Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИКА РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДИСЛЕКСИИ (МРВД)



Данную методику целесообразно использовать в ходе массо­вых профилактических осмотров детей 6-8 лет. Обследование с помощью МРВД не требует специального оборудования и занима­ет около 5—8 мин. Пользование методикой доступно широкому кругу специалистов, участвующих в предшкольной диспансери­зации детей (детские психиатры, невропатологи, педиатры, лого­педы).

Описание методики и правила оценки выполнения заданий.

I. «Рядоговорение». Инструкция ребенку: «Перечисли по по­рядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели» (при недостаточном понимании своих временных понятий допус­тима помощь в виде наводящих вопросов или подсказки, не со­держащей порядкового перечисления).

Оценки (здесь и далее оценка дается в штрафных баллах): 1) правильно ответил на оба вопроса — 0 баллов; 2) правильно ответил на один вопрос — 2 балла; 3) не ответил ни на один во­прос — 3 балла.

II. «Ритмы». Инструкция: «Послушай, как я постучу, и после
того, как я закончу, постучи точно так же». После этого одно­
кратно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или
палочкой) с длинными и короткими интервалами:

1)простые ритмы — !!!,!!!, !!!!,!!!!,!!!!; если задание выпол­нено верно, то переходят к более сложному; если допущено боль­ше одной ошибки, то прекращают;

2)сложные ритмы — !!!!!,!!!!!,!!!!!.!!!!!!. Критерий выполне­ния такой же, как в простых ритмах.

Оценки: 1) выполнены оба задания — 0 баллов: 2) выполнены только простые ритмы — 2 балла; 3) не выполнено ни одного за­дания — 3 балла.

III. Тест «Кулак — ребро — ладонь». Инструкция: «Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же». Экспериментатор демонстрирует ребенку трижды подряд после­довательность из трех движений руки: ударить кулаком по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок,
так же как и экспериментатор, должен трижды без ошибок вос­произвести эту последовательность. Если ребенок нарушил после­довательность движений не более одного раза, нужно указать, что
допущена ошибка, и предоставить ему еще попытку (если ребенок воспроизвел последовательность из 3 движений только один раз и после стимуляции продолжил ее верно, то это ошибкой не счита­ется). При явно ошибочном воспроизведении демонстрация об­разца повторяется. Всего допускается не более 5 демонстраций.

Оценки: 1) правильное воспроизведение с одной-двух попыток после 1-й демонстрации — 0 баллов; 2) правильное воспроизведе­ние после 2 демонстраций или после 3 демонстраций с 1-й попыт­ки — 2 балла; 3) правильное воспроизведение после 4 и 5 демон­страций или после 3 демонстраций со 2-й и более попыток — 3 балла.

IV. Субтест «Повторение цифр». Инструкция: «Сейчас я назо­ву тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я кончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание!» По­сле этого экспериментатор ровным голосом, не меняя интонации на последней цифре, в ритме отсчета стартового времени называ­ет ряд из трех цифр (см. цифровые ряды). При ошибочном вос­произведении предъявляется другой ряд из трех цифр. При вер­ном воспроизведении переходят к ряду из 4 цифр и так далее до ряда из 5 цифр. Экспериментатор фиксирует количество цифр в наибольшем правильно воспроизведенном ряду. Это является пред­варительной оценкой за первую половину задания. После этого дается новая инструкция: «Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их тоже будешь повторять, но только начинай с кон­ца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1». При этом для наглядности нужно поочередно коснуться пальцем на столе двух воображаемых то­чек: сначала слева направо, затем справа налево. Тактика обсле­дования и фиксирования результатов такая же, как в первой по­ловине задания: сначала предлагается ряд из 2 цифр, затем из 3 и т. д. Итоговым результатом выполнения всего задания является сумма предварительных оценок за первую и вторую половины за­дания.

ЦИФРОВЫЕ РЯДЫ

6-1-2 6-1-5-8 5-2-1-8-6 6-3 2-5-9 8-4-9-3

Прямой счет:
№ 3 3-8-6

№ 4 3-4-1-7

№ 5 8-4-2-3-9

Обратный счет:
№ 2 2-5

№ 3 5-7-4

№ 4 7-2-9-6

Оценки: 1) итоговый результат больше 6 — 0 баллов, 2) итого­вый результат равен 6 — 2 балла; 3) итоговый результат меньше 6 — 3 балла.

V. Ориентировка в «право — лево»:

1.Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку (начинать надо обязательно с левой), покажи правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к следующему, ес­ли нет — прекращают.

2.Речевая проба Хеда. Инструкция: «Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой — за правое ухо, правой рукой — за ле­вое ухо, покажи левой рукой правый глаз».

Оценка: 1) выполнены оба задания — 0 баллов;

2) выполнена только простая ориентировка — 2 балла;

3) не выполнено ни од­ного задания — 3 балла.

VI. Составление рассказа по серии картинок. Ребенку предъ­является рассказ в 2 картинках (удобен для использования рас­сказ о курице, цыплятах и самоварной трубе из книги Н. Радлова
«Рассказы в картинках»). В рассказе на первой картинке изобра­жены: курица, которая вывела 4 желтых цыплят на прогулку, и лежащая на земле самоварная труба, в которую один из цыплят заглядывает. На второй картинке удивленная курица, оглянув­шись, видит, что трое цыплят вылезли из трубы черными, а чет­вертый, еще желтый, цыпленок заглядывает в нее.

Инструкция: «Посмотри! На этих картинках нарисован малень­кий рассказик. Расскажи: про что здесь нарисовано? Составь рас­сказ по этим картинкам».

Если ребенок не может самостоятельно составить рассказ или вместо него перечисляет изображенные предметы, то нужно за­дать наводящие вопросы. После того как ребенок закончил рас­сказ, задается вопрос: «Объясни: почему цыплята стали черны­ми?» Оценки выставляют в два этапа.

1. Оценивается качество построения рассказа — связность, пол­нота изложения, правильность описания, последовательность со­бытий: а)рассказ составлен самостоятельно, без существенных
погрешностей — 0 баллов; б) рассказ составлен только по наводя­щим вопросам без грубых погрешностей или самостоятельно, но с грубыми погрешностями (пропущена существенная часть расска­за, нарушена последовательность событий) — 2 балла; в) вместо рассказа перечисляются изображенные предметы — 3 балла; г) ре­бенок без посторонней помощи даже не перечисляет предметы на картинках — 4 балла.

2. Оценивается понимание причинно-следственных связей:
а) дано правильное объяснение (испачкались в саже или в крас­ке) — 0 баллов; б) объяснение неполное («труба — черная») — при этом задается наводящий вопрос: «Что значит черная?», и если
удовлетворительного ответа не дано, то оценка — 1 балл; в) объ­яснения совсем не было — 2 балла.

Итоговая оценка равна сумме первой и второй оценок. Составление окончательного заключения:

1. При обследовании детей 6,5-7,5 лет без грубой речевой па­тологии суммируются следующие 3 оценки: за «Рядоговорение», «Повторение цифр» и за тест Озерецкого или «Ритмы» (из этих двух выбирается задание, за которое получена большая оценка).
Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасполо­женности к дислексии.

2.При обследовании детей 7,5—8,5 лет с выраженной речевой патологией (полиморфная дислалия, общее речевое недоразвитие, ринолалия) суммируются следующие оценки: за «Рядоговорение»,
«Повторение цифр», «Ориентировка в „право — лево"» и «Рассказ по картинкам». Сумма баллов, превышающая 5, свидетельствует о предрасположенности к дислексии.

 


 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.