупповые) интенсивные показатели;
- если распределение по составу в сравниваемых статистических сово купностях аналогично (по возрасту, профессии, стажу работы, тяжести заболе вания и т. д.);
- если известен абсолютный размер явления.
Рассмотрим применение прямого метода стандартизации на примере анализа летальности в двух детских больницах г. N. от очаговой пневмонии. Как известно, с увеличением возраста у детей снижаются показатели летальности. Отсюда следует, что если в какой-либо больнице будет высока доля детей в
возрасте до года, а в другой — преобладать дети более старшего возраста, то при полном соответствии объема и качества оказываемой медицинской помощи в двух сравниваемых детских больницах, общий показатель летальности от очаговой пневмонии будет больше в первой больнице, чем тот же показатель во второй больнице.
Для того, чтобы исключить влияние неравномерного распределения больных по возрасту на общий показатель летальности от очаговой пневмонии у детей, необходимо применить метод стандартизации и вычислить стандартизованные показатели. Только после этого можно будет сравнивать полученные показатели, и сделать обоснованный вывод о большем или меньшем уровне летальности от очаговой пневмонии у детей в целом в сравниваемых больницах.
В нашем примере можно использовать прямой метод стандартизации, так как известен возрастной состав госпитализированных детей, и есть сведения для расчета повозрастных показателей летальности от очаговой пневмонии.
Этапы расчета стандартизованного показателя прямым методом стандартизации
Первый этап. Вычисление общих и специальных (погрупповых) интенсивных показателей.
В примере17 представлена летальность детей в двух больницах и повозрастная летальность (отдельно для каждой группы) (табл. 11).
Второй этап. Выбор стандарта.
В нашем примере за стандарт взят суммарный возрастной состав госпитализированных детей с очаговой пневмонией.
Третий этап. Вычисление «ожидаемых» величин в каждой группе, исходя из стандарта.
Определяем, сколько бы детей умерло от очаговой пневмонии в каждой возрастной группе в детских больницах №1 и №2, при имеющихся повозрастных показателях летальности от очаговой пневмонии в этих больницах, но при одинаковом возрастном составе госпитализированных детей двух больниц (стандарт).
Получение стандартизованных показателей осуществляется путем суммирования абсолютных «ожидаемых» величин. В примере сумма «ожидаемых» величин — это предполагаемое число умерших детей от очаговой пневмонии в двух детских больницах. Затем рассчитывается стандартизованный показатель летальности для двух больниц (либо предполагаем, сколько детей умрет от очаговой пневмонии в двух детских больницах среди 100 госпитализированных детей): Больница №1