Цель: определение проблемы ребенка и объема помощи Задачи:
1. Выяснить отношение ребенка к обозначенной взрослым проблеме или мнение ребенка о сущности проблемы (если есть различия в понимании проблемы)
2. Собрать информацию по этой проблеме
3. Кому ребенок доверяет
4. Предварительная оценка психологического состояния ребенка
5. Оценка степени опасности/безопасности для ребенка
6. Решение проблемы с точки зрения ребенка
7. Анализ полученной информации и составление плана следующей встречи
Структура ПИР
№
Этапы интервью
Примечания
Представление друг другу:
• попросить ребенка назвать свое имя, фамилию, возраст, спросить, когда у него день рождения;
• представить себя (ИО, рассказать о своей роли в Центре словами, доступными для понимания ребенком)
Нейтральные вопросы типа: сколько лет, с кем живет, как зовут родителей и т.д. дадут возможность ребенку расслабиться, освоиться в незнакомом месте.
Постепенное вовлечение в обсуждение проблемы:
• попросить рассказать о семье, взаимоотношениях между членами семьи и ребенком, взаимоотношениях с другими значимыми взрослыми;
• выявить члена семьи или другое лицо, кому ребенок доверяет;
• как ребенок социализируется (посещение детского сада, учеба в школе, наличие приятелей и т.д., другие интересы - спорт, хобби, занятия музыкой)
Отношения с ребенком строятся с учетом его возраста: маленькому ребенку можно представить игрушки, присоединиться к его игре, предложить что-либо нарисовать: кинетический рисунок семьи, «Дом, дерево, человек», Цветовой тест отношений и др.
Для подростков - работа с генограммой, «круги» отношений и др.
В недирективной манере ребенка побуждают рассказать о чувствах, которые он испытывает к людям, с которыми он живет.
Информация о причине обращения:
• знает ли ребенок, почему он пришел в Центр;
• попросить ребенка рассказать
Ребенку следует задавать открытые, ненаводящие вопросы, нельзя начинать с вопросов типа: «Тебя папа бил?», даже если вы знаете об этом со слов других людей. Вопросы
о случившемся или о том, что его беспокоит;
• задать уточняющие вопросы: как долго длилось травмирующее событие, как произошло раскрытие, кому ребенок рассказал, какая была реакция от взрослых на раскрытие и т.д.
• побудить ребенка выразить свои чувства к происходящему событию и к его участникам
должны быть простые и короткие. Для маленького ребенка воспроизвести травмирующее событие или ситуацию может помочь игра, рисунки, куклы на руках и другие подсобные материалы.
В этой фазе подход может быть более директивным.
Следить за своей реакцией на рассказ ребенка: исключается выражение таких чувств, как брезгливость, ужас, недоверие.
Дать понять ребенку, что вы верите ему.
Следует тщательно зафиксировать рассказ ребенка, используя его слова и выражения.
Уважать пожелание ребенка не передавать его рассказ родителям.
4.
Оценить ситуацию и психоэмоциональное состояние ребенка для решения вопроса его безопасности.
Необходимо отмечать реакцию ребенка, наблюдая за его поведением, эмоциональными, вегетативными проявлениями (мимику, покраснение лица, учащение дыхания, волнение, проявления страха, у некоторых детей может появиться заикание, когда касаются волнующих его тем). Возможно проведение терапевтических мероприятий с использованием подходящих методик, например, релаксации.
5.
Заключительная часть:
• оказать ребенку поддержку, похвалить его за смелость и доверие, заверить его, что вы сделаете все от вас зависящее, чтобы помочь ему, успокоить
• рассказать ребенку, что вы будете делать с полученной информацией. Привлечь его к сотрудничеству
Можно закончить интервью, отведя ребенка к родителю, назначить следующую встречу и отметить позитивные моменты настоящей.
6.
Предварительная оценка полученной информации и планирование дальнейшей работы
Самое главное - оценить внешнюю и внутреннюю безопасность для ребенка.
Сравнить рассказ ребенка и взрослого