Цели: изложение современных научных подходов, теорий и методов изучения коллективных действий групп специальных интересов, которые выступают институциональными инноваторами, и формирование у студентов бакалавриата навыков анализа институциональных изменений.
Задачи: рассмотреть традиционные подходы к теории групп; определить проблемы и возможности производства коллективных благ в группах; определить оптимум обеспечения коллективного блага для малой группы; определить значение избирательных стимулов; сравнить перспективы производства коллективного блага в больших и малых группах; определить влияние групп специальных интересов на институты.
План лекции:
7.1. Организация и теория групп. Типологии групп.
7.2. Большие группы и производство коллективных благ.
7.3. Оптимум обеспечения коллективного блага для малой группы (Модель М. Олсона).
7.4. Избирательные стимулы. Институциональные инновации как фактор рентоориентированного поведения групп специальных интересов
7.5. Институциональные барьеры, роль групп специальных интересов
Ключевые термины: социальная группа; первичные группы; вторичные группы; организация; бюрократия; олигархия; коллективное (общественное) благо; проблема безбилетника; модель Олсона; избирательные стимулы; институциональные барьеры; группы специальных интересов; институциональные инновации.
Выводы: Анализ организаций и групп во многом заимствован экономистами у социологов. В экономической теории впервые понятие «групп специальных интересов» для анализа коллективных действий использовал М. Олсон. Члены группы обладают некоторыми общими интересами, и благосостояние группы зачастую могло бы быть увеличено, если бы в группе производилось некоторое коллективное благо. Однако производство данного блага наталкивается на проблему безбилетника – никто не хотел бы нести издержки производства коллективного блага, если у него есть возможность потреблять это благо, не затрачивая ничего. Решением данной проблемы могут быть избирательные стимулы – это стимулы, которые применяются к индивидуумам избирательно в зависимости от того, вносят они вклад в обеспечение коллективным благом или нет. Группы интересов способны влиять на институты, и быть институциональными инноваторами. Группы различаются в соответствии с широтой своих интересов. Группы с более широкими интересами формируют более эффективные институты, чем группы с узкими интересами.
Форма текущего контроля – посещение лекций и тест
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Посещение лекций
Участие в лекционном занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на лекции. Неявка или значительное опоздание на лекцию, нарушение правил поведения на лекции, уход с лекции задолго до ее окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в лекционном занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в лекционном занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.
2.
Тест
Количество правильно выполненных тестовых заданий
Определяется доля правильно выполненных тестовых заданий в общем числе заданных тестовых заданий. Если доля правильно выполненных тестовых заданий меньше 60%, баллы не начисляются; если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 60% но меньше 80%, студенту начисляется 1 балл за прохождение теста; а если доля правильно выполненных тестовых заданий больше 80%, студенту начисляется 2 балла за прохождение теста
Тема 7. Группы интересов как институциональные инноваторы (семинар)
Цели: формирование у студентов знания современных научных подходов, теорий и методов изучения коллективных действий групп специальных интересов, которые выступают институциональными инноваторами, и формирование у студентов бакалавриата навыков анализа институциональных изменений
Задачи: рассмотреть традиционные подходы к теории групп; определить проблемы и возможности производства коллективных благ в группах; определить оптимум обеспечения коллективного блага для малой группы; определить значение избирательных стимулов; сравнить перспективы производства коллективного блага в больших и малых группах; определить влияние групп специальных интересов на институты.
План семинара:
7.1. Организация и теория групп. Типологии групп.
7.2. Большие группы и производство коллективных благ.
7.3. Оптимум обеспечения коллективного блага для малой группы (Модель М. Олсона).
7.4. Избирательные стимулы. Институциональные инновации как фактор рентоориентированного поведения групп специальных интересов
7.5. Институциональные барьеры, роль групп специальных интересов
Требования к презентации докладов, сообщений, выступлений: доклады, сообщения, выступления должны соответствовать тематике занятия, занимать не более 5 минут, обладать логической последовательностью и быть истинными в контексте институциональной экономики
Форма текущего контроля – работа на практических занятиях
№
Форма текущего контроля
Критерий оценки
Описание критерия
1.
Работа на практических занятиях
Участие в семинарском занятии
Определяется степень продуктивной активности студента на семинарском занятии. Неявка или значительное опоздание на семинар, нарушение правил поведения на семинаре, уход с семинара задолго до его окончания оцениваются в 0 баллов. Полноценное участие в семинарском занятии без нарушения правил поведения оценивается в 1 балл. Активное участие в семинарском занятии (ответы на вопросы преподавателя, свои вопросы преподавателю по тематике предмета) без нарушения правил поведения оценивается в 2 балла.