Специфическим направлением работы Центра является получение является диагностическая беседа, направленная на получение от ребенка информации о юридически значимых обстоятельствах (преступлении жертвой которого он стал). До начала беседы необходимо из различных источников получить информацию о случившемся для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся.
В указанную информацию входят сведения о семье ребенка и отношениях родителей между собой, интересах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке из детского учреждения, узнать, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помощью и т.д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание.
До начала беседы следует составить, в котором должны быть указаны наиболее важные обстоятельства, требующие уточнения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть могут быть им правильно поняты. Важным этапом подготовки является время беседы, определение ее оптимальной продолжительности. Так, для дошкольников продолжительность беседы не должна превышать 30-40 минут. Если не удается получить необходимые сведения в ходе первой беседы, то в этом случае целесообразно провести тем же специалистом повторную беседу
При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на четыре группы:
· дети, готовые подробно рассказать о случившемся;
· дети, которые могут сделать лишь частичное признание - они либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии;
· дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;
· дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.
К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязанность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т.д.
Место, выбранное для проведения беседы, должно, прежде всего, отвечать удобствам ребенка. Например, нецелесообразно создавать атмосферу «казенного дома», однако и избыток игрушек в комнате для беседы не допускается. Для создания оптимальных условий для беседы, особенно при работе с маленькими детьми, необходимо использовать куклы, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним произошло.
При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня, что особенно важно для маленьких детей. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществляющих воспитание ребенка нецелесообразно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако, зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой момент мог к ним обратиться.
Проведение диагностической беседы включает следующие этапы.
1. Установление контакта с ребенком. Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли, любимых героях книг или телепередач ребенка.
2. Оценка развития ребенка. Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ развития памяти, запаса знаний, способности понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т.д.
3. Получение информации. Общим принципом беседы с детьми-жертвами насилия, является получение максимально полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если не удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и т.д.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.
4. Завершение беседы. В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности.
При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях, сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью.
Беседа с близкими жертвы насилия должна проводиться на эмоционально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вызывает чувства недоверия, отвержения или агрессию. Чувство вины и самообвинение - также типичные реакции, особенно в ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что злоупотребление происходило, однако не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении эмоций и распознании определенных внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проектировать чувство тревоги на родителя, в противном случае контакт может нарушиться, что не позволит получить достоверную информацию.
4.4. Используемые диагностические методики
Интервью для оценки проблемы детей
Опросник для оценки характера травматического события (скрининг)
Методика «Комплексная оценка психологического состояния» (для детей 9 лет и младше)
Методика «Комплексная оценка психологического состояния» (для детей 10 лет и старше)
Опросник для оценки выраженности травматических симптомов – детский
Психолого-психиатрическая методика на выявление посттравматического стрессового расстройства (по МКБ – 10)
Опросник для оценки выраженности депрессии при посттравматическом стрессовомсостоянии
Шкала оценки тяжести травматического события (сексуального насилия) у детей
Тест дифференциальной самооценки функционального состояния
Многостороннее исследование личности (для детей и подростков)
Методика «Лесенка» (самооценка)
Методика определения уровня самооценки и уровня притязаний
Методика розовый куст
Методика «Незаконченные предложения»
Тест «Кинетический рисунок семьи»
Психологический «портрет» ребенка, участвующего в игротерапевтическом сеансе (от 4 до 10 лет
Тест РУКА
Методика «Оценка индивидуального поведения
Опросник для оценки привязанности к значимы взрослым С.К. Нартовой-Бочавер
Тест Рене Жиля
Интервью с родителями
Анкета (скрининг) на выявление характера травматического события (для родителей)
Методика исследования ролевых паттернов отношения к другому (ребенку) взрослого человека(МИРТ)
Опросник для родителей о сексуальном поведении их детей признаков сексуальных интересов
Структурированное интервью для выявления симптомов, связанных с сексуальным насилием у детей
Многостороннее исследование личности (для взрослых)
Запись еженедельного поведения ребенка, пережившего сексуальное насилие
Оценка родителями эффективности оказанной помощи ребенку
Список литературы по вопросам психологической диагностики детей, пострадавших от жестокого обращения и насилия
1. Андрющенко Т.Ю. Моделирование биографии – “Альбом моей жизни” в консультировании старшеклассников. // Семейная психология и семейная терапия. № 4, 1998, с. 55-64.
2.Ардашева С.В., Борозинец Н.М., Евмененко Е.В. Козловская Г.Ю. Психолого-педагогические проблемы насилия над детьми: учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2003. – 104 с.
3. Асанова Н.К., Жестокое обращение с детьми: основные методологические, практические и правовые аспекты // Руководство по предупреждению насилия над детьми / Под ред. Н.К. Асановой. М.: ВЛАДОС, 1997. С. 16-45.
4. Александрова Ю.В. Методики диагностики отношений взрослого человека: роли, позиции, нравственная сущность. Методическое пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2001. – 96 с.
5. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., 1994, 175 с. Некоторые аспекты применения многостороннего исследования личности в подростковом и раннем юношеском возрастах. С. 94-117.
6. Бернс Р., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки. – М.: «Смысл», 2006, – 146 с.
7. Блейхер В. М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
8. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н. Использование теста Рука с готовыми ответами. //
9. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н., Столярова Е.В. Посттравматическое расстройство у детей и подростков. – М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008, 144 с.
