Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИКА «ЛЕСЕНКА» (САМООЦЕНКА)



БЛАНК методики

 

 

Фамилия, имя   Пол: М Ж Возраст: лет месяцев Образование Дата заполнения

 

1а) красивый(-ая)   |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | некрасивый (-ая) 1б) хороший (-ая)   |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | плохой (-ая)

 

2а) веселый (-ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | грустный (-ая) 2б) умный (-ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | глупый -(ая)

 

3а) добрый -(ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | злой (-ая) 3б) нужный (-ая) |_____ | |_____ | |_____ | |__________ | |_____ | |_____ | |_____ | ненужный (-ая)

 

КЛЮЧ к методике «Лесенка» (самооценка).

В данной модификации используется методика «Лесенка» для оценки эффективности психокоррекции в определении ребенком самого себя (Я – самооценка) и как, по мнению ребенка, его оценивают другие

Нами введено количественное определение «качественной» оценки:

7 самая верхняя ступенька (самые хорошие или очень хорошие дети) +3(плюс три балла),

6 ступенька (просто хорошие дети) +2 (плюс два балла),

5 ступенька (еще хорошие дети, или чуть-чуть хорошие дети) +1(плюс один балл),

4 нейтральная ступенька 0 (ноль баллов).

3 ступенька, после нейтральной ступеньки, (чуть-чуть хорошие дети) -1(минус один балл),

2 ступенька (просто плохие дети) -2(минус два балла),

1 самая нижняя ступенька (самые плохие или очень плохие дети)-3(минус три балла).

Суммарный алгебраический показатель «Я – самооценка» подсчитывается следующим образом: к сумме эмоционального самоопределения (∑э) (1а+2а+3а) прибавляется сумма самоопределения поведения (∑п ) (1б+2б+3б) = (∑э + ∑п).

Также проводится подсчет и для показателя «Как меня оценивают мама».

 

Интерпретация результата.

Наиболее важным для понимания сложившейся у ребенка самооценки является соотношение оценок «за себя» и «за маму».

1. Благополучным является вариант, когда дети считают, что мама поставит их на самый верх лесенки (7), а сами себя ставят немного ниже – на вторую (6); третью (5) ступеньку сверху. Такие дети, ощущая твердую поддержку со стороны наиболее значимых взрослых, уже выработали способность достаточно критически подходить к оценке себя как личности. Их автор методики называет «самыми благополучными».

М > Р

2. Другой вариант — высокое мнение ребенка о себе совпадает с мнением мамы. Такая ситуация может быть характерна для детей: – действительно благополучных; –инфантильных (все оценки размещаются на самой верхней ступеньке (7), но при этом нет обоснованных, развернутых формулировок, поясняющих такое приписывание); – «компенсирующих» (выдающих желаемое за действительное). М = Р

3. Если дети ставят себя выше, чем, как они полагают, поставила бы их мама, то такая ситуация признается неблагополучной для развития личности ребенка, так как расхождение оценок замечено ребенком и несет для него страшный смысл – его не любят.


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ

 

ТЕКСТ-БЛАНК методики

 

Фамилия, имя Пол: М Ж Возраст Образование Дата заполнения до или после

 

ИНСТРУКЦИЯ: Ниже приведены 8 вертикальных шкал от 0 баллов до 100, отражающих разные стороны жизни человека (детей и подростков).

Низ шкалы (ноль) соответствует негативному полюсу этого качества, а верх (сто) – позитивному.

Например: шкала «ЗДОРОВЬЕ» – 0 – соответствует очень плохому здоровью, а 100 – соответствует очень хорошему здоровью.

 

Отметь на линии значком « » – как ты думаешь, насколько эти качества выражены у тебя сейчас;

А значком « Х» – как бы тебе хотелось, чтобы эти качества были выражены у тебя.

 

счастливый здоровый умный характер хороший уверенный успешный дружелюб-ный внешность красивая    

 

  - -     - -     - -     - -     - -     - -     - -     - -     - -     - -  

 

счастливый здоровый умный характер хороший уверенный успешный дружелюб-ный внешность красивая    

 

ус=     уп= D=     ус= уп= D=     ус= уп= D=     ус= уп= D=     ус= уп= D=     ус= уп= D=     ус= уп= D=     ус= уп= D=     ус= уп= D=     ус= уп= D=    

 

åср УС= åср УП= åср D=

 

 


КЛЮЧ к Методике определение уровней самооценки и притязаний.

 

В зависимости от конкретной задачи, стоящей перед исследующим, в методику можно вводить и другие шкалы.

Методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) детьми и подростками (учащимися) ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д.

В данной модификации используются следующие шкалы:

 

1) счастье: счастливый - несчастливый

2) здоровье: здоровый - больной

3) ум, способности: умный - глупый

4) характер: хороший - плохой

5) уверенность в себе: уверенный - неуверенный

6) успешность: успешный - неуспешный

7) дружелюбность: дружелюбный - недружелюбный

8) внешний вид: красивый - некрасивый

В шкалы 9) и 10) можно вписать дополнительные качества, актуальные для обследуемого. Он называет это качество, формулирует ему противоположное качество и записывает их.

