Средства контроля технического состояния жидкостных систем разделяют на стационарные, переносные и встроенные. При диагностировании жидкостных систем в условиях эксплуатации используют переносные и встроенные. Переносные могут быть универсальными и. специализированными. Специализированные – проще по конструкции и имеют меньшую стоимость.
Большинство диагностических параметров, характеризующих состояние жидкостных систем – неэлектрические величины (давление, температура, расход рабочей жидкости, степень ее загрязнения и т.п.) Для удобства измерения, обработки и индикации диагностических параметров необходима трансформация функциональных параметров в электрические сигналы. Эту функцию исполняют датчики. Они классифицируются по принципу действия, назначению, характеру применения, параметрам измерения.
По принципу действия датчики классифицируют:
Ø потенциометрические (давление, линейные и угловые скорости);
Ø ультразвуковые (расход, параметры в рабочей жидкости).
ДАТЧИКИ ДАВЛЕНИЯ.
Наиболее простыми и надежными приборами для измерения избыточного давления - пружинные манометры, для измерения степени разрежения – вакуумметрах. В качестве чувствительных элементов в манометрах и вакуумметрах используются мембраны, силъфоны, балки, струны. Для преобразования давления в эл. сигнал - преобразователи (потенциометрические, тензометрические, эл.магнитные, емкостные, пьезоэлектрические). В последнее время – полупроводниковые тензорезисторы, обладающие высокой чувствительностью и малой погрешностью (0.8... 1.0%).
ДАТЧИКИ РАСХОДА.
Приемлемую точность измерения расхода (0,5...1,5%) имеют турбинные расходомеры типа РТМС. В них измеряемые объемы жидкости отсекаются вращающейся крыльчаткой, а частота ее вращения свидетельствует о значении объемного расхода. Используется также расходомеры переменного и постоянного перепада давления, электромагнитные, тепловые, ультразвуковые.
Особого типа расходомеры применяют для оценки внутренней негерметичности (ВН) жидкостных систем. Причиной ВН является износ золотников, уплотнительных втулок и др. элементов в агрегатах образующих пары трения. Через образовавшиеся зазоры рабочая жидкость протекает из полостей высокого в полости низкого давления, что приводит к нарушениям в работе агрегатов.
Обнаружить визуально ВН невозможно, но есть внешние признаки:
Ø медленный поворот колес передней опоры при рулении;
Ø продолжительное время выпуска и уборка шасси;
Ø низкая эффективность работы стеклоочистителей, интерцепторов, гидроусилителей.
В качестве измерителей расхода жидкости, вытекающей через образовавшиеся зазоры используются специальные датчики - полупроводниковые микротермосопротивления (термисторы) МТ-54 (Рис.4.6)
Каждый встроенный в магистраль термистор включается в эл. схему поддержания постоянной температуры состоящую из моста УИТСОНА. И усилителя с отрицательной обратной связью. Термистор подогревается проходящим через него током. При появлении в магистрали жидкости термистор охлаждается, что приводит к изменению его сопротивления. Равновесие моста питания нарушается, а напряжение разбаланса управляет усилителем, который восстанавливает равновесие моста за счет увеличения тока. Этот ток является и диагностическим сигналом о наличии ВН.
В процессе дросселирования жидкости ее температура повышается, что влияет на диагностический сигнал. Для компенсации этой погрешности в измерительную систему расходометра вводят дополнительный термистор (4), сигнал которого не зависит от скорости расхода. Термистор устанавливается в замкнутую камеру, соединенную с потоком жидкости калиброванным каналом. Термоанемометрический метод оценки ВН позволяет определять утечки до 1000 см3/мин.