Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОМОЩИ



Система оказания помощи детям с дислексией и дисгра-фией определяется комплексом проблем, стоящих перед этими детьми. Задачу следует понимать шире, чем только обу­чение письму или чтению. Достижение социальной адапта­ции — вот главная цель коррекции. Трудности в письменной речи — важная, но не единственная причина дезадаптации таких детей. В предыдущих разделах это было аргументировано достаточно подробно. Дислексия и дисграфия — это большой синдром, включающий нарушения предпосылок интеллекта, когнитивную незрелость, языковую недостаточ­ность, фрустрационные нарушения, соответствующие пове­денческие реакции и, наконец, непосредственно нарушения письменной речи. В лечебно-коррекционной работе должны быть предусмотрены все перечисленные проявления дезадаптации, поэтому помощь должна быть комплексной и осуществляться группой специалистов: психиатром (невропатоло-гом), психологом, логопедом и учителем.

Заслуживает рассмотрения вопрос: где должна проводить­ся подобная работа? В настоящее время существуют несколь­ко типов учреждений, в которых ребенок с дислексией и дисграфией может получить помощь: логопедические каби­неты при школах, классы выравнивания, школы для детей с задержками психического развития и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Дети с относительно легки­ми нарушениями проходят коррекционный курс в логопе­дических кабинетах. Часть из них 2-3 раза в неделю посе­щает групповые занятия. Другие получают индивидуальную консультативную помощь, основной акцент в которой дела­ется на занятиях дома с родителями. Логопед контролирует ход исправления нарушений и инструктирует родителей о

методике занятий. Аналогичную консультативную помощь можно получить у логопеда психоневрологического диспан­сера, если ребенок состоит в нем на учете. В тех случаях, когда испытываемые трудности касаются не только письма и чтения, но и других предметов, ребенок определяется в класс выравнивания или в школу для детей с ЗПР. При тяжелых нарушениях письменной речи, сочетающихся с недоразвитием устной речи, обучение проводят в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. Те, кто нуждаются в госпитальном лечении, проходят кратковременный коррек­ционный курс в психиатрической больнице.

Несмотря на такую разветвленную систему специализиро­ванных учреждений, не все дети своевременно получают в них помощь. Наиболее часто причиной этого являются два обстоя­тельства: поздняя диагностика и несогласие родителей на пе­ревод ребенка в одно из специализированных учебных заве­дений или классов. Поздняя диагностика происходит чаще всего из-за недостаточной компетентности учителей началь­ных классов в данных вопросах и неумения отличить времен­ные трудности от тех, которые носят специфический харак­тер. Отказы родителей связаны с мотивами психологического рода. У некоторых из них возникает ложное представление, что на ребенка навешивают ярлык неполноценного и что он является объектом социальной сегрегации. Подобная непра­вильная реакция является следствием не только недопони­мания со стороны родителей. Отчасти этому способствует не­достаточное просвещение населения по данным вопросам с помощью средств массовой информации. В качестве положи­тельного примера в организации подобной работы можно при­вести опыт других стран. Например, в США систематически в научно-популярных журналах (8с1еп1;Шс Атепсап и др.) пропагандируются школы для детей с дислексией, издают­ся популярные книги для родителей по данным вопросам, су­ществует добровольная Ассоциация родителей, имеющих де­тей с трудностями в обучении (АСЫЭ).

Вопрос о достоинствах и недостатках изоляции (т. е. вы­вода в специализированные учреждения) и интеграции (т. е. оставления их в массовой школе среди здоровых детей) сам по себе непростой. Вот как анализирует его II. Асkerman - Behringer (1979) [цит. По Z. Tresohlava, Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986. С. 164]:

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.