Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УЧАСТНИКИ ХОЗ ПРОЦЕССА



Состав и классификация участников хоз процесса

Проц положение лица в судопроизводстве зависит от 2 основных обстоятельств:

-цель участия в процессе

-функции, которые выполняет это лицо

С точки зрения этих обстоятельств субъектов процесса делят на несколько групп:

1.суд и должностные лица суда (секретарь (помощник судьи), суд исполнитель, примиритель)- осуществляют публично-правовую функцию, способствуя разрешению дела.

Остальные- участники процесса.

2.лица, имеющие интерес в исходе дела. В ХПК для обозначения этой группы используют термин «лица, участвующие в деле» (старый советский термин)- ст.54

*лица, имеющие непосредственный (личный) интерес- абз.2-4 ст.54- стороны, 3и лица, заявитель, заинтересованные лица

*лица, имеющие процессуальный, профессиональный или служебный интерес- абз.5 ст.54- прокурор и гос органы, предъявляющие иск в защиту интересов других лиц

3.лица, не имеющие интереса (в доктрине «иные участники процесса»)- ст.68- свидетели, эксперты, переводчики, специалисты и др. Они являются проц помощниками суда, привлекаются для оказания суду помощи в осуществлении правосудия.

4.представители- в доктрине их относят то ко второй, то к третьей группе. В ХПК они выделены отдельно. Их отличает то, что они действуют от имени представляемых, а не от своего имени.

Понятие сторон как участников хоз процесса

Между институтом сторон в гражд и хоз процессе много общего. Понятие- ст.58 ХПК

Истец- лицо, предъявившее иск или в интересах которого предъявлен иск. Ответчик- лицо, к которому предъявлено требование. Стороны есть везде, кроме особого производства. Могут называться иначе, нежели истец и ответчик.

Признаки сторон как участников процесса:

*стороны персонифицируют процесс и иск.

*с точки зрения связи с материальным правом, стороны являются предполагаемыми субъектами спорного материального п/о (предполагает истец). Они считаются таковыми вплоть до вынесения решения.

*с момента вынесения определения о возбуждении дела возникают проц права и обязанности, в частности право ответчика защищаться против иска. В ходе рассмотрения дела: замена ненадлежащего ответчика, проц правопреемство, проц соучастие (состав сторон не изменяется, а дополняется)- с момента вынесения определения судом.

*стороны имеют материальный (сторона заинтересована в вынесении решения определенного содержания) и проц интерес в исходе дела

*постольку поскольку у сторон есть и мат, и проц интерес, у них наиболее широкий объем проц прав и обязанностей. В том числе, им принадлежат распорядительные права, связанные с распоряжением материальным объектом спора.

*в отличие от представителей, стороны защищают свои права и обязанности, а не чужие

*поскольку рассматривается требование и выносится решение, на стороны в полной мере распространяется законная сила решения во всех ее проявлениях (преюдициальность, неизменимость, обязательность и т.д.)

*поскольку стороны являются непосредственными «потребителями» правосудия, то они должны за это платить (судебные расходы)

В качестве сторон могут выступать лица, обладающие определенными свойствами: право- и дее- способностью

Хоз проц правоспособность и дееспособность

Похоже на гражд процесс.

Ч.1 ст.57- определение правоспособности- это способность иметь проц права и нести проц обязанности. Это способность быть стороной в процессе.

Круг правоспособных лиц можно определить, лишь проанализировав несколько статей ХПК: ч.1 ст.57, ч.4 ст.66, ч. 2,4 ст.39.

Проц правоспособность связана с материальной и производна от нее. Лица обладают хоз правоспособностью лишь по делам, подведомственным хоз суду. Если в качестве стороны указано неправоспособное лицо, то процесс не может быть начат или развиваться. Это порок процесса. Применяются те же последствия, что и при неподведомственности: отказ в принятии (абз. 2 ч.1 ст.164) или прекращение производства по делу (абз.2 ст.149).

