Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Диагностика отдельных видов жестокого обращения с ребенком



Жестоким обращением является причинение вреда ребенку вследствие злоупотребления родителями или лицами, их заменяющими*, своей властью над ребенком для удовлетворения личных потребностей вопреки интересам ребенка. Чаще всего выделяют четыре формы жестокого обращения: физическое, психическое и сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка. Как правило, насилие сопряжено с активными действиями родителей или лиц, их заменяющих, а пренебрежение основными потребностями ребенка – их бездействием.

Выявление пренебрежения основными потребностями ребенка

Под пренебрежением основными потребностями ребенка понимается постоянное или периодическое неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей по удовлетворению потребностей ребенка в развитии и заботе, пище и крове, медицинской помощи и безопасности, приводящее к ухудшению состояния здоровья ребенка, нарушению его развития или получению травмы. Проявления пренебрежения основными потребностями ребенка зависят от его возраста.

В раннем возрасте пренебрежение основными потребностями ребенка проявляется в замедленном, не соответствующем возрастным нормам, психическом и физическом развитии, отсутствии гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Выраженность отставания в психическом развитии может быть столь значительной, что ее бывает трудно отличить от умственной отсталости. Однако при помещении в благоприятную семейную обстановку (усыновление, передача в патронатную семью) эти дети чрезвычайно быстро достигают возрастных нормативов психического и физического развития. Одним из наиболее демонстративных признаков пренебрежения основными потребностями таких детей следует считать задержку речевого развития при отсутствии органической патологии головного мозга.

Для дошкольников, испытывающих пренебрежение со стороны родителей характерен маленький рост, низкий вес, микроцефалия, задержка речевого развития, уровня внимания, эмоциональная незрелость, гиперактивность, агрессивность, импульсивность, неразборчивость в формировании дружеских отношений, социальная безответственность.

Для школьников ситуации пренебрежения проявляются в наличии хронических заболеваний, маленьком росте, малом весе, плохой успе­ваемости в школе, в трудностях в обучении, в незрелости, ги­перактивности, агрессивности, склонности к уединению, пло­хим взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми людь­ми, деструктивном поведении и т.д.

К характерным особенностям внешнего вида и поведения ребенка, живущего в ситуации пренебрежения можно отнести:

· утомленный, сонный вид;

· санитарно-гигиеническую запущенность;

· наличие чесотки, педикулеза;

· отставание в физическом, речевом и моторном развитии;

· привлечение внимания к себе любым способом, в том числе в неуемной потребности в ласке и внимании;

· проявление агрессивности и импульсивности, которые часто сменяются апатией и подавленным состоянием;

· трудности в обучении, приводящие к плохой успевае­мости;

· пассивность во взаимоотношениях со сверстниками, обусловленная низкой самооценкой;

· делинквентность.

Выявление физического насилия

Физическим насилием является умышленное причинение ребенку телесных повреждений, а также любе иное использование физической силы (причинение боли, лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и др.), которое причиняет ущерб его физическому или психическому здоровью, нарушает нормальное развитие или создает реальный риск* возникновения таких нарушений. Физическое насилие может проявляться в форме бездействия, когда ребенок умышленно оставляется в опасной или неблагоприятной обстановке.

Основными поведенческими признаками физического насилия являются следующие:

· резко выраженная боязливость ребенка;

· неадекватное поведение ребенка в новых ситуациях и с новыми людьми;

· ярко выраженный страх взрослых людей;

· признаки задержки психического и физического развития, не связанные с состоянием здоровья ребенка;

· наличие следов телесных повреждений разной давности;

· психологические по­следствия насилия.

Психологические и поведенческие проявления физического насилия зависят от возраста ребенка.

Дети младшего раннего возраста (до 3-х лет):

· малоподвижность, слабя реакция на внешние стимулы (у грудных детей);

· боязнь родителей или взрослых;

· постоянная настороженность;

· плаксивость, капризность;

· печальный внешний вид, редкое проявление радости;

· агрессивность.

Дети дошкольного возраста:

· пассивность, смирение с происходящим;

· чрезмерная уступчивость, заискивающее поведение;

· псевдовзрослое поведение;

· агрессивность;

· жестокость по отношению к животным;

· лживость и воровство.

Дети младшего школьного возраста:

· стремление скрыть причину имеющихся у них травм;

· нежелание возвращаться домой после школы;

· замкнутость, отсутствие друзей;

· плохая школьная успеваемость, затрудненная концентрация внимания;

· агрессивность;

· воровство;

· уходы из дома.

Подростки:

· бродяжничество;

· делинквентное поведение;

· употребление алкоголя или наркотиков;

· депрессия, суицидальные попытки.

обид.

Телесные повреждения, полученные детьми результате физического насилия, далеко не во всех случаях имеют очевидно насильственный характер. В таких ситуациях следует ориентироваться на другие признаки, позволяющие заподозрить физическое насилие:

· неоднократность обращения за медицинской помощью в связи с получением ребенком телесных повреждений;

· несоответствие характера повреждений рассказу родителей об обстоятельствах получения травмы;

· характер повреждений, свидетельствующий о жестоком обращении, так нельзя объяснить естественными причинами наличие синяков у грудного ребенка или специфических ожогов, возникающих от сигарет, у детей более старшего возраста;

· выявление у ребенка признаков других форм жестокого обращения, например, сексуального насилия или пренебрежения его основными потребностями;

· трудная жизненная ситуация, в которой находится семья (хронический конфликт между родителями, агрессивное поведение одного из родителей, злоупотребление алкоголем одного из родителей или наличие у него психического расстройства);

· немотивированное промедление родителей с обращением за помощью, особенно в тех случаях, когда тяжесть повреждений требовала экстренного медицинского вмешательства;

· неадекватное поведение родителей, стремление преуменьшить тяжесть повреждений, имеющихся у ребенка;

· наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать агрессию со стороны родителей (постоянный плач по ночам у грудных детей, плохой аппетит у детей раненого возраста, назойливость, приставание к взрослым у дошкольников, воровство или уходы из дома у подростков);

· особенности воспитания родителей (родители в детстве подвергались жестокому обращению или пренебрежению основными потребностями, родители воспитывались в интернатных учреждениях);

· предъявление родителями к ребенку требований, которые не соответствуют его физическим или интеллектуальным возможностям либо уровню развития;

· социальная изоляция семьи, отсутствие возможности получить помощь извне.

Выявление психического насилия

Психическим (эмоциональным насилием) являются эпизодические или регулярные оскорбления или унижения ребенка, высказывание в его адрес угроз, демонстрация негативного отношения или отвержение, которые приводят к возникновению выраженных эмоциональных или поведенческих нарушений. Психическим насилием будет также однократное воздействие тяжелой психической травмы, приведшее к возникновению посттравматического стрессового расстройства; а также случаи повторного воздействия менее тяжелых психических травм, в результате чего возникает расстройство адаптации.

Психологическое насилие может проявляться в следующих формах.

Отвержение проявляется в том, что взрослый отказывается признавать ценность ребенка и свою обязанность удовлетворять его основные потребности, не признается право ребенка просить или требовать что-либо от родителей.

При изоляции взрослый резко ограничивает социальные контакты ребенка, полностью контролирует круг его общения, препятствует установлению дружеских связей с другими детьми или доверительных отношений с другими взрослыми. В крайних случаях могут ограничиваться контакты даже с другим родителем. У ребенка возникает впечатления полного одиночества, изоляции от внешнего мира и других людей.

Терроризирование проявляется в постоянной вербальной агрессии, запугивании и угрозах со стороны взрослого, что создает у ребенка чувство страха, тревоги и неуверенности. Ребенок начинает воспринимать мир как враждебный и непостоянный. Терроризированием являются не только угрозы физической расправой со стороны взрослого, но и запугивание возможными враждебными действиями со стороны других лиц, которые взрослый рассматривает как заботу о безопасности ребенка.

При игнорировании взрослый лишает ребенка одного из важнейших условий нормального психического развития – обратной связи со значимым взрослым (отклика взрослого на обращение ребенка, его поведение). Игнорирование может быть следствием неадекватной педагогической тактики, эмоционального отвержения ребенка или психической патологии родителя.

Развращение проявляется в том, что взрослый способствует искаженной социализации ребенка, поощряет или прямо вовлекает в антисоциальное поведение, укрепляет проявления девиантного поведения. В результате подобных действий подросший ребенок отвергает общепринятые моральные нормы и правила поведения, оказывается социально дезадаптированным.

Наиболее часто встречающимися последствиями психологические насилия над детьми являются:

· отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;

· агрессивность;

· импульсивность, недостаточная способность к контролю собственного поведения;

· низкая самооценка и повышенная тревожность;

· неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;

трудности в общении со сверстниками

При выявлении психологического насилия целесообразно использовать основные формы его проявления (отвержение, изоляция, терроризирование, игнорирование и развращение). С помощью этого инструмента можно проанализировать особенности взаимоотношений ребенка и родителей, что позволяет выявить начальные этапы психологического насилия, когда у ребенка еще отсутствуют отчетливые эмоциональные и поведенческие нарушения. Характер детско-родительских отношений анализируется на основании описания этого взаимодействия родителями, ребенком, другими взрослыми, знакомыми с ситуацией в семье, а также на основании непосредственного наблюдения специалиста за взаимодействием ребенка и родителей (дома или в детском учреждении). Наблюдение за ребенком позволяет установить особенности внешнего вида и поведения, характерные для детей, подвергающихся психическому насилию.

