много раков. Мальчики ловят их руками под камнями, 17
в дырах между корнями или под берегом. Потом они 26
варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от 36
моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. 46
Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, 54
а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни, 63
которыми они щиплются как следует. Кроме того, я 71
боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно 80
прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг 89
посоветовал мне, как можно ловить раков совсем 96 по-другому...
Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. 104
Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить 113
из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень 123
понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. 131
В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду. 142
Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел 151
нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, 161
наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил 170
мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень 178
осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на 188 траве.
Но некоторые раки были более осторожными. Когда 196
палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом 205
плыл в нору. 208
Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил 215
много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! 224
И очень вкусными! 227
ТЕКСТ 2
Неблагодарная ель
В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых цветков, которые распускались весной на терновнике.
Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда ели понравились его синие плоды. Когда ель стала взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным ростом».— «И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу обратились все ветви терновника, но ни одна не прикоснулась к ели. И ель росла, росла...
Во время первых зимних метелей в лес пришли лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала ель просить терновник, чтобы он ее спрятал. Но было уже поздно просить. Все ветки терновника летом повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться к ели. Она заплакала: «Ведь меня топором убьют!» — «И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и неблагодарной»,— ответил терновник. «Да, неблагодарная гордость не принесет пользу»,— заплакала ель.
Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.
Вопросы для оценки понимания прочитанного
К тексту I:
1. Сколько ручейков текут в деревне?
2.Кто в йих живет?
3.Где мальчики ловят раков?
4.Что мальчики с ними делают?
5. От кого мальчик получил рака?
6.Чего захотелось мальчику?
7.Что есть у раков? '4
8.Что боялся сделать мальчик?
9.Почему?
10. Что посоветовал ему друг?
К тексту II:
Слов^И
. " 1-
Где росла ель?
8 ^1
2.
Что
поражало маленькую ель?
15 ^Ш
3.
Какие отношения у нее были с терновником?
21 ^1
4.
Что
ели понравилось осенью?
30 •
5.
Что
сказали птицы?
38 •
6.
Что
сказала ель терновнику?
46 •
7.
Что
терновник ей ответил?
55 •
8.
Что
потом сделал терновник?
62 ^1
9.
Что
сделалось с ветвями терновника?
74 ^Н 78 •
10.
Что
происходило с елью?
80 •
При хорошем понимании текста ребенок
должен
правильно
88 •
ответить не
менее чем на 7 вопросов из
10 (при условии, что про-
93 •
читано
в I тексте не менее 98 слов, а во
II — не менее
127 слов).
102 •
110 •
117 •
Приложение 2
225 •
133 •
142 •
СПИСКИ СЛОГОВ И СЛОВ ДЛЯ
149 •
«ТЕСТА ОПЕРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ
ЧТЕНИЯ»
(ТОПЕЧ)
158 •
166 •
Список А
175 ^1
181 Н
1 3
187 •
3 7
196 •
3 6
205 •
5 7
213 •
7 3
б
•
3 0
•а
•
0 3
Список № 2
КИ 30 ВЕ ВО БЫ АР АХ ОШ
хи
ЯР
РО ОМ ДА СУ ИЛ АШ ДУ ЖИ ЯЛ ДИ ЕМ ПЫ ЮН СИ НЯ ЕЛ ИН ЛЯ ЮМ ИМ ЮС КА ДО СЫ ФО АЛ ЦА ДЫ ХУ ЧИ ТЕ ЗА БЕ УФ ИХ ТЫ ЮШ ЛЫ МЯ ЕС
ВЕ НЕ ЛЮ ША ВУ ОТ ОЛ ЭХ БЯ ЗЫ
ИС ГИ РА ОК ИМ РЫ АМ СЕ ИК ЧУ ЮР ЩУ ЖО ДЕ ИХ РИ УК ПЕ ЯН РИ НЯ ЖУ АТ ПЕ ГО УЧ ШО НЮ ТУ ИТ
МЕ ОМ РУ
як ЦУ ЧА УС 04 ФА ЦО
Список
№ 3
ЛАМ
ДИП
син
ВУР
ШОМ
РУС
КУЦ
ВИН
ЛЯД
ЖАН
кос
РЕС
лян
ДИМ
СУН
ЧОР
вис
ВОК
лык
РАН
КУЛ
мош
лип
СЕР
вын
ВУЛ
дын
РОН
ВУЛ
НУС
ДИЛ
НЯЛ
син
КИЛ
ШОР
ЧУМ
хил
мын
ДАЦ
ХУР
МАП
ЦИК
лих
ВАН
ДЫР
вис
ныш
НЯЛ
СУР
МАИ
лын
СУШ
хим.