Круг правоспособных субъектов:

-государство и АТЕ. В качестве стороны выступают по делам, вытекающим из публичных п/о, по имущественным п/о и т.д. Их участие в деле персонифицируется через проц истцов, прокуроров либо гос органы. Если участвует государство в качестве ответчика, то их участие персонифицируется через проц ответчика (гос орган, привлекаемый к участию в деле от имени государства). В законе понятия «проц ответчик» нет.

-ЮЛ (коммерческие , некоммерческие организации). Проц правоспособность возникает и прекращается одновременно с материальной. Ст.48 ГК- возникает в момент регистрации. Прекращается при исключении из ЕГР. Если оспаривается отказ в регистрации, то ЮЛ пока нет, а значит заявлять такое требование могут только его учредители или участники. При ликвидации- с момента принятия решения (суд, учредители, регистрирующий орган) и до окончания ликвидации ЮЛ сохраняет свою правоспособность. Если ошибочно указан истец или ответчик- ст.164, 149 ХПК.

П.23 ППВХС от 22 декабря 2006 года №18

Так же обстоит дело с организациями, не обладающими статусом ЮЛ (филиалы и представительства). Они не могут быть самостоятельной стороной в процессе, их нельзя указывать в проц документах в качестве стороны. Стороной является само ЮЛ.

ППВХС и ВС №4/3 о подведомственности- п.7.1- хоз суд рассматривает дела по заявлениям филиалов, представительств ЮЛ, которым право на обращение в суд предоставлено доверенностью. Нужно считать, что это нормы нет (это недостаток юридической техники).

Если процесс начат и правоспособность ЮЛ прекращается в ходе рассмотрения дела, производство по делу прекращается.

Суды не требуют выписок из ЕГР.

Реорганизация ЮЛ. Если она имела место до предъявления иска, то правопредшественник уже не обладает правоспособностью, и иск предъявлять можно к правопреемнику. А иначе ст.164, 149. Если же реорганизация имела место после возбуждения дела, то в зависимости от вида реорганизации дело может быть либо продолжено (если понятно, кто будет правопреемником- преобразование,), либо приостановлено (абз.4 ст.145 и абз.3 ст.146) до момента правопреемства, возобновлено дело и замена стороны проц правопреемником (если из разделительного баланса не ясно кто будет правопреемником, то оба привлекаются как соответчики)(ст.62)(если не понятно, кто будет правопреемником).

-ИП. Их правоспособность как у ЮЛ.

-граждане с рождения до смерти.

-организации, не являющиеся ЮЛ. Лишь в тех случаях, когда соответствующие дела подведомственны хоз суду. Часто связана со спорами из публично-правовых отношений (дела о проверке законности ненормативных актов). Правом принимать распорядительные акты наделены в ряде случае организации, не являющиеся ЮЛ (правительство).

Письмо ВХС от 17 сентября 1999 года.

-должностные лица (часто по проверке законности актов или действий). Для отграничения их от органов, нужно смотреть спец регулирование, и на его основании определять, к категории органа или должностного лица относят принятие распорядительного решения.

-иностранные международные организации, правоспособность которых определяется по правилам ст.242- должны представлять суду доказательства своего статуса (правоспособности) либо суд истребует их сам.

Дееспособность обычно следует за правоспособностью. В ХПК правил о дееспособности нет. Есть только определение в ст.57. Значит можно говорить, что правоспособность и дееспособность неразрывны.

Проц права и обязанности сторон

Права. Для удобства анализа принято делить на 3 группы:

*общие (для всех лиц, участвующих в деле). Ч.1 ст.55 ХПК, ст.56 ГПК.

В ХПК указано, что сторона имеет полномочие снимать, делать за свой счет копии материалов дела (в ГПК этого нет).

*в ст.63 распорядительные права, связанные с распоряжением мат объектом спора.

ППВХС от 27 мая 2011 года №6 о некоторых вопросах рассмотрения дел в хоз суде 1 инстанции. П.19-21 содержат разъяснения по поводу распорядительных прав. Принадлежат только сторонам.

-изменение основания или предмета иска (качественное изменение иска). Только в суде 1 инстанции до принятия итогового постановления.

