Главная особенность – непостоянство скорости изнашивания с наработкой, т.е. нелинейная повреждаемость. Модель накопления продуктов износа при трении скольжения в виде экспоненциальной функции вида:
ti-ti-1
δ=(δi+h)10A -h
Коэффициент A, измеряемой в единицах наработки (часы, посадки, циклы), определяют формулу случайной кривой износа:
A=(ti – ti – 1)/lg(σi/σi – 1)
ti, ti -1 – соответственно текущий и предыдущий момент наработок;
σi, σi – 1 – средние квадратичные отклонения соответственно для ti и ti-1.
Коэффициент h выражается в единицах износа (зазор в трущейся паре). Он определяет положение кривой износа относительно начала координат:
δi – δi – 1(σi/σi – 1-1)
h=
σi/σi – 1-1
ti– ti-1
Скорость процесса изнашивания определяют путем дифференцирования исходного уравнения:
A
dδ δi+h
A lge
dt
V = = - 10
Приведенные уравнения дают возможность на основе статического исследования эксплуатационных износов конкретных элементов конструкции, имеющих наработку ti, ti– 1, найти конкретное уравнение, описывающие повреждаемость при изнашивании в данных условиях.
На рис. 2.19. приведена функция, описывающая накопление износовой повреждаемости буксы амортстойки шасси самолета. Экспоненциальная модель суммирования износовых повреждений подтверждена экспериментальным материалом, и в настоящее время наиболее приемлемо. Главная особенность → при прогнозировании предельных износовых повреждений соответствующим сроки службы будут существенно короче, чем при использовании линейной модели. Изнашивание при трении скольжения нельзя отнести к структурно-чувствительным процессам, как это было в случаях с длительным и повторно-переменным нагружениями. Решающим фактором здесь является среда, в которой идет процесс трения-скольжения (наличие, качество и достаточность смазки).
Долговечность деталей шарнирных соединений (шасси) может быть пониженной из-за явлений схватывания металла трущихся пар.
Особенность изнашивания плунжерных пар – малая интенсивность изнашивания в предразрушающей стадии. Здесь допустимые предельные износ также малы (в гидравлических насосах увеличение зазора в плунжерных парах на 2-3 мкм существенно сказывается на подаче насоса). Интенсивный износ там, где удельные нагрузки выше расчетных и способны продавить смазывающую среду.
Шлицевые соединения изнашиваются быстро, если есть несоосность между шлицевым ведущим валом и ведомой шестерней привода агрегата. Противоизносные покрытия (омеднение, серебрение и т.п.). при несоосности сопрягаемых деталей, превышающей 10%, становятся практически неэффективными.