Подходы к организации процесса сопровождения детей в Центре имеют следующие особенности:
· комплексный характер помощи;
· учет уровня развития ребенка, особенностей состояния его здоровья и характера социальной ситуации
· командный подход – специалисты разных направлений работают с каждым случаем сообща;
· приоритет прав и законных интересов ребенка над интересами его законных представителей;
· гуманистическая ориентация в отношениях с детьми и родителями.
Проблемы детей, посещающих Центр, иих законныхпредставителей, как правило, носят комплексный, многоуровневый характер. Эффективная помощь детям, пострадавшим от жесткого обращения или насилия может быть оказана только при совместной и согласованной работе специалистов различных специальностей: врачей, психологов, социальных педагогов и юриста.
Научным и методологическим основанием для взаимодействия разных специалистов Центра является рассмотрение жесткого обращения с детьми, прежде всего, как фактора наносящего психическую травму и искажающего естественное развитие личности ребенка. Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Такой комплексный характер жестокого обращения с ребенком является причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения. Понятие «жестокое обращение с детьми» было введено в зарубежную научную литературу врачами, оказывавшим помощь пострадавшим детям. Поэтому его формулировка определялась механизмом и тяжестью вреда, причиненного здоровью ребенка. Определения жестокого обращения с ребенком, предложенные юристами, опирались на степень общественной опасности деяния (характер и мотивы действий взрослого), что позволяло дифференцировать вид и размер наказания виновного. В то же время исследования психологов и психиатров показали, что различные виды жестокого обращения с ребенком (физическое, психическое и сексуальное насилие, пренебрежение основными потребностями ребенка) оказывают сходные негативные последствие на его психику. Именно сходство этих последствий для личности ребенка привело к объединению в одно понятие жестокого обращения с ребенком разнородных по своему характеру насильственных деяний, которые могут быть выражены только в действии, с пренебрежением основными потребностями ребенка, которое выражается в бездействии. Такой подход также позволил вычленить специфику психолого-медико-социального подходка к определению жестокого обращения с ребенком, главным критерием которого является необходимость оказания психологической, медицинской или социальной помощи ребенку и его родителям (законным представителям) для обеспечения адекватной социализации ребенка.
Жестокое обращение с детьми представляет собой частный случай насилия по отношению к детям. От других форм насилия жестокое обращение отличают особенности отношений, существующих между ребенком и насильником. О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями, постоянно проживающими в семье отчимами или мачехами, воспитателями интернатных учреждений). Эти лица призваны заботиться о ребенке, в силу своего положения они пользуются в его глазах безусловным авторитетом, он доверяет им, любит их, доложен выполнять их требования. Поэтому в тех случаях, когда эти лица злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают значительно более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Кроме того, в большинстве случаев из-за закрытости семьи от социального контроля жестокое обращение с ребенком не ограничивается одним эпизодом, а продолжается длительное время, что также усугубляет его последствия.
Значение жестокого обращения с детьми как социального явления велико. Оно оказывает негативное влияние не только на здоровье, благосостояние и развитие ребенка, но также во многом предопределяет жизнь будущих поколений. Когда дети вырастут, станут взрослыми и станут воспитывать собственных детей, их поведение во многом будет определяться впечатлениями детства. Это дает основание считать, что в основе жестокого обращения с детьми лежит механизм социальной передачи агрессии из поколения в поколение. Сложный путь, которым агрессия передается потомству, полностью не изучен. Важную роль в этой передаче играют механизмы психологической защиты, позволяющие потерпевшему справиться с перенесенной психической травмой. Следует отметить двойственный эффект механизмов психологической защиты. Например, эмоциональная диссоциация облегчает жертве пережить острый период после полученной травмы, однако в долгосрочной перспективе диссоциация может ограничивать адаптационные возможности потерпевшего. Высокая распространенность насильственного поведения среди взрослых, пострадавших в детстве от жестокого обращения, свидетельствует о нарушении долгосрочной адаптации у таких лиц.