Статья Сысуева в журнале «Юрист»

Допускается изменение только одного элемента иска. Предмет- требование (включает в себя испрашивает способ правовой защиты, например, требование о взыскании долга, неустойки (а не просто денег)). Основание- обстоятельства или факты (правовое основание- это норма). Закон говорит о фактическом основании. Факты: -влекущие вывод о наличии п/о, -иные.

Бывают случаи, когда права изменить основания или предмет иска у стороны нет (когда изменение одного элемента иска с необходимостью влечет изменение другого элемента иска). Предмет можно изменить, когда спорное п/о таково, что один и тот же набор юрид фактов предопределяет возможность использования разных способов правовой защиты (например, последствия продажи товаров ненадлежащего качества). Изменить основание можно, если мат-правовые характеристики п/о таковы, что одно и то же требование можно заявить на основе разных обстоятельств (например, в товаре или работах не один, а несколько недостатков). Бывают случаи, когда характеристика п/о такова, что избранный истцом способ защиты предполагает определенный набор юрид фактов и наоборот (например, возможность перехода от договорного иска к внедоговорному и наоборот). В этом случае изменение основания либо предмета невозможно.

Постановление президиума ВХС по неосновательному обогащению.

Нужно разграничивать изменение предмета и основание иска и заявление дополнительных требований. В рамках начатого процесса могут быть заявлены дополнительные требования, но они могут быть приняты при наличии связи с ранее заявленными (ст.165- правила связи требований).

-увеличение/уменьшение размера требований (количественное изменение иска). Возможно только по имущественным искам в суде 1 инстанции до вынесения итогового постановления по письменному заявлению. Изменить размер иска можно только в рамках одного и того же иска (при неизменности предмета и основания). На основании ст.63 нельзя дополнять исковые требования новыми суммами, одновременно уменьшая ранее заявленные требования. ППВХС №6.

-право на отказ от иска. Возможно реализовать в судах всех инстанций и в исполнительном производстве (отказ от взыскания). П.21 ППВХС №6 расширительно толкует закон и говорит, что ходатайство должно быть заявлено письменно. Это распорядительное волеизъявление истца (с точки зрения правовой природы), направленное на прекращение процесса и на отказ самого материального права. Потому что в случае принятия отказа от иска, производство по делу прекращается (абз.5 ст.164). При отказе от иска и прекращении производства по делу предъявление тождественного иска не допускается.

В отличие от гражд процесса, у истца в хоз процессе есть смежное полномочие (в ст.63 не закреплено)- абз.12 ст.151- кроме отказа от иска истец вправе ходатайствовать об оставлении иска без рассмотрения (статья говорит о возврате иска) без всяких мотивов (например, истец не хочет сейчас рассматривать дело, но хочет сохранить за собой право на обращение в суд с тождественным требованием).

Суд может не принять отказ от иска, если посчитает, что он противоречит закону или ущемляет права других лиц. При оставлении иска без рассмотрения таких полномочий у суда нет.

В силу проц равенства равный интерес имеет и истец, и ответчик. При отказе от иска согласие ответчика не требуется. При оставлении иска без рассмотрения ходатайство истца удовлетворяется, если ответчик не возражает против этого.

-право ответчика признать иск. Может быть реализовано во всех инстанциях. Если суд принимает признание иска, то выносится решение об удовлетворении исковых требований. Признание иска направлено на вынесение решения в пользу истца. Мотивы могут быть разные.

-право возражать против иска. Защита против иска возможна в форме возражений (материальных и проц) против иска либо в форме встречного иска (ст.167). Признание и возражение оформляются отзывом (ст.166). Есть спор: представление отзыва- это право или обязанность? Отзыв должен представляться ответчиком в любом случае, это обязанность перед судом сообщить о своей позиции. Иные лица представляют отзыв по желанию. Отзыв подписывается руководителем либо лицом с доверенностью (право прописано) и должен быть представлен заблаговременно.

-заключение мирового соглашения.

*иные права сторон, которые закреплены в различных статьях ХПК, например, ст.113, 211 и др. Сторонам предоставляются права.

