Актуальность профилактики жестокого обращения с детьми связано с тем, что насилие в отношении детей и пренебрежение их основными потребностями оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушает его социализацию, порождает безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Многие дети-жертвы насилия уходят из дома или детских учреждений, втягиваются в асоциальное поведение, начинают употреблять алкоголь или наркотики. 30% девочек, переживших сексуальное насилие и не получившие поддержку и профессиональную помощь, имеют беспорядочные половые связи, занимаются проституцией. Для мальчиков-подростков, подвергшихся насилию, характерны также отклонения в поведении: жестокость, насилие (в том числе сексуальное), воровство.
Особенностями профилактической программы, реализуемой в Центре, являются:
1. Воздействие на причины девиантного поведения детей и подростков. До настоящего времени усилия государства были направлены на устройство детей, оставшихся без родительского попечения, исправление несовершеннолетних правонарушителей, то есть на устранение последствий социального сиротства. Предлагается воздействовать на его причины - жестокое обращение с детьми в семье и низкий уровень развития родительских навыков у значительной части родителей.
2. Мультидисциплинарный подход. Дезадаптированные дети и дисфункциональные семьи испытывают комплекс проблем, для решения которых необходимо привлечение специалистов разного профиля. Разработанная в Центре программа направлена на специалистов разного профиля, вовлеченных в работу с детьми и (педагогов, психологов, социальных работников и врачей) с тем, чтобы сформировать из них единую команду, способную эффективно решать проблемы ребенка и его семьи. Для каждого случая командой разрабатывается индивидуальная реабилитационная программа. Таким образом реализуется системный подход и программно целевое планирование работы со случаем.
3. Воздействие на семью. Особенностями детства как периода развития является личности являются зависимость от родителей и других взрослых, социальная и психологическая незрелость. Ребенок не может эффективно развиваться вне семьи. Конвенция ООН о правах ребенка одним из важнейших прав признает право ребенка жить и воспитываться в семье. Реабилитация и в необходимых случаях ресоциализация ребенка не может быть осуществлена без привлечения к работе семьи. Поэтому объектом профилактического и коррекционного воздействия является, прежде всего, семья, а ребенок рассматривается как ее важнейший элемент.
4. Межведомственное взаимодействие. Жизнь ребенка происходит в нескольких сферах: (семья, досуг, образование, здравоохранение, социальная защита). Эти сферы решают самостоятельные задачи по социализации ребенка, имеют свои учреждения и органы управления. Используемая в Центре профилактическая программа основана на вовлечении в процесс предупреждения жестокого обращения с детьми всех вышеуказанных органов и учреждений на основе принципов функциональной дифференциации и взаимодополняемости элементов.
5. Адресный характер профилактического воздействия.Предлагаемый подход основан на учете возраста ребенка и характера ситуации, в которой он оказался. Образовательные учреждения посещают дети от 3 до 18 лет. Столь широкие возрастные границы требуют дифференциации профилактического воздействия в зависимости от возраста детей. Кроме того, характер трудных жизненных ситуаций, в которых могут оказаться дети разного возраста существенно отличаются, что также учтено в реализуемой профилактической программе, ориентированной на три возрастные группы – дошкольников, младших школьников и подростков.
6. Ориентация на всех участников образовательного процесса. В образовательном процессе участвуют существенно отличающиеся друг от друга группы: дети, их родители и работники образовательных учреждений. Следовательно, в рамках образовательного процесса профилактическое воздействие может осуществляться на все указанные группы, что существенно повышает его эффективность. Реализуемая в Центре программа профилактики включает воздействие на всех участников образовательного процесса.
7. Ранняя вмешательство. Первым образовательным учреждением, в которое приходит ребенок, и в котором формируются базовые черты его личности, навыки общения является дошкольное образовательное учреждение (ДОУ). Недостаточность развития родительских навыков, педагогическая несостоятельность родителей, первые признаки жестокого обращения с детьми и пренебрежение их основными потребностями впервые могут быть выявлены работниками именно этих учреждений. Также необходимо учитывать, что результативность коррекционной и реабилитационной работы наиболее высока с детьми дошкольного возраста. Отсутствие запущенных семейных проблем позволяет быстро и без значительных затрат нормализовать детско-родительские отношения, повысить ответственность родителей за ребенка. Тем самым осуществляется ранняя профилактика жестокого обращения с детьми и связанных с ним детской безнадзорности, беспризорности и девиаций поведения.
