Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Статья 42. Подведомственность возникающих из административных и иных публичных правоотношений хозяйственных (экономических) споров и иных дел



Хозяйственный суд в порядке административного судопроизводства разрешает возникающие из административных и иных публичных правоотношений хозяйственные (экономические) споры и рассматривает иные дела, связанные с осуществлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, о (об):

признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которым затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, которыми затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

взыскании с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) деятельность, налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в республиканский и (или) местный бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пени, предусмотренной законодательством, если иной порядок их взыскания не установлен законодательными актами;

признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке;

возврате из бюджета денежных средств, списанных в бесспорном порядке с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

отказе в выдаче (продлении срока действия) специального разрешения (лицензии);

Иные дела, рассмотрение которых законодательными актами отнесено к компетенции хозяйственного суда.

Они сводятся к проверке актов гос органов. Гл.25 ХПК. Дела об адм правонарушениях не рассматриваются по правилам ХПК.

-особое (в законе нет этого термина). 2 основные категории дел: установление фактов, имеющих юрид значение в сфере предприн деятельности (гл.26); дела о банкротстве (кодекс+ закон).

-производство по делам о признании и исполнении иностранных судебных арбитражных решений (гл.28)

-пр-во по делам об обжаловании решений международных арбитражных третейских судов (гл.29)

-пр-во по делам о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения международных арбитражных третейских судов.

Если обратиться к 3 последним видам, в них есть решение суда. По ним хоз суд рассматривает не мат требование. Здесь есть только проц требование (признать, отменить решение; выдать исп документ).

Понятие ХПП и его источники

Это совокупность норм, регулирующих деятельность хоз судов (рассмотрение и разрешение хоз судами подведомственных дел).

Источники. Ст.5.

Статья 5. Законодательство о судопроизводстве в хозяйственных судах

Судопроизводство в хозяйственных судах регулируется Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, законами Республики Беларусь, декретами и указами Президента Республики Беларусь, а также международными договорами Республики Беларусь.

Судопроизводство в хозяйственных судах ведется по законодательству, действующему во время разрешения спора, рассмотрения дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения исполнительных документов.

Перечисляя источники, законодатель указывает законодательные акты.

Законы:

-конституция регулирует принципы построения и функционирования суд системы;

-ХПК (1991; 1998; 2004 фактически третья версия кодекса, хотя юридически это редакция 1998 года). Изменения: самые важные в 2008 и 2011. Изменения 2011: блок пакетных изменений, направленный на уменьшение нагрузки хоз судов. Подготовлены изменения в гл.33 ХПК, но пока не приняты.

ХК делится на 2 части: общую и особенную. Они не выделены терминологически, но они есть. Деление имеет не столько теоретическое, сколько важное практическое значение. Общая часть: гл.1-17 (те нормы и институты, которые применяются во всех видах производства и по всем делам, на всех стадиях процесса). Особенная часть: гл.18-38 (нормы, которые регулируют постадийное движение дела и соответственно разделены на главы по стадиям или видам судопроизводства. Эти нормы применяются только на той стадии, в том виде судопроизводства, в котором они структурно находятся). Прикладное значение деления кодекса на части: если та или иная норма, институт ХПК находится в общей части, то мы можем применять эту норму во всех институтах и на всех стадиях, даже если она не продублирована в особенной части (если нет исключений).

Гл.18-22, Гл.31-38- это отдельные стадии

Гл.23-30- виды судопроизводства

-иные кодексы. Прежде всего НК: регулирует порядок исчисления и уплаты гос пошлины

-законы. Закон о прокуратуре, об экономической несостоятельности (банкротстве), иные законы тоже содержат проц нормы, в первую очередь, например, нормы, устанавливающие случаи досудебного порядка урегулирования споров.

-указы президента. №508 2003 г., №328 2010 г.

-постановление СМ №1775 от 30 декабря 2006 года (утверждено положение о выплате сумм свидетелям, специалистам)

-акты ВХС: *постановления пленума (в собственном смысле не являются источником, они не перечислены в ст.5, хотя по значению для правоприменителя они приближаются к актам законодательства, поскольку они обязательны не только для судов, но и для субъектов п\о. по своему содержанию они содержат не только нормы-разъяснения, но и восполняют пробелы проц законодательства, направляя аналогию закона. Иногда возможна конструкция новых по сути норм. Нарушение постановлений влечет отмену решений).

 

*постановления президиума. Некоторые имеют нормативный характер. Возможна дача руководящих разъяснений. Около 20 разъяснений нормативного характера. Президиум ВХС утверждает обзоры суд практики по различного рода вопросам. Эти обзоры- казуистическое изложение конкретных дел с комментариями. Постановлениями утверждаются методические рекомендации по различным вопросам, например, методические рекомендации от 30 октября 2002 года №36 по рассмотрению хоз споров с участием иностранных лиц.