Контроль суда за пользованием сторонами распорядительных прав- ч.5 ст.63 ХПК.

Обязанности. Проц ответственность может состоять в неблагоприятных проц последствиях с точки зрения хода процесса.

*общие

*иные

Общие обязанности- ч.2 ст.55- для всех лиц, участвующих в деле.

Иные

-обязанность доказывать обстоятельства, на которые лицо ссылается в обоснование своих требований, возражений. Ч.2 ст.19, ч.2 ст.100. бремя доказывания. Последствия невыполнения: проигрыш дела.

-ст.147 ХПК- обязанность стороны сообщать суду о перемене адреса во время разбирательства дела. Последствия: если извещение придет на старый адрес, то сторона будет считаться надлежаще извещенной; административная ответственность (гл.24 КоАП).

-обязанность нести суд расходы- гл.11 (ст.133) ХПК. Последствия: оставление без движения искового заявления (ст.162) либо проц документ возвращается (оставление без движения возможно только для иска, для остальных- возвращение); принудительное взыскание расходов с дополнительными расходами по исполнению (для проигравшей стороны в деле).

-ст.183- соблюдать порядок в зале суд разбирательства. За несоблюдение порядка: ст.185; при наличии состава- ст.24.1 КоАП (за неуважение к суду).

-обязанность исполнять суд постановления- ст.27, разд.4 ХПК. Последствия: принудительное, со взысканием дополнительных расходов.

-обязанность ответчика представлять отзыв- ст.166. если не представлен: рассмотрение дела по имеющимся материалам (без учета мнения ответчика)+ адм ответственность (гл.24 КоАП).

-обязанность явиться в суд или сообщить суду о рассмотрении дела в отсутствие- ст.177. Последствия: для истца-ч.2 ст.177 (при первой неявке-отложение, при второй- без рассмотрения), для ответчика- ч.3 ст.177 (рассмотрение дела в отсутствие). Вследствие неявки истца возможно окончание рассмотрения дела без вынесения решения.

Ст.62,60 ХПК (правопреемство и соучастие).

Замена ненадлежащей стороны

Ст.61 ХПК

Процесс: Это сторона. Значит, обладает правоспособностью (правоспособный субъект, привлеченный в дело), проц статусом: правами, обязанностями.

Материальное право: Ненадлежащая. Значит, истец не имеет материального права требования по иску, потому что это право требования принадлежит другому лицу. (право есть, но субъектный состав определен неправильно). Ответчик- лицо, на котором явно не лежит спорная материальная обязанность, потому что она лежит на другом лице.

Квалификация стороны как ненадлежащей осуществляется с точки зрения материального права.

Виндикационный иск. Надлежащий истец- собственник. Если не собственник и не владелец, то ненадлежащий. Надлежащий ответчик- незаконный владелец. Ненадлежащий ответчик- тот, у кого имущества нет.

Активная (в виндикационном иске- наличие права собственности) и пассивная (в винд иске- наличие вещи) проц легитимация.

С ненадлежащей стороной дело может и должно быть возбуждено и рассмотрено по существу, но итог предопределен- отказ в иске (истец всегда дело проиграет).

В хоз процессе сконструирована только замена ненадлежащего ответчика.

Суд помогает истцу в поиске ответчика- это недостаток данного института. Суд до вынесения решения квалифицирует отсутствие у истца права или обязанности у ответчика. Нарушение принципа состязательности, проц равенства и т.д. Замена ненадлежащего истца еще больше нарушает диспозитивность ( в процесс вступает лицо, которое дело не инициирует).

Правила замены в ст.61 аналогичны правилам в гражд процессе.

Третьи лица

Аналогично гражд процессу.

Ст.64,65 ХПК

Участие прокурора в хоз процессе

Правовая основа участия прокурора в хоз процессе- Конституция, закон о прокуратуре, ХПК ст.66, ППВХС от 28 октября 2005 года №22, приказ Ген прокурора от 30 ноября 2009 года №76.

Прокурор- лицо, имеющее профессиональный интерес, публично-правовой субъект. Установлены формы участия прокурора в процессе. Каждой стадии процесса соответствует своя форма участия.

