При комплексной диагностике ребенка, пострадавшего от жестокого обращения или насилия, оценке подлежат:
· психологическое состояние (наличие острых или хронических нарушений, связанных с психической травмой);
· состояние психическое здоровья (уровень, наличие нарушений, особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер);
· возрастно-нормативное развитие (сформированность основных новообразований, соответствующих возрасту ребенка, психологический возраст, зона ближайшего развития);
· состояние физического здоровья, наличие следов физического насилия разной давности
· семейная ситуация, особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми членами семьи и взрослых членов семьи между собой.
В качестве основных методов комплексной диагностики могут выступать следующие методы:
· сбор сведений у родителей или лиц, их заменяющих;
· изучение имеющейся документации (справок из медицинских учреждений, характеристик из образовательных учреждений, психологических заключений по результатам проведенных ранее обследований, заявлении родителей или иных законных представителей, материалы гражданского или уголовного дела);
· обследование ребенка специалистами Центра (психологами, врачами, дефектологом и логопедом);
· изучение продуктов деятельности ребенка (рисунки, поделки, учебные работы.
Психологическое обследование ребенка включает наблюдение, беседу и экспериментально-психологическое исследование. При наблюдении за неорганизованной игрой ребенка фиксируется эмоциональная реакция ребенка на игрушки и целенаправленность действий. Оцениваются: проявление интереса к игрушкам, выбор игрушек и др. Беседа чаще всего используется на начальном этапе работы и служит знакомству с ребенком. Как самостоятельный элемент обследования беседа выступает при необходимости получения от ребенка определенной информации, что бывает при вовлечении его в процесс гражданского (спор между родителями) или уголовного (совершение преступления против ребенка) судопроизводства.
Общим моментом при проведении всех методов является то, что ребенку по определенной инструкции предлагается выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой деятельности. Содержание заданий должно быть доступно и интересно ребенку. Необходимо, чтобы моделируемый психический акт или процесс был претворен в простое, доступное осмыслению ребенка действие.
Одной из наиболее важных задач диагностики является выявление нарушений психического развития. Схема патопсихологического исследования направлена на получение данных характеризующих: познавательные процессы; эмоционально-волевую сферу; предречевое и речевое развитие; двигательное развитие. При диагностике особенностей формирования познавательной сферы в фокусе внимания должен находится процесс выполнения ребенком отдельных заданий как отражение его психической деятельности. При этом важно учитывать не только результат, но и то, как ребенок проявляет себя при его достижении: понимание и принятие инструкции; способность к организации целесообразного поведения, особенно для тех случаев, когда цель непосредственно не задана; понимание несоответствия достигаемых результатов ожидаемым; выбор действия или системы действий по достижению конкретного результата и по исправлению допускаемых ошибок. Кроме того, фиксируются заинтересованность ребенка, его активность, собранность совместных действий, реакция на неудачу, обучаемость.
В процессе обследования выясняют умение ребенка длительно концентрировать внимание при выполнении задания, сохранять целенаправленность действий, отмечают отвлекаемость; оценивают сформированность речи, понимание речи взрослого.
Для детей младшего школьного возраста и подростков можно использовать задания на классификацию и исключение предметов, выделение существенных признаков, простые и сложные аналогии, установление последовательности событий, объяснение сюжетных картин, исследование ассоциаций, корректирующую пробу, пиктограмму и др.
При анализе деятельности ребенка обращают внимание на следующие показатели:
· общий фон настроения ребенка (адекватный, депрессивный, тревожный, эйфоричный и т.д.); его активность; наличие познавательных интересов, проявление возбудимости, расторможенности;
· контактность ребенка (желание сотрудничать со взрослыми);
· эмоциональное реагирование на замечания и требования;
· реагирование на трудности и неуспех.
Психологическая диагностика дополняется дефектологической и логопедической, по их результатам в случае необходимости составляется индивидуальный план коррекционно-реабилитационной работы. При возникновении подозрения на наличие психических нарушений проводится более глубокая диагностика с участием соответствующих специалистов (психоневролога, клинического психолога, невропатолога).
У детей в возрасте 6-7 лет важной оценить их готовности к школьному обучению, которая характеризуется с точки зрения уровня развития интеллектуальной и личностной сфер ребенка. Неготовность к обучению ведет к неуспешности ребенка в основной для него деятельности, что обусловливает существенное эмоциональных и поведенческих расстройств, связанных с перенесенным ранее насилием. Кроме того, низкая успеваемость, разочарование родителей в способностях ребенка способно спровоцировать физическое или эмоциональное насилие с их стороны.
Для диагностики готовности к обучению можно использовать следующие тесты и программы:
· диагностико-коррекционная программа Г. Витцлака;
· диагностико-коррекционная программа X. Бройера, М. Войффен;
· ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасека;
· методика определения готовности к школьному обучению М.И. Костиковой;
· диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению Н.И. Гуткиной.
При психологической диагностике подростков основное значение приобретает выявление индивидуальных особенностей личности (акцентуации характера). Практически у всех подростков, переживших жестокое обращение или насилие, выявляются те или иные акцентуации характера.