8. Профилактика девиантного поведения. Многочисленные исследования психиатров, психологов и криминологов убедительно свидетельствуют о том, что перенесенное в детстве насилие резко повышает риск противоправного поведения в будущем. Обследование наблюдавшихся в Центре детей и подростков с агрессивным поведением показало, что все они на более раннем этапе своей жизни подвергались в той или иной форме жесткому обращению в семье или не получали необходимых внимания и заботы от родителей. Жесткое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилия, став взрослыми подвергают жестокому обращению собственных детей. Разорвать этот порочный круг насилия можно только с помощью своевременного оказания психотерапевтической и социальной помощи пострадавшему ребенку. С учетом этого проводимые в Центре психотерапия и социальная реабилитация детей-жертв насилия и их семей служит предупреждению агрессивное и насильственное поведение таких детей в будущем и могут рассматриваться как реальная виктимологическая профилактика насильственной преступности.
9. Системный подход. Ребенок не может быть объектом для изолированного коррекционного вмешательства. Важным принципом профилактической деятельности, включая оказание психологической и социальной помощи детям, является направленность этой работы не только на семью ребенка, но и на его ближайшее социальное окружение. При разработке индивидуальной профилактической программы сотрудниками Центра учитывается совокупность факторов: биологические (возраст, состояние здоровья); психологические (особенности личности ребенка, членов его семьи и характер взаимоотношений между ними); социальные; культурные и этнические особенности.
Профилактическая программа включает:
* Технологию очного обучения специалистов, работающих с детьми (педагогов, социальных педагогов, психологов) по различным аспектам предупреждения насилия в отношении детей. В Центре используется модульный подход к организации образовательной деятельности. Такой подход основан на выделении ключевых задач образовательного процесса и базовых подходов к их решению, ориентированных на различные целевые группы. Таким образом, для каждого контингента обучающихся можно выбрать оптимальное сочетание содержания образовательного процесса и методики его проведения.
* Технология дистантного обучения специалистов, включающая сочетание традиционного учебного пособия и видеофильма. Предлагаемое сочетание учебных материалов позволяет воздействовать как на когнитивную (учебное пособие), так и на эмоциональную (видеофильм) сферу обучающихся, что существенно повышает эффективность образовательного процесса.
* Серия методических буклетов, ориентированных на разные целевые группы (дети и подростки, родители и работники образовательных учреждений).
* Средства наглядной агитации, направленные на формирование у родителей и работников образовательных учреждений понимания недопустимости жестокого обращения с детьми, а у детей - активной жизненной позиции по защите своих прав.
* Выступления в средствах массовой информации, прежде всего, электронных позволяет формировать среди широких слоев населения убеждение в недопустимости использования насилия в «педагогических» целях, опасных последствиях жестокого обращения с детьми, необходимость своевременного обращения за психологической помощью, в тех случаях, когда ребенок становится жертвой насилия.
Блок очного обучения родителей, обучающихся и работников образовательных учреждений реализуется в образовательных учреждениях ЦАО г. Москвы. Указанные мероприятия носят как образовательный, так и воспитательный характер, формируя мировоззрение участников образовательного процесса. Их можно рассматривать как первичный уровень обучения. Формированию в общественном мнении неприятия жестокого обращения с детьми, осознанию его негативных психологических и социальных последствий способствуют выступления специалистов Центра в СМИ.
Для специалистов, работающих с детьми (социальные педагоги, педагоги и воспитатели ДОУ и ГОУ), проводятся обучающие семинары по авторской методике. Цели этих семинаров: (1) формирование отношения к жестокому обращению с детьми как недопустимому явлению, (2) обучение методам выявления среди контингента обучающихся детей, подвергающихся жестокому обращению, (3) обучение методам ненасильственной коррекции нежелательного поведения детей и подростков.
Указанные семинары являлись вторичным уровнем обучения, после завершения которого специалисты образовательных учреждений сами становятся активными участниками профилактического процесса.
Третичный уровень обучения ориентирован на круг узких специалистов и предусматривает обучение их методам и приемам работы с детьми-жертвами насилия. С этой целью было проводятся семинары с привлечением экспертов по проблеме жестокого обращения с детьми. Участие в обучении этого уровня позволяет специалистам использовать в своей практической деятельности новейшие мировые достижения в области психологии и социальной работы, т.е. выйти на международные стандарты качества. Одним из средств реализации третичного уровня профилактики следует считать публикацию монографий и статей в специальной научной литературе, выступление на научных конференциях
Важнейшей особенностью реализуемой в Центре модели профилактики жестокого обращения с детьми через образовательную деятельность является тесное взаимодействие с органами местного самоуправления. Без их содействия нельзя эффективно заниматься защитой детей от жестокого обращения. Работа Центра с муниципалитетами и районными Управами осуществляется на основании договоров, предусматривающих обязательства сторон по раннему выявлению