-1 инстанция- предъявление иска в защиту интересов третьих лиц. Прокурор не имеет права вступать в процесс, который он не начинал. Если прокурор предъявил иск, то потом он может принести апелляционный либо кассационный протест.

-Апелляция- принесение протеста. Ч .2 ст.267. Вступить в производство не может

-Кассация- принесение протеста. Ст.282.

-Надзор- принесение протеста (вне зависимости от участия в деле). Ст.301

-Вновь открывшиеся обстоятельства- подача представления о возобновлении дела. Ч.1 ст.320

-Исполнительное производство- принесение протеста на действия суд исполнителя.

Участие в суде 1 инстанции. Ст.66.

Прокурор только предъявляет иск. Иск прокурора предъявляется в интересах другого лица. Прокурор не является носителем материального права (проц истец). Материальный истец- в отношении которого предъявлен иск.

2 иска прокурора (из ст.66)- в государственных, общественных интересах; в интересах конкретного ЮЛ или ФЛ. Эта классификация по различным основаниям (люди делятся на врачей и мужчин J). В первом случае классификация по характеру защищаемых интересов (в гос интересах; в частных интересах). Во втором случае классификация по управомоченному субъекту (по материальному истцу): (в отношении конкретного лица; в отношении государства, АТЕ; групповой (классовый- в интересах неопределенного круга лиц).

П.8 ППВХС №22-субъект и защищаемые интересы- это разные вещи. Иск в интересах конкретного лица может быть не только в частных, но и в гос интересах (тогда по правовому режиму исков в гос, общественных интересах).

Какие иски может заявлять прокурор. Любые иски по предмету требования. Во Всех видах производства.

П.1 ППВХС №22, Приказ Ген прокурора №76. Если закреплено право прокурора предъявлять иски, то это значит, что в этих случаях эти иски являются и подпадают под режим исков в гос/общественных интересах (следует из п.2 ППВХС №22 и Приказа).

__________________________

Проц права прокурора не зависят от его территориальной компетенции.

ППВХС №22 п.3,4- компетенция прокурора на предъявление иска ограничена его территориальной компетенцией, т.е. прокурор имеет право предъявлять иск только в интересах тех субъектов, которые находятся на его территории. Связь территориальной компетенции прокурора с местом нахождения или местом жительства субъекта, в интересах которого предъявляется иск.

Компетенция прокурора подсудностью не ограничена.

Что делать хоз суду, если прокурор предъявил иск в защиту субъекта, который не на его территории- ХПК не дает суду права ни на какие действия, кроме как принять заявление к производству. Суд имеет право уведомить вышестоящего прокурора для применения мер дисциплинарного воздействия к прокурору, подавшему заявление.

Кто из числа должностных лиц прокуратуры имеют право подавать и подписывать иск? Из ст.66 ХПК и ст.27 закона о прокуратуре: иск имеют право подавать и подписывать только руководители прокуратур и их заместители (любого уровня прокуратур, в том числе специализированных). Иные должностные лица (помощники, старшие помощники, прокуроры отдела и пр.) не имеют права подавать и подписывать иски. Они имеют право участвовать в суд заседании. Им не нужна доверенность, только служебное удостоверение. Но ст.66 содержит ограничение: ч.3 ст.66- в ВХС иск может предъявлять Ген прокурор, прокурор области, приравненные и их заместители, а в хоз суды областей и Минска- любые.

Условия подачи иска прокурором:

-согласие истца. В отличие от гражд процесса ХПК закрепляет правило (ППВХС №22 п.9, 22+ст.66): для предъявления прокурором иска требуется согласие истца, если это иск в интересах конкретного ЮЛ или ФЛ. если иск в гос/общественных интересах- согласие не требуется. Согласие должно быть письменным и приложено к исковым материалам. Определенной формы документа о согласии нет. Оно может быть как письмо или заявление в адрес прокурора (с просьбой предъявить иск), письмо или заявление в адрес суда о согласии, может быть отметка о согласии на исковом заявлении. (п.9,10 ППВХС №22). Проц последствие отсутствия согласия- оставление иска без движения.

