Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Организация работы детских и родительских групп



Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуа­ции социальной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережившими похожие жизненные ситуации и испы­тавшими сходные психологические проблемы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких либо призна­ков стигмации. Это обусловлено тем, что в процессе группо­вой работы происходит социализация ребенка, его учат навы­кам формирования адекватных дружеских отношений со свер­стниками.

Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает преступления. Ребенок, пе­реживающий жестокое обращение, испытывает про­тиворечивые чувства - с одной стороны, он надеется разру­шить тягостное для него молчание о мрачных собы­тиях его жизни, разделить ответственность за эти события с другими людьми, а с дру­гой стороны, ребенок боится, что, узнав его тайну, близкие будут избегать или осуждать его, либо будут искать пути жестокого наказания. Таким образом, задачей групповой терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, , но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.

В процессе групповой терапии ребенок получает возмож­ность отреагирования своих амбивалентных чувств, анализа внутренних и внешних конфликтов и переживаний для созда­ния оптимального способа поведения. План групповой терапии включает в себя параллельную работу с родителями или опекунами, не причастными к насилию. Это позволяет законным представителям ребенка, по­чувствовать свою вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше по­нять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка.

Долгосрочная групповая психотерапия предполагает обсуждение всех сложных и конфликтных во­просов в спокойной и доброжелательной обста­новке. В ходе работы дети и взрослые могут осознать по­следствия насилия и интегрировать свои слож­ные и противоречивые чувства. Кроме того, не следует забы­вать, что дети чаще проявляют конфликтные переживания в поведении, а не в словах. Поэтому групповая терапия строится по принципу перехода от простого к сложному переход к более проблемному материалу происходит только тогда, когда участники группы к этому готовы.

Дли­тельный срок работы терапевтической группы дает детям и взрослым возможность прора­ботать свои чувства и психологические проблемы без спешки. В ходе терапии важно понимать, что психологиче­ские состояния взрослого и ребенка сильно взаимосвязаны. Например, если родитель или опекун ребенка отказывается выполнять то или иное задание, то и сам ребенок, как правило, очень неохотно включается в вы­полнение этого задания.

Работа терапевтических групп для детей, пострадавших от жестокого обращения базируется на следующих принципах:

· в группу должны входить дети, разница в возрасте ко­торых не превышает двух лет;

· дети должны быть в состоянии говорить о собственном опыте переживания насилия и обладать потенциалом для того, чтобы выслушать других;

· члены будущей группы должны обладать приблизи­тельно равным уровнем интеллектуального, эмоционального и социального развития;

· дети должны об­ладать развитой произвольностью, чтобы поддерживать в группе сформированные правила и контролировать собствен­ную импульсивность.

Параллельно с детской группой может работать группа взрослых, в которую для родителей, опекунов и других лица, непосредственно осуществляющих воспитание ребенка. Исходя из опыта ведения родительских групп, определен ряд ограни­чений для отдельных категорий взрослых. К этим категориям были отнесены люди:

· имеющие различные формы психических расстройств, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;

· поддерживающие дружеские отноше­ния с насильником;

· отрицающие факт насилия по отношению к их детям;

· испытывающие психологическую зависимость от соб­ственных детей;

· имеющие высокий уровень конфликтности.

В процессе групповой терапии необходимо учитывать все обстоятельства каждой семьи и особенности психологиче­ского состояния каждого участника группы. У большинства детей жизнь после происшедшего еще не устоя­лась, иногда они вынуждены жить не у себя дома. Если ребенок живет с тем из родителей, который не имел отношения к насилию, желательно включить этого родителя в работу группы.

Значительную сложность представляет проведение терапевтических групп с детьми, пострадавшими от сексуального насилия. Каждая семья, пережившая такую трагедию с ребенком, как правило, приносит с собой множест­во проблем, решить которые не всегда возможно только мето­дами групповой терапии. У детей часто наблюдаются такие серьезные психосоматические нарушения, суицидальные мысли, страх разлуки с близкими, негативизм. Взрослые могут испы­тывать депрессию, тяжело переживать жизненные перемены, сталкиваться с финансовыми проблемами. Поэтому, помимо участия в группе, этим семьям рекомендуется пройти курс ин­дивидуальной терапии.

После отбора детей для занятий в группе, необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к групповой работе. Наиболее важным фактором является уровень тревожности или агресивность ребенка. Высо­кий уровень тревожности может мешать продуктивной груп­повой работе и его необходимо снизить, рассказав ребенку, что каждый участник группы пережил нечто похожее и испы­тывает те же чувства, что и он сам.

Дети должны знать, что на одном из групповых занятий их попросят рассказать о происшедшем с ними злоупотреблении. Ребенку будет гораздо легче публично расска­зать о случившемся, если у него есть опыт рассказа на инди­видуальных встречах, который позволил ему почувствовать поддержку со стороны терапевта и сформировал у него уверенность, что он будет рассказывать свою собственную ис­торию только тогда, когда у него возникнут доверительные отношения в группе.

