Структурно-функциональные модели для оценки повреждаемости сложных жидкостных систем – использующие методы алгебры-логики и теории графов.
Сначала принципиальную схему системы разбивают на блоки структурных схем (бак, фильтр, золотниковый распределитель). Выходом из блока Si является вектор Өi параметров gij, характеризующих состояние блока по его выходным параметрам (рис.4.2а)
Составляющим вектором Өi могут быть давление, расход, температура рабочей жидкости, степень ее загрязненности. Входами для блока Si могут быть вектор (Xi) управляющих воздействий и вектор (Yi) параметров потока. Переход от структурной схемы системы к функциональной осуществляется путем расщепления входов и выходов блоков структурной схемы на составляющие. (рис.4.2б) Полученная схема называется структурно-функциональной схемой системы с расщепленными параметрами.
Рассмотрим построение структурно-функционалъной схемы гидравлической системы (рис.4.3). Рабочая жидкость из бака S1 под давлением Pнад подается на вход насоса S2 постоянной подачи. Подача насоса зависит от частоты вращения п.дв приводного двигателя. С помощью регулятора давления S3 через управляющие воздействия Xрег создается необходимый напор Ррег. Золотниковый распределительSu,управляемый с помощью сигнала Xзол, распределив ей жидкость частично в полость гидроцилиндра S5 и частично на слив.
Выходной шток гидроцилиндра связан с органом управления S6 самолета. Развиваемое гидроцилиндром усилие, преодолевая внешнюю нагрузку на органе управления Rвн и силы трения Rтр, перемещает орган управления S6. Рабочая жидкость, проходя через фильтр S7, поступает в бак.
Структурно-функциональная схема гидропривода с расщепленными параметрами (рис. 4.4.). Расщепление осуществлялось по параметрам расхода рабочей жидкости Q, давлению P, перепаду давления на агрегате и другие факторы повреждаемости (температура жидкости, ее загрязненность). Для распределителя Su дополнительными параметрами могут служить внутренние утечки, для гидроцилиндра S5 – давления Р, и Р2 в обеих полостях, расходы по напорной Qнц и сливной полостях, а также усилия на выходном штоке Rшт и скорость его перемещения Vшт. Выходным параметром системы является скорость перемещения управляющего органа или времени его перемещения.
К внешним воздействиям можно отнести следующее:
давление наддува бака, внешнюю нагрузку Rвн,силу трения Rтр органа управления и частоту вращения пдв. Полученная функциональная схема вполне пригодна для оценки повреждаемости системы и выявления на этой основе отказавших агрегатов (рис.4.4).
ЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ.
Диагностирование систем при ТЭ проводят с использованием оценок: соответствует ТУ – не соответствует ТУ, т.е. используется допусковый способ диагностирования. Такой подход позволяет использовать для оценки повреждаемости жидкостных систем методы алгебры-логики. Логическая модель систему может быть построена путем преобразования ее структурно-функциональной схемы с расщепленными параметрами, в которой функциональные блоки Si заменяются на блоки логической схемы Wi. Входы-выходы блоков считаются двоичными логическими переменными, принимающими значения "истинно" (соответствующие ТУ) и "ложно" в ином случае. Правильность логической модели подтверждается совпадением для любой пары блоков подмножеств допустимых значений входа-выхода с подмножеством их недопустимых значений. Рис. 4.5.
Подъем консоли S3 осуществляется с помощью гидродвигателя S2, рабочая жидкость к которому под давлением PH подается через золотниковый кран S1. Жидкость отводится в сливную магистраль под давлением Pсл. Управление золотниковым краном S осуществляется с помощью управляющего сигнала X. Внешними воздействиями является усилие Rвн и сила трения Rтр гидроподъемника.
Блоками логической схемы являются «расщепленные» блоки структурной схемы, входы и выходы которых обладают свойствами двоичных логических переменных. Если управление Х и внешние Рн, Рсп, Rвн, Rтр, параметры соответствуют ТУ, то для неповрежденной системы выходы каждого логического блока будут иметь значения "1" и скорость подъема V(t) в норме.
Предположим, что главный повреждающим фактором будет внутренняя негерметичность в гидродвигателе. При утачках в гидродвигателе Өут выше допустимых расход жидкости Ө2 через гидродвигатель будет превышать расход жидкости по ТУ и выход блока W2Ө примет значение "0". Несложно проследить по схеме, что скорость W(t) уменьшиться и значения W2m, W2n, W2v также станут равными "0", что будет свидетельствовать о повреждении системы.