Игровой терапией называют метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей, в основу которого положен, свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром, - игра. Основная цель игровой терапии заключается в том, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом - через игру, а также дать возможность проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом. Развитие волевых механизмов способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.
Основным задачам игровой терапии являются:
· отреагирование отрицательных эмоций и агрессии;
· устранение поведенческих нарушений
· укрепление собственного «Я» ребенка;
· повышение самооценки;
· развитие способности эмоциональной саморегуляции.
Для успеха игротерапии с детьми-жертвами насилия, большое значение имеет оснащение игровой комнаты, которое должно включать следующие игрушки: кукольная семья, кукольный дом и мебель, машины, касса, телефон, деревья, железная дорога, животные, солдатики, оружие, хищники, различные мягкие валики и подушки, по которым ребенок может колотить и пр.
К новым технологиям психотерапевтической работы с детьми можно отнести песочную терапию, которая находит все более широкое признание у практиков. Песочная терапия - один из методов, направленных на разрешение личностных проблем через творчество и игру. Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии клиентов. Одинаково успешно применяется в работе с детьми и взрослыми и является одним из наиболее эффективных инструментов терапевтической и реабилитационной работы с жертвами насилия.
В качестве основных материалов используется песок, вода и миниатюрные фигурки. С их помощью детям предлагается создавать композиции в специально оборудованном месте. После завершения работы с песком, ребенок дает название своему творению и рассказывает о нем психологу. Психолог отмечает важные моменты процесса (особенности поведения, действия с песком, первую фигурку, поставленную в песочницу и т.д.), фотографирует композицию, подробно записывает рассказ клиента.
Использование песочной терапии на стыке арт-терапевтической и игротерапевтической практики предполагает гораздо более активную позицию специалиста. Композиция, построенная клиентом, используется для исследования его актуальных эмоциональных состояний и чувств, и терапевтической работы с ними. Один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребенок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками.
Применение песочной терапии предполагает последовательную смену стадий игры с песком. В процессе игры драматизация освобождает заблокированные переживания и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в психике любого ребенка. Таким образом, данный метод позволяет гармонизировать внутренний хаос, господствующий в душе человека, являющегося жертвой насилия, посредством:
· проработки психотравмирующих ситуаций на символическом уровне;
· отреагирования негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения и игры;
· изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе;
· укрепления доверия к миру, развития новых, более продуктивных отношений с окружающими.
5.5. Неспецифические методы коррекционной работы с детьми-жертвами насилия.
Помимо специально организованной психотерапевтической работы с детьми, пострадавшими жестокого обращения или насилия надо проводить всевозможные подвижные игры и игровые занятия, которые также выполняют реабилитационную функцию. Например, полезны игры, помогающие ребенку снять эмоциональные зажимы, развить самоконтроль.
Полезно вовлекать детей в игры, способствующие развитию эмоциональной раскованности (к примеру, бросая мяч товарищу, необходимо произвести шумовой эффект или какое-то определенное движение). Игры с мячом, лазанье по шведской стенке и спрыгивание вниз на мат (со страховкой) позволяют ребенку постепенно преодолевать нерешительность, опасение, тревоги, закомплексованность.
Опыт перенесенного насилия всегда очень болезнен для детей. Поэтому нельзя форсировать психотерапевтическую работу, надо двигаться, учитывая индивидуальный темп самораскрытия и развития каждого ребенка. В работе с такими детьми можно использовать различные методы. Например, методика «Создание книги жизни» используется и для диагностики, и для методики, и для терапии. Эта методика помогает воссоздать чувства ребенка, связанные с приятными и тяжелыми эпизодами из его прошлой жизни, проанализировать, почему возникли те или иные переживания, примирить, его с самим собой и окружающим миром.
Любой ребенок, столкнувшийся с психической травмой, использует для ее преодоления те или иные копинг-стратегии. Дети и подростки, пережившие насилие, чаще всего используют такую копинг-стратегию как «избегание». Это объясняется тем, что не имеют достаточно ресурсов, способствующих адаптивной социализации. В 11-12 лет - в начальный период социализации - подростки становятся особенно сенситивными к изменениям социальной среды и с готовностью воспринимают предлагаемую для них в ходе тренинга социальной адаптации поддержку, помогающую им развивать находящиеся в дефиците ресурсы. Вследствие развития ресурсов происходят изменения в соотношении стратегий. Рост восприятия социальной поддержки, самоэффективности, снижение чувствительности к отвержению приводят к росту удельной доли стратегии поиска социальной поддержки и снижению доли поведения типа «избегания». Однако это перераспределение между стратегиями не приводит к качественному изменению соотношений копинг-стратегий в общей структуре копинг-поведения.
Эта общая возрастная особенность подростков предопределяет ситуацию риска по причине возрастной несформированности индивидуальной поведенческой модели. Ее формирование может проходить по двум направлениям:
· по направлению, ведущему к формированию зависимости, когда, наряду с приоритетно развивающейся в этом возрасте стратегией поиска социальной поддержки, будет активно формироваться стратегия избегания. В этом случае через некоторое время появится подросток избыточно конформный, полностью ориентированный в своих выборах на мнение референтной группы сверстников, не умеющий разрешать свои ситуационные и эмоциональные проблемы и, соответственно, ищущий возможность симптоматического снятия эмоционального напряжения;
· по направлению адаптивному, когда поведенческий стиль будет формироваться за счет сочетания активно развивающихся стратегий поиска социальной поддержки и разрешения проблем. В этом случае подросток будет активный, способный самостоятельно разрешать собственные проблемы, умеющий самостоятельно получать социальную поддержку и активно оказывать ее.
Таким образом, одним из направлений коррекционной работы с детьми и подростками, пострадавшими от жестокого обращения или насилия, является формирование у них конструктивных копинг-стратегий. Развитие таких инструментов совладания со стрессом позволит снизить повышенный риск развития злоупотребления алкоголем или наркотиками, характерный для жертв насилия (алкоголизация или наркотизация выступают у этих лиц как деструктивный копинг-механизм).
Перенесенное насилие нередко ведет по механизму идентификации жертвы с агрессором к совершению ребенком аналогичных деяний в отношении более слабых детей. Для таких жертв, ставших насильниками, за рубежом широко используются специальные терапевтические программы. Эти программы основываются на когнитивных и бихевиоральных подходах, включающих следующие техники работы с клиентами:
· техники мышечной релаксации и расслабляющего дыхания, использующиеся в момент приступа гнева;
· техники, обучающие процессу межличностной коммуникации и навыкам разрешения конфликтов, способствующие процессу когнитивного реконструирования отношений.
Также в подобных программах используются техники изменения поведения насильника:
· ознакомление с преимуществами спокойной семейной жизни;
· ознакомление с потерями в результате агрессивного поведения;
· преимущества полного отказа от агрессивного поведения, изменение понятий «легкая» агрессия, «ненастоящий насильник».
Любая форма жестокого обращения с ребенком требует обязательного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основными направлениями работы могут быть конкретная социальная поддержка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те границы, за которыми начинаются необратимые личностные процессы. Таким образом, целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от жестокого обращения, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования.