Попадая в группу поддержки, дети преодолевают ситуации социальной изоляции и формируют контакты с другими детьми, пережившими похожие жизненные ситуации и испытавшими сходные психологические проблемы, что позволяет им почувствовать себя обычными детьми без каких либо признаков стигмации. Это обусловлено тем, что в процессе групповой работы происходит социализация ребенка, его учат навыкам формирования адекватных дружеских отношений со сверстниками.
Важным преимуществом группового опыта является возможность поделиться с другими детьми тайной, которая всегда окружает преступления. Ребенок, переживающий жестокое обращение, испытывает противоречивые чувства - с одной стороны, он надеется разрушить тягостное для него молчание о мрачных событиях его жизни, разделить ответственность за эти события с другими людьми, а с другой стороны, ребенок боится, что, узнав его тайну, близкие будут избегать или осуждать его, либо будут искать пути жестокого наказания. Таким образом, задачей групповой терапии является не только помощь ребенку в преодолении психологической травмы, , но и формирование у него жизненных навыков, соответствующих его возрасту.
В процессе групповой терапии ребенок получает возможность отреагирования своих амбивалентных чувств, анализа внутренних и внешних конфликтов и переживаний для создания оптимального способа поведения. План групповой терапии включает в себя параллельную работу с родителями или опекунами, не причастными к насилию. Это позволяет законным представителям ребенка, почувствовать свою вовлеченность в процесс его выздоровления, проанализировать свои собственные переживания, лучше понять влияние психической травмы на дальнейшее развитие ребенка.
Долгосрочная групповая психотерапия предполагает обсуждение всех сложных и конфликтных вопросов в спокойной и доброжелательной обстановке. В ходе работы дети и взрослые могут осознать последствия насилия и интегрировать свои сложные и противоречивые чувства. Кроме того, не следует забывать, что дети чаще проявляют конфликтные переживания в поведении, а не в словах. Поэтому групповая терапия строится по принципу перехода от простого к сложному переход к более проблемному материалу происходит только тогда, когда участники группы к этому готовы.
Длительный срок работы терапевтической группы дает детям и взрослым возможность проработать свои чувства и психологические проблемы без спешки. В ходе терапии важно понимать, что психологические состояния взрослого и ребенка сильно взаимосвязаны. Например, если родитель или опекун ребенка отказывается выполнять то или иное задание, то и сам ребенок, как правило, очень неохотно включается в выполнение этого задания.
Работа терапевтических групп для детей, пострадавших от жестокого обращения базируется на следующих принципах:
· в группу должны входить дети, разница в возрасте которых не превышает двух лет;
· дети должны быть в состоянии говорить о собственном опыте переживания насилия и обладать потенциалом для того, чтобы выслушать других;
· члены будущей группы должны обладать приблизительно равным уровнем интеллектуального, эмоционального и социального развития;
· дети должны обладать развитой произвольностью, чтобы поддерживать в группе сформированные правила и контролировать собственную импульсивность.
Параллельно с детской группой может работать группа взрослых, в которую для родителей, опекунов и других лица, непосредственно осуществляющих воспитание ребенка. Исходя из опыта ведения родительских групп, определен ряд ограничений для отдельных категорий взрослых. К этим категориям были отнесены люди:
· имеющие различные формы психических расстройств, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками;
· поддерживающие дружеские отношения с насильником;
· отрицающие факт насилия по отношению к их детям;
· испытывающие психологическую зависимость от собственных детей;
· имеющие высокий уровень конфликтности.
В процессе групповой терапии необходимо учитывать все обстоятельства каждой семьи и особенности психологического состояния каждого участника группы. У большинства детей жизнь после происшедшего еще не устоялась, иногда они вынуждены жить не у себя дома. Если ребенок живет с тем из родителей, который не имел отношения к насилию, желательно включить этого родителя в работу группы.
Значительную сложность представляет проведение терапевтических групп с детьми, пострадавшими от сексуального насилия. Каждая семья, пережившая такую трагедию с ребенком, как правило, приносит с собой множество проблем, решить которые не всегда возможно только методами групповой терапии. У детей часто наблюдаются такие серьезные психосоматические нарушения, суицидальные мысли, страх разлуки с близкими, негативизм. Взрослые могут испытывать депрессию, тяжело переживать жизненные перемены, сталкиваться с финансовыми проблемами. Поэтому, помимо участия в группе, этим семьям рекомендуется пройти курс индивидуальной терапии.
После отбора детей для занятий в группе, необходимо провести две или три индивидуальные встречи с каждым ребенком, чтобы подготовить его к групповой работе. Наиболее важным фактором является уровень тревожности или агресивность ребенка. Высокий уровень тревожности может мешать продуктивной групповой работе и его необходимо снизить, рассказав ребенку, что каждый участник группы пережил нечто похожее и испытывает те же чувства, что и он сам.
Дети должны знать, что на одном из групповых занятий их попросят рассказать о происшедшем с ними злоупотреблении. Ребенку будет гораздо легче публично рассказать о случившемся, если у него есть опыт рассказа на индивидуальных встречах, который позволил ему почувствовать поддержку со стороны терапевта и сформировал у него уверенность, что он будет рассказывать свою собственную историю только тогда, когда у него возникнут доверительные отношения в группе.
