Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДИСЛЕКСИИ



Как уже отмечалось выше, чем позже обнаруживаются нарушения письменной речи, тем большей степени тяже­сти они достигают и тем более длительный коррекцион-ный курс в таких случаях требуется. Существенно зависит от этого и эффективность коррекционной работы. Разра­ботка программ скринирующих обследований детей до­школьного возраста для выявления предрасположенности к дислексии ведется уже достаточно давно [Gates А., 1940; Arlin., 1981]. В последние десятилетия на русском языке появились разработки оригинальных ме­тодик оценки школьной зрелости и адаптации соответст­вующих методик [Цеханская Л. И., 1978; Куинджи Н. И., Сорокина Т. Н., 1981; Симерницкая Э. Г., 1991; Бугримен-ко Е. А. с соавт., 1992; Архипова И. А., Матвеева А. А., 1994; Чередникова Т. В., 1996]. Однако в большинстве своем они не имеют конкретной нацеленности на выявле­ние предрасположенности к какому-либо расстройству, что снижает их практическую ценность. Кроме того, не все из них удовлетворяют требованиям, предъявляемым к скрининговым методикам: требуют слишком много времени для обследования и специального обучения для пользова­ния ими.

В логопедии для раннего выявления предрасположенно­сти к дисграфии используются задания, оценивающие го­товность к овладению анализом звукового состава слова [Спирова Л. Ф., 1970; Бессонова Т. П., Грибова О. Е., 1994]. Данный метод обладает довольно надежным прогнозом, но только относительно тех нарушений письменной речи, про­исхождение которых непосредственно связано с несформи-рованностью фонематического анализа. Для оценки риска возникновения дислексии его прогностическая ценность не­значительна. Недостатком этого метода является то, что он ставит в неравные условия детей, посещавших дошкольные детские учреждения, и тех, кто воспитывался дома. Послед­ние, не имея возможности получить необходимую подго­товку в этих навыках в детском саду, разумеется, хуже справ­ляются с данными заданиями и без достаточных оснований могут быть отнесены к группе риска. Строго говоря, ука­занные приемы не являются методикой, так как процедура исследования не формализована, не определен стандартный набор заданий, отсутствуют единообразные критерии интер­претации и возрастные нормы.

Разрабатываемые скрининговые методики должны удов­летворять определенным общепринятым требованиям. Ос­новная их задача — выявлять при массовых обследованиях группу детей, подозрительных в отношении возможности возникновения того или иного расстройства (так называе­мую «группу риска»). В связи с этим каждая подобная ме­тодика должна иметь диагностическую направленность на определенное заболевание или группу заболеваний, объеди­ненных сходными механизмами возникновения или похожей симптоматикой. Методики подобного рода должны быть просты в использовании и занимать в ходе исследования минимальное количество времени. Для надежности и еди­нообразия заключений метод оценки и получение оконча­тельного вывода должны быть четко формализованы с ука­занием пороговых значений результата, разделяющих норму и патологию. Основываясь на этих принципах, мы разрабо­тали методику раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД) [Корнев А. Н., 1982].

Как подробно изложено в главе 3, при дислексии нару­шения чтения обычно сопровождаются отставанием в раз­витии ряда психических функций. С довольно большим по­стоянством у этих детей выявляются симптомокомплексы, включающие 3—4 дефицитарных функции, что проявляет­ся в неспособности выполнить соответствующие задания или низком качестве их выполнения. Эти симптомокомплексы отсутствуют не только у здоровых детей, но и у детей с другими формами задержек психического развития, не за­трудняющими овладение чтением. Таким образом, обнару­жение этих симптомокомплексов до начала обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высо­кого риска возникновения дислексических расстройств у данного ребенка. Задания, выявляющие неполноценность психических функций, входящих в эти симптомокомплек­сы, могут быть использованы как основа для создания скри-нирующей методики.

Из числа заданий, вызывающих избирательные затруд­нения у детей с дислексией, нами были отобраны наиболее простые в использовании, требующие малой затраты време­ни и легкие для интерпретации. Этим критериям удовлетво­ряли следующие задания: 1) «Рядоговорение» (перечисление в прямом порядке времен года и дней недели); 2) «Ритмы» (воспроизведение звуковых ритмов); 3) тест «Кулак — реб­ро— ладонь»; 4) субтест «Повторение цифр» из методики АВМ-WISС; 5) рисунок «Дом, дерево, человек»; 6) срисовы­вание геометрических фигур; 7) ориентировка в понятиях «право — лево»; 8) составление рассказа по серии картинок Н. Радлова. Подробно задания изложены в приложении 3. Эти 8 заданий составили первичный вариант методики, из которого в процессе апробации предстояло отобрать наибо­лее прогностически надежные задания.

Апробация методики проводилась в два этапа. На пер­вом этапе были обследованы дети, поступающие в 1-й класс в возрасте 6,5-7,5 лет (202 человека). На втором этапе у 186 из них в конце учебного года оценивались навыки чтения, письма и устного счета. Все исследования проводились ин­дивидуально, кроме диктантов. Выполнение заданий оце­нивалось в штрафных баллах, т. е. при ухудшении выпол­нения оценка возрастала. При обследовании чтения по 5-балльной шкале раздельно оценивались: техника чтения (скорость и способ чтения), количество допущенных оши­бок и понимание прочитанного (полнота пересказа). При получении за любой из перечисленных показателей оценки ниже 4 начислялись штрафные баллы: по одному за каж­дый балл ниже 4. Штрафные баллы суммировались и со­ставляли итоговую оценку за чтение. Письмо оценивалось по числу допущенных ошибок. Устный счет — по 5-балль­ной шкале, исходя из программных требований.

В обследовании I этапа принимали участие 137 детей 6,5— 7,5 лет из подготовительных групп детских садов, 65 уча­щихся 1-го класса (в начале первой четверти) массовой школы и 50 учащихся 7-8 лет, начинающих обучение в подготовительном или 1-м классе школы для детей с тяже­лыми нарушениями речи. Таким образом, методика была апробирована на 202 здоровых детях и 50 детях с выражен­ными нарушениями устной речи (дизартрией, моторной ала-лией, ринолалией). Как видно из табл. 27, для основной массы здоровых детей выполнение большей части заданий не представляло затруднений. Результаты II этапа исследо­вания приведены в табл. 28. Для выявления заданий, даю­щих наиболее надежный прогноз успешности усвоения чте­ния и письма, были вычислены коэффициенты корреляции между оценками, полученными за выполнение тестовых за­даний, с одной стороны, и оценками, выставленными при обследовании чтения, письма и счета,— с другой. Как вид­но из табл. 29, уровень владения навыками чтения и письма наиболее тесно коррелирует с выполнением заданий № 1, 2, 3 и 4. Еще более высокие коэффициенты корреляции с на­выками чтения и письма дают интегральные показатели, представляющие собой сумму оценок, полученных за не­сколько заданий. Максимально высокие коэффициенты кор­реляции дала батарея тестов, включающая следующие за­дания: «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ритмы» и

    Таблица 27    
Результаты I этапа апробации методики па 202 здоровых 6,5—7,5 лет детях    
      $      
    Число | детей, 1,      
п/п Название теста Критерий выполнения выпол- т      
   
      нивших 1      
      тест, %      
Рядоговорение Только времена года    
    Времена года и дни не­дели    
Ритмы Только простые (3 удара)    
    Сложные (4... 6 ударов)    
«Кулак — ребро — С 1-2-го предъявления    
4 5 6 ладонь» Повторение цифр Рисунок ДДЧ Срисовывание фигур Более 5 баллов Более 20 баллов Меньше 5 штрафных 82 '' 79 | 89 ;      
    баллов '      
Ориентировка в по- Ориентировка на себе 62 '      
  нятиях «право — Проба Хеда по инструк-      
лс!5ир 8 Рассказ по серии ции 0 штрафных баллов    
  картинок        

Таблица 28

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.