К особенностям внешнего вида можно отнести признаки задержки физического развития, признаки плохого ухода и недостаточного внимания со стороны родителей:

· санитарная запущенность;

· грязная или порванная одежда;

· одежда, не соответствующая сезону;

· низкая масса тела;

· наличие следов от случайных повреждений, полученных вследствие недосмотра родителей).

К особенностям поведения детей, перенесших психическое насилие, относятся:

· отставание в психическом развитии;

· сниженный фон настроения;

· тревожность;

· замкнутость, чрезмерный страх при общении с незнакомыми взрослыми или наоборот чрезмерная доверчивость;

· неразборчивая привязанность;

· неумение взаимодействовать с другими детьми;

· отсутствие привязанности к родителям;

· плохая успеваемость.

После завершения изучения детско-родительских отношений следует узнать у родителей, как они оценивают свои отношения с ребенком, в чем они видят основные трудности воспитания. Особое внимание необходимо уделить расхождениям в объективной оценке детско-родительских отношений и субъективной оценке этих отношений родителями.

Выявление сексуального насилия

Под сексуальным злоупотреблением следует понимать вовлечение ребенка взрослым в совершение действий сексуального характера с помощью насилия, угроз или путем злоупотреблением доверием (с использованием беспомощного состояния), что причинило вред его физическому или психическому здоровью либо нарушило психосексуальное развитие ребенка.

При проведении медицинского освидетельствования могут быть выявлены следующие признаки, свидетельствующие о перенесенном сексуальном насилии:

· травмы половых органов и промежности (покраснения, ссадины, синяки, кровоизлияния и отеки, нарушения целостности девственной плевы; трещины и разрывы слизистой оболочки прямой кишки);

· старые разрывы девственной плевы;

· зияние ануса, расширение вен в области анального отверстия;

· заболевания, передающиеся половым путем и инфекции мочевыводящих путей;

· беременность.

В случае анальных сексуальных контактов, как правило длительных, вследствие ослабления сфинктера прямой кишки часто наблюдается недержание кала, проявляющееся в пачкании нижнего белья. Другим частым признаком длительных сексуальных посягательств у девочек являются боли в нижней части живота. Эти боли имеют невротический характер, то есть не связаны с заболеваниями внутренних органов

Поведенческие признаки, свидетельствующие о возможном сексуальном насилии, зависят от возраста от возраста ребенка.

Дошкольники:

· сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры;

· открытая мастурбация, введение посторонних предметов себе во влагалище или в прямую кишку;

· нарушения сна и аппетита;

· отказ общаться или оставаться наедине с определенным взрослым;

· регресс в психическом развитии;

· немотивированная агрессивность.

Младшие школьники:

· сексуализированное поведение, сексуально окрашенные игры со сверстниками или прямое вовлечение их в действия сексуального характера;

· немотивированная тревога или сниженное настроение;

· снижение успеваемости;

· отказ или нежелание возвращаться домой из школы;

· рисунки откровенно сексуального содержания.

Подростки:

· ранее начало половой жизни со сверстниками или подростками старшего возраста;

· сексуальное насилие в отношении сверстников или детей младшего возраста;

· использование одежды, полностью закрывающей тело, отказ посещать уроки физкультуры, бассейн, пляж или другие места, где необходимо снимать верхнюю одежду;

злоупотребление психоактивными веществами, занятие проституцией

У детей переживших насилие возможно развитие посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), как ответной реакции на травматическое событие. Диагноз ПТСР ставится в том случае, если травматическое со­бытие регулярно переживается ребенком в виде ночных кошма­ров, навязчивых мыслей, что приводит его к общей оцепене­лости, нервозности, расстройству сна, плохой концентрации внимания. Проявление симптомов при ПТСР можно разделить на три категории.

Первая категория симптомов характеризует повторное переживание травматического события, которое выражается в навязчивых болезненных воспоминаниях, кошмарных снови­дениях о событии. Сновидения у ребенка могут иметь как конкретный, так и общий бессодержательный характер. Лю­бые внешние или внутренние стимулы, напоминающие о со­бытии, формируют множество неприятных чувств. В играх маленьких детей можно наблюдать различные аспекты травматического события.

Вторая категория симптомов проявляется в пониженном интересе к событиям собственной жизни, а также различным ситуациям, которые случаются в жизни ребенка. Ребенок вся­чески пытается уклониться от малейших воспоминаний о травме, безразличен по отношению к себе и другим людям. Жизнь его становится серой, в ней отсутствуют надежды на будущее.

Третья категория - это симптомы стресса: бессонница, раздражительность, агрессивность, пугливость, чрезмерная бдительность, трудности в сосредоточении на конкретных на­блюдениях, размышлениях, чувствах.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.