1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:
а) с «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей; б) с поздним и аномальным развитием устной речи; в) с задержкой психического развития; г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей; д) с билингвизмом. Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.
С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа.
2.Исправление фонетико-фонематических нарушений.
3. Формирование функционального базиса письма по описанной выше методике.
4.Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подытоживая материалы настоящей книги, мы считаем необходимым еще раз подчеркнуть некоторые ее ключевые моменты.
Многолетние собственные исследования и наблюдения ряда других авторов позволяют утверждать, что дислексия и диеграфия являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой. Эти нарушения письменной речи у всех детей! оказываются включенными в сложные синдромы психопатологических нарушений в виде психического инфантилизма и психоорганической симптоматики, явлений незрелости ряда психических функций, таких, как сукцессивные операции, изобразительные навыки, вербализация пространственных представлений, языковой незрелости и фонологических нарушений. С нозологической точки зрения, дислексия и дисграфия являются разновидность» парциальных задержек психического развития, имеющих общее свойство — способность вызывать стойкие трудности при овладении письмом и чтением. Дифференцированный подход к диагностике задержек психического развития и выделение среди них! специфических нарушений письма и чтения являются оправданными как с теоретической, так и с практической точек зрения.! Качественные особенности интеллектуальной и речевой деятельности, незрелость ряда предпосылок интеллекта, типичные для таких состояний, отличают их как от возрастной нормы, так и от других вариантов задержки психического развития.
В ходе исследования выяснилось, что в большинстве случаев этиология таких состояний поликаузальна. Эта особенность, на наш взгляд, носит закономерный характер. Патогенетической основой дислексии и дисграфий является сочетание биологических нарушений и функциональной недостаточности церебральных систем с трудными для данного ребенка условиями жизни и обучения. Последнее обстоятельство при адекватном к нему отношении позволяет надеяться, что возникновение указанных расстройств отнюдь не является фатальным даже при наличии биологических и функциональных к тому предпосылок.
Психологический анализ умственной деятельности позволяет объяснить причины возникновения столь избирательных и стойких затруднений. Перцептивные и сенсомоторные процессы характеризуются у описываемых детей определенной незрелостью, которая проявляется не столько в конечном результате, сколько в способе выполнения заданий. Обнаруживается слабость ориентировочной фазы действия и контроля за выполнением, который направлен у них в основном на окончательный результат, а не на процесс действия. Дети ориентируются в пространственных свойствах предметов, звуковой и языковой стороне речи недостаточно осознанно. Незрелость зрительных и слуховых представлений, их неустойчивость сочетаются с низкой способностью к вербализации соответствующих понятий. Это обычно затрудняет выработку фонематических представлений. У многих детей с дислексией и дисграфией имеется слабость межанализаторной интеграции и межсенсорного переноса, незрелость высших форм произвольной зрительно-моторной координации. При усвоении звуко-буквенной символики это создает определенные трудности. Дефицит сукцессивных способностей резко затрудняет овладение фонематическим анализом, письмом и чтением.
У каждого из детей с дислексией и дисграфией перечисленные нарушения образуют определенные типичные сочетания, которые не встречаются у здоровых сверстников и детей с другими вариантами задержек психического развития. Неполноценность одновременно нескольких звеньев, составляющих функциональный базис чтения и письма, приводит к избирательным тяжелым и довольно стойким их нарушениям. Если у ребенка страдает лишь незначительная часть этих предпосылок, то дислексии и дисграфий не возникает, но латентная предрасположенность к ним имеется. Она может актуализироваться при возникновении обстоятельств, способных дезадаптировать ребенка: астении, педагогической запущенности, билингвизме, хронической конфликтной ситуации в семье и др.
С нейропсихологической точки зрения вышеизложенное означает, что полифакторная* модель является наиболее адекватной для понимания происхождения расстройств письменной речи. Даже при недоразвитии устной речи (если оно не слишком тяжелое) специфические нарушения письма и чтения возникают только тогда, когда сопровождаются неполноценностью ряда других неречевых функций, составляющих функциональный базис этих навыков.
* Термин «фактор» здесь используется в понимании А. Р. Лурия (1969), т. е. как обозначение нарушенной функциональной системы мозга, дающей качественно специфичный вклад в синдром.
Знание этих закономерностей открывает широкие возможности создания диагностических и скрининговых методик. Некоторые из них приведены в этой книге. Однако нужды практик* убеждают, что их ассортимент должен быть много шире.
Дислексия и дисграфия являются серьезной социальной про блемой. От'уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал. В ряде страв (США, Англия, Франция, Чехия и др.) разработаны и реализуют-1 ся национальные программы борьбы с подобными расстройства-) ми.
У нас в стране в этой сфере остается еще много нерешенных | вопросов.
1. Практически отсутствует система отбора групп риска по дислексии. Отбор детей, угрожаемых по дисграфии, ведется только силами логопедов и охватывает преимущественно тех, кто посещает детские сады. Существующие скрининговые методики немногочисленны и используются в весьма ограниченных масштабах. Врачи в отборе этого контингента не участвуют.
2. Вторичная профилактика организована слабо и распространяется преимущественно на детей с нарушениями устной речи, т. е. охватывает менее половины нуждающихся.
3.Реабилитация детей с дислексией и дисграфией проводится весьма узконаправленно — только логопедическими методами. Практически не используются психотерапевтические методы и в ограниченном объеме — клинические методы реабилитации.
4.Не разработаны организационные формы коррекции дислексии. Сравнительно небольшая их часть попадает в группы детей, страдающих дисграфией, которые комплектуются на школьных логопунктах. Специальных групп или классов для детей с дислексией не выделяется. Потребность же в этом велика, так как методика коррекционной работы при нарушениях чтения такого рода существенно отличается от той, что проводится в группах детей с дисграфией.
Мы надеемся, что настоящая книга не только привлечет внимание специалистов к проблеме, но и позволит более эффективно оказывать помощь детям с дислексией и дисграфией.