10. Грабенко Т., Зинкевич –Евстигнеева Т. Чудеса на песке. Методический практикум по песочной игротерапии – СПб.: «Златоуст», 1999. – 80 с.
11. Дерябина В.В. Игровая терапия с детьми, пережившими насилие. // Психолог в детском саду № 2. – 2006. – С.50-82
13. Дозорцева Е.Г. Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция. - М.: Генезис, 2006, - 128 с.
14. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния. // Вопросы психологии, 1973, № 6, с. 141 –145.
15. Жестокое обращение с детьми (Помощь детям, пострадавшим от жестокого обращения, и их родителям) / Под ред. Т.Я. Сафоновой Т.Я., Е.И. Цымбала. М.: ИПК «Весть», 2001.
16. Журавлева Т.М. , Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Помощь детям – жертвам насилия. – М.: Генезис, 2006. – 112 с.
17. Зайцев В.П. Вариант психологического теста // Психологический журн. 1981. № 3. с. 118-123.
18. Защита детей от жестокого обращения / Под. ред. Е.Н. Волковой.- СПб.: Питер, 2007. – 256 с.: ил. – (Серия «Детскому психологу»).
19. Зиновьева Н.Т., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребёнок в кризисной ситуации. – СПб.: Речь, 2003. – 248 с.
20. Каплан Г., Сэдок Б. Клиническая психиатрия. Под ред. Дмитриевой, М., 1997.-
21. Козюля В.Г. Применение психологического теста СМОЛ для исследования подростов. Краткое руководство. М., 1995, 56 с.
22. Леонтьев Д.А. Тематический апперцептивный тест. М., 1998.- 254 с.
23. Материалы международной научно-практической конференции «Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков». – Н. Новгород: НГЦ, 2003..
24. Михайлов А.Н. Аретея нарушений дыхания. – М., 2003. – 131 с. – (Труды виртуалистики. Вып. 22).
25. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. – М.: Смысл; 2003. – 407 с.
26. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997. - 336 с.
27. Олдхэм Д., Моррис Л. Узнай себя. Автопортрет вашей личности. М., 1997. – 544 с.
28. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – СПб.: ООО Изд-во “Речь”, 2000. – 402 с.
29. Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психологических методик. – М., 1988. – с.110-118.
30. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления / Под ред. Е.Н. Волковой. СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
31. Ратинова Н.А. Тест руки Вагнера // практикум по психодиагностики: Конкретные психодиагностические методики. – М.: МГУ, 1989. – с. 83-90.
32. Романова Е.С., Потёмкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992. – 256 с.
33. Рубинштейн С. Л. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Приложение (стимульный материал). Институт Психотерапии, 2004. – 159 с.
34. Сатир В. Психотерапия семьи. СП б., 1999.- 283 с.
35. Сафонова Т.Я. Роль специализированного центра в оказании комплексной помощи детям, подвергшимся жестокому обращению // Психологическая наука и образование. 2004. № 1. c. 97 – 1001.
36. Сафонова Т.Я., Михайлов А.Н. Адаптация структурированного интервью для выявления симптомов, связанных с сексуальным насилием у детей. // III Съезд психиатров России 10 – 13 октября 1998, Москва, с. 41.
37. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998. – 484 с.
38. Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001.
39. Хусейн В.Р. Холкомб С.А. Руководство по лечению психологической травмы у детей и подростков. Публикация Института “Открытое общество”, Нью-Йорк, М.: 1998. – 36 с.
40. Цирюльник Б. Почему дьявол не чувствует себя виноватым. с. 19-58. Из книги: Эритье Ф., Цирюльник Б., Наури А., Ксантаку. М., Вриньо Д. Инцест или кровосмешение. – М., 2000. – 173 с.
41. Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. – М.: РБФ НАН, 2007. – 272 с.
42. Шульга Т.И., Олиференко Л.Я., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 2003. – 400 с.
43. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В.В.Давыдова. – М., 1982. – с.108-114.
44. Щур В. Г. Особенности взаимоотношений в детских группах при распределении обязанностей // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблемы воспитания / Ред.-сост. С.Г. Якобсон, Ф.Т. Михайлов. М., 1976.
45. Эритье Ф., Цирюльник Б., Наури А., Ксантаку. М., Вриньо Д. Инцест или кровосмешение. – М., 2000. – 173 с.
46. Briere J., Runtz M. (1989), The Trauma Symptom Checklist (TSC-33): Early Data on a New Scale. Journal of Interpersonal Violence, 4,p. 151-163.
47. Friedrich W.N. Psychotherapy with Sexually Abused Boys. An Integrated Approach. In Interpersonal Violence: the Practice series. 1995, SAGE Publication, Thousand Oaks, London, New Delhi, p,224-225
48. Goodman G.S., Bottom B.L., 1993. Child Victims? Child Witnesses: Understanding and Improving Testimony. New York: Gilford). [96]
49. TESI-C – Dartmouth Child Trauma Research Group & The National Center for PTSD, 1995.
50. Wells, J. McCann, Adams J. Voris, and B. Danl. Structured Interview for Symptoms Аssociated with Sexual Abuse (SASA). Структуированное интервью для выяснения симптомов, связанных с сексуальным насилием (САСА).
51. Wolfe V.V., Gentile C., Michienzi T., Sas L., Wolfe D.A. (1991). The Children’s Impact of Traumatic Events Scale-Revised: a Measure of Post-sexual- Abuse PTSD symptoms. Behavioral Assessment, 13, p. 359-383.