Обследование может проводиться как групповое, так и индивидуальное. Перед началом самооценки следует убедиться, правильно ли испытуемый понял инструкцию. При групповом обследовании необходимо проверить, как каждый обследуемый заполнил первую шкалу. На самооценку по всем шкалам отводится около 10 –12 мин. Для оценки состояния обследуемого (эффективности работы) уровень самооценки и уровень притязания можно измерять ДО и ПОСЛЕоказания помощи.

 

Нормативные показатели уровней самооценки и притязаний представлены в таблице.

 

Параметры Количественная характеристика (баллы)
  Очень низкие Низкие Средние Высокие Очень высокие
Уровень самооценки 0 – 31 32 – 44 45 - 59 60- 74 75 – 100
Уровень притязаний 0 – 44 45 – 59 60 - 74 75 – 89 90 – 100

1) Уровень самооценки (УС).

Количество баллов от 0 до 31 указывает заниженную самооценку или недооценку себя, что свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Испытуемые с такими результатами составляют «группу риска», но их, как правило, мало.

Количество баллов от 32 до 44 указывает на сниженную самооценку. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: а) подлинная неуверенность в себе и б) «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

Количество баллов от 45 до 59 и от 60 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяет реалистическую (адекватную) самооценку.

Количество баллов от 75 до 100 свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытое для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

2) Уровень притязаний (УП).

Количество баллов от 0 до 44 указывает заниженный уровень притязаний (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Испытуемые с такими результатами составляют «группу риска», но их, как правило, мало.

Количество баллов от 45 до 59 указывает на низкий уровень притязаний.

Результат от 60 до 74 баллов свидетельствует о среднем, «нормальном» уровне притязаний.

Оптимальный уровень притязаний для личностного развития – от 75 до 89 баллов.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ «ПОРТРЕТ» РЕБЕНКА, УЧАСТВУЮЩЕГО В ИГРОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ СЕАНСЕ (ОТ 4 ДО 10 ЛЕТ )

 

БЛАНК для заполнения

 

Фамилия, имя Пол М Ж Возраст лет месяцев Образование

 

Качества и бальные критерии ¯ / Дата сессии ®                

 

I. Интерес к игровой ситуации (сумма критериев) ®   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=
1. Активен при распределении ролей 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
2. Действует по правилам игры 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
3. Склонен к импровизации 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
4. Умеет сам организовать игру 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
II. Страхи (сумма критериев) ®   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=
1. Наличие страха (какого) 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
2. Капризничает, отказывается играть 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
3. Прячется 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
4. Убегает 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
5. Просит о помощи 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
III. Переживание своего успеха в игре (сумма критериев) ®   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=
1. Радостный (хороший) , готов стать еще лучше 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
2. Внешне безразличен 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
3. В игре преодолевает страх (неуверенность) 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
IV. Переживание неудачи в игре (сумма критериев) ®   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=
1. Обижается (огорчается) 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
2. Плачет 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
3. Теряет интерес к игре 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
4. Отказывается от игры 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
5. Агрессивен в игре 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
V. Вербальная контактность (сумма критериев) ®   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=
1. Обращается с вопросами к взрослому 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
2. Обладает чистой дикцией 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
3. Обладает интонационной выразительностью 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
4. Стремится к невербальному общению 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
VI. Двигательная активность (сумма критериев) ®   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=
1. Подвижный 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
2. Координация движений 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
3. Право-левосторонняя ориентация 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
4. Сосредоточен в игре (устойчивое внимание) 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
VII. Внешняя выразительность (сумма критериев) ®   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=   åå=
1. Эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
2. Открытый, непосредственный, раскованный в поведении 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
3. Пластичный 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
4. Артистичный 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
VIII. Знания и опыт нравственного общения(сумма критериев) ® åå= åå= åå= åå= åå= åå= åå= åå=
1. Владеет знаниями о нормах общения 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
2. Поступает в соответствии с нормами общения 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3
3. Неигровое поведение 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3 0-1-2-3

 

Сумма баллов одной сессии (баллы суммируются по вертикали) åå= åå= åå= åå= åå= åå= åå= åå=

 

Бальная оценка Критерии для количественной оценки игрового поведения ребенка
- полное отсутствие выраженности критерия поведения
- слабая выраженность критерия (неопределенность, пассивность, слабое желание)
- средняя выраженность критерия (некоторая определенность, скрываемый интерес, стеснительность)
- высокая выраженность критерия (определенность, интерес, любопытство, активность)

 

 

Ф.И.О, специалиста_____________________________________________________________

 

* Обработка данных наблюдения проводится путем сравнения всех данных по ребенку по отдельно взятому критерию на протяжении всех сеансов игротерапии для выявления динамики в игровом взаимодействии.

 

СЕТКА ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ В ВИДЕ ГРАФИКА

 

  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
    * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  * * * * * * * *
  I II III IV V VI VII VIII

 


I. Интерес к игровой ситуации

II. Страхи

III. Переживание своего успеха в игре

IV. Переживание неудачи в игре

V. Вербальная контактность

VI. Двигательная активность

VII. Внешняя выразительность

VIII. Знания и опыт нравственного общения

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.