Ст.66 и ст.159- внутренняя коллизия в ХПК. Ст.159- согласие должно быть приложено, если иск предъявляется в интересах субъекта, не имеющего доли гос собственности. Ст.66- согласие всегда должно быть. Из ППВХС- согласие нужно в интересах любого ЮЛ, но из трактовки ВХС: если в интересах лица без доли гос собственности, то согласие нужно на момент предъявления иска (иначе ст.162), а для организаций с долей- документ может быть представлен в суд разбирательстве.

-невозможность самостоятельной защиты прав. Ранее это условие существовало на уровне закона о прокуратуре. В нынешней редакции закона его нет, в ХПК его тоже нет.

-предъявлению иска должна предшествовать прокурорская проверка. Проверка в порядке общего надзора. П.2.5 Приказа №76 Ген прокурора- необходимость проведения прокурорских проверок. Это условие не проц, оно не контролируется судом. Это условие «внутрипрокурорское». Даже если материалы проверки не приложены, суд все равно должен принять дело к производству.

При предъявлении иска прокурор должен выполнить все условия, которые выполняет обычный истец, кроме уплаты гос пошлины, соблюдения досудебного порядка (ч.3 ст.6), альтернативной подсудности (т.к. прокурор не является истцом). Однако последнее исключение является спорным, это вопрос толкования.

Возбудив дело, прокурор становится лицом, участвующим в деле и приобретает проц статус. Права прокурора в процессе для анализа удобно делить на группы:

-общие права прокурора (ч.1 ст.55)- общие для всех

-права прокурора как проц истца (ч.4 ст.66)- все права и обязанности истца, кроме права на заключение мирового соглашения. Прокурор может изменить иск (в количественном и качественном смысле). ВХС в п.23 обоснованно дает трактовку о том, что если требовалось согласие на предъявление иска, то и на его изменение тоже требуется письменное согласие. Если согласие не требовалось, то и на изменение оно не требуется. Прокурор может отказаться от иска (ч.5,7 ст.66), но последствия отказа как в гражд процессе- заинтересованное лицо может требовать рассмотрения дела по существу, но при условии доплаты гос пошлины (прямо указано в ст.254 НК, ранее это правило существовало на уровне толкования суд практики). К прокурору нельзя предъявить встречный иск (он не субъект материального п/о), но встречный иск может быть предъявлен к материальному истцу.

-специальные права прокурора, которые принадлежат только ему и никакому другому лицу, участвующему в деле. В ним относятся: само право предъявить иск в защиту интересов любого лица по любому делу; принести надзорный протест независимо от участия; истребовать дело для проверки в порядке надзора; принести протест на действия суд исполнителя по любому исполнительному производству и др.

Участие прокурора в рассмотрении дела по его заявлению обязательно. Ч.8 ст.66. Если он не явился, суд может как отложить дело, так и рассмотрев в отсутствие, уведомив вышестоящего прокурора. В практике возможна ситуация, когда подает иск один прокурор (даже другой АТЕ), а в рассмотрении дела участвует другой прокурор. Никаких доверенностей не требуется, поскольку он выполняет публичные функции. Однако об этом необходимо уведомить письменно суд, уведомить обязан прокурор, предъявивший иск (п.14 ППВХС №22).

 

Гос органы как участники хоз процесса

Гос и иные органы могут участвовать в процессе в разных качествах. Они могут иметь материальный интерес в исходе дела- истец, ответчик, третье лицо, заинтересованное лицо по неисковым делам. На них распространяются нормы о статусе соответствующих субъектов процесса.

Ст.85-90 ГПК, ст.67,73,99 ХПК.

Гос органы могут участвовать в 2 формах:

-как проц истец- в защиту гос/общественных интересов или интересов конкретных лиц (ст.67)

-для дачи заключения (ст.73,99)

При этом проц статус органа различен. При предъявлении иска- положение лица, участвующего в деле (имеет интерес служебного характера). При заключении- положение лица, не имеющего интереса, т.е. иного участника процесса.

