Как уже отмечалось выше, чем позже обнаруживаются нарушения письменной речи, тем большей степени тяжести они достигают и тем более длительный коррекцион-ный курс в таких случаях требуется. Существенно зависит от этого и эффективность коррекционной работы. Разработка программ скринирующих обследований детей дошкольного возраста для выявления предрасположенности к дислексии ведется уже достаточно давно [Gates А., 1940; Arlin., 1981]. В последние десятилетия на русском языке появились разработки оригинальных методик оценки школьной зрелости и адаптации соответствующих методик [Цеханская Л. И., 1978; Куинджи Н. И., Сорокина Т. Н., 1981; Симерницкая Э. Г., 1991; Бугримен-ко Е. А. с соавт., 1992; Архипова И. А., Матвеева А. А., 1994; Чередникова Т. В., 1996]. Однако в большинстве своем они не имеют конкретной нацеленности на выявление предрасположенности к какому-либо расстройству, что снижает их практическую ценность. Кроме того, не все из них удовлетворяют требованиям, предъявляемым к скрининговым методикам: требуют слишком много времени для обследования и специального обучения для пользования ими.
В логопедии для раннего выявления предрасположенности к дисграфии используются задания, оценивающие готовность к овладению анализом звукового состава слова [Спирова Л. Ф., 1970; Бессонова Т. П., Грибова О. Е., 1994]. Данный метод обладает довольно надежным прогнозом, но только относительно тех нарушений письменной речи, происхождение которых непосредственно связано с несформи-рованностью фонематического анализа. Для оценки риска возникновения дислексии его прогностическая ценность незначительна. Недостатком этого метода является то, что он ставит в неравные условия детей, посещавших дошкольные детские учреждения, и тех, кто воспитывался дома. Последние, не имея возможности получить необходимую подготовку в этих навыках в детском саду, разумеется, хуже справляются с данными заданиями и без достаточных оснований могут быть отнесены к группе риска. Строго говоря, указанные приемы не являются методикой, так как процедура исследования не формализована, не определен стандартный набор заданий, отсутствуют единообразные критерии интерпретации и возрастные нормы.
Разрабатываемые скрининговые методики должны удовлетворять определенным общепринятым требованиям. Основная их задача — выявлять при массовых обследованиях группу детей, подозрительных в отношении возможности возникновения того или иного расстройства (так называемую «группу риска»). В связи с этим каждая подобная методика должна иметь диагностическую направленность на определенное заболевание или группу заболеваний, объединенных сходными механизмами возникновения или похожей симптоматикой. Методики подобного рода должны быть просты в использовании и занимать в ходе исследования минимальное количество времени. Для надежности и единообразия заключений метод оценки и получение окончательного вывода должны быть четко формализованы с указанием пороговых значений результата, разделяющих норму и патологию. Основываясь на этих принципах, мы разработали методику раннего выявления предрасположенности к дислексии (МРВД) [Корнев А. Н., 1982].
Как подробно изложено в главе 3, при дислексии нарушения чтения обычно сопровождаются отставанием в развитии ряда психических функций. С довольно большим постоянством у этих детей выявляются симптомокомплексы, включающие 3—4 дефицитарных функции, что проявляется в неспособности выполнить соответствующие задания или низком качестве их выполнения. Эти симптомокомплексы отсутствуют не только у здоровых детей, но и у детей с другими формами задержек психического развития, не затрудняющими овладение чтением. Таким образом, обнаружение этих симптомокомплексов до начала обучения в школе может расцениваться как достоверное свидетельство высокого риска возникновения дислексических расстройств у данного ребенка. Задания, выявляющие неполноценность психических функций, входящих в эти симптомокомплексы, могут быть использованы как основа для создания скри-нирующей методики.
Из числа заданий, вызывающих избирательные затруднения у детей с дислексией, нами были отобраны наиболее простые в использовании, требующие малой затраты времени и легкие для интерпретации. Этим критериям удовлетворяли следующие задания: 1) «Рядоговорение» (перечисление в прямом порядке времен года и дней недели); 2) «Ритмы» (воспроизведение звуковых ритмов); 3) тест «Кулак — ребро— ладонь»; 4) субтест «Повторение цифр» из методики АВМ-WISС; 5) рисунок «Дом, дерево, человек»; 6) срисовывание геометрических фигур; 7) ориентировка в понятиях «право — лево»; 8) составление рассказа по серии картинок Н. Радлова. Подробно задания изложены в приложении 3. Эти 8 заданий составили первичный вариант методики, из которого в процессе апробации предстояло отобрать наиболее прогностически надежные задания.
Апробация методики проводилась в два этапа. На первом этапе были обследованы дети, поступающие в 1-й класс в возрасте 6,5-7,5 лет (202 человека). На втором этапе у 186 из них в конце учебного года оценивались навыки чтения, письма и устного счета. Все исследования проводились индивидуально, кроме диктантов. Выполнение заданий оценивалось в штрафных баллах, т. е. при ухудшении выполнения оценка возрастала. При обследовании чтения по 5-балльной шкале раздельно оценивались: техника чтения (скорость и способ чтения), количество допущенных ошибок и понимание прочитанного (полнота пересказа). При получении за любой из перечисленных показателей оценки ниже 4 начислялись штрафные баллы: по одному за каждый балл ниже 4. Штрафные баллы суммировались и составляли итоговую оценку за чтение. Письмо оценивалось по числу допущенных ошибок. Устный счет — по 5-балльной шкале, исходя из программных требований.
В обследовании I этапа принимали участие 137 детей 6,5— 7,5 лет из подготовительных групп детских садов, 65 учащихся 1-го класса (в начале первой четверти) массовой школы и 50 учащихся 7-8 лет, начинающих обучение в подготовительном или 1-м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Таким образом, методика была апробирована на 202 здоровых детях и 50 детях с выраженными нарушениями устной речи (дизартрией, моторной ала-лией, ринолалией). Как видно из табл. 27, для основной массы здоровых детей выполнение большей части заданий не представляло затруднений. Результаты II этапа исследования приведены в табл. 28. Для выявления заданий, дающих наиболее надежный прогноз успешности усвоения чтения и письма, были вычислены коэффициенты корреляции между оценками, полученными за выполнение тестовых заданий, с одной стороны, и оценками, выставленными при обследовании чтения, письма и счета,— с другой. Как видно из табл. 29, уровень владения навыками чтения и письма наиболее тесно коррелирует с выполнением заданий № 1, 2, 3 и 4. Еще более высокие коэффициенты корреляции с навыками чтения и письма дают интегральные показатели, представляющие собой сумму оценок, полученных за несколько заданий. Максимально высокие коэффициенты корреляции дала батарея тестов, включающая следующие задания: «Рядоговорение», «Повторение цифр», «Ритмы» и
Таблица 27
Результаты I этапа апробации методики па 202 здоровых 6,5—7,5 лет