Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ВТОРИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДИСЛЕКСИИ



Ее основа заключается в раннем выявлении предраспо­ложенности к этому нарушению и проведении комплекса предупредительных мер. Диагностическая методика, исполь­зуемая при этом, приведена в гл. 4 и в приложении 3 (МРВД). Для предупреждения нарушений чтения рекомендуется сле­дующее:

1. Формирование функционального базиса навыков чте­ния (соответствующие рекомендации изложены на стр. 224-235). Организационно удобнее всего данную работу прово­дить в речевой группе детского сада или в детском саду для детей с задержками психического развития.

2. Дети с дислексией с трудом усваивают навык чтения, основой которого является синтез звуков, одновременно с преимущественно аналитическим навыком — письмом. У этих детей оба навыка порой взаимодезорганизуют друг дру­га. В связи с этим целесообразно у детей, угрожаемых по дислексии, начинать обучение чтению с опережением, еще в дошкольном возрасте, а письму — позже, в школе. Наш опыт подобной работы свидетельствует, что обучение чте­нию детей с недоразвитием речи (как одну из групп риска) можно начинать с 5 лет*.

Первый год из двухлетнего курса обучения (в старшей и подготовительной группах речевого детского сада) обыч­но уходит на формирование функционального базиса чте­ния. Методика этой работы в основном совпадает с той, которая была рекомендована нами выше для коррекции нарушений у школьников. К концу первого года обучения дети должны владеть анализом звуковой стороны речи: делить фразы на слова, слова — на слоги, выделять звук на фоне слова и определять его место. Важно развивать способность к устному синтезу слова из слогов (например, в игре «Магнитофон»). Этот вид упражнений включается в занятия на протяжении всех двух лет обучения. Дети должны научиться воспроизводить и различать простран­ственные и временные последовательности из 3—4 фигур, предметов, слов, слогов и т. п. На втором году обучения детей знакомят с буквами. В соответствии с разработанной нами экспериментальной программой дети вначале усваивают гласные буквы: А, У, О, И, Е, Ы. Большинство детей с недоразвитием речи за 2 мес. усваивают все перечисленные буквы. Карточки с их изображением активно используются в упражнениях на вы­деление звука на фоне слова для обозначения этого звука. В отличие от бытующего мнения о трудности усвоения йо­тированных гласных букв, мы не встречали у дошкольни­ков подобных затруднений при знакомстве с буквой Е.

Учитывая, что дети с недоразвитием речи слабо владеют отвлеченными теоретическими понятиями, целесообразно избегать

* Разработка и апробация методики раннего обучения чтению детей с недоразвитием речи проводилась при участии логопеда детского сада № 3 г. Кировска Ленинградской области С. Г. Третьяковой.

в преподавании теоретических аспектов звуко-буквен-ных соотношений. Лучше опустить, например, объяснения того, что буква Е обозначает два звука — ЙЭ. В ходе после­дующей демонстрации чтения прямых и обратных слогов де­ти практически овладевают правилами чтения буквы Е в слогах, например ЛЕ и ЕЛ, хотя объяснить этого еще не умеют. В 1-м классе в соответствии с программой они полу­чат и соответствующие теоретические знания. Усвоив столь­ко гласных, дети в дальнейшем с каждой пройденной соглас­ной могут читать разнообразный набор слогов и больший набор слов.

Обычно на третьем месяце второго года обучения можно приступать к освоению согласных. Мы рекомендуем такую их последовательность: Л, В, К, П, Н, Р, М, С, Т, Д... Основа­нием для этого методического подхода являются следую­щие соображения. Данная последовательность согласных примерно соответствует их частотности, подсчитанной на­ми в дву- и трехсложных словах (существительных и глаго­лах), которые составляют большинство текстов, предлагае­мых детям в букварный период. Основным недостатком традиционной последовательности изучения букв* являет­ся невозможность чтения предложений до тех пор, пока не будет изучена значительная часть согласных (в букваре — после усвоения 5 согласных). Это резко обедняет материал для чтения, насыщает его бессмысленными, не свойствен­ными живой речи оборотами типа «У Лары шары» и «У Муры лапы». Создается дефицит глаголов в подобных мате­риалах. Предлагаемая нами последовательность освоения согласных позволяет читать предложения уже после овла­дения первой из них. При этом подлежащее и сказуемое обозначены словами, а дополнение — картинкой (например: «Алла ела...», «Алла лила...»). Освоение чтения на приме­ре полноценных по составу и осмысленных предложений облегчает овладение навыком. Для ребенка это не самоцель, а средство овладеть смыслом читаемого.

В процессе обучения используются слоговые таблицы (по методу «Называние — поиск — прочтение»), приведенные выше. При усвоении каждой очередной согласной парал-

* В массовой школе: А. У. М. Р, Ш, Л, Ы, Л, И, С, О, К, X, Т...; в речевой школе: А, У, М, X, О, С, Л, К, В, Т, Н, Ы, 3, Л, И...

лельно отрабатывается чтение всех вариантов слогов: пря мых и обратных, мягких и твердых, например: ЛА, ЛИ, ЛЫ, ЛЕ, ИЛ и т. п.

Для облегчения детям выделения слога в напечатанном слове используется цветовая маркировка слогог (см. стр. 234).

Уместно использовать такие игры, как «Словесно-картиночное домино» и «Словесное лото». В первой из названных игр ребенок подбирает карточку со словом к картинке, которой оканчивается уже выложенный ряд (или наоборот). Карточки домино изготавливаются с набором картинок и слов, доступных для чтения на данном этапе обучения. По мере продвижения по программе ассортимент слов и картинок расширяется. При игре в «Лото» ведущий называет сло­во, а игроки закрывают фишками (или карточками с напечатанным словом) такое же слово на своей игровой доске.

Удобна для формирования осмысленного чтения игра в 1 «Почту». Получив «письмо», ребенок должен выполнить то I задание, которое в нем описано.

Апробация экспериментальной методики обучения чте­нию (краткое описание которой мы привели) на дошколь­никах группы риска подтвердила ее практическую пригод­ность. В результате двухлетнего обучения в речевой группе детского сада удалось сформировать у детей стабильный на­вык слогового чтения. Впоследствии ни у одного из них (за исключением нескольких детей со сниженным интеллек­том) при обучении в массовой школе не возникало трудно­стей в чтении. Средние показатели успеваемости по чтению в 1-м классе у них не отличались от здоровых сверстников. У детей из параллельной речевой группы, не проходивших экспериментального обучения, соответствующая успевае­мость была в среднем хуже и отмечались случаи дислексии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.