Наибольшие трудности возникают при работе с маль­чиками, так как им труднее устанавливать нормаль­ные отношения со сверстниками. Мальчики сильнее пережи­вают свой социальный статус в группе, который сложится в результате их восприятия другими детьми. Те мальчики, ко­торые занимают пассивную позицию, боятся вновь оказаться в положении жертвы, другие же часто демонстрируют агрес­сивное поведение. На предварительных встречах с такими детьми важно подчеркнуть, что участие в группе даст им возможность научиться находить себе друзей и взаимодейст­вовать друг с другом.

Для мальчиков характерным является нежелание обсуж­дать со сверстниками происшедшее с ними. С такими детьми заключается соглашение о том, что рассказ о своем опыте возможен только в том случае, если ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Как показывает опыт практи­ческой работы, в этом случае дети как бы обязуются принять более активное участие в своем выздоровлении и легче идут на обсуждение случившегося с ними.

Подготовительный период необходим и для групп взрослых. Во время предварительных встреч терапевт уточняет ин­формацию как о ребенке, так и о проблемах семьи в целом. Для проведения групповой терапии необходимо узнать особенности жизненной ситуации ребенка, специфику взаи­моотношений в семье, ситуацию обнаружения насилия и сте­пень его влияния на восприятие и понимание ребенка. Если семья имеет несколько детей, важно уяснить особенности взаимоотношений пострадавшего ребенка с братьями и сест­рами, выяснить, знают ли они о случившемся и если да, то, как это повлияло на их отношение к ребенку-жертве.

Тщательная предварительная подготовка детей и взрос­лых поможет создать у них настрой на предстоящую работу. Однако следует быть готовым к тому, что, несмотря на подго­товку, во всех взрослых группах в определенный момент воз­никает сопротивление, которое может выражаться в недоволь­стве в адрес психотерапевтов и сомнении в ценности самой терапии. Такая защитная реакция может проявляться на раз­ных этапах групповой работы, но обычно она возникает в мо­мент начала обсуждения злоупотреблений. Выяснение усло­вий, при которых произошло насилие, вызывает сильную ре­акцию со стороны родителей и опекунов, поскольку вынужда­ет их думать над тем, как обеспечить защиту их детям в буду­щем. Подобная враждебность чаще всего исчезает, по мере того как взрослые осознают, насколько трудно им избавиться от роли жертвы.

Содержание работы психокоррекционных групп. Программа групповой терапии для детей, переживших жестокое обращение или насилие, и их родителей предполагает использование техники структурированной те­рапевтической группы. Такой подход позволяет сделать груп­повой процесс предсказуемым, имеющим четкие ограничения, что способствует созданию в группе атмосферы безопасности и доверия. Программа предусматривает работу со всеми наи­более важными проблемами, связанными с насилием и требующими психотерапевтического вмеша­тельства.

Во многих случаях темы будут пересекать­ся от занятия к занятию, что дает психотерапевту возможность показать связь между различными темами и закрепить наиболее важные понятия. Практические задания направлены на то, что­бы помочь детям и взрослым осознать и выразить свои чувства. Иногда выполнение упражнений может приводить к усилению тревожности и возникновению сопротивления.

Повышение тревожности у детей обычно выражается в деструктивных действиях, препятствующих продолжению групповой дискуссии. В таких случаях лучше всего приоста­новить запланированную работу и дать детям некоторое время поиграть самим по себе или организовать с ними общую игру. После такой эмоциональной разрядки можно вернуться к пре­рванному упражнению или отложить его выполнение до сле­дующих занятий.

Для подростков больше подходят однополые терапевтические группы. Мальчикам с пережива­ниями по поводу половой идентификации такая группа помо­жет укрепить ощущение своей мужественности, которая вое- принимается ими «поврежденной» вследствие происшедшего с ними сексуального злоупотребления. Девочки более плодо­творно формируют собственную идентичность в однополой группе, поскольку в ней они чувствуют себя более защищен­ными. Для взрослых наличие разнополой группы является бо­лее продуктивным.

Число участников группы не должно быть больше вось­ми человек. Именно такое количество детей обеспечивает продуктивное взаимодействие членов группы, способствует формированию доверительной атмосферы, препятствует утомлению детей.

Групповая терапия с детьми, пережившими насилие, осуществляется в закрытой группе, желательно, чтобы группа начала свою работу и закончила ее в одном составе. Исчезнове­ние одного из членов группы разрушает чувство стабильности, заставляет детей вновь испытывать тревогу и посредством многочисленных фантазий объяснять себе исчезновение одно­го из членов группы.

Продолжительность занятий не должна превышать полутора часов. Очень важно, чтобы занятия начинались и за­канчивались вовремя, вне зависимости от опозданий и неявок членов группы. Это приведет к пониманию, как детьми, так и взрослыми необходимости соблюдать правила. Стабильность проведения занятий способствует созданию у участников групповой терапии чувства защищенности, прогнозируемости будущего, уверенности в правильности выбранного пути.

Групповые правила впервые прорабатываются с детьми в процессе подготовки к групповой терапии. Каждый ребенок должен понимать, что существующие в группе правила есть гарантия его безопасности. Очень важно при создании правил обсудить с детьми необходимость существования правила со­трудничества и взаимоуважения. Важным моментом работы над созданием групповых правил является формирование чувства причастности каждого ребен­ка к этой процедуре. Последние 10-15 минут занятия посвящают­ся свободной игре. В это время дети отдыхают от эмоциональ­но сложной групповой работы и свободно общаются.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.