Медикаментозные средства, используемые в лечении дислексии и дисграфии, можно разделить на две категории: с преимущественно патогенетическим и с симптоматическим действием.
К патогенетически действующим средствам относятся препараты, воздействующие прежде всего на резидуально-органическую симптоматику. Как известно, резидуальный период ранних органических поражений головного мозга весьма длителен. Процессы организации, репарации и компенсаторной перестройки могут продолжаться до окончательного созревания церебральных структур, поэтому в конце дошкольного периода и в младшем школьном возрасте можно еще оказать влияние на их динамику. Наиболее хорошо зарекомендовали себя средства биологической стимуляции и ноотропы. С момента выявления симптомов специфических нарушений показано назначение курсового лечения инъекциями витаминов В1 В12, В6, алоэ, ФиБС, стекловидного тела, церебролизина в возрастных дозировках. Более эффективна комплексная терапия несколькими препаратами, например раствор витамина В1 (1 мл внутримышечно № 10) чередовать с витамином В12 (200 мкг внутримышечно № 10) + экстракт алоэ (1 мл внутримышечно № 30). Курсы следует повторять 2-3 раза в год, предпочтительно в учебное время. Наиболее эффективным препаратом этой группы является церебролизин. Препаратами выбора для детей данной категории являются ноотропы: ноотропил (пирацетам), энцефабол (пиридитол), пантогам. В еще большей степени, чем вышеназванные средства, они активизируют метаболизм нервных тканей, способствуют созреванию церебральных структур и облегчают процессы репарации и функциональной компенсации при ранних органических поражениях головного мозга [Авруцкая И. Г., 1980]. В ряде исследований было обнаружено, что пирацетам улучшает процесс межполушарного взаимодействия [Вuresova О., Вures., 1976], оказывает избирательное действие на процессы обработки информации в левом полушарии, повышает продуктивность усвоения вербального материала [Dimond., 1975]. Имеются многочисленные экспериментальные доказательства позитивного влияния пирацетама на формирование навыков чтения и письма у детей с дислексией, улучшение понимания, снижение числа ошибок чтения и письма . С этими данными согласуется и наш опыт применения ноотропов у 120 детей с дислексией. Эффект назначения ноо-тропов проявляется в наибольшей степени в сочетании с коррекционными занятиями.
Детям 5-6 лет (угрожаемых по дислексии) ноотропы назначаются в следующей дозировке: ноотропил 1,2 г в сутки, пантогам 750 мг в сутки, энцефабол 100-150 мг в сутки. В возрасте 7-9 лет дозировки соответственно составляют: ноотропил 1,6 г в сутки, пантогам 1,0 г в сутки, энцефабол 200 мг в сутки. Детям старше 9 лет: ноотропил 1,6-2,0 г, пантогам 1,25 г, энцефабол 300 мг. Выбор наиболее оптимального из перечисленных ноотропов определяется особенностями симптоматики. При астеноадинамических состояниях предпочтительнее энцефабол (при отсутствии пароксизмальных явлений в анамнезе или на ЭЭГ), при гипердинамических состояниях — пантогам. Ноотропил является относительно универсальным препаратом [Ермолина Л. А., 1978]. Существуют наблюдения, что назначение этих препаратов не только влияет на психопатологическую симптоматику и психомоторные нарушения, но и способствует лучшему усвоению навыков письма и чтения [Wilsher1979], поэтому наиболее интенсивными курсы лечения должны быть в период коррекционных занятий. По данным В. М. Лупандина (1978) и нашим наблюдениям, компенсаторные процессы при специфических задержках психического развития в основном завершаются к 10-летнему возрасту, поэтому максимальный эффект патогенетической терапии следует ожидать до 10-11 лет. В дальнейшем указанные препараты оказывают преимущественно симптоматическое действие, улучшают концентрацию внимания, повышают работоспособность, стимулируют память. Кроме перечисленных препаратов, за рубежом широко используются такие средства, как метилфе-нидат, риталин, деанол, циклизин, антиверт, драммин [Тес ., 1971; Levinson Н., 1980]. Наиболее употребимы из перечисленных препараты группы амфетаминов. Однако в ряде исследований не подтверждается положительный эффект амфетаминов на усвоение навыков чтения и письма [Тhompson., 1973].
Если дислексии и дисграфии сопутствует психоорганическая или неврозоподобная симптоматика, то возникает необходимость в назначении ряда психотропных препаратов симптоматического действия. При гипердинамическом зиндроме — сонапакс 10—25 мг 3 раза в день предпочтительно в сочетании с пантогамом. Если эффект недостаточен, то оправдана терапия неулептилом или пропазином в возрастных дозировках.
При выраженных астеноадинамических или астеноде-прессивных расстройствах уместно использование мягких антидепрессантов со стимулирующим эффектом: пиразидола 25-50 мг 2-3 раза или азафена 25 мг 2-3 раза в первую половину дня. При наличии невротических реакций, фобии чтения, симптомов «школьной фобии» уместно назна-шние мягких седативных средств, таких, как новопассит,фенибут, а в более тяжелых случаях бензодиазепинов (реланиума, феназепама).