Предъявление исков в интересах других лиц.

Главное отличие от прокурора: право обратить в суд есть только в предусмотренных законодательными актами случаях. Для того, чтобы за гос органом признавалось право возбудить дело, в законодательном акте должна существовать норма с перечнем круга дел.

Чаще всего в хоз процессе в этом качестве участвуют налоговые органы (пп.1.4 ст.81 НК- круг дел: о банкротстве, о ликвидации ЮЛ, о взыскании налогов и др.). Во всех случаях МНС действуют в интересах государства.

Ст.270 таможенного кодекса- таможенные органы. О взыскании налогов, пеней и процентов.

НБРБ- ст.36 БК. Дела о ликвидации банков и о признании недействительными сделок, которые совершены банками. Ст.211 закона о банкротстве дает право предъявлять заявления о банкротстве банков.

Министерство природных ресурсов и ООС (и территориальные органы). Ст.10 закона об ООС. Имеют право предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного ОС и о прекращении деятельности, которая причиняет вред. Местные советы депутатов- ст.11 закона об ООС- те же иски.

Органы приватизации (департамент гос имущества мин экономики)- ст.9 закона о разгосударствлении имущества- иски об установлении фактов ничтожности сделок приватизации и применении последствий их ничтожности.

Антимонопольный орган (департамент ценовой политики- мин экономики)- ст.12 закона о противодействии монополистической деятельности- право предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением антимонопольного законодательства. В силу данного закона и Указа №499 установлено, что некоторые сделки совершаются с предварительного согласия антимонопольного органа (некоторые сделки с акциями ЮЛ, в частности покупка). Если это согласие не получено, сделка может быть признана недействительной по иску органа.

Есть случаи, когда полномочия предоставляются органам на уровне декретов или указов. Указ 530 от 25 августа 2006 года (положение о страховой деятельности, п.71.5). Декрет 1 (положение о ликвидации). И др.

Если норма имеет пороки. Закон 1 июля 2010 года о КГК и его территориальных органах. В ст.14 закона предоставлено право предъявлять соответствующие иски. Абз.3,2 с конца- в 3 абзаце перечень, а во 2 полномочия развиты (КГК может предъявлять иски в защиту интересов государства, АТЕ, гос органов и иных организаций). Получается, что нет перечня дел, которые в силу этого 2 абзаца КГК может возбуждать. Возможна двоякая трактовка: можно возбудить любое дело либо вообще эта норма неприменима.

Кроме гос органов подобные полномочия могут быть предоставлены также и субъектам, которые гос органами не являются, например, ЮЛ (например, ст.22 Лесного кодекса- лесхозы могут предъявить иски о возмещении вреда лесному фонду и о прекращении деятельности, влекущей нарушение лесного законодательства). Эти же полномочия могут быть предоставлены и «обычным» ЮЛ (в частности, косвенные иски).

Косвенные иски: п.3 ст.49 ГК- органы ЮЛ (лицо, которое выступает от ЮЛ, должно действовать в интересах ЮЛ добросовестно и разумно. Оно должно возместить убытки). Участник ЮЛ как проц истец предъявляет иск в интересах ЮЛ. Отличие- участник здесь опосредованно защищает свои права как участника ЮЛ, и эти права производны от прав ЮЛ. П.3 ст.105 ГК- дочернее хоз общество. Примерно такое же регулирование, тоже возмещение убытков основным обществом дочернему.

Таким образом, органы, предъявляя иски, действуют в интересах конкретного истца. Это проц истец. В этом случае орган, за исключением косвенных исков, действует как публичный субъект, реализовывая публичные полномочия, у органа не обязательно должны быть права ЮЛ.

В практике часто (в проц суд документах) упрощают проц структуру п/о и отождествляют орган с материальным истцом.

После предъявления иска, органы занимают примерно то же положение, что и прокурор, примерно с теми же правами и обязанностями. С точки зрения объема прав они равны (изменение иска, нельзя мировое соглашение, освобождение от пошлины, досудебного порядка). Различие в том, что если прокурор может передать полномочия другому прокурору, то орган этого сделать не вправе. При предъявлении иска в интересах конкретного ЮР или ФЛ, так же требуется согласие.