Наибольшие трудности возникают при работе с мальчиками, так как им труднее устанавливать нормальные отношения со сверстниками. Мальчики сильнее переживают свой социальный статус в группе, который сложится в результате их восприятия другими детьми. Те мальчики, которые занимают пассивную позицию, боятся вновь оказаться в положении жертвы, другие же часто демонстрируют агрессивное поведение. На предварительных встречах с такими детьми важно подчеркнуть, что участие в группе даст им возможность научиться находить себе друзей и взаимодействовать друг с другом.
Для мальчиков характерным является нежелание обсуждать со сверстниками происшедшее с ними. С такими детьми заключается соглашение о том, что рассказ о своем опыте возможен только в том случае, если ребенок будет чувствовать себя в безопасности. Как показывает опыт практической работы, в этом случае дети как бы обязуются принять более активное участие в своем выздоровлении и легче идут на обсуждение случившегося с ними.
Подготовительный период необходим и для групп взрослых. Во время предварительных встреч терапевт уточняет информацию как о ребенке, так и о проблемах семьи в целом. Для проведения групповой терапии необходимо узнать особенности жизненной ситуации ребенка, специфику взаимоотношений в семье, ситуацию обнаружения насилия и степень его влияния на восприятие и понимание ребенка. Если семья имеет несколько детей, важно уяснить особенности взаимоотношений пострадавшего ребенка с братьями и сестрами, выяснить, знают ли они о случившемся и если да, то, как это повлияло на их отношение к ребенку-жертве.
Тщательная предварительная подготовка детей и взрослых поможет создать у них настрой на предстоящую работу. Однако следует быть готовым к тому, что, несмотря на подготовку, во всех взрослых группах в определенный момент возникает сопротивление, которое может выражаться в недовольстве в адрес психотерапевтов и сомнении в ценности самой терапии. Такая защитная реакция может проявляться на разных этапах групповой работы, но обычно она возникает в момент начала обсуждения злоупотреблений. Выяснение условий, при которых произошло насилие, вызывает сильную реакцию со стороны родителей и опекунов, поскольку вынуждает их думать над тем, как обеспечить защиту их детям в будущем. Подобная враждебность чаще всего исчезает, по мере того как взрослые осознают, насколько трудно им избавиться от роли жертвы.
Содержание работы психокоррекционных групп. Программа групповой терапии для детей, переживших жестокое обращение или насилие, и их родителей предполагает использование техники структурированной терапевтической группы. Такой подход позволяет сделать групповой процесс предсказуемым, имеющим четкие ограничения, что способствует созданию в группе атмосферы безопасности и доверия. Программа предусматривает работу со всеми наиболее важными проблемами, связанными с насилием и требующими психотерапевтического вмешательства.
Во многих случаях темы будут пересекаться от занятия к занятию, что дает психотерапевту возможность показать связь между различными темами и закрепить наиболее важные понятия. Практические задания направлены на то, чтобы помочь детям и взрослым осознать и выразить свои чувства. Иногда выполнение упражнений может приводить к усилению тревожности и возникновению сопротивления.
Повышение тревожности у детей обычно выражается в деструктивных действиях, препятствующих продолжению групповой дискуссии. В таких случаях лучше всего приостановить запланированную работу и дать детям некоторое время поиграть самим по себе или организовать с ними общую игру. После такой эмоциональной разрядки можно вернуться к прерванному упражнению или отложить его выполнение до следующих занятий.
Для подростков больше подходят однополые терапевтические группы. Мальчикам с переживаниями по поводу половой идентификации такая группа поможет укрепить ощущение своей мужественности, которая вое- принимается ими «поврежденной» вследствие происшедшего с ними сексуального злоупотребления. Девочки более плодотворно формируют собственную идентичность в однополой группе, поскольку в ней они чувствуют себя более защищенными. Для взрослых наличие разнополой группы является более продуктивным.
Число участников группы не должно быть больше восьми человек. Именно такое количество детей обеспечивает продуктивное взаимодействие членов группы, способствует формированию доверительной атмосферы, препятствует утомлению детей.
Групповая терапия с детьми, пережившими насилие, осуществляется в закрытой группе, желательно, чтобы группа начала свою работу и закончила ее в одном составе. Исчезновение одного из членов группы разрушает чувство стабильности, заставляет детей вновь испытывать тревогу и посредством многочисленных фантазий объяснять себе исчезновение одного из членов группы.
Продолжительность занятий не должна превышать полутора часов. Очень важно, чтобы занятия начинались и заканчивались вовремя, вне зависимости от опозданий и неявок членов группы. Это приведет к пониманию, как детьми, так и взрослыми необходимости соблюдать правила. Стабильность проведения занятий способствует созданию у участников групповой терапии чувства защищенности, прогнозируемости будущего, уверенности в правильности выбранного пути.
Групповые правила впервые прорабатываются с детьми в процессе подготовки к групповой терапии. Каждый ребенок должен понимать, что существующие в группе правила есть гарантия его безопасности. Очень важно при создании правил обсудить с детьми необходимость существования правила сотрудничества и взаимоуважения. Важным моментом работы над созданием групповых правил является формирование чувства причастности каждого ребенка к этой процедуре. Последние 10-15 минут занятия посвящаются свободной игре. В это время дети отдыхают от эмоционально сложной групповой работы и свободно общаются.