ЧАЛ
РЫС
НУЛ
ШАЛ
ВУР
пис
РЕС
ГАК
НЕМ
хит
кич
шом
ХАТ
РИК
ЛОС
ЦАХ
лык
ЖУР
ЛАП
ЦАР
МУФ
ЧЕС
МАЦ
КУС
зим
ляс
дих
ЖЕР
ДЫМ
ФЕХ
БАЦ
ЛЯР
БИМ
НЕС
чим
НАК
РОШ
НЫР
СУН
лих
чик
шим
хил
ЦУК
ЛАХ
НАМ
КИР
Список
№4
ПРИ
АСТ
КНУ
ИСТ
СПУ
ТРА
глю
ВЗА
ОРХ
ЦВЕ
АХТ
СТИ
ХРУ
ДМЕ
МЛА
ПРЫ
ХРО
ШЛИ
онк
ЕСТ
гли
СТА
кно
олс
ФРЕ
ШТИ
АРТ
КНИ
мля
СНУ
ело
УСТ
ШКА
ПТИ
УКС
БЛА
иск
ВСЮ
ЖМА
ГРЯ
БЛЕ
олп
ихт
ПЧЕ
ГЛЕ
КРЮ
АНТ
слы
ПРЯ
жни
шло
КНЯ
пси
КРЫ
БЛА
иле
ФРУ
ВЛЕ
ОРШ
ШХУ
БРЫ
МНУ
ПЧЕ
АПТ
СЛЕ
ХВА
ВРА
СФЕ
ЧТИ
олк
ОЛП
КЛЕ
ФЛЕ
ТРЯ
ЧМЕ
КНЯ
ТРЮ
ПЧЕ
КВА
АСК
ЯРП
кси
тво
мло •'
БРУ
ВТО
НРА
ЯХТ
взя
ски
ПРУ
СВЕ
КРЯ
отс
ЯМК
сты
сви
УКС
КРЕ
ТЛЯ
Список № 5
НИЛ КУЛЬ ШУМ САД РЕВ ШАЛЬ
МОЛЬ ДЫМ • ПОЛ'/К "ВЕСЬ МАТЬ ДУХ ЛОБ'"' РЫСЬ ТОПЬ РОК ВОНЬ ЛОМ •
ВЕЛ ТОК ДЕНЬ ШАРЬ МЫШЬ ДАМ ЩИТ САМ РАНЬ ШЕЛ
МОХ СЕТЬ НОС БОЛЬ НИТЬ СУК ПУТЬ ТИР ВЫНЬ РОЖЬ НЮХ ТОЛЬ ЖАЛ СИНЬ МЕЛ ТИК РУЛЬ КИТ ПОТ СЫР ДОЧЬ ХАН ВИТЬ ШАР
лось дол сыпь мол соль кинь
ЖАЛЬ ХОР ЛАНЬ КОНЬ ДОМ НЕС ДАНЬ РОС ХОТЬ ЛАРЬ СОР ТЕМЬ НОЛЬ МЕЛ РОЛЬ СОМ ЖУТЬ КОЛ МОР СУП РОМ ТЕНЬ ТУР ШУТ РАД КОТ ДАЛЬ