Вступление в процесс для дачи заключения по делу (ст.73,99).

Орган не имеет интереса в исходе дела, приравнен по статусу к иным участникам процесса.

Коллизия между ст.73 и 99. Ст.73 говорит о статусе органа как участника процесса. Ст.99 говорит о заключении как о средстве доказывания, которое исходит от органа. Коллизия: в ст.99 указано о том, что нужно специальное указание в законодательных актах. Хоз суды в практике исходят из того, что указание не является обязательным. Ст.14 закон о банкротстве- прямое указание.

Правила участия органов в данном качестве: орган может привлекаться как в случаях прямо предусмотренных, так и в случаях, прямо не предусмотренных законодательными актами. Этими правами обладают не только гос органы в узком смысле, но и органы управления/самоуправления и иные организации (коммерческие и некоммерческие). Заключение должно соответствовать предметной компетенции органа. О привлечении органа должно выноситься специальное определение (иногда на практике оно не выносится). Заключение должно составляться письменно и является самостоятельным средством доказывания (ст.99). заключение органа для суда необязательно (как любое доказательство). Представитель органа должен явиться в суд заседание и не только огласить свое заключение, но и ответить на вопросы суда и лиц, участвующих в деле (за исключением случаев, если суд разрешит не являться ч.5 ст.99). Орган может быть привлечен как по заявлению лица, участвующего в деле, так и по инициативе суда.

Могут быть привлечены: НБРБ, департамент мин экономики по санации и банкротству, МинФин, кадастровые агентства и др.

Разграничение заключения органа и заключения эксперта.

  Заключение эксперта Заключение специалиста Заключение органа (ст.99)
Порядок получения результатов Экспертиза есть результат научного исследования. Оно совершалось с использованием средств и методов науки и техники   Не результат исследования, это результат восприятия определенных сведений и тех познаний, которые есть у органа.
Предмет исследования Только фактические вопросы, нельзя правовые   Может касаться и фактических, и правовых вопросов. Чаще касается правовых вопросов.
Содержание Касается только фактических вопросов   И фактических, и правовых
Субъект Может быть дано лишь лицом, которое имеет лицензию МинЮста на осуществление судебно-экспертной деятельности. Характер знаний играет второстепенную роль.   Органу лицензии не надо

 

Свидетели, эксперты, переводчики- самостоятельно.

 

Представители в хоз процессе

Гл.7 ХПК

Относится к самостоятельной группе участников.

Меньше видов представительства, чем в гражд процессе (их 5): договорное, законное и консульское. Основной вид- договорное. Гл.9 в основном его и регулирует.

Изменения декабря 2011 года- (ст.76 ч.2)- перечень лиц, которые могут быть представителями в суде (вроде бы исчерпывающий перечень): руководитель и иные органы, штатный сотрудник, адвокат и иные лица, в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Договорное представительство: представителем может быть только ФЛ, доверенность на суд представительство на ЮЛ выдаваться не может. Форма доверенности- ст.78- ЮЛ-простая письменная (печать, подпись), ФЛ ( в том числе ИП)- письменная нотариальная или приравненная к нотариальной (ЖЭС, больница и т.п. ч.3 ст.78). По ГПК можно уполномочить еще устным заявлением в суде, в хоз суде это не возможно. Доверенность от имени ФЛ должна быть нотариально удостоверена.

Ст.79- перечень полномочий, которые принадлежат представителю, только если они специально оговорены в доверенности. ВХС зачастую толкует ст.79 расширительно и в некоторых постановлениях указано на еще некоторые иные полномочия, которые надо специально оговаривать в доверенности.

Расходы выигравшей стороны на оплату помощи представителя могут быть взысканы с проигравшей стороны как издержки, связанные с рассмотрением дела (ст.126). Напрямую эти расходы в ст.126 не упомянуты. Перечень открытый (иные необходимые расходы). Постановление президиума ВХС №13 от декабря 1999 года(по издержкам), п.8-10.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.