*акты ВХС-письма или разъяснения. Это явление, которое напрямую законодательством не предусмотрено. Правовое значение: юридически это ничто. С другой стороны, суды к ним прислушиваются. Эти акты практически не отменяются. Они могут противоречить друг другу, в зависимости от принявшего их управления.

-международные договоры. Имеют приоритет над нац законодательством. Ч.3 ст.26 ХПК. Основные типы международных договоров: *договоры о правовой помощи (могут быть многосторонними (в рамках СНГ: киевское соглашение 1992 года (имеет приоритет перед минской конвенцией), конвенции минская 1993 и кишиневская 2002)), двусторонние договоры (примерно 15) *гаагские конвенции по вопросам гражд, хоз процессов (1954, 1965, 1970) *некоторые другие договоры, которые регулируют вопросы, связанные с судопроизводством (конвенция совета Европы 1980 года; соглашение от 17 января 2001 года между РБ и РФ).

 

ПРИНЦИПЫ ХОЗ ПРОЦЕССА

Понятие и система принципов хоз процесса

Принципы процесса- основные идеи и правовые закономерности, которые воплощены в отрасли права и свойственны всем или большинству ее институтов. Некая общая идея о том, как должно строиться регулирование в соответствующей отрасли.

нормы

 

 

Правовая идеология
принципы


Классификации принципов процесса:

*по источнику:

-конституционные

-отраслевые

*по объему действия:

-общеправовые (для всей правовой системы)- законности

-межотраслевые (всем проц отраслям)- состязательности

-отраслевые (для данной отрасли)- фактически их нет, вместе принципы гражд и хоз процесса- диспозитивности

*

-прямо закрепленные в норме

-подразумевающиеся (не закреплены, выводятся из нескольких норм)- принцип судебного руководства, принцип правовой определенности

*по объекту регулирования:

-судоустройственные

-судопроизводственные

Система принципов:

эта системность состоит в следующем: *принципы дополняют и вытекают друг из друга (состязательность, проц равенство, диспозитивность) *некоторые принципы являются гарантией реализации других принципов (принцип языка судопроизводства- гарантия состязательности и проц равенства).

Характеристика принципов:

Конституционные принципы:

*Принцип законности (верховенства права, ст. 7,8,112 Конституции, ст.14,25,26 ХПК).

Дела рассматриваются на основе норм материального права.

Процесс должен быть проведен по делу в точном соответствии с требованиями проц законодательства. Если при разрешении дела допущен существенный проц порок, то решение во всяком случае подлежит отмене, даже если по существу дело разрешено правильно. Ч.4 ст.280 ХПК.

НПА применяются по иерархии, в соответствии с их юридической силой. Ч.2 ст.112 Конституции, ч.2 ст.25 ХПК. Суд при рассмотрении дела осуществляет опосредованный конституционный надзор за соответствием актов законодательства Конституции и актам большей юридической силы. Порядок обращения хоз судов в конституц суд с предложениями о проверке законности НПА закреплен в ППВХС от 26 апреля 2005 года №15.

Применение аналогии права и закона. Ч.5 ст.25 ХПК. Возможно и допустимо применение по аналогии материального права и закона. Что касается проц законодательства, то в доктрине есть различные точки зрения. Те, кто за «чистоту процесса», говорят, что в процессе аналогия невозможна, здесь действует правило, что если нет нормы, то нет и процесса. Но, исходя из реальной правовой действительности, в любом законе есть пробелы. И при этом должна быть аналогия и в проц сфере. Например, наличие в решении описок, счетных ошибок (ст.210 ХПК). «Применительно к статье»-это аналогия.

При рассмотрении дел допускается применение норм иностранного права, в основном, с участием иностранных лиц. Ст.26 ХПК.

Приоритет общепризнанных принципов международного права. Ст.8 Конституции. Ч.3 ст.25 ХПК (приоритет международных договоров над нац законом). Закон 23 июля 2008 года- правила соотношения норм международного и национального права.

*принцип равенства всех перед законом и хоз судом, принцип равного права на защиту интересов. Ст.13,22 Конституции. Ст.15 ХПК.

*принцип гарантированности права на судебную защиту. Ст.60 Конституции. Ст.7,8 ХПК. Ст.60 основана на международно-правовых обязательствах РБ. Каждый имеет право на защиту его прав и интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом. Право на суд- это гарантированное абсолютное конституционное право. Компетентный суд- это суд, к компетенции которого проц законом отнесено дело.

*принцип гарантированности права на юридическую помощь. Ст.62 Конституции. Ст.22 ХПК. Участники процесса имеют право пользоваться в судопроизводстве помощью представителей. Любые ограничения на судебное представительство.

*принцип языка судопроизводства. Ст.17 Конституции. Ст.20 ХПК.

*принцип осуществления правосудия в сфере хоз деятельности только хоз судом. Ст.109 Конституции. Ст.2,20 ХПК. Правосудие- государственно-властная деятельность. Судебная юрисдикция является универсальной.

*независимость судей и их подчинение только закону. Ст.110 Конституции. Ст.12 ХПК. Независимость судей: от других гос органов, от участников процесса (институт отвода), от вышестоящих судов (нельзя вторгаться в сферу внутреннего убеждения, ст.299, 316 ХПК), от других судей в коллегиальном составе (право на особое мнение).

*принцип сочетания единоличного и коллегиального рассмотрения дела. Ст.111 Конституции. Ст.11 ХПК, гл.3 (ст.29) ХПК. В суде 1 инстанции в хоз процессе дела, по общему правилу, рассматриваются единолично. Допустимо рассмотрение дела по 1 инстанции коллегиально тремя судьями и решение о формировании коллегиального состава по каждому делу принимает председатель суда или его заместитель и выносит об этом определение. При этом нет категорий дел с обязательным коллегиальным рассмотрением дел, и нет четких критериев для создания коллегиального состава. Обычно он создается с учетом сложности дела, общественного значения, по прецедентным делам, при повторном рассмотрении после отмены ранее вынесенного решения.

*открытость (гласность). Ст.114 Конституции. Ст.21, ч.5,6 ст.176 ХПК. Закрытое заседание- ст.21 ХПК. Понятие транспорентности (открытости) правосудия и судебных актов- любое лицо должно иметь право ознакомиться через сеть интернет с любым делом без купюр. www.arbitr.ru (каталог судебных дел арбитражного суда РФ). Прямая интернет-трансляция судебных заседаний.

Фиксация хода судебного разбирательства. Ч.5,6 ст.176 ХПК. Если сравнивать ХПК и ГПК (ст.271) по этому вопросу, то видно, что есть различия в порядке фиксации хода судебного разбирательства: в ХПК аудио- и видео- запись допускается только с разрешения суда; по ГПК без разрешения суда допускается не только письменная запись, но и аудио- фиксация со своего места.

*принцип состязательности. Ч.1 ст.115 Конституции. Ст.19 ХПК. Наиболее ярко проявляется в: -внешняя форма судебного заседания (судоговорение; состязание между сторонами); -каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается (распределение бремени доказывания, ч.2 ст.19, ч.2 ст.100 ХПК- лежит на заинтересованный в деле лицах), если сторона не докажет свои доводы, она проиграет (материальные последствия для стороны), истец должен доказать факты (основание иска),суды чаще выносят решение на основании бремени доказывания; -ч.3 ст.19 ХПК (в ГПК подобной нормы нет) норма позволяет дисциплинировать ответчика в плане сроков представления доказательств.

*процессуальное равенство сторон (проц равноправие). Ч.1 ст.115 Конституции. Ч.1-3 ст.18 ХПК.

*принцип обязательности судебных постановлений. Ч.2 ст.115 Конституции. Ст.27 ХПК. Распространяется не только на участников процесса, но и на иных лиц. В силу этого принципа все лица в гражданском обороте должны исходить из правильности судебного постановления и истинности установленных им прав и обязанностей. Необходимо различать преюдициальность (обязательность фактов)(она только для участников процесса) и обязательность постановления. Ст.27 расширяет понятие принципа обязательности постановлений, распространяя его и на постановления, и на судебные обращения (ч.2 ст.27).

*принцип гарантированности права на обжалование судебных постановлений. Ч.3 ст.115 Конституции. Ст.207 ХПК. Обжалование вынесенных в отношении сторон и других участников процесса судебных постановлений. Любое решение суда 1 инстанции всегда должно иметь возможность быть обжалованным хотя бы 1 раз (именно в вышестоящий суд). Решение хоз суда области Минска может быть пересмотрено с апелляционном и кассационном порядке. Решение ВХС по 1 инстанции могут быть пересмотрены только в кассационном порядке (немедленно вступают в силу).

*принцип назначения судей. Ст.111 Конституции.

Отраслевые принципы (закреплены в ХПК):

*принцип проц экономии (оперативности процесса). Ст.13 ХПК. Хоз суд выполняет задачи судопроизводства в максимально короткие сроки в пределах, установленных законом. Суть состоит в том, что нормы о судопроизводстве формулируются таким образом, чтобы цели и задачи судопроизводства были достигнуты в максимально возможные короткие сроки с минимальными затратами времени и средств суда и участников процесса. Кроме сроков, есть масса институтов для реализации проц экономии: оставление иска без движения (ст.162 ХПК); видеоконференцсвязь (ВКС)- без очного присутствия всех участников процесса и суда в 1 помещении; досудебный порядок урегулирования спора; примирительная процедура; безмотивное решение (без мотивировочной части) и др. Это принцип не состоит в том, что можно игнорировать проц нормы. Это прежде всего ориентир для законодателя, и уж потом для суда и сторон.

*принцип разъяснения участникам процесса проц прав и обязанностей. Ст.16 ХПК -) ч.3 ст.19 ХПК (риск совершения действий).

*принцип уважения достоинства личности. Ст.17 ХПК.

*принцип признания добросовестности участников судопроизводства. Ч.4 ст.18 ХПК.

*принцип диспозитивности. Ст.23 ХПК. Лица, участвующие в деле, вправе свободно распоряжаться своими материальными и проц правами, не нарушая прав и интересов других лиц. Суть диспозитивности состоит в том, что именно воля и усмотрение заинтересованного лица являются движущей силой процесса. По воле заинтересованных лиц процесс начинается, именно они определяют пределы суд разбирательства, именно от них зависит, будет ли закончено дело вынесением постановления по существу либо без вынесения постановления по существу.

-На стадии возбуждения дела в суде 1 инстанции этот принцип проявляется в подаче иска, невозможности суда возбудить дело без заявления, обязанности принятия дела к производству. На стадии подготовки и суд разбирательства: стороны определяют пределы судебного разбирательства (предмет и основание иска), суд не вправе сам менять предмет или основание иска, суд не вправе рассматривать незаявленные требования, выходить за пределы размера (исключение ст.23). В суде 1 инстанции стороны имеют распорядительные права (отказаться, признать иск, мировое соглашение, изменение иска). Любые отступления от диспозитивности могут существовать, только если это прямо предусмотрено законодательными актами. Например, возможность рассматривать незаявленные требования (п.2 ст.167 ГК- ничтожность сделки); возможность суда менять предмет иска (п.2 ст.250 ГК- долевая собственность, компенсация); при рассмотрении дела о проверке законности ненормативного акта суд не связан доводами и основаниями, указанными заявителем- ч.2 ст.229 ХПК.

-Суд апелляционной инстанции: возбуждается только по жалобе. У сторон распорядительные права (+ право на отказ от жалобы). Стороны вправе закончить разбирательство дело как с вынесением итогового постановления, так и без него.

–Кассация: точно так же.

–Надзорное производство: начала диспозитивности чуть ослаблены. Возбуждается в большинстве случаев на основе надзорной жалобы заинтересованного лица. Без жалобы надзорный протест принесен быть не может ( в отличие от гражд процесса). Возможен отказ лица от жалобы (тогда протест не рассматривается по существу).

–Производство по вновь открывшимся: инициируется, как правило, по заявлению заинтересованных лиц.

–Исполнительное производство: исполнительный документ (судебный приказ) выдается судом только взыскателю. По общему правилу, суд сам не направляет приказ для принудительного исполнения. От усмотрения взыскателя зависит предъявление приказа к исполнению. Стороны вправе заключить мировое соглашение. Взыскатель вправе отказаться от взыскания или просить возвратить исполнительный документ (тем самым определяя итог исполнительного производства), ст.365, 366 абз.2 ХПК.

*принцип непосредственности. Ст24, 176, 190 ХПК. Главные правила:

-неизменный состав суда. Ст.176. При замене судьи разбирательство начинается сначала (ч.4 ст.176)

-решение основано на доказательствах, которые были исследованы в судебном разбирательстве. (ст.24, ч.3 ст.190).

-сведения о фактах хоз суд получает, как правило, из доказательств- первоисточников.

*принцип сочетания устности и письменности. Процесс ведется устно+ протокол. В судах наиболее важные проц ходатайства всегда оформляются письменно.

*принцип непрерывности.

*принцип судебного надзора. Ст.28 ХПК.

*принцип истины (формальной, судебной). Ст.100, 101 ХПК. (ст.20 ГПК). По общему правилу, суд исследует обстоятельства дела в пределах доказательств, представленных сторонами. Каждая сторона несет бремя доказывания. По общему правилу, суд не вправе истребовать доказательства по своей инициативе и может это делать только по ходатайству лица, при чем это лицо не может самостоятельно получить эти доказательства. Но кроме этого ч.7 ст.100 ХПК- если недостаточно доказательств, представленных сторонами, суд может предложить представить дополнительные доказательства или непосредственно их истребовать. При недостаточности доказательств дело может быть рассмотрено по имеющимся доказательствам с вынесением решения по бремени доказывания (ст.178 ХПК).

*выделяют ряд специалистов: -принцип судебного руководства процессом. Основан на главенствующей роли суда в проц п\о.

-принцип правовой определенности. Ст.6 Европейской конвенции по правам человека- право на справедливый суд. Суть принципа: закон должен устанавливать определенные и разумные сроки, по истечении которых суд постановления являются незыблемыми. И по истечении этих сроков судебное постановление, если оно уже реализовано в гражд обороте, не должно